right
Visitors
Сейчас 1036 гостей онлайн

ЕЖЕДНЕВНЫЙ ВЕСТНИК НОВОСТЕЙ №72 Пресс-служба МИД Республики Узбекистан 13 апрель 2018г.

ЕЖЕДНЕВНЫЙ ВЕСТНИК НОВОСТЕЙ №72

Пресс-служба МИД Республики Узбекистан

13 апрель 2018г.

ПРЕЗИДЕНТ

О телефонном разговоре Президента Узбекистана с Президентом Азербайджана

12 апреля состоялся телефонный разговор Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева с Президентом Азербайджанской Республики Ильхамом Алиевым.

Глава нашего государства искренне поздравил Ильхама Алиева с убедительной победой на прошедших накануне выборах Президента Азербайджана.

Было особо отмечено, что результаты голосования вновь продемонстрировали широкую поддержку Ильхама Алиева и огромное доверие  братского народа Азербайджана, высокую оценку личных заслуг лидера государства и проводимого под его руководством эффективного курса на обеспечение стабильности и устойчивого экономического развития, а также укрепление международного авторитета страны.

С глубоким удовлетворением отмечена положительная динамика в развитии и укреплении узбекско-азербайджанских отношений многовековой дружбы и стратегического партнерства. Наши народы связывают общность истории, культуры, религии и близость духовных ценностей, традиций и обычаев.

Подчеркнуто, что интенсивные контакты на различных уровнях способствовали дальнейшему углублению взаимовыгодного двустороннего сотрудничества, наполнению его конкретным содержанием.

Устойчиво высокими темпами растут объемы взаимной торговли, прорабатываются перспективные проекты кооперации в отраслях экономики, включая  нефтегазовый комплекс, с участием ведущих компаний двух стран.

Особо отмечено, что развитию торгово-экономических связей и задействованию транзитного потенциала всего региона безусловно послужит новая железнодорожная магистраль «Баку – Тбилиси – Ахалкалаки – Карс».

Продолжается активный культурно-гуманитарный обмен, регулярно проводятся совместные мероприятия.

Главы государств также обменялись мнениями по актуальным вопросам узбекско-азербайджанского многопланового партнерства, региональной и международной повестки.

В завершение телефонного разговора Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев пригласил Президента Азербайджанской Республики Ильхама Алиева посетить нашу страну с государственным визитом.

Президент Азербайджана выразил искреннюю признательность за теплые поздравления и пожелания, а также с благодарностью принял приглашение совершить визит в Узбекистан.

(Источник: Пресс-служба Президента Республики Узбекистан)

Соболезнования народу Алжира

Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев направил соболезнования Президенту Алжирской Народной Демократической Республики Абдулазизу Бутефлике и алжирскому народу в связи с многочисленными жертвами в результате крушения военного самолета в провинции Блида близ аэропорта города Буфарик.

(Источник: Пресс-служба Президента Республики Узбекистан)

Официально

Узбекистан: Таможенная служба реформируется

Президент подписал указ о реформировании таможенной службы. В документе сообщается о привлечении к ответственности должностных лиц за хищения и другие преступления.

Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев 12 апреля подписал указ о коренном совершенствовании деятельности органов государственной таможенной службы.

Документ направлен на кардинальное улучшение деятельности таможенных органов и системы таможенного администрирования на основе общепринятых международных норм и стандартов, а также создание благоприятных условий для ускоренного развития предпринимательства и туризма.

В документе отмечаются недостатки в работе таможенной службы, препятствующие «полноценной реализации проводимых реформ», — «сложные процедуры и длительные сроки при прохождении таможенного контроля и оформления, факты коррупционных правонарушений и злоупотреблений служебными полномочиями среди сотрудников таможенных органов».

Сообщается, что органами прокуратуры возбуждены и расследуются уголовные дела в отношении должностных лиц таможенных органов за совершение ими хищений, злоупотреблений полномочиями и других преступлений.

Как было уточнено в программе «Ахборот 24» телеканала «Узбекистан 24», выявлены факты завышения цен на товары, импортируемые госпредприятиями и организациями, в уставном капитале которых имеется госдоля. В 2016—2017 годах завышение цен составило 416 млн долларов США.

Указом определены главные направления реформирования таможенных органов. Во-первых, это четкое разграничение задач и функций подразделений таможенных органов всех уровней. Во-вторых, формирование в системе таможенных органов «нетерпимого отношения к коррупционным проявлениям, укрепление доверия народа и повышение имиджа государственной таможенной службы, совершенствование механизмов материального стимулирования и социальной защиты сотрудников».

Предусмотрен переход от проведения «тотального» таможенного контроля к системе управления рисками, позволяющей на основе всестороннего анализа определять объекты таможенного контроля, а также снизить административные барьеры для участников внешнеэкономической деятельности. Следующее направление — сокращение продолжительности прохождения таможенных процедур в пунктах пропуска через государственную границу за счет внедрения современных форм, методов и технических средств осуществления таможенного контроля.

Утверждена Программа мер по совершенствованию деятельности органов государственной таможенной службы, предусматривающая институциональные преобразования по совершенствованию деятельности, оптимизации задач и функций таможенных органов, обеспечение их открытости и прозрачности, повышение эффективности таможенного контроля и упрощение процедур, обеспечение эффективного межведомственного взаимодействия и совершенствование подготовки кадров.

В соответствии с указом, с 1 июля 2018 года отменяется выдача таможенными органами разрешений при помещении товаров под таможенные режимы, а также разрешения на изменение маршрута движения иностранных автоперевозчиков по территории Узбекистана.

С этой же даты таможенное оформление идентичных товаров (по физическим характеристикам, качеству, производителю, коду товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности) в рамках одного внешнеторгового договора (контракта) будет осуществляться путем предоставления периодических деклараций.

Карантинное разрешение, разрешение на ввоз и вывоз объектов растительного и животного мира, озоноразрушающих веществ и продукции их содержащей, сертификат соответствия, ветеринарный, гигиенический и экологический сертификаты на идентичные товары в рамках одного внешнеторгового договора (контракта) будут выдаваться единожды, но не более чем на один календарный год.

С июня участникам внешнеэкономической деятельности будет предоставлено право в режиме реального времени через интернет заполнять и представлять в таможенные органы грузовые таможенные декларации без обращения к таможенным брокерам.

Вводится практика предварительного декларирования импортируемых товаров до их фактического прибытия на таможенную территорию Узбекистана, в том числе в целях поощрения добросовестных участников внешнеэкономической деятельности путем выпуска импортируемых товаров в свободное обращение непосредственно в пунктах пропуска на границе.

Таможенные органы совместно с налоговыми органами и органами Департамента по борьбе с налоговыми, валютными преступлениями и легализацией преступных доходов при Генеральной прокуратуре наладят систематический мониторинг по фактам завышения цен в отношении товаров, импортируемых госпредприятиями и организациями, в уставном капитале которых имеется госдоля.

Таможенные органы будут осуществлять таможенный контроль в отношении товаров и транспортных средств после их выпуска в свободное обращение, в целях проверки достоверности заявленных сведений и законности внешнеторговой деятельности субъектов предпринимательства.

В структуре Государственного таможенного комитета создаются новые управления:

Управление по внедрению передовых и инновационных методов таможенного администрирования;

Управление по мониторингу и оценке рисков;

Управление мониторинга внешнеторговых операций и таможенной статистики.

ГТК поручено до 1 сентября внедрить автоматизированную систему управления рисками, предусматривающую проведение выборочного таможенного контроля товаров.

Комитетом должна быть разработана «действенная система контроля за деятельностью таможенных постов», предусматривающая мониторинг и оценку единообразного применения норм законодательства, эффективности таможенных процедур, правильности классификации товаров по ТН ВЭД и определения их таможенной стоимости.

Поручено ускорить реализацию на таможенных постах «Международный аэропорт „Ташкент“ имени Ислама Каримова» и «Ташкент товарная» пилотных проектов по применению современных методов таможенного администрирования, направленных на максимальное упрощение таможенных процедур, обеспечение полноты и своевременности уплаты таможенных платежей, выявление незаконного импорта товаров и контрабанды, с последующим внедрением положительного опыта на других таможенных постах.

Председателю ГТК поручено создать «принципиально новую систему отбора и расстановки кадров», нацеленную на привлечение в таможенные органы «всесторонне развитой и патриотичной молодежи, обладающей высокими профессиональными навыками и морально-нравственными качествами».

Указом запланировано создание в регионах современных логистических центров, в том числе на основе государственно-частного партнерства, на территории которых будут оказываться таможенные, банковские, логистические, экспресс-лабораторные, фитосанитарные, ветеринарные, санитарно-эпидемиологические, экологические, сертификационные и другие услуги по принципу «одно окно».

Приграничные таможенные посты в пунктах пропуска через государственную границу намечено оснастить современными инспекционно-досмотровыми комплексами и другими техническими средствами таможенного контроля.

Будет изучен вопрос дислокации действующих железнодорожных приграничных таможенных постов непосредственно в места пересечения железнодорожными составами государственной границы с созданием необходимой инфраструктуры для осуществления таможенного и других видов государственного контроля.

Автомобильные пункты пропуска будут изучены на предмет осуществления текущего ремонта, капитального строительства, технического оснащения и обустройства прилегающей территории. Планируется также строительство новых пунктов пропуска.

26 января установлено Днем сотрудников органов Государственной таможенной службы Республики Узбекистан.

До 1 ноября планируется разработать проект Таможенного кодекса Узбекистана в новой редакции. Особое внимание должно быть обращено на либерализацию таможенного законодательства, прозрачность и упрощение таможенных процедур, общедоступность в восприятии норм и исключение возможности их различного толкования.

(Источник: Газета.uz )

РЕФОРМЫ

Банковская система Узбекистана: новые реалии и приоритеты

Выполняя важную функцию локомотива и инвестиционного посредника, коммерческие банки постоянно совершенствуют свою деятельность, поддерживают финансовую устойчивость и рост объемов операций, предлагают качественно новые технологии в сегментах финансового рынка.

В Стратегии действий дальнейшего развития республики  в  20172021 годах предусматривается "углубление реформирования и повышение устойчивости банковской системы, уровня капитализации и депозитной базы банков, укрепление их финансовой устойчивости и надежности, дальнейшее расширение кредитования перспективных инвестиционных проектов, а также субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства". Только за прошедший год в банковской сфере произошли кардинальные изменения. В соответствии с Указом Президента "О первоочередных мерах по либерализации валютной политики" от 2 сентября 2017 года была введена конвертация по текущим международным операциям для широкого круга предприятий, соз­даны равные и прозрачные условия покупки иностранной валюты по рыночному курсу. Проведенная девальвация почти в два раза из курса национальной валюты исключила диспропорции между стоимостью импортных и экспортных операций. Наличие нескольких курсов снижало заинтересованность предприятий в увеличении объемов экспорта собственной продукции. Также полностью отменена обязательная продажа части валютной выручки от экспорта товаров (работ, услуг) для всех предприятийэкспортеров независимо от их форм собственности и экспортируемой продукции. Важным следствием первых шагов по либерализации валютного рынка стало сравнивание стоимости в обращении наличных и безналичных денежных средств, закрытие сегмента теневого рынка.

Согласно принятому постановлению Президента Узбеки­стана "О мерах по дальнейшему развитию и повышению устойчивости банковской системы республики" от 12 сентября 2017 года минимальный размер уставного капитала (фонда) вновь соз­даваемых коммерческих банков установлен в национальной валюте в сумме 100 млрд сумов. (курс ЦБ РУ на 13.04.2018, 1$= 8094.99  сум) При этом предоставлено время для выполнения новых требований  до 1 января 2019 года. Также принято решение об отмене несвойственных для банка функций. Таких, как контроль образования просроченной дебиторской и кредиторской задолженности хозяйствующих субъектов и целевого использования наличных денег, полученных из кассы банков, что долгое время было объектом критики международных финансовых институтов. Практически одновременно принято постановление главы государства "О мерах по дальнейшему совершенствованию денежнокредитной политики" (13 сентября 2017го). Переориентированы принципы и механизмы достижения целей денежнокредитной политики Центрального банка.

Утвержден комплекс мер по дальнейшему совершенствованию на пять лет с поэтапным переходом к режиму инфляционного таргетирования, который применяется центральными банками многих стран для сохранения стабильности внутренних цен.

Для прозрачности и предсказуемости проводимой денежнокредитной политики, усиления взаимосвязи с общественностью, информирования о применяемых инструментах и конечных целях проводимой политики Центральным банком значительно расширена открытость финансовых показателей. Впервые на официальном сайте ЦБ представлены данные по золотовалютным резервам Узбекистана и денежным агрегатам, а также аналитические материалы о деятельности банковского сектора, проекты принимаемых важных нормативных документов. Такая открытость способствует более глубокому пониманию принимаемых решений, становится базой для повышения уровня образования на основе использования практических материалов.

В конце марта того года принято постановление Президента "О дополнительных мерах по повышению доступности банковских услуг". Начиная с простых решений доступности в коммерческие банки без предварительного разрешения и проверки документов, развития услуг и консультаций предусматриваются серьезные изменения в механизме кредитования, совершенствования платежных систем и расчетов посредством пластиковых карт. Создание Службы Центрального банка по защите прав потребителей демонстрирует новые приоритеты, в том числе доступность финансовых услуг и повышение уровня финансовой грамотности населения и субъектов предпринимательства.

Ныне в республике функционируют 28 коммерческих банков, в том числе с участием государственной доли  11. Совокупный объем активов банковской системы по итогам 2017 года увеличился почти в два раза и составил 166,6 триллиона сумов. Без учета влияния девальвации курса активы банков увеличились на 22 процента. Соотношение активов к ВВП республики составляет 66,9 процента против аналогичного показателя 2016 года  42,2 процента, что говорит о повышении роли коммерческих банков в национальной экономике.

Остается высокой доля коммерческих банков с участием государственной доли, на которые приходится 82 процента совокупных активов, 88,4  кредитного портфеля и 65,8  депозитов  банковской системы нашей страны. В этом году особое внимание будет уделено вопросам повышения капитализации отдельных банков. Сегодня уставный капитал семи коммерческих банков не соответствует минимальным требованиям.

Значительно активизировалось сотрудничество с международными и зарубежными финансовыми институтами. В Узбекистане начал действовать Европейский банк реконструкции и развития, с которым подписаны кредитные соглашения на сумму 186 млн долларов. Планируется реализация только в этом году 15 инвестиционных проектов. Расширяется сотрудничество с Группой Всемирного банка. Объем зарезервированного финансирования в 2018м составляет 840 млн долларов  самый высокий показатель за последние пять лет. Самым крупным партнером остается Азиатский банк развития. Портфель инвестиционных проектов в республике, рассчитанных до 2020 года, в размере 2,9 миллиарда долларов.

Сферами успешного сотрудничества являются развитие энергетики и транспорта, совершенствование городской инфраструктуры, улучшение качества государственных услуг, а также расширение доступа к финансированию для малых и средних предприятий, представителей агробизнеса.

В среднесрочной перспективе определены две основные стратегические задачи. Вопервых, повышение финансовой устойчивости банков и расширение спектра финансовых услуг на внутреннем рынке. Вовторых, активизация банков Узбекистана на международном рынке капитала. Эти меры, безусловно, свидетельствуют о стремлении и готовности нашей страны к интеграции в мировую экономику.

(Источник: газета «Правда Востока»)

CВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ

О мерах по созданию свободной экономической зоны «Сирдарё»

Указ Президента Республики Узбекистан

В целях комплексного и рационального использования производственного и ресурсного потенциала Сырдарьинской области, создания на этой основе новых рабочих мест и повышения доходов населения:

1. Принять к сведению, что Указом Президента Республики Узбекистан от 18 марта 2013 года № УП-4516 «О создании специальной индустриальной зоны «Джизак» создана свободная экономическая зона «Джизак» (далее – СЭЗ «Джизак») в Джизакской области с филиалом в Сырдарьинском районе Сырдарьинской области и утверждены ее границы.

2. Принять предложение хокимиятов Сырдарьинской и Джизакской областей, Министерства экономики Республики Узбекистан, Государственного комитета Республики Узбекистан по инвестициям, Государственного комитета Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции о создании свободной экономической зоны «Сирдарё» (далее – СЭЗ «Сирдарё») на базе филиала СЭЗ «Джизак» в Сырдарьинском районе Сырдарьинской области и территории малой промышленной зоны в городе Янгиер Сырдарьинской области.

3. Определить основными задачами и направлениями деятельности СЭЗ «Сирдарё»:

обеспечение комплексного и эффективного использования производственного и ресурсного потенциала Сырдарьинской области на основе глубокой переработки минерально-сырьевых ресурсов, расширение выпуска востребованной на внешних рынках, а также импортозамещающей продукции с высокой добавленной стоимостью;

привлечение прямых частных инвестиций, в том числе иностранных, и передовых технологий для создания современных производств в сферах глубокой переработки, хранения и упаковки плодоовощной и сельскохозяйственной продукции, текстильной, обувной, кожгалантерейной, химической, пищевой, электротехнической промышленности, сельскохозяйственного машиностроения, промышленности строