Узбекская модель образования – залог достижения целей

В Республике Узбекистан за годы Независимости осуществлены коренные структурные и содержательные реформы, затронувшие все уровни и компоненты системы образования, которые были нацелены на обеспечение ее соответствия долгосрочным задачам и интересам страны, требованиям времени, а также мировым стандартам. Создана соответствующая правовая база реформирования данной сферы, определившая в качестве приоритета рост инвестиций и вложений в человеческий капитал, подготовку образованного и интеллектуально развитого поколения, являющегося важнейшей ценностью и решающей силой в достижении целей демократического развития, модернизации и обновления, стабильного и устойчивого роста экономики.По инициативе Президента Республики Узбекистан приняты два важнейших закона, заложивших прочную основу создания стройной системы непрерывного образования современного типа - «Об образовании» и «О Национальной программе по подготовке кадров». В результате их реализации за этот короткий исторический период произошли коренные изменения не только в форме, но и в сущности системы образования страны.На сегодняшний день благодаря последовательному воплощению в жизнь положений указанных законов в республике сформирована Национальная модель подготовки кадров по принципу «личность - государство и общество - непрерывное образование - наукапроизводство».Сложившаяся современная система непрерывного образования Узбекистана состоит из дошкольного, общего среднего, среднего специального и профессионального, высшего, послевузовского образования, повышения квалификации и переподготовки кадров, а также внешкольного обучения.  В этой непрерывной цепи звеньев принципиально новым является среднее специальное и профессиональное образование, реализуемое в стенах учебных заведений нового типа - академических лицеях  и профессиональных колледжах. Его особенность заключается в предоставляемой юношам и девушкам возможности овладения наряду с общеобразовательными дисциплинами еще и профессиональными навыками по 2-3 востребованным на рынке труда специальностям, а также изучения одного или нескольких иностранных языков. На сегодняшний день, в республике создано 1556 образовательных учреждений нового типа, в том числе 144 академических лицеев и  1412 профессиональных колледжей, а также 30 филиалов профессиональных колледжей в отдалённых районах сельской местности.Придавая важное значение обеспечению преемственности между различными ступенями образования и учитывая фундаментальный характер общего среднего образования, для успешного продолжения процесса получения знаний в учреждениях среднего специального, профессионального образования, а далее в стенах институтов и университетов, была принята и успешно реализована «Общенациональная программа развития школьного образования на 2004-2009 годы». Данный документ предусматривал, в частности кардинальное обновление и капитальную реконструкцию зданий и инженерно-коммуникационной инфраструктуры общеобразовательных школ, оснащение их современным учебным, учебно-лабораторным и компьютерным оборудованием, а также обеспечение высококвалифицированными педагогическими кадрами.Принципиальные изменения произошли и в организации системы высшего образования. Внедрена двухступенчатая система, состоящая из бакалавриата и магистратуры, утвержден классификатор направлений образования и специальностей магистратуры, по каждому из которых разработаны и внедрены в практику государственные образовательные стандарты.Подготовка высококвалифицированных кадров для отраслей экономики и социальной сферы осуществляется по 6 областям знаний - гуманитарному, социальному направлениям, экономике и праву, производственно-технической сфере, сельскому и водному хозяйству, здравоохранению и социальному обеспечению, сфере услуг.В годы Независимости были учреждены десятки новых высших учебных заведений. В настоящее время в стране функционируют 58 вузов, 15 филиалов центральных вузов республики и 7 филиалов ведущих зарубежных вузов. Среди них такие, как Вестминстерский университет, Сингапурский институт развития менеджмента, Туринский политехнический университет, Российский университет нефти и газа, Московский государственный университет, Российский экономический университет, Южнокорейский университет Инха. В стенах этих вузов готовят  специалистов по таким востребованным на рынке труда специальностям, как машиностроение, нефтегазовое дело, информационные технологии, экономика и управление бизнесом, финансовый менеджмент, коммерческое право, туризм. Их выпускники получают дипломы, признаваемые во всем мире.В целях усиления интеграции науки и производства образованы Институт математики и Центр по философии при Национальном университете Узбекистана, Центр по праву при Ташкентском государственном юридическом университете, Центр разработки программных продуктов и аппаратно-программных комплексов при Ташкентском университете информационных технологий, проблемная лаборатория по вопросам экологии при Самаркандском государственном университете.Следует также отметить, что за годы независимости коренным образом перестроена система управления образованием, подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических и научно-педагогических кадров, пересмотрено содержание образовательного процесса, динамично развивается рынок образовательных услуг, обеспечиваются социальные гарантии и государственная поддержка, финансирование и материально-техническое обеспечение сферы.В соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 24 июля 2012 года «О дальнейшем совершенствовании системы подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации» и Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы послевузовского образования и аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации» в научных, учебных заведениях республики проводится большая работа по дальнейшему совершенствованию системы послевузовского образования, как непрерывного образования, направленного на обеспечение потребностей общества в научных и научно-педагогических кадрах высшей квалификации.В рамках дальнейшего совершенствования системы переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров высших образовательных учреждений организована работа Головного научно-методического центра организации переподготовки и повышения квалификации педагогических и руководящих кадров высшего образования при Министерстве высшего и среднего специального образования (МВССО), 10 отраслевых и 5 региональных центров переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров вузов. Формируется единая система по повышению качества образовательного процесса в региональных центрах. МВССО подготовлены нормативно-правовые документы по реализации усовершенствованной системы, создана соответствующая учебно-методическая база образовательного процесса. Организована целевая деятельность по внедрению дистанционного обучения в процессы повышения квалификации, в том числе реализуется дистанционное повышение квалификации педагогических кадров с применением on-line и off-line технологий на основе национальной сети электронного образования.В целях коренного повышения качества подготовки специалистов с высшим образованием, востребованных в отраслях и сферах экономики, на основе модернизации материально-технической базы высших образовательных учреждений, оснащения их самым современным учебным и научно-лабораторным оборудованием, оптимизации направлений и специальностей подготовки высококвалифицированных кадров, дальнейшего совершенствования технологий обучений, современных учебных программ, учебников и учебно-методических пособий было  принято постановление Президента Республики Узбекистан от 20 мая 2011 года «О мерах по укреплению материально-технической базы и развития высших образовательных учреждений и кардинальному улучшению качества подготовки высококвалифицированных специалистов».Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему развитию компьютеризации и внедрению информационно-коммуникационных технологий» от 6 июня 2002 года были определены имплементация информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс и перспективный план их выполнения. Созданы и действуют официальные веб-сайты всех вузов, которые подключены к сети интернет для удовлетворения запросов студентов и профессорско- преподавательского состава в информации.По инициативе Президента Республики Узбекистан был осуществлен проект «Национальной сети электронного образования», построена сеть на основе волоконно-оптических линий связи, к которой подключены все вузы страны, которые также оснащены оборудованием для проведения видеоконференций. На основе электронной сети регулярно проводятся видеолекции, семинар-тренинги, организованы курсы дистанционного повышения квалификации педагогических и руководящих кадров высших образовательных учреждений. В результате реализации данного проекта в 2011 году 80 объектов вузов подключены к сети. В 2012 году 84 объекта системы среднего специального, профессионального образования подключены к единой корпоративной сети «Электронного образования». Работает современно  оснащенный Центр внедрения электронного образования в образовательных учреждениях при МВССО, основанный в соответствии с постановлением Кабинета Министров от 25 июля 2012 года.Активно развивается международное сотрудничество в сфере профессионального образования, в том числе на основе прямых взаимовыгодных контактов вузов с зарубежными партнерами. Подписан целый ряд соглашений правительственного и межведомственного характера, которые являются основой прямого межвузовского сотрудничества с зарубежными партнерами. Вузы Узбекистана принимают активное участие в образовательных и научно-технических проектах Европейского Союза Темпус и Эразмус Мундус, Британского Совета, Германской службы академических обменов, Института Гете, Германского технического центра, Корейского и Японского агентств по международному сотрудничеству, Французского и Египетского культурного центра, Малазийской и индийской программ технического сотрудничества, Программы развития ООН, ЮНЕСКО, ЕФО, АБР и других. Все эти проекты и программы направлены на совершенствование учебно-методического процесса и материально-технической базы, повышение квалификации профессорско-преподавательского состава, инновационного и технического развития, студенческого обмена.В процессе реформ в системе высшего образования сложились и новые направления научных исследований, сформировались научные школы в сфере вузовской науки, в рамках которых решаются актуальные проблемы государственного и общественного строительства, экономики, культуры, техники и технологий. Начиная с 2002 года внедрена грантовая система финансирования научных исследований вместо базового финансирования, что позволило обеспечить селективный подход к выбору финансируемых проектов и улучшить их результативность.Реформа системы послевузовского образования нацелена на повышение престижа отечественной науки среди молодежи и более активное участие ученых в инновационном развитии страны. Эффективность реформы напрямую связана с открытостью и прозрачностью научной деятельности. Кроме того, объективность требований, которые предъявляет трехуровневая модель высшего образования к качеству содержания научных изысканий, апробирована богатым опытом организации науки в развитых странах. Реализация этой модели позволит Узбекистану успешно интегрироваться в мировое научное пространство.Главным качественным изменением системы послевузовского образования следует отметить ее большее приближение к международным стандартам и требованиям, создание благоприятных условий для эффективного взаимодействия научно-образовательных и производственных структур, обеспечения тесной связи «образование - наука - производство».Результаты масштабных реформ в сфере образования и подготовки кадров, внимание, уделяемое выявлению и всесторонней поддержке талантливой молодежи, наглядно отражаются в успехах и достижениях юных узбекистанцев, демонстрирующих высокий уровень интеллектуальной подготовки и профессиональных знаний на престижных национальных и международных конкурсах, олимпиадах и спортивных соревнованиях. Так, в 2014 году 14 наиболее талантливых девушек-учащихся академических лицеев и профессиональных колледжей были удостоены Государственной премии имени Зульфии, а всего за годы независимости этой премией была отмечена 81 девушка. Ежегодно в стране проводится Республиканская олимпиада по общеобразовательным предметам среди учащихся средних специальных, профессиональных учебных заведений, победители которой получают право поступить в высшие образовательные учреждения без тестовых испытаний и экзаменов.За период 2000-2014 годы 220 учащихся общеобразовательных школ и средних специальных, профессиональных образовательных учреждений Узбекистана приняли участие в международных предметных олимпиадах, где завоевали 6 золотых, 28 серебряных и 65 бронзовых медалей, а также были отмечены 40 дипломами.В 2014 году 122 одаренных ребенка страны заняли призовые места на международных музыкальных конкурсах, состоявшихся в Италии, Франции, Чехии, Азербайджане, Сербии, Латвии, Болгарии, России, Беларуси, Румынии и других странах. Таким образом, подводя итоги вышесказанному, необходимо подчеркнуть, что созданная в Узбекистане с учетом требований времени и высоких стандартов система образования открыла молодому поколению страны широчайшие возможности в реализации своего потенциала, и доказав свою эффективность, обеспечила подготовку высококвалифицированных и профессиональных кадров, вносящих значительный вклад в стабильное и устойчивое развитие своей Родины. ИА «Жахон» (по материалам Министерства высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан)