Энергосберегающие технологии -ключ к устойчивой и динамичной экономике

"Мы считаем, что будущее Узбекистана - за инновационной экономикой и в инновационном развитии, признаем, что координирующая роль государства занимает важное место в устойчивом инновационном прогрессе". Из Предвыборной программы кандидата в Президенты Республики Узбекистан от СДП "Адолат" Наримана Умарова       В Предвыборной программе кандидата в Президенты Республики Узбекистан от Социал-демократической партии "Адолат" Наримана Умарова развитие инновационной экономики, усиление государственных мер, нап­равленных на эффективное стимулирование ресурсосбережения, перехода на "зеленую экономику" и соответствующие высокие технологии, вложение капитала в создание необходимой инфраструктуры определены в качестве приоритетов.

 

Кандидат видит будущее Узбекистана в построении экономики, которая могла бы в полной мере задействовать созидательный потенциал всех узбекистанцев, чтобы построить страну, поистине достойную своего великого прошлого. Узбекистан имеет все для того, чтобы на равных конкурировать с самыми развитыми странами мира. Конкуренция в нашей стране должна стать основополагающим принципом, действующим во всех сферах хозяйственной жизни. Мы считаем, что главной задачей власти является соз­дание условий для обеспечения уверенного экономического роста, сокращения издержек.

Будущее - это не отдаленная перспектива. Будущее - это здесь и сейчас, это наш выбор. Мы выбираем современную страну, где каждый человек несет ответственность за свои действия, учится, работает, развивается и постоянно стремится к лучшему. Мы выбираем настоящее будущее, так как хотим жить и быть счастливыми в своей стране, хотим работать, строить, совершать открытия и прорывы в науке и искусстве для ее блага. Мы не должны забывать, что являемся наследниками великой культуры, неотъемлемым элементом человеческой цивилизации, и это нас ко многому обязывает. Мы долж­ны оставить нашим детям и внукам, нашим потомкам цветущую страну, которой они смогут гордиться, которая станет образцом цивилизованного мира, самой образованной, культурной, свободной и процветающей страной третьего тысячелетия. А это возможно только при условии бережного отношения к богатствам, которыми одарила нас природа, осмысленного и хозяйского отношения к природным ресурсам. Мы считаем, что стабильное поступательное развитие невозможно без формирования "зеленой экономики" и воспитания экологического сознания всех граждан.

Важным фактором достижения устойчивого долгосрочного экономического роста и прогресса общества в Узбекистане является структурная перестройка экономики, направленная на увеличение доли готовой продукции глубокой степени переработки с высокой добавленной стоимостью в общем объеме производства и экспорта страны. Осуществление прогрессивной структурной трансформации экономики в современных условиях призвано обеспечить укрепление позиций Узбекистана в мировом хозяйстве и ускорить переход страны в пос­тиндустриальную стадию развития. Напротив, преобладание сырьевых товаров в структуре производства и экспорта страны не только сдерживает экономическое развитие и замедляет трансформацию общества, но и повышает зависимость экономики и благосостояния населения от конъюнк­туры мирового рынка сырьевых товаров и представляет угрозу стабильности развития. Ускоренная индустриализация и рост населения существенно увеличат потребность экономики в ресурсах и одновременно усилят негативное антропогенное воздействие на ландшафт, генерируя угрозы для сохранения биоразнообразия.

Формирование долгосрочной стратегии структурных преобразований в Узбекистане, которая становится все более актуальной в контексте общей логики развития страны, требует комплексного учета не только внутренних, но и глобальных тенденций и вызовов. В этом контексте одним из эффективных инструментов достижения прогрессивной структурной трансформации и обеспечения устойчивого развития является переход к новой модели развития - ресурсоэффективной экономике.

Перед нами стоит задача по обеспечению ежегодных темпов роста ВВП, не ниже среднемировых показателей. Реализуемые для этого меры, среди которых создание новых крупных производств, развитие малого бизнеса и част­ного предпринимательства, инфраструктуры, потребуют адекватного роста энергопотребления в производственном секторе. Одновременно устойчивый рост численности населения и уровня его доходов при существующих тенденциях приведет к росту энергопотребления в бытовом секторе. Наибольшие темпы прироста энергопотребления при текущем уровне энергоемкости будут наблюдаться в элек­троэнергетике, химической и нефтегазохимической промышленности, на производственном и индивидуальном транспорте, для отоп­ления жилья.

С точки зрения перспектив структурных изменений в экономике особую важность представляет ресурсо­сбережение энергетического сектора. На долю энергетической отрасли приходится более четверти общего объема продукции промышленности. Если учесть, что затраты на энергоресурсы входят в себестоимость практически всех производимых товаров, изменения в энергетической отрасли (в частности, изменение цен на энергоносители) оказывают существенное влияние на конкурентоспособность и эффективность производства в различных отраслях промышленности и, соответственно, в значительной степени определяют перспективы структурной трансформации в экономике. Однако все еще сохраняющаяся высокая энергоемкость экономики, превышающая уровень развитых стран, снижает конкурентоспособность отечественных товаров на внутреннем и внешнем рынках.

Переход к ресурсоэффективной экономике позволит обеспечить экономию энергоресурсов, в частности природного газа, который можно использовать для производства продукции глубокой переработки с более высокой добавленной стоимостью.

В перспективе необходимо обеспечить замещение части экспорта природного газа экспортом продуктов его переработки. Такой переход позволит значительно упростить и сократить издержки на транспортировку и избежать многих проблем "газовой" дипломатии. Доходы от экономии энергоресурсов могут быть инвестированы в модернизацию предприятий отраслей экономики страны. Модернизация технологий и оборудования позволит обеспечить снижение себестоимости производимой продукции, в том числе за счет повышения уровня энергоэффективности и обеспечения бесперебойного энергоснабжения. В свою очередь, снижение себестоимости обеспечит рост конкуренто­способнос­ти продукции на внутреннем и внешнем рынках и будет способствовать ускорению структурных изменений. Немаловажное значение имеет и тот факт, что широкое внедрение и применение ресурсосберегающих, так называемых "зеленых" нормативов при производстве продукции в Узбекистане, будет содействовать выходу продукции страны на внешние рынки и обеспечению устойчивой конкурентоспособности узбекского экспорта.

С одной стороны, внедрение ресурсоэффективных технологий в энергетическом секторе будет способствовать изменению структуры спроса и налаживанию производства новых видов продукции. Переход к "зеленой энергетике" послужит стимулированию спроса на оборудование и технологии, необходимые для внедрения "зеленых" принципов. В Узбекистане наличие запасов кремния дает хорошие перспективы для налаживания производства фотоэлектрических батарей. Имеющиеся в республике запасы базальта могут быть использованы для производства материалов для изоляции зданий и т. д. Это позволяет развивать новые отрасли промышленности, диверсифицировать экспорт и расширять долю экспорта с высокой добавленной стоимостью.

С другой стороны, переход на новые "зеленые" нормативы и стандарты изменит потребительское отношение и повысит спрос на потребительские товары с более высоким уровнем энергоэффективности. В свою очередь изменение структуры спроса соз­даст предпосылки для изменения структуры предложения и, как следствие, будет способствовать структурным изменениям в экономике. Более того, переход к ресурсоэффективной модели развития сопряжен с генерированием продуктивной "зеленой" занятости, соответствующей подготовкой кадров и повышением их квалификации, что также способствует росту спроса и предложения "зеленой" продукции и соответствующим структурным преобразованиям.

Таким образом, необходимо соз­дать действенную систему стимулов для повышения энергоэффективности. В первую очередь следует осуществить реформирование системы учета потерь энергии. Существующая сис­тема учитывает только технические потери, а коммерческие потери официально не признаются. Это не дает возможности разработать и реализовать комплекс стратегий и мер для того, чтобы стимулировать энергетические компании снижать энергопотери и повышать энергоэффективность. Учитывая, что снижение коммерческих потерь электроэнергии в электрических сетях представляет собой один из существенных потенциалов энергосбережения и увеличения пропускной способности электросетей, представляется целесообразным официальное признание коммерческих потерь энергии и разработка планов их системного сокращения.

Далее следует ввести систему гибкого бюджетного планирования. Организации бюджетной сферы долж­ны иметь возможность оставлять себе часть экономии, полученной за счет энергосбережения. Государство может разрешить переносить экономию на другие статьи расходов. Такая гибкость будет создавать стимулы для повышения эффективности использования энергии.

Развитие рыночной инфраструктуры является необходимой предпосылкой формирования ресурсоэффективной модели. Для этого нужно усовершенствовать банковскую систему, создать условия и механизмы для выдачи льготных кредитов на "зеленые технологии". Задача государства в этом контексте заключается в создании условий для эффективной деятельности энергосервисных компаний посредством разработки соответствующей нормативно-правовой базы и обеспечения контроля за выполнением правил взаимодействия на рынке энергосервисных услуг.

После решения институциональных вопросов и определения системы мер по стимулированию перехода к "зеленой энергетике" и созданию условий для структурной трансформации экономики необходимо оптимально спланировать и начать инвестирование в развитие новых отраслей и производств, модернизацию технологий и оборудования в топливно-энергетическом комплексе, энергопотребляющих отраслях.

Нет необходимости говорить, что для стимулирования спроса на "зеленые" товары, обеспечения возмож­нос­ти выхода отдельных промышленных товаров, производимых в Узбекистане, на внешние рынки и обеспечения устойчивой конкурентоспособности узбекского экспорта в долгосрочной перспективе необходимо изменение и введение новых "зеленых" норм и стандартов.

Переход к "зеленой энергетике" и структурная трансформация невозможны без создания эффективной системы образования, а также системы подготовки и переподготовки кадров для обеспечения эффективного "зеленого" развития и создания продуктивной "зеленой" занятости. Важное значение имеют также разработка и применение комплексной методологии оценки достигнутых результатов, возможностей, проб­лем и перспектив в рамках "зеленого" развития, включая вопросы качества и наличия статистики, разработки системы эффективных индикаторов, применимости различных социально-экономических моделей.

Несмотря на понимание важности и большого потенциала альтернативных источников энергии, их относительно низкое использование в Узбекистане, также как и в мире, связано, главным образом, с относительной экономической неэффективностью. Между тем в развитых странах идет быстрое внедрение альтернативной энергетики в то время, как в развивающихся странах этот процесс чаще всего еще и не начинался.

Огромные средства, вкладываемые развитыми странами в научную, проектную, технологическую разработку проектов, пилотное и промышленное внедрение альтернативных источников энергии, а также экономические механизмы их стимулирования могут быть впоследствии использованы развивающимися странами. Вместе с тем критически важным для каждой отдельной страны, в том числе для Узбекистана, будет степень ее готовности к быстрому освоению международного опыта внедрения и использования альтернативных источников энергии в условиях нарастающего дефицита и роста стоимости традиционных - не возобновляемых ресурсов энергии.

В долгосрочном периоде преимуществом будут обладать те страны, обладающие углеводородными ресурсами, которые за счет более быстрого внедрения энергосберегающих и альтернативных технологий производства энергии сохранят наибольшие их запасы для использования не только в качестве сырья при производстве энергии, но и сырья для углубленной переработки. То есть меры по энергосбережению и вводу альтернативных источников энергии необходимы не только в связи с их дефицитом в качестве сырья для обеспечения энергетических потребностей страны, но и для независимой ресурсной обеспеченности химической и нефтегазохимической промышленности на длительную перспективу.

Расчеты показывают, что в Узбекистане имеется огромный потенциал альтернативных источников энергии, но только некоторые из них могут быть вероятными реальными и существенными источниками в среднесрочной перспективе. К ним относится солнечная энергия, энергия малых рек, водохранилищ и каналов, а также биогаз, производимый из органических и неорганических отходов.

Ключевым драйвером сектора энергетики должно стать развитие солнечной энергетики. Это связано не только с тем, что в стране имеется значительный потенциал для использования солнечной энергии. Развитие солнечной энергетики может иметь высокий мультипликативный эффект на экономику и существенно стимулировать спрос на продукцию смежных отраслей, создать спрос на квалифицированную занятость и, соответственно, запустить ряд важных импульсов для ускорения трансформационных процессов.

Опыт эксплуатации экспериментальных объектов с системами солнечного горячего водоснабжения в республике показывает, что около 70% потребности жилых зданий и коммунально-бытовых объектов в горячем водоснабжении в теплый период года (апрель - октябрь) может быть удовлетворено за счет использования солнечной энергии.

Создание солнечных электростанций, комбинированных с традиционными источниками производства электроэнергии, позволит, по самым скромным расчетам, уже на первом этапе экономить до 1,8 млрд кубометров природного газа в год.

Для стимулирования внедрения альтернативных источников энергии необходимо в первую очередь приступить к формированию законодательной базы использования возобновляемых источников энергии (ВИЭ).

В этих целях предлагается принятие Закона "Об альтернативных источниках энергии", Закона "Об электроснабжении", Закона "О солнечной энергетике" как наиболее перспективного вида альтернативной энергии в ближайшем будущем.

Одновременно необходимо разработать и утвердить стандарты для реализации Соглашений о закупке электроэнергии от ВИЭ, Процедуры регулирования тарифных ставок ВИЭ, Стандарты и правила взаимоподключения, Стандарты по проектированию, а также разработать и внедрить ускоренный метод выбора объектов и получения разрешений, стандарты для оборудования, обучение и лицензирование исполнителя и т.п.

Тщательная продуманность и решительность при принятии и исполнении указанных мер будут в перспективе определять успешность развития не только энергетического сектора, но и национальной экономики в целом.

Наша цель - обеспечить достижение поставленных ориентиров развития, не подвергая при этом будущие поколения воздействию существенных экологических рисков и дефицита, для чего необходимо трансформировать способы использования природных ресурсов в стране посредством быстрого перехода к ресурсоэффективной модели роста.

Поэтому мы уделяем первостепенное значение активному развитию ресурсосберегающих технологий, альтернативной энергетики. СДП "Адолат" убеждена, что экономика, основанная на новых технологиях, будет содействовать росту могущества страны, повышению благосостояния народа и социальной стабильности. У нас в этом плане есть четкое видение и конкретные механизмы достижения поставленных целей..

(Источник: газета «Народное слово»)