ИНФОРМАЦИОННЫЙ ДАЙДЖЕСТ

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ДАЙДЖЕСТ

ПРЕССЫ УЗБЕКИСТАНА № 251

21 декабря 2017г.

ПРЕЗИДЕНТ

Президент Узбекистана принял члена Государственного совета, министра обороны Китая

Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев 20 декабря принял члена Государственного совета, министра обороны КНР Чан Ваньцюаня, находящегося в нашей стране с визитом.

Глава нашего государства, тепло приветствуя гостя, с глубоким удовлетворением отметил наблюдаемую активизацию контактов на различных уровнях и расширение продуктивного взаимодействия, что обеспечивает высокую динамику и последовательное укрепление отношений всестороннего стратегического партнёрства между двумя государствами.

Особое внимание уделено вопросам практической реализации договорённостей и соглашений, достигнутых по итогам визита на высшем уровне в КНР в мае текущего года.

В ходе встречи рассмотрены состояние и перспективы двустороннего военного и военно-технического сотрудничества, а также обсуждены актуальные вопросы обеспечения региональной безопасности и стабильности.

Член Государственного совета, министр обороны Китая выразил глубокую благодарность Президенту Республики Узбекистан за оказанный тёплый прием и передал искренние приветствия и наилучшие пожелания Председателя Китайской Народной Республики Си Цзиньпина.

Чан Ваньцюан дал высокую оценку реализуемым в нашей стране реформам по повышению потенциала Вооруженных Сил и укреплению обороноспособности Узбекистана, а также подчеркнул готовность китайской стороны к дальнейшему развитию взаимовыгодного партнёрства в этой сфере.

(Источник: УзА)

ЭКОНОМИКА

АБР выделит $450 млн. на развитие энергетического сектора Узбекистана

Совет директоров Азиатского банка развития (АБР) одобрил заём на сумму 450 млн. долл. США в целях установки дополнительного энергогенерирующего оборудования мощностью от 850 до 950 МВт на Талимарджанской теплоэлектростанции (ТЭС).

Совет директоров Азиатского банка развития (АБР) одобрил заём на сумму 450 млн. долл. США в целях установки дополнительного энергогенерирующего оборудования мощностью от 850 до 950 МВт на Талимарджанской теплоэлектростанции (ТЭС) с использованием технологий комбинированного цикла, что будет способствовать повышению энергоэффективности выработки электроэнергии и укреплению энергетической безопасности Узбекистана.

«Модернизация энергетического сектора Узбекистана и его энергогенерирующих мощностей имеет ключевую роль для экономики и развития страны», - сказал Сёнг Дак Ким, специалист по энергетике Департамента Центральной и Западной Азии АБР. «Содействие АБР позволит Узбекистану удовлетворить растущие энергетические потребности страны и обеспечить устойчивость энергетического сектора».

В настоящее время доля энергетического сектора в ВВП республики составляет 10%, или около 25% от общего объема экспорта страны. Однако, спрос на электроэнергию в стране растет в сравнении с имеющимися мощностями, и ожидается, что достигнет до 14,600 ГВт/час к 2020 году.

В рамках проекта предусматривается расширение мощности Талимарджанской ТЭС путем установки дополнительных парогазовых турбин комбинированного цикла с выработкой теплоэнергии. Кроме того, дополнительные турбины позволят увеличить общую мощность Талимарджанской ТЭС до 2600 МВт и повысить теплоэффективность с 48% до 52%.

Финансирование АБР является продолжением предыдущего содействия для энергетического сектора Узбекистана, когда в августе 2017 года была введена в эксплуатацию парогазовая установка комбинированного цикла мощностью 900 МВт на Талимарджанской ТЭС. Проект также будет способствовать реализации правительственной программы «Видение - 2030», которая предусматривает переход Узбекистана на уровень индустриальной страны с доходами выше среднего к 2030 году. Модернизация и реформы энергетического сектора являются ключевыми задачами в «Видении - 2030».

В рамках проекта также предусматривается содействие в проведении реформ в секторе электроэнергии. АБР одобрил техническое содействие на сумму 2 млн. долл. США, которое финансируется из ресурсов Японского фонда по снижению бедности, целью технического содействия является повышение финансовой устойчивости АК «Узбекэнерго», а также укрепление планирования и рассмотрение тарифов энергетического сектора.

АБР основан в Маниле, и посвящает себя делу сокращения бедности в Азиатско-Тихоокеанском регионе посредством инклюзивного экономического роста, экологически устойчивого роста и региональной интеграции. АБР создан в 1966 году, и отмечает 50-летие партнерства в регионе. Странами-членами АБР являются 67 стран, 48 из которых находятся в регионе. В 2016 году, общее содействие АБР составило 31,7 млрд. дол. США, включая софинансирование в размере 14 млрд. долл. США.

(Источник: газета «Бизнес-вестник Востока»)

ИНВЕСТИЦИИ

В Узбекистане к середине 2018 года планируется запустить уникальный в СНГ завод по выпуску индустриальных аккумуляторов

Предприятие станет одним из самых передовых на мировом индустриальном аккумуляторном рынке. Производство будет оснащено высокотехнологичным оборудованием южнокорейского производителя Unicor Co. Ltd.

В рамках Программы мер по обеспечению структурных преобразований, модернизации и диверсификации производства задача по организации производства индустриальных аккумуляторов была возложена на «Узвторцветмет». Благодаря данному проекту у страны появится огромный потенциал внедрения новых технологий в сфере альтернативной энергетики, мобильной связи и других направлениях.

Так, например, по оценкам специалистов, Узбекистан располагает благоприятными климатическими условиями для использования солнечной энергии, потенциал которой составляет 98,5% всех возобновляемых источников энергии, вместе взятых. Производство индустриальных аккумуляторов на предприятии «Узвторцветмет» будет иметь огромную значимость в данной сфере.

– Строительство нового завода позволит, с одной стороны, полностью удовлетворить спрос внутри республики, с другой – увеличить поставки продукции на экспорт, – отметил менеджер проекта Бехзод Юнусов.

Напомним, что сотрудничество с корейскими партнерами является одним из ключевых направлений узбекской экономики. Общая сумма всех контрактов, подписанных во время недавнего визита Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева в Сеул, – $8,94 млрд. Больше всего инвестиций  в энергетику и нефтехимию – $2,95 млрд. Чуть меньше – $2,7 млрд – получит банковско-финансовый сектор, а на инфраструктуру пойдет $1,7 млрд.

Также были достигнуты договоренности по расширению гуманитарных связей, укреплению сотрудничества между министерствами и ведомствами. Всего лидеры двух стран подписали более 60 документов.

(Источник: газета «Uzbekistan Today»)

Регионы

В Каракалпакистане будет реализовано 1309 проектов на 4,5 трлн. сумов

Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев 15-16 декабря посетил Республику Каракалпакстан (курс ЦБ РУ на 21.12.2017, 1$= 8101.62 сум).

Основная цель поездки — анализ и ознакомление с ходом исполнения поставленных задач, определение приоритетных направлений работы на ближайшие два года.

Глава нашего государства в ходе своей поездки в Каракалпакстан 20—21 января текущего года определил системные меры по развитию экономики региона, улучшению социальных условий. За минувший период эти поручения были полностью реализованы.

В соответствии с программой, разработанной по итогам той поездки, было реализовано 242 проекта общей стоимостью около 160 миллиардов сумов, нацеленных на развитие промышленности. Это позволило создать почти 4 тысячи рабочих мест.

Так, в Караузякском районе введена в строй первая линия предприятия «Каракалпакцемент» производственной мощностью 200 тысяч тонн цемента в год, на предприятии «Техник глобал» в Нукусе налажен выпуск 150 тысяч телевизоров под брендом «Samsung», на предприятии «Нукус полимер» — 8 тысяч тонн полиэтиленовых труб и бытовых товаров. На предприятии «Вегатекс глобал» Турткульского района в год изготавливается 5 тысяч тонн пряжи.

Президент нашей страны ознакомился также с проектом организации в Каракалпакстане плантаций лекарственных растений. В соответствии с Указом главы нашего государства «О создании свободных экономических зон «Нукус-фарм», «Зомин-фарм», «Косонсой-фарм», «Сирдарё-фарм», «Бойсун-фарм», «Бустонлик-фарм» и «Паркент-фарм» от 3 мая 2017 года в регионе проведена широкомасштабная работа, особое внимание уделяется созданию новых рабочих мест путем эффективного использования имеющихся производственных мощностей и ресурсного потенциала.

В 2018—2019 годах для развития фармацевтической промышленности региона намечено реализовать 17 проектов стои-мостью 27,7 миллиона долларов. Это позволит наладить производство и экспорт фармацевтической продукции 37 видов.

ООО «Нукус Мед Тех» планирует наладить выпуск изделий медицинского назначения, ООО «Берлин фарм» — лекарственных средств для лечения онкологических заболеваний, ООО «Турткул шиша идишлари» Турткульского района будет производить фармацевтическую тару.

Шавкат Мирзиёев посетил Тахиаташский район.

Глава нашего государства дал поручения по диверсификации экономики Каракалпакстана, выпуску продукции с добавленной стоимостью, расширению экспорта.

Особое внимание было уделено перспективам освоения месторождения железной руды Тебинбулак. В настоящее время металлическая продукция в нашей стране производится на основе переплавки металлолома. Месторождение Тебинбулак располагает огромными запасами железной руды. Его освоение будет проходить в два этапа. В результате начиная с 2021 года появится возможность производить 1 миллион тонн стали в год. Для организации работ в этом направлении образована соответствующая дирекция при акционерном обществе «Узбекистон темир йуллари».

Были представлены также проекты по организации новых предприятий на базе неэффективно используемых объектов. В Каракалпакстане намечено организовать 6 малых промышленных зон. Объекты в них будут предоставляться на безвозмездной основе сроком на 5 лет с последующим оформлением права на владение. Строительство и восстановление инженерно-коммуникационных сетей будет выполнено за счет Государственного бюджета. В этих зонах будут созданы условия для организации производства, развития предпринимательства.

Здесь же были представлены проекты акционерных обществ «Узкурилишматериаллари» и «Узбекэнерго», планы по повышению уровня жизни населения Приаралья.

Глава нашего государства обратил особое внимание на значимость этих проектов для Каракалпакстана, дал ответственным лицам поручения по каждому из них.

Шавкат Мирзиёев посетил современный логистический центр, организуемый в Ходжейлийском районе. Данный комплекс возводится в соответствии с поручением, данным Президентом страны в январе текущего года.

Логистический центр, организуемый ООО «Хужайли агросаноат маркази», будет заниматься хранением, переработкой и экспортом сельскохозяйственной продукции, бесперебойным ее обеспечением внутреннего рынка, послужит рациональному использованию земель, созданию новых рабочих мест и повышению экспортного потенциала страны.

В комплексе, занимающем площадь в 15,3 гектара, в 2018 году планируется отсортировать, переработать и упаковать 5 тысяч тонн фруктов и овощей. Здесь будут работать 150 человек.

Здесь же состоялась презентация реализуемых в Каракалпакстане инвестиционных проектов в пищевой промышленно-сти, программ по развитию животноводства, птицеводства, пчеловодства и рыбоводства. Так, в 2018—2019 годах намечено реализовать 70 проектов по переработке плодоовощной продукции и мяса, строительству холодильных хранилищ. В рамках программы развития животноводства и птицеводства на 2018—2020 годы предусматривается реализовать 250 проектов. В результате будет создано более 730 рабочих мест. В рамках программы развития рыбоводства в 2018—2020 годах будет осуществлено 6 проектов. На рисовых полях Нукусского и Канлыкульского районов будет налажено разведение рыбы.

