Счастье - в руках новых поколений

Новости
Современный этап развития мирового сообщества характеризуется стремительно разворачивающимися инновационными процессами, причем они все более приобретают статус генерального индикатора культурного прогресса. Условием движения вперед становится готовность общественного и индивидуального сознания к переменам во всех сферах жизни общества и принятию нового как ценности.

В таких условиях реформирование образовательной системы стало насущной проблемой во многих странах. По оценке ЮНЕСКО, основной причиной явилась необходимость воспитания человека с иным, глобальным мышлением, способного активно участвовать в социально-культурном процессе, изменяя себя и окружающую действительность. Аналогичные задачи легли в основу преобразований в системе подготовки кадров Узбекистана.

Идея воспитания совершенной личности испокон веков была заветной мечтой нашего народа, органичной частью его духовности. Высокие суждения на эту тему нашли глубокое отражение в произведениях таких гениальных мыслителей, как Алишер Навои, Абу Наср Фараби, Абу Али ибн Сина, Мухаммад аль-Хорезми, Ахмад Фергани, Абу Райхан Беруни, Мирзо Улугбек, и других просветителей, чьи труды заняли достойное место в мировой науке и культуре. В них обобщены гуманистические устремления, направленные на формирование всесторонне развитого человека-патриота.

В реалиях быстроменяющегося мира одной из острых проблем было и остается качество воспитания подрастающего поколения, от которого зависит, как справедливо утверждал Абдулла Авлони, "счастье каждой нации, мир и благоденствие каждого государства". XXI столетие - век рыночных отношений и жесткой конкуренции - в качестве ведущих факторов развития выдвинуло накопление и воспроизводство не только и не столько материальных благ, сколько знаний, опыта, умения. И не случайно с первых лет независимости в Узбекистане образование стало приоритетом государства, политика которого направлена на формирование активной, самостоятельной, целе­устремленной и ответственной личности, способной успешно выполнять разнообразные жизненные задачи.

Новые приоритеты последовательно воплотились в Законе "Об образовании", Национальной программе по подготовке кадров, Государственной общенациональной программе развития школьного образования на 2004-2009 годы и других ключевых документах. В соответствии с ними отечественная система подготовки кадров закономерно стала приспосабливаться к ситуативным и перспективным потребностям рынка труда. Сегодня профессионально значимые качества основываются не просто на критериях объема и полноты конкретного знания, а на способности самостоятельно применять и пополнять их, ставить и решать профессиональные проблемы. Обществу необходимы молодые люди, умеющие гибко адаптироваться, критически и творчески мыслить, грамотно работать с информацией и генерировать новые идеи, быть коммуникабельными в различных социальных группах, а также трудиться сообща, предотвращая любые конфликты или умело выходя из них. В достижении этой цели мы опираемся на основополагающие принципы, обозначенные в Национальной программе по подготовке кадров. Это прежде всего престижность знаний, образованности и высокого интеллекта, неразрывность обучения и воспитания, создание условий для раскрытия способностей человека, удовлетворения его потребностей, формирования богатого мировоззрения, духовности и культуры. Особо стоит сказать об органичном единстве системы подготовки кадров с историей, традициями и обычаями народов Узбекистана.

Президент Ислам Каримов отмечает: "Мы ставим перед собой цель - создать необходимые возможности и условия для того, чтобы наши дети росли не только физически и духовно здоровыми, но и всесторонне гармонично развитыми людьми, обладающими самыми современными интеллектуальными знаниями, людьми, в полной мере отвечающими требованиям XXI века, в котором им предстоит жить и трудиться". Исходя из этого современная модель образования Узбекистана стремительно развивается в нескольких направлениях. Это прежде всего модернизация содержания, разработка и внедрение современных технологий и обеспечение условий для продуктивной самореализации обучающихся. Своевременную и адекватную подготовку молодого поколения к будущему призваны обеспечить активно применяемые методы инновационного и развивающего обучения и воспитания, направленные на полное раскрытие потенциала личности и развитие способностей. При разработке более совершенных подходов обращается внимание в первую очередь на их возможности в плане учета индивидуальных особенностей детей. Поиски обостряют необходимость выстраивания образовательного процесса таким образом, чтобы не пропал ни один талант.

Особую актуальность в современных условиях приобретает потребность Узбекистана в квалифицированных кадрах, соответствующих мировому уровню и владеющих иностранными языками. Это связано с тем, что государственная политика направлена на дальнейшую интеграцию в международное сообщество, расширение внешних связей в политической, экономической, научной и культурной сферах. Будущие специалисты должны профессионально устанавливать взаимовыгодное партнерство, способствуя укреплению контактов и повышению конкурентоспособности отечественных производителей на глобальном рынке. Именно такое лингвистическое "содружество" формирует полноценное искусство общения, на его основе держатся взаимоотношения и взаимопонимание целых народов и стран.

Сказанным обусловлена важность постановления Президента республики "О мерах по дальнейшему совершенствованию системы изучения иностранных языков" от 10 декабря 2012 года. Оно предопределило объективную закономерность - дальнейший переход к коммуникативному обучению, который мы видим сейчас в школах. Более эффективному овладению языком способствует взаимосвязанное изучение наряду с ним и культуры, ведь они неразрывно связаны друг с другом. Знание культуры также расширяет кругозор обучаемых, обостряет их заинтересованность и любознательность, улучшает общегуманитарную подготовку. Это позволит в том числе достичь цели, поставленной главой государства: "Нам нужны знающие, умные, образованные люди, которые ... свободно смогут вести полемику с ведущими учеными в любой сфере - будь то экономика или политика, история или культура".

Решение всех названных задач вызвало необходимость подготовки педагогов новой формации, опирающихся на принципы личностно ориентированного образования. И в отечественных учебных заведениях уже трудятся десятки тысяч наставников высокой культуры, глубоко знающих свой предмет, в совершенстве владеющих методикой, разбирающихся в вопросах общей и особенно детской психологии. Они не просто передают знания, но и умело организуют процесс, как бы дирижируя им, активизируя и воспитывая подопечных, чтобы добиться нужного уровня. Совокупность этих составляющих наиболее ярко проявляется в интерактивных методах обучения, которые получают в республике все большее распространение.

(Источник: газета «Правда Востока»)