Политические партии и выборы

Новости

Атмосфера конструктивного и заинтересованного обсуждения, живой обмен мнениями, продолжительные дискуссии, острые вопросы и обстоятельные ответы – этим был примечателен международный «круглый стол» на тему «Политические партии и выборы: мировая практика и опыт Узбекистана», состоявшийся в Ташкенте.

 

Его организовал Независимый институт по мониторингу формирования гражданского общества (НИМФОГО) совместно с Центральной избирательной комиссией и другими партнерами.

В работе «круглого стола» приняли участие ученые и эксперты из Франции, Германии, США, Республики Корея и других стран, представители международных и зарубежных организаций – ОБСЕ, ЮНЕСКО, Национального демократического института международных отношений, Фонда имени Ф.Эберта, депутаты Олий Мажлиса, члены ЦИК, представители ведущих научно-исследовательских и образовательных учреждений, политических партий, общественных организаций.

На форуме подчеркивалось, что политические партии нашей страны постепенно становятся важнейшим инструментом повышения общественной активности граждан, свободного выражения воли и мнения населения. И это зримо проявляется,  в первую очередь, при проведении выборов, формировании органов государственной власти в центре и на местах.

Уникальная форма объединения

За «круглым столом» рассмотрены общепризнанные принципы и нормы участия политических партий на выборах в представительные органы государ-
ственной власти, а также опыт зарубежных развитых демократических стран по совершенствованию правовых основ участия политических партий в выборном процессе.

В выступлениях участников отмечалось, что политические партии являются уникальной формой объединения лиц, одной из задач которых является выражение воли граждан путем участия в управлении государственными делами и выдвижения кандидатур на выборах. Их отличительной особенностью по сравнению с другими общественными организациями является способность предложить избирателям комплексную модель общественного развития и реализовать эти предложения после прихода к власти. При этом политические партии являются наиболее широко используемым инструментом участия граждан в политической жизни и играют важную роль в формировании информированного и активного электората.

Особенности деятельности политических партий и их участия в выборах, роль гражданского общества в их подготовке и проведении, использование современных информационно-коммуникационных технологий в ходе избирательной кампании, значение  СМИ в продвижении демократии во время предвыборных мероприятий – эти и другие вопросы на примере своих государств освещены в докладах профессора Университета Инха Чой Джун Ёнга из Южной Кореи, президента Института прогнозирования и безопасности в Европе Эммануэля Дюпюи из Франции, руководителя Фонда имени Эберта по Центральной Азии Пера Тешендорфа из Германии, главы филиала Национального демократического института Эрики Брэт из США и других.   

Совершенствование избирательного  законодательства

В рамках «круглого стола» эксперты зарубежных стран проинформированы об осуществляемых в Узбекистане последовательных преобразованиях по развитию избирательного законодательства и расширению участия политических партий в выборном процессе.

Политические партии Узбекистана, отмечали выступавшие, имеют реальные возможности участвовать в формировании органов государственной власти, воздействовать на внутреннюю и внешнюю политику страны, поэтому их роль во взаимоотношениях государства и гражданского общества особенно велика.

Изначально было очевидно, что без серьезного повышения роли политических партий в представительстве интересов граждан и принятии государственных решений невозможно становление и развитие по-настоящему демократической, цивилизованной и эффективной политической системы в нашей стране. И в этом плане очень важна роль избирательного законодательства Узбекистана, которое прошло последовательный эволюционный путь формирования и развития.

В результате либерализации и модернизации всей сферы общественной жизни создана избирательная система, отвечающая самым высоким демократическим требованиям. Сформирована эффективная, соответствующая общепризнанным нормам и принципам, нормативно-правовая база выборов. Учитывая, что выборы являются наиболее ярким показателем демократичности существующего в стране конституционного строя, в республике особое внимание уделяется главному требованию демократии – свободному волеизъявлению людей.

В рамках основополагающих конституционных норм в стране последовательно развивалось принципиально новое избирательное законодательство, включившее в себя многие правовые акты. В законах «О выборах в Олий Мажлис Республики Узбекистан», «О выборах в областные, районные и городские Кенгаши народных депутатов» закреплено принципиальное положение о проведении выборов в представительные органы власти исключительно на многопартийной основе.

На форуме отмечалось, что внесенные изменения в законодательство обеспечили конституционное закрепление таких важных вопросов, как порядок демократического формирования независимого органа – Центральной избирательной комиссии, основные функции и принципы ее деятельности, избрания ее членов Законодательной палатой и Сенатом Олий Мажлиса.

Центральной избирательной комиссии придан статус независимого и постоянно действующего государственного органа, который руководствуется в своей деятельности Конституцией, законами о выборах и другими законодательными актами. Также получили конституционное закрепление и основные принципы деятельности комиссии: независимость, законность, коллегиальность, гласность и справедливость. На ЦИК возлагается большая ответственность по организации и проведению всенародных выборов в полном соответствии с требованиями национального законодательства и международными принципами.

С учетом международного опыта и собственной практики в законах закреплено участие наблюдателей от политических партий на всех стадиях избирательного процесса, начиная от выдвижения и регистрации кандидатов и заканчивая подсчетом голосов и объявлением итогов выборов.

Кроме того, кандидатам в депутаты, политическим партиям предоставляется равное право использовать средства массовой информации.

Шестимесячный срок, установленный для регистрации политических партий для участия в выборах, сокращен до четырех месяцев, а количество необходимых подписей уменьшилось с 50 до 40 тыс. При этом участие женщин-кандидатов в процессе выборов депутатов должно составлять не менее 30%.

В 2008 году был введен институт уполномоченного представителя политической партии, который наделен правом участия при подсчете голосов на избирательных участках и проверке правильности составления подписных листов. Это позволило обеспечить еще большую объективность и создать дополнительные гарантии прозрачности выборов, реализации прав политических партий в ходе их проведения. Также увеличено с пяти до 10 возможное число доверенных лиц кандидатов в депутаты.

Процесс дальнейшей демократизации выборов в нашей стране эффективно развивается. Практическим проявлением этого стала реализация Концепции дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране, выдвинутая главой нашего государства и одобренная на совместном заседании палат парламента в ноябре 2010 года. В этом программном документе наряду с приоритетными задачами государственного и общественного строительства, важное место уделяется вопросам обеспечения свободы избирательного права и развития избирательного законодательства в Узбекистане.

Так, в Основной Закон был внесен ряд поправок, направленных на дальнейшее совершенствование системы сдержек и противовесов, формирование и развитие цельной системы обеспечения парламентского и общественного контроля над исполнительной властью, что является важной гарантией реализации конституционного принципа народовластия.

В соответствии с Концепцией введен новый порядок выдвижения кандидатуры премьер-министра республики политической партией, набравшей наибольшее количество депутатских мест на выборах в Законодательную палату Олий Мажлиса, или несколькими политическими партиями, получившими равное наибольшее количество депутатских мест в нижней палате парламента.

В новом конституционном поле партии получили парламентский контроль деятельности правитель-ства вплоть до инициализации процесса освобождения от должности премьер-министра республики, что одновременно влечет за собой и отставку правительства.

Кроме того, введена норма, предусматривающая проведение консультаций с партийными группами в региональных Кенгашах народных депутатов при утверждении хокимов областей и города Ташкента.

В общем, в стране созданы необходимые организационно-правовые условия и возможности для полноценного участия в выборах политических партий.  Идет совершенствование, которое делает выборный процесс простым, доступным, прозрачным и открытым.  Многопартийность и плюрализм мнений стали движущей силой развития демократического общества в Узбекистане. И это подчеркивает стремление еще сильнее укреплять партийную систему республики.

Возрастает активность, усиливается конкурентная борьба

Участники «круглого стола» ознакомились с данными мониторинговых исследований НИМФОГО, наглядно свидетельствующими об усилении межпартийной конкуренции на всех этапах выборов в представительные органы власти. Так, анализ хода выборов в региональные Кенгаши народных депутатов вместо выбывших показал рост использования политическими партиями права выдвижения кандидатов в депутаты. Наблюдалась активизация предвыборной агитации кандидатами в депутаты. Кроме того, политическими партиями были предприняты меры по обеспечению присутствия своих наблюдателей и уполномоченных представителей на большинстве избирательных участков. Проведение широкой разъяснительной работы, тесное взаимодействие с электоратом, органами государственной власти на местах послужили стимулом для роста гражданской активности населения, повышения его правовой культуры и правосознания.

В ходе предыдущих выборов все четыре политические партии смогли в значительной степени использовать предоставленные законом права на выдвижение своих кандидатов в депутаты. Кадровый потенциал политических партий позволил охватить большую часть избирательных округов по выборам в парламент. При этом политическим партиям удалось выдержать требования законодательства об обязательном выдвижении в кандидаты в депутаты не менее 30% женщин.

В качестве основных итогов выборов 2009 года следует отметить, что в голосовании приняли участие более 15 млн. граждан, что составляет 87,8% от общего числа зарегистрированных избирателей (в ходе парламентских выборов 2004 года явка избирателей составила 85,1%).

НИМФОГО разработаны методические рекомендации для партийных активистов, которые будут полезны в ходе предстоящих выборов.

Непреложный факт, выявленный в ходе мониторинга,  – возрастание активности политических партий, усиление конкурентной борьбы между ними, а также между выдвинутыми от них кандидатами в депутаты.

Особое внимание участников мероприятия было уделено роли СМИ в продвижении демократии в период избирательной кампании. Было представлено многообразие форм и методов предвыборной агитации политических партий в Узбекистане, обсуждены актуальные вопросы создания в СМИ равных возможностей для политических партий в процессе предвыборной агитации.

По итогам работы международного «круглого стола» приняты рекомендации, направленные на усиление роли политических партий в избирательном процессе.

(Источник: газета «Uzbekistan Today»)