Узбекистан: Жизнь зависит от способности ее изменить

Социальный контракт — неформальное соглашение между властью и основными социальными группами, выстраивающее вокруг основных потребностей жизни общества: устойчивости условий жизни, гарантий занятости и доходов, уверенности в завтрашнем дне. Социальный контракт определяет суть и модель общества, создает благоприятную среду для раскрытия творческого потенциала человека и реализации его способностей.

Социальный контракт

Изменения в узбекистанском обществе свидетельствуют о стремлении к моделированию нового образа Узбекистана и его народа. Внедряются элементы прямой демократии, когда немало вопросов инициируется гражданами, а принимаемые решения обсуждаются непосредственно с населением. 

У людей появилась возможность напрямую обратиться к главе государства. Эксперты отмечают, что повестка дня Президента Узбекистана фактически безграничная и достаточно гибкая. Осуществляемая государством работа позитивно воспринимается народом. У граждан появляется ощущение сопричастности к политической реальности, формируется и растет их социальная вовлеченность в политику. Жители от столицы до отдаленных районов выражают готовность к переменам, и это весьма ощутимое изменение. Президентом страны неоднократно подчеркивалось, что будущее формируется настоящим, творцом которого является народ Узбекистана. По сути, это возможность для самореализации каждого жителя страны.

Отмечается, что новые взгляды на жизнь у населения Узбекистана становятся предпосылкой для усиления их гражданской активности, мобильности, смелости в принятии общественно значимых решений. На сегодняшний день большинство узбекистанцев имеют четкое представление о конкретных практических задачах развития нашей страны. Говоря образно, граждане мыслят в унисон со своим Президентом. Их волнуют те же вопросы. Тезисы Шавката Мирзиёева, обозначенные в Послании парламенту страны, непосредственно касаются чаяний простых людей, и они видят, что глава государства знает об их проблемах, открыто говорит о них и в курсе всех происходящих в стране событий. 

Установившийся стиль управления сочетает высокую требовательность к госорганам и персональную ответственность каждого из руководителей за порученный участок работы, с демократическим обсуждением задач на этапе их выработки и свободным выражением мнений граждан. Это важно, так как зачастую именно с образом политического лидера связываются представления людей о справедливости. 

Новый формат общения с народом

Главным трендом 2017 года в Узбекистане, несомненно, стал  диалог с народом. Кто-то назовет это перезагрузкой, кто-то — оттепелью, переоценкой ценностей. Ясно одно: происходящие изменения рассматриваются через призму задачи по повышению благосостояния народа. Эксперты обращают внимание на то, что власть стала признавать все свои упущения и недостатки, принимать конкретные меры по их устранению.

В бизнесе работа с жалобами клиентов — самый эффективный способ маркетинговых исследований, обеспечивающий в конечном итоге процветание компании. Аналогию можно провести и в политической сфере. Изучение обращений граждан, организация диалога с народом — это те же маркетинговые исследования, только общественно-политического характера.

По мнению экспертов, в 2017 году в Узбекистане была создана уникальная правовая платформа для общения с народом. Сформировались действенные механизмы обращения граждан в государственные органы. 

Их создание в целях прямого взаимодействия государства с народом стало драйвером внутренней политики Шавката Мирзиёева, ориентированной на тесное взаимодействие госорганов с населением. На передний план выдвинут принцип: «люди хотят видеть результаты позитивных преобразований не в отдаленном будущем, а сегодня, пользоваться этими благами уже сейчас». Здесь уместно вспомнить и высказывания знаменитого политического деятеля Индии Махатмы Ганди: «Если ты хочешь перемен в будущем — стань этой переменой в настоящем» и «Начните менять в себе то, что вы хотите изменить вокруг». Иными словами, жизнь зависит от способности ее изменить, а для этого в первую очередь нужно измениться самому.

В целях вывода страны на новый, более высокий уровень была принята Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017—2021 годах. 

В Послании Президента было подчеркнуто, что каждое решение, касающееся жизни страны, мы принимаем на основе непосредственного диалога с народом, с учетом мнений общественности. Краеугольным камнем нашей деятельности становится принцип «Не народ служит государственным органам, а государственные органы должны служить народу». В этой связи необходимо принимать во внимание тот факт, что все выдвинутые в Послании предложения касаются повседневной жизни каждого гражданина страны, а инициативы и новое видение носят стратегический характер.

Контуры внешней политики

На международной арене предпринимаются активные действия, направленные на повышение престижа Узбекистана, позиционирование страны как надежного, конструктивного политического и экономического партнера. Приоритетным направлением во внешней политике страны определен Центральноазиатский регион. Как отмечают эксперты, политика главы Узбекистана в отношении соседних стран — нечто большее, чем дружба. Обращается внимание на тот факт, что в отношениях со странами Центральной Азии Шавкат Мирзиёев действует не как конкурент, а как партнер, что также является важным фактором успешного решения общих вопросов совместными усилиями.

Эксперты утверждают, что изменение отношения зарубежной общественности к Узбекистану в 2017 году наблюдалось и на региональном уровне. Этому способствовала интенсивность взаимодействия с соседними странами, решение общих проблем: устранение некоторых искусственных барьеров, снятие ограничений с отдельных пунктов пропуска на государственных границах с соседними странами. Принимаемые шаги получают поддержку граждан и соседних стран, позитивно оценивающих политику нового Узбекистана. Неподдельна радость жителей приграничных районов, передвигающихся сегодня между государствами без каких-либо лишних формальностей. Самое главное, они вновь ощутили общность и единство народов. Президент Кыргызстана Сооронбай Жээнбеков в ходе встречи с Шавкатом Мирзиёевым отметил, что люди восприняли это событие со слезами счастья, а граница между нашими странами стала воротами дружбы и сотрудничества.

Международные обозреватели отмечают, что благодаря усилиям руководства Узбекистана в Центральной Азии создана абсолютно новая политическая атмосфера, в регионе значительно повысился уровень политического доверия.

Необходимо отметить, что Послание Президента вызвало широкий резонанс в зарубежных общественно-политических и экспертно-аналитических кругах. Оценивая значимость новых инициатив, эксперты отмечают трансформационный и программный характер выступления. На этом фоне ранее осторожный оптимизм зарубежных аналитиков в отношении реформ в узбекистанском обществе меняется в положительную сторону.

В целях укрепления международного имиджа Узбекистан продолжает мобилизовать свой созидательный потенциал, который, в частности, включает формирование «пояса безопасности» вокруг страны, широкое применение современных подходов к развитию всех сфер жизни общества. За небольшой отрезок времени Узбекистану удалось закрепить имидж надежного и предсказуемого партнера на международной арене. В 2017 году об Узбекистане, в частности, о проводимых реформах, преобразованиях в стране писали такие авторитетные издания, как «Forbes», «The Wall Street Journal», «New York Times», «Foreign Affairs», «Bloomberg», «BBC», «The Guardian», «The Financial Times», «The Economist», «Deutsche Welle», и другие.

Согласно результатам опроса американской компании «Gallup International», граждане Узбекистана чувствуют себя наиболее защищенными по сравнению с гражданами других стран СНГ. В Индексе закона и порядка рейтинг Узбекистана составил 95 баллов, по данному показателю республика стала первой в СНГ и второй в мире. Кроме того, в рейтинге группы Всемирного банка «Ведение бизнеса-2018» («Doing Business 2018») Узбекистан в третий раз вошел в десятку мировых лидеров по динамике улучшения делового климата.

Вместо заключения

Известно, что практическому воплощению любого решения предшествует рождение идеи. В этой связи моделирование сознательной причастности к тем или иным событиям в жизни общества и государства было и остается актуальным аспектом развития общества. Его спрос на изменения трансформируется в конкретные ожидания. А это важный фактор стабильного развития. И в этом большая заслуга Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева. За короткий период времени руководителю Узбекистана удалось изменить сознание, мировоззрение народа. Именно изменение мышления общественности в лучшую сторону и дает практические результаты. Как показало исследование Центра изучения общественного мнения «Ижтимоий фикр», глава Узбекистана сегодня пользуется доверием у 93,1 процента населения республики.

В данном контексте можно сказать, что 2017 год стал своего рода «пробуждением сознания» для многих узбекистанцев, стимулом для формирования инновационного мышления народа. Объявив 2018 год Годом поддержки активного предпринимательства, инновационных идей и технологий, руководитель страны дал ясный сигнал о том, что в условиях жесткой конкуренции только наличие высокого инновационного потенциала является важным условием экономического роста в XXI веке.

Можно привести немало примеров и фактов как свидетельства того, что жизнь узбекистанцев меняется к лучшему. А можно просто поговорить с жителями, поинтересоваться их повседневными заботами, побывать в отдаленных районах и селах. Проводя параллель с передовым опытом развитых стран, зарубежные обозреватели пишут, что Узбекистан проводит политику открытых дверей и обладает потенциалом «спящего гиганта», «нового экономического тигра», «нового азиатского дракона».

2017 год, безусловно, запомнится гражданам Узбекистана тем, что заложены новые социально-политические основы, осуществлены новые экономические реформы, разработаны масштабные планы. Страна успешно вступила в непростой, но интересный этап своего развития. Словом, 2017 год стал поворотным в истории современного Узбекистана.

Аброр ЮСУПОВ,

главный научный сотрудник Института стратегических и межрегиональных 

исследований при Президенте Республики Узбекистан.

(Источник: газета «Народное слово»)