Шавкат Мирзиёев провел встречу с депутатами Жокаргы Кенеса и активом Республики Каракалпакстан. На ней была критически проанализирована проделанная уже работа, определены приоритетные направления и актуальные задачи по развитию всех сфер на ближайшие два года.

Мероприятия по регулярной отправке руководителей соответствующих министерств, а также компаний и банков в регионы, изысканию дополнительных резервов на местах, разработке и реализации конкретных инвестиционных проектов последовательно продолжаются, сказал Шавкат Мирзиёев. Таким же образом они работали в течение двух недель до сегодняшней поездки в Каракалпакстан, по итогам разработан проект новой программы, направленной на привлечение дополнительных инвестиций.

Согласно этой программе в 2018—2019 годах в Каракалпакстане будет реализовано свыше 1 300 проектов общей стоимостью 4,5 триллиона сумов и создано почти 10 тысяч рабочих мест. В частности, в промышленности намечено реализовать 232 инвестиционных проекта стоимостью 492 миллиона долларов.

Вместе с тем планируется реализовать 5 крупных проектов общей стоимостью более 3,4 миллиарда долларов в топливно-энергетической и горно-металлургической отраслях Каракалпакстана, отметил Президент нашей страны.

 (Источник: УзА)

Реформы

Узбекистан: идентификация политического курса

Исполнился год, как Шавкат Мирзиёев стал главой государства, получив на президентских выборах абсолютную поддержку народа. Новый лидер предложил многогранную концепцию кардинального и комплексного реформирования общества.

С самого начала и по сегодняшний день глава государства выступает в качестве новатора идей и концепций, инициатора глубоких демократических преобразований.

Международные исследовательские центры, ученые-политологи анализируют итоги первого года президентства Шавката Мирзиёева, пытаются идентифицировать политическую доктрину нового курса Узбекистана с точки зрения современной политической науки и практики. Основными в полемике становятся вопросы: «Чем в политическом плане является курс Президента Шавката Мирзиёева?», «Какую демократию строит Узбекистан?». Ответы на данные вопросы попробуем дать и мы.

Без сомнения, фундаментом политического курса, реализуемого Президентом Узбекистана, являются либерализм и либеральная демократия. Президент остается верным либеральным ценностям и продолжает политику всестороннего обеспечения и гарантии прав и свобод личности в демократическом правовом государстве.

Так, первые же изданные указы были направлены на дальнейшее укрепление правовых механизмов защиты и гарантий неприкосновенности частной собственности, ликвидацию бюрократических преград на пути развития предпринимательства. Особое внимание уделено демократизации и либерализации судебно-правовой системы, повышению эффективности деятельности судебных, правоохранительных и контролирующих органов в обеспечении законных прав и интересов граждан.

Понимая под либерализмом философское и общественно-политическое течение, провозглашающее права и свободы каждого человека высшей ценностью и устанавливающее их в качестве правовой основы общественного и экономического порядка, следует отметить, что современная практика либерализма имеет множественные формы своей реализации. Говоря об основных качественных характеристиках либерализма, реализуемого в настоящее время в Узбекистане, можно сказать, что он может быть идентифицирован по нескольким направлениям. 

Акцент на социальную поддержку

Классический экономический либерализм предполагает абсолютизацию действий законов рынка. Данный подход основывается на слепом переходе к рыночным отношениям во всех сферах общественной жизни и надежду на то, что все существующие противоречия и проблемы в обществе будут решены «невидимой рукой рынка». В противовес данному подходу «социальный либерализм» поддерживает осуществление активной политики по социальной защите определенных общественных групп — пенсионеров, студентов и т. д.

Создание в Узбекистане эффективной модели социальной защиты граждан является неоспоримым приоритетом избранного политического курса. В соответствии с решениями главы государства за последний год в корне реформированы все важнейшие для народа социальные сферы — образование, здравоохранение и другие. 

Мы стали свидетелями возникновения кардинально обновленной государственной молодежной политики. Руководитель страны не только нацелен на установление эффективного диалога с молодежью, но и видит в ней глобальный ресурс дальнейшего устойчивого развития страны. 

Движущие факторы прогресса

В процессе демократических преобразований в Узбекистане государству отведена активная роль. Оно позиционируется как лидер, инициатор важнейших реформ во всех сферах общественной жизни, эффективность которых во многом зависит от степени конструктивности и потенциала созидательности госинститутов.

Это, на наш взгляд, представляется движущими факторами процесса активной реформы системы госуправления в Узбекистане. Ее основные положения отражены в утвержденной указом Президента Концепции административной реформы.

Итогом данных преобразований должно стать формирование обновленной системы госуправления, способной обеспечить полноценную реализацию осуществляемых реформ, принимаемых нормативно-правовых актов и государственных программ, а также своевременно выявлять и эффективно решать проблемы общественно-политического и социально-экономического развития.

Говоря о конструктивном (созидательном) характере либерализма в Узбекистане, невозможно не отметить огромную личную волю и активность Президента. Деятельность главы государства представляет собой образец высокопрофессионального подхода к решению задач, неистощимой энергии, эффективной политики лидерства и является общепризнанным образцом креативной общественной деятельности.

В формате консолидации усилий

Важной чертой государственной политики современного Узбекистана является демократичный характер принятия решений на основе консенсуса. В качестве яркого примера применения на практике данного подхода, предполагающего всесторонний учет общественного и экспертного мнения, можно привести процесс разработки и принятия Стратегии действий. По инициативе Президента страны была организована широкая дискуссия в обществе, созданы условия для учета в итоговом варианте Стратегии действий мнений всех — политических партий, институтов гражданского общества, экспертного сообщества, ученых и других.

Президенту удалось организовать эффективный диалог со всеми политическими партиями страны. Анализ принятых актов законодательства позволяет сделать вывод, что Президент создает организационно-правовые условия для реализации на практике всех общественно полезных инициатив, заложенных в программных документах политических партий.

Воистину революционным шагом, в корне изменившим систему реализации конституционного права граждан на обращения, стала организация работы народных приемных, Виртуальной приемной главы государства и подобных каналов связи органов государственной власти и управления. Они позволили создать в стране эффективную систему учета мнений граждан, выраженную в их обращениях.

Говоря о консолидации общественных сил, следует особо отметить, что в формат единого потенциала приведена деятельность всех регионов страны. Именно это создало условия для эффективного развития территорий, формирования целостной структуры государства.

Реалистично и прагматично

Узбекистан сегодня — это страна, которая реалистично оценивает складывающуюся вокруг себя обстановку, прагматично относится к процессам обеспечения своего эффективного, устойчивого развития. Реализм и прагматизм нового политического курса не в последнюю очередь обусловлен личными качествами Президента, который при решении проблем комплексно и системно подходит к объективному учету складывающейся ситуации, доступных ресурсов и возможностей. Большой жизненный и практический опыт Шавката Мирзиёева в должности главы региона, руководителя правительства являются  для всего Узбекистана примером прагматического отношения к делу.

Это становится акселератором процесса реформирования системы государственного управления, перехода ее на принципы менеджерского управления. 

Узбекистан сегодня открыт миру. В основу современного внешнеполитического курса заложены принципы взвешенной, взаимовыгодной и конструктивной внешней политики.

Президент страны предложил обществу наиболее эффективную и максимально соответствующую сегодняшнему потенциалу Узбекистана модель развития, платформой для которой служат идеи либеральной демократии. Политический вектор Шавката Мирзиёева нацеливает страну на активный созидательный труд в интересах каждого гражданина, всех социальных групп общества. Адекватность предпринимаемых мер реальному состоянию дел способствует тому, что в обществе создана обстановка понимания и поддержки государственной политики всеми слоями населения, политическими силами. Реализация намеченных планов создаст условия для качественного прорыва к повышению жизненного уровня граждан, устойчивому развитию нашей страны в ближайшей и долгосрочной перспективе.

Ильхом АБДУЛЛАЕВ,

председатель Комитета по вопросам информации и коммуникационных технологий

Законодательной палаты Олий Мажлиса, 

доктор политических наук.

 (Источник: газета «Народное слово»)

Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан

Информационное сообщение о тринадцатом пленарном заседании Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан

20 декабря 2017 года в г.Ташкенте открылось тринадцатое пленарное заседание Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан. На нем присутствовали приглашенные члены Кабинета Министров, руководители министерств и ведомств, представители других организаций, средств массовой информации.

Заседание вел Председатель Сената Олий Мажлиса Н.Йулдошев.

Сенаторы начали свою работу с рассмотрения вопроса о Государственном бюджете Республики Узбекистан, бюджетах государственных целевых фондов и основных направлениях налоговой и бюджетной политики на 2018 год.

Отмечалось, что прогнозы основных макроэкономических показателей, концепции налоговой и бюджетной политики и Государственный бюджет Республики Узбекистан на 2018 год разработаны исходя из целей и приоритетных направлений, определенных Президентом Республики Узбекистан Шавкатом Мирзиёевым и обозначенных в Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 годах, а также на основе изучения реального положения дел на местах и возможностей регионов, определения насущных проблем, подлежащих решению.

Государственный бюджет на 2018 год составлен на основе макроэкономических показателей, ценовых индексов, признанных международными финансовыми институтами. Так, ВВП в 2018 году прогнозируется в размере 290,6 триллиона сумов, дефлятор ВВП составляет 14,1 процента, индекс потребительских цен 12–13 процентов. Параметры Государственного бюджета прогнозируются с профицитом 0,02 процента к ВВП (курс ЦБ РУ на 21.12.2017, 1$= 8101.62 сум).

Основные направления налогово-бюджетной политики на 2018 год предусматривают дальнейшее снижение налоговой нагрузки, сокращение количества налогов и обязательных платежей, имеющих одинаковую налогооблагаемую базу, укрепление доходной базы местных бюджетов и повышение их самостоятельности, рациональное использование ресурсов и обеспечение полноты поступлений в бюджет.

Предусматривается снижение ставок фиксированного налога для индивидуальных предпринимателей в среднем на 30%, что позволит повысить предпринимательскую активность населения.

Основные направления расходов Государственного бюджета на 2018 год предусматривают сохранение социальной направленности бюджетной политики страны. Так, в частности, в 2018 году расходы, направленные на социальную сферу составят 34,7 триллиона сумов. На реализацию принятых государственных программ предлагается направить более 8,5 триллиона сумов. На оснащение дошкольных образовательных учреждений в рамках Программы по дальнейшему совершенствованию системы дошкольного образования на 2017– 2021 годы предусматривается направить 815 миллиардов сумов, или почти в 3 раза больше, чем в 2017 году. На развитие материально-технической базы 48 высших учебных заведений предусмотрено выделить 559,1 миллиарда сумов, или в 1,5 раза больше, чем в 2017 году. На строительство, реконструкцию, капитальный ремонт 296 медицинских учреждений и оснащение медицинских учреждений выделяется 803,6 миллиарда сумов.

В главном финансовом документе страны особое внимание уделено дальнейшему увеличению объема выполнения жилищно-коммунальных работ, для которых будет выделено 230,3 миллиарда сумов, в том числе на благоустройство территорий, прилегающих к многоэтажным жилым домам, будет направлено 47,2 миллиарда сумов, на ремонт и замену лифтового оборудования в многоэтажном жилищном фонде – 22,4 миллиарда сумов.

С целью повышения обеспеченности лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения учреждений здравоохранения предусмотрены средства в объеме 915,4 миллиарда сумов, или в 2,5 раза больше, чем предусмотрено в параметрах 2017 года.

Для дальнейшего развития и укрепления Государственной системы раннего выявления врожденной и наследственной патологии у новорожденных и беременных женщин планируется направить в 2018 году 86,0 млрд. сумов.

По мнению сенаторов, прогнозы основных макроэкономических показателей, концепции налоговой и бюджетной политики и Государственного бюджета Республики Узбекистан на 2018 год соответствуют приоритетным направлениям, определенным главой нашего государства, а также задачам, обозначенным в Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 годах.

Сенаторы приняли соответствующее постановление об утверждении Государственного бюджета Республики Узбекистан на 2018 год.

Затем сенаторы рассмотрели Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с принятием основных направлений налоговой и бюджетной политики на 2018 год».

Целью данного нормативно-правового акта является создание правовых условий для реализации утвержденной налоговой и бюджетной политики на 2018 год, а также уточнение отдельных норм законодательства в целях единообразного их применения в связи с принятием основных направлений налоговой и бюджетной политики на 2018 год.

Закон состоит из 3 статей, предусматривающих внесение изменений и дополнений в Бюджетный кодекс, Налоговый кодекс и Закон Республики Узбекистан «О государственной власти на местах».

Так, изменения и дополнения в Бюджетный кодекс Республики Узбекистан, Закон «О государственной власти на местах» предусматривают повышение самостоятельности местных бюджетов, формирование резервных фондов районов и городов и порядок их использования. В частности, предусматривается повышение бюджетных полномочий Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей, города Ташкента, районов и городов путем предоставления им права вводить понижающие или повышающие коэффициенты к установленным ставкам по отдельным налогам, определяемым законодательством, с учетом особенностей регионов и места осуществления деятельности.

Изменения и дополнения в Налоговый кодекс Республики Узбекистан вносятся в связи с объединением налога на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры с налогом на прибыль, а также в связи с объединением обязательных отчислений в единый платеж – в обязательные отчисления в государственные целевые фонды. Закон одобрен сенаторами.

Далее сенаторы рассмотрели Закон Республики Узбекистан «Об административных процедурах». Сенаторы отметили, что Закон направлен на внедрение современных организационно-правовых форм деятельности органов исполнительной власти, усиление механизма внутриведомственного контроля, исключение формализма, злоупотреблений в сфере государственного управления, а также обеспечение эффективного оказания государственных услуг, внедрения современных процедур реализации прав и законных интересов физических и юридических лиц.

В законе на основе глубокого изучения правоприменительной практики, имеющихся в этой сфере проблем, в том числе зарубежного опыта, определены общие правила административных процедур. В частности, устанавливаются основные принципы осуществления административных процедур, отражающие взаимодействие государственных органов и граждан, организаций. В Законе закреплен конкретный порядок рассмотрения административных дел и принятия по ним соответствующих решений, основания для отмены, изменения или признания недействительным административного акта, общие принципы его обжалования. Предусматриваются положения о подведомственности административных дел, межведомственном взаимодействии, представительстве, правопреемстве, доказательствах, сроках и расходах в административном производстве. Детально определяются категории участников административного производства, а также лиц, содействующих разрешению административного дела, их права и обязанности.

По мнению сенаторов, принятие Закона Республики Узбекистан «Об административных процедурах» повысит уровень законности и прозрачности взаимоотношений государственных органов с гражданами и юридическими лицами, создаст условия для предоставления качественных государственных услуг на основе внедрения современной технологии.

Затем сенаторы рассмотрели Закон Республики Узбекистан «Об учреждении медали «Келажак бунёдкори», проект которого был внесен в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Президентом Республики Узбекистан.

Целью Закона является воспитание молодежи в духе уважения к национальным и общечеловеческим ценностям, утверждение в ее сознании чувств преданности идеям независимости, национального самосознания, любви к Родине и сопричастности к ее судьбе, стимулирование ее инициатив.

Законом утверждаются Описание медали «Келажак бунёдкори» и Положение о медали «Келажак бунёдкори».

Положение определяет порядок награждения Президентом Республики Узбекистан граждан Республики Узбекистан, а также лиц, не являющихся гражданами Республики Узбекистан, достигших 14 лет и не старше 30 лет, преданно служащих интересам народа, проявляющих патриотизм, самоотверженность и трудолюбие, вносящих достойный вклад в повышение международного авторитета и приумножение славы отечества, достигших больших успехов в учебе и трудовой деятельности, являющихся для сверстников примером активности и инициативности в общественно-политической жизни страны. Закон одобрен сенаторами.

Далее сенаторы рассмотрели Закон Республики Узбекистан «Об Оборонной доктрине Республики Узбекистан». Сенаторы отметили, что Оборонная доктрина Республики Узбекистан подготовлена в рамках исполнения задач, определенных в Государственной программы по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017 – 2021 годах.

В ходе обсуждения сенаторы отметили, что Оборонная доктрина Республики Узбекистан представляет систему официальных взглядов, принципов и подходов к обеспечению национальной безопасности в военной сфере. Документ основывается на законодательных актах республики и нормах международного права, исходит из национальных интересов страны, военно-политической обстановки в мире и регионе, характера современных военных конфликтов, а также определяет на перспективу приоритеты политики государства в области обороны, основные принципы и направления подготовки, строительства и применения Вооруженных Сил.

Также устанавливается, что в зависимости от изменения спектра угроз национальной безопасности в военной сфере, условий военно-политической обстановки, характера современных военных конфликтов, задач и направлений развития военной организации страны, отдельные положения Оборонной доктрины могут уточняться и дополняться в установленном законодательством порядке. При этом приоритетные направления деятельности государства в сфере обеспечения военной безопасности конкретизируются Президентом Республики Узбекистан - Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами.

Оборонная доктрина имеет открытый характер, что соответствует зарубежному опыту принятия аналогичных концептуальных документов. Документ закрепляет и развивает практики открытости внешней политики Узбекистана, приоритетности развития конструктивных отношений с ближайшими соседями, а также обеспечивает прозрачность оборонной политики страны, создает организационно-правовые условия для эффективного военно-политического взаимодействия в сфере безопасности и обороны с другими зарубежными государствами. Закон одобрен сенаторами.

Далее сенаторы рассмотрели законы, предусматривающие утверждение ряда кодексов Республики Узбекистан, разработанных Верховным судом Республики Узбекистан в целях обеспечения исполнения Закона Республики Узбекистан от 12 апреля 2017 года. «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О судах», Гражданский процессуальный и Хозяйственный процессуальный кодексы Республики Узбекистан».

Отмечалось, что внесенные на рассмотрение Сената законы «Об утверждении Гражданского процессуального кодекса Республики Узбекистан», «Об утверждении Экономического процессуального кодекса Республики Узбекистан» и «Об утверждении Кодекса Республики Узбекистан об административном судопроизводстве» отражают суть и содержание. осуществляемых в нашей стране преобразований в судебно-правовой сфере, направленных на последовательную демократизацию судебной системы, неукоснительное соблюдение конституционного принципа независимости судебной власти, обеспечение надежной защиты прав и свобод человека.

При разработке кодексов приняты во внимание требования, вытекающие из указов Президента Республики Узбекистан от 21 октября 2016 года «О мерах по дальнейшему реформированию судебно-правовой системы, усилению гарантий надежной защиты прав и свобод граждан», от 7 февраля 2017 года «О стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан», от 21 февраля 2017 года «О мерах по коренному совершенствованию структуры и повышению эффективности деятельности судебной системы Республики Узбекистан» и «Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017—2021 годах».

В ходе рассмотрения Закона Республики Узбекистан «Об утверждении Гражданского процессуального кодекса Республики Узбекистан»сенаторы отметили, что разработка данного правового акта осуществлена на базе норм и положений действующего Гражданского процессуального кодекса Республики Узбекистан, принятого 30 августа 1997 года, которые усовершенствованы с учетом требований времени, программ, утвержденных вышеуказанными указами Президента Республики Узбекистан, а также с целью устранения имеющихся в Кодексе пробелов. Закон одобрен сенаторами.

При рассмотрении Закона Республики Узбекистан «Об утверждении Экономического процессуального кодекса Республики Узбекистан»отмечено, что за основу Кодекса приняты нормы действующего Хозяйственного процессуального кодекса Республики Узбекистан, которые усовершенствованы с учетом осуществляемых в стране судебно-правовых реформ, а также с целью устранения имеющихся в действующем законодательстве пробелов.

Так, в Кодексе рассмотрение некоторых споров отнесено к подсудности вновь созданных экономических судов областного уровня (дела с участием иностранных лиц – нерезидентов Республики Узбекистан, о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и арбитражей).

В целях обеспечения оперативного рассмотрения споров изменено общее правило подсудности (иски к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям предъявляются в суд по месту их регистрации).

По аналогии с Гражданским процессуальным кодексом приводится перечень договорных (добровольных) представителей, также предусмотрено, что профессиональной деятельностью по ведению дел в суде в качестве представителя могут заниматься только адвокаты. Закон одобрен сенаторами.

При рассмотрении Закона Республики Узбекистан «Об утверждении Кодекса Республики Узбекистан об административном судопроизводстве» отмечалось, что защита нарушенных или оспариваемых прав либо охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц в сфере административных и иных публичных правоотношениях, содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в данной сфере, формирование уважительного отношения к закону и суду Кодексом определены как важнейшие задачи административного судопроизводства.

В этой связи в Кодексе регламентируется порядок производства по спорам, вытекающим из публично-правовых отношений между государственными органами и (или) их должностными лицами с одной стороны и физическими и (или) юридическими лицами – с другой стороны, а также производство по требованиям, вытекающим из иных публичных правоотношений.

Кодекс закрепляет принципы административного судопроизводства; осуществление правосудия только судом и на началах равенства граждан перед законом и судом; независимость судей и подчинение их только закону; состязательность и равноправие сторон, гласность судебного разбирательства; непосредственность и устность судебного разбирательства; разрешение дел на основании законодательства и других принципов.

В целях повышения эффективности деятельности судебной системы и уровня доступа населения к правосудию Кодексом предусмотрена возможность аудио- и видео фиксации судебного заседания. Закон одобрен сенаторами.

Далее сенаторы рассмотрели Закон Республики Узбекистан «Об установлении Дня работников железнодорожного транспорта Республики Узбекистан», подготовленный во исполнение Указа Президента Республики Узбекистан от 2 августа 2017 года «О праздновании Дня работников железнодорожного транспорта Республики Узбекистан».

Отмечалось, что за годы независимости в этой базовой области достигнуты высокие и значимые результаты. Отрасли железнодорожного транспорта – это кровеносные сосуды нашей экономики, с помощью которых в стране проводятся значимые работы по перевозке грузов и пассажиров, а также обеспечению безопасности железнодорожных перевозок.

Сегодня в акционерном обществе «Узбекистон темир йуллари» ведут свою деятельность 73 тысячи высококвалифицированных работников: инженеры-техники и специалисты, путейцы, машинисты и проводники вагонов, промышленных, проектных и строительных организаций, работники и служащие объектов социальной инфраструктуры. Все они трудолюбивые работники данной отрасли.

Благодаря их труду за прошедшие годы работниками железнодорожного транспорта проведено более 1,1 тыс. километров железных дорог, модернизировано 4 тыс. километров железнодорожных магистралей, электрифицировано 1,7 тыс. километров железнодорожных узлов, перевезены 1,4 миллиарда тонн груза, а также более 350 миллионов пассажиров довезены до своего места назначения.

Учитывая исключительную сложность и важность деятельности работников различных отраслей железнодорожного транспорта, Закон Республики Узбекистан устанавливает первое воскресенье августа – Днем работников железнодорожного транспорта Республики Узбекистан. Закон одобрен сенаторами.

Сенаторы также рассмотрели Закон Республики Узбекистан «Об установлении Дня работников сферы строительства Республики Узбекистан», подготовленный во исполнение Указа Президента Республики Узбекистан от 7 августа 2017 года.

Как было отмечено сенаторами, в годы независимости в корне изменился облик нашей страны. Осуществляемые широкомасштабные работы в строительстве не только меняют облик городов и сел, но и вносят в нашу жизнь особый смысл и значение, служат интересам человека. В частности, в рамках целевых программ обеспечения населения дешевым и удобными жильем строятся образцовые многоэтажные дома, центры культуры и искусства, спортивные и медицинские учреждения и другие социальные объекты, а также дороги, мосты и другие объекты инфраструктуры.

Сенаторы подчеркнули, что принятие Закона Республики Узбекистан «Об установлении Дня работников сферы строительства Республики Узбекистан», устанавливающего второе воскресенье августа Днем работников сферы строительства Республики Узбекистан, позволит работникам данной сферы ежегодно на государственном уровне отмечать свой профессиональный праздник. Закон одобрен сенаторами.

Далее сенаторы рассмотрели Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием деятельности отдельных государственных органов, а также принятием дополнительных мер по обеспечению гарантий защиты прав и свобод граждан», подготовленный в связи с преобразованиями в общественной и политической жизни страны, намеченными в Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 годах.

Исходя из требований Указа Президента Республики Узбекистан от 5 октября 2016 года «О дополнительных мерах по обеспечению ускоренного развития предпринимательской деятельности, всемерной защите частной собственности и качественному улучшению делового климата» в Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности вносятся изменения и дополнения, предусматривающие поэтапную передачу функций и полномочий контролирующих органов по применению административных взысканий в отношении субъектов предпринимательства и их работников судебным органам. Это будет способствовать повышению роли судебной власти в защите интересов и прав субъектов предпринимательства, а также предотвращению необъективного подхода к применению административных мер в отношении субъектов предпринимательства.

Кроме того, вносимые изменения и дополнения, также оптимизирует механизм ответственности за умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества, предусматривают введение ответственности за оставление без рассмотрения должностными лицами государственного органа парламентского запроса, запроса депутата, сенатора или нарушение без уважительных причин сроков их рассмотрения, либо умышленное представление по ним заведомо недостоверных сведений.

В соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан от 16 июня 2017 года «О дополнительных мерах по повышению финансовой устойчивости и уровня капитализации коммерческих банков» в Закон Республики Узбекистан «О Центральном банке Республики Узбекистан» вносятся изменения и дополнения, предусматривающие выделение кредитов Центральным банком Республики Узбекистан для поддержания ликвидности банков в целях обеспечения бесперебойности проведения платежей банками и обеспечения открытости и доступности информации об условиях кредитования банков.

Закон Республики Узбекистан «О социальном партнерстве» дополняется нормами, предусматривающими определение сферы осуществления социального партнерства и конкретизацию прав негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества в сфере противодействия коррупции. Также вносятся дополнения в Закон Республики Узбекистан «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», предусматривающие установление Кабинетом Министров Республики Узбекистан порядка учета и ведения государственного реестра опасных производственных объектов.

В соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 16 февраля 2017 года «О дальнейшем совершенствовании системы послевузовского образования» с 1 июля 2017 года в практику введена двухуровневая система послевузовского образования. Исходя из этого в законы Республики Узбекистан «О государственном пенсионном обеспечении граждан»«Об образовании»Трудовой кодексЖилищный кодекс, а также в Национальную программу по подготовке кадров вносятся изменения, касающиеся наименований послевузовской системы образования.

Законом соответствующими нормами дополняется Семейнный кодекс Республики Узбекистан. Они направлены на совершенствование порядка рассмотрения дел, связанных с расторжением брака. Так, согласно данным дополнениям, суд (органы записи актов гражданского состояния) в случае назначения супругам срока для примирения и отложения разбирательства дела (со дня подачи заявления) не позднее трех дней должен письменно уведомить примирительную комиссию схода граждан по месту совместного жительства супругов для принятия соответствующих мер по их примирению. Если они не проживают совместно, уведомление должно быть направлено примирительной комиссии схода граждан по месту жительства каждого из них. Закон одобрен сенаторами.

Сенаторы рассмотрели Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием налогового администрирования», разработанный во исполнение Указа Президента Республики Узбекистан от 18 июля 2017 года «О мерах по коренному совершенствованию налогового администрирования, повышению собираемости налогов и других обязательных платежей».

Законодательный акт направлен на последовательное упрощение системы налогообложения, расширение налогооблагаемой базы, внедрение современных методов налогового администрирования.

В соответствии с Законом Налоговый кодекс дополняется новой главой «Налоговый мониторинг», предусматривающей внедрение налогового мониторинга, расширенный информационный обмен между налоговыми органами и добросовестными налогоплательщиками с предоставлением им всестороннего содействия в решении текущих вопросов налогообложения.

Законом также вносятся изменения и дополнения в Гражданский кодекс и Закон Республики Узбекистан «О банкротстве», предусматривающие применение процедуры банкротства к физическим лицам, имеющим налоговую задолженность, возникшую в результате занятия ранее предпринимательской деятельностью, и утратившим статус индивидуального предпринимателя, а также осуществлявшим предпринимательскую деятельность без государственной регистрации.

Изменения и дополнения, внесенные в Налоговый кодекс и Закон Республики Узбекистан «Об электронной коммерции», предусматривают внедрение механизмов налогового контроля в сфере торговли и услуг, осуществляемых в Сети интернете.

Изменениями, внесенными в Закон Республики Узбекистан «О государственной налоговой службе» и Налоговый кодекс, устанавливается порядок возврата либо зачета излишне уплаченных налогов и других обязательных платежей в течение 15 рабочих дней от даты обращения налогоплательщика в уполномоченные органы. Закон одобрен сенаторами.

Далее сенаторы рассмотрели Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан».

Отмечалось, что данным актом законодательства вносятся изменения и дополнения в законы «О залоге», «Об исполнении судебных актов и актов иных органов» и «Об ипотеке» в соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан от 27 июля 2017 года «О мерах по коренному совершенствованию процедур реализации имущества при исполнении судебных актов и актов иных органов».

Ряд положений Закона направлен на защиту законных прав несовершеннолетних. Так, сокращаются сроки уклонения от уплаты алиментов на содержание несовершеннолетних или нетрудоспособных детей, а также родителей, по истечении которых лицо привлекается к уголовной ответственности.

В целях устранения отрицательного воздействия на уровень материального обеспечения несовершеннолетних детей, а также нетрудоспособных и нуждающихся родителей и недопущения ухудшения платежеспособности лица-должника по алиментным обязательствам санкция в виде штрафа из Уголовного кодекса исключается. Также в целях обеспечения уплаты алиментов Уголовный кодекс дополняется положениями об освобождении от ответственности лица в случае возмещения им материального ущерба.

Семейный кодекс дополняется нормой о возможности заблаговременной уплаты алиментов на период до достижения ребенком совершеннолетия, в том числе путем предоставления недвижимого или движимого имущества, либо иной ценной вещи.

В целях обеспечения всестороннего обсуждения на стадии подготовки проектов нормативно-правовых актов, улучшения их качества, в законы «О нормативно-правовых актах», «О Регламенте Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан», «О порядке подготовки проектов законов и их внесения в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан» вносятся соответствующие изменения и дополнения, предусматривающие участие представителей институтов гражданского общества и научно-исследовательских учреждений при изучении общественного мнения во время подготовки проектов законов. Закон одобрен сенаторами.

Затем сенаторы рассмотрели Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений, а также признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Узбекистан».

Отмечалось, что в связи с образованием судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Узбекистан, административных судов Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента, районных (городских) административных судов Законом вносятся соответствующие изменения и дополнения в Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности.

По мнению сенаторов, принятие Закона будет способствовать дельнейшему совершенствованию порядка рассмотрения административных и уголовных дел в суде. Закон одобрен сенаторами.

Сенаторы рассмотрели и одобрили Закон Республики Узбекистан «О присоединении Республики Узбекистан к Конвенции о международных гарантиях в отношении подвижного оборудования (Кейптаун, 16 ноября 2001 года) и к Протоколу по авиационному оборудованию к Конвенции о международных гарантиях в отношении подвижного оборудования (Кейптаун, 16 ноября 2001 года)».

Отмечалось, что данные международно-правовые документы были приняты в Кейптауне 16 ноября 2001 года и вступили в силу с 1 марта 2006 года. На сегодняшний день их участниками является 73 государства.

Кейптаунской конвенцией и Авиационным протоколом определяются порядок и последствия возникновения международных гарантий, признаваемых всеми государствами-участниками этих документов на авиационные объекты – самолеты, двигатели и другое.

По мнению сенаторов, присоединение Республики Узбекистан к вышеуказанным международно-правовым документам обеспечит экономию государственных средств на приобретение дорогостоящей авиационной техники при модернизации парка воздушных судов гражданской авиации Республики Узбекистан, что в конечном счете должно способствовать повышению уровня безопасности полетов.

Сенаторы рассмотрели Закон Республики Узбекистан «О ратификации Протокола к Соглашению о партнерстве и сотрудничестве, учреждающему партнерство между Республикой Узбекистан, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны, в связи со вступлением в Европейский Союз Республики Хорватия (Брюссель, 17 июля 2017 года)».

Соглашение о партнерстве и сотрудничестве с Европейскими сообществами, подписанное во Флоренции 21 июня 1996 года (СПС), является основным правовым документом, регулирующим отношения между Республикой Узбекистан и Европейским Союзом. В настоящее время положения СПС распространяются на сотрудничество между Узбекистаном и 27 государствами-членами ЕС.

Протоколом предусматривается одобрение Республикой Хорватия Соглашения о партнерстве и сотрудничестве и других связанных с ним документов с учетом ее вступления в ЕС. Закон одобрен сенаторами.

Сенаторы рассмотрели вопрос о внесении изменений в расходы Государственного бюджета Республики Узбекистан на 2017 год и приняли соответствующее решение.

На пленарном заседании рассмотрены и другие вопросы, относящиеся к компетенции Сената Олий Мажлиса. Приняты соответствующие постановления.

На этом первый день тринадцатого пленарного заседания Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан завершил свою работу.

Информационная служба Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан

(Источник:УзА )

Международное сотрудничество

Делегация Кыргызстана в Самарканде

Делегация во главе с Председателем Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Д.Джумабековым 20 декабря посетила город Самарканд.

Гости посетили комплекс Хазрати Хизр, место упокоения Первого Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова, почтили память великого лидера нашей страны. Осуществленная в комплексе созидательная, благоустроительная работа, величественный мавзолей, исполненный в национальном стиле, другие сооружения произвели большое впечатление на гостей.

Делегация Кыргызстана посетила также комплекс Имама Бухари, площадь Регистан, мавзолей Амира Темура, обсерваторию Улугбека и другие исторические памятники. Гостям было рассказано об их истории, а также созидательной работе, реализованной в области за последние годы.

(Источник:УзА)