Важная роль избирательных комиссий

Важнейшей гарантией демократичности избирательного процесса и реализации конституционных прав и свобод избирателей и иных участников выборов выступает действующая система избирательных комиссий в Республике Узбекистан, статус которых подробно регламентируется избирательным законодательством. Практика проведения выборов последних лет убедительно доказывает ведущую роль этих органов в создании условий, обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей.

В Узбекистане систему избирательных органов страны возглавляет Центральная избирательная комиссия Республики Узбекистан (ЦИК), правовой статус и деятельность которой регулируется Конституцией.

Организация и проведение выборов Президента Республики Узбекистан осуществляются следующими избира¬тельными комиссиями:

– Центральной избирательной комиссией Республики Узбекистан;

– окружными избирательными комиссиями по выбо¬рам Президента Республики Узбекистан;

– участковыми избирательными комиссиями по выборам Президента Республики Узбекистан.

Порядок образования Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан определяется Законом Республики Узбекистан «О Цент¬ральной избирательной комиссии Республики Узбекистан». Заседания Центральной избирательной комиссии правомочны, если на них присутствует не менее двух третей фактического состава комиссии на день заседания.

Центральная избирательная комиссия осуществляет на всей территории Республики Узбекистан контроль за исполнением законодательства о выборах Президента Республики Узбекистан и обеспечивает его единообразное применение, в пределах своих полномочий издает инструкции и дает разъяснения по вопросам организации выборов. Таким образом, органом, ответственным за проведение выборов Президента Республики Узбекистан, является Центральная избирательная комиссия.

После объявления Центральной избирательной комиссией начала выборов образуются окружные и участковые избирательные комиссии по выборам Президента Республики Узбекистан.

Окружная избирательная комиссия образуется Центральной избирательной комиссией не менее чем за семьдесят дней до выборов в составе председателя, заместителя председателя, секретаря и не менее 6–8 членов. Персональный состав окружной избирательной комиссии утверждается постановлением Центральной избирательной комиссии.

Окружная избирательная комиссия – это главный организующий центр по проведению выборов на соответствующей территории. Ее значение и роль в избирательном процессе отражены в полномочиях, закрепленных в статье 16 Закона «О выборах Президента Республики Узбекистан».

Следует обратить внимание на первичное и важное звено, входящее в систему избирательных комиссий, – это участковая избирательная комиссия, которая организует голосование избирателей за того или иного кандидата в Президенты. Она образуется окружной избирательной комиссией не менее чем за 40 дней до выборов в составе 5–19 человек. Именно эта комиссия составляет списки избирателей по участку, знакомит с ними избирателей, решает вопрос о внесении в них изменений, оповещает население о дне выборов и месте голосования, а также организует голосование и подсчет голосов.

Полномочия в избирательном процессе участковых избирательных комиссий отражены в статье 18 Закона «О выборах Президента Республики Узбекистан».

Таким образом, с учетом объема полномочий законом установлены конкретные сроки создания избирательных комиссий: окружные избирательные комиссии – за 70 дней до выборов; участковые избирательные комиссии – за 40 дней до выборов. Заседания вышеуказанных комиссий правомочны, если в них принимает участие не менее 2/3 состава комиссии. Решение избирательной комиссии, принятое в пределах ее полномочий, обязательно для исполнения нижестоящими избирательными комиссиями, а также соответствующими местными государственными органами, политическими партиями, другими общественными объединениями и воинскими частями, руководителями предприятий, учреждений, организаций. Государственные органы, предприятия, учреждения и организации обязаны бесплатно предоставлять в распоряжение избирательных комиссий необходимые для подготовки и проведения выборов помещения и оборудование, а также обязаны содействовать избирательным комиссиям в осуществлении ими своих полномочий.

Следует отметить, что кандидатуры в члены окружной избирательной комиссии обсуждаются на заседаниях Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, областных и Ташкентского городского Кенгашей народных депутатов и рекомендуются для утверждения в Центральной избирательной комиссии. Кандидатуры в члены участковых избирательных комиссий обсуждаются на заседаниях районных, городских Кенгашей народных депутатов и рекомендуются для утверждения в соответствующих окружных избирательных комиссиях. Члены окружных и участковых избирательных комиссий утверждаются из числа авторитетных представителей общественности.

Избирательные участки образуются с учетом границ районов, городов с целью создания максимальных удобств для избирателей. Избирательные участки образуются также в воинских частях и входят в избирательные округа по месту расположения частей.

Избирательные участки могут быть образованы при представительствах Республики Узбекистан в иностранных государствах, в санаториях, домах отдыха, в больницах и других стационарных лечебных учреждениях, в местах нахождения граждан, расположенных в отдаленных и труднодоступных районах. Эти избирательные участки входят в избирательные округа по месту нахождения. Вопрос о приписке к избирательному округу избирательных участков, образуемых за пределами Узбекистана, решается Центральной избирательной комиссией.

Избирательные участки образуются не менее чем за 60 дней до выборов. В воинских частях, при представительствах Республики Узбекистан в иностранных государствах, а также в отдаленных и труднодоступных районах избирательные участки образуются в тот же срок, а в исключительных случаях – не позднее, чем за пять дней до выборов. Избирательные участки образуются, как правило, с числом не менее 20 и не более 3 тысяч избирателей.

Избирательным законодательством Узбекистана созданы все организационно-правовые условия обеспечения демократичности избирательного процесса и реализации конституционных прав и свобод избирателей и иных участников выборов для проведения избирательной кампании в атмосфере свободы и честности.

(Источник: газета «Вечерний Ташкент»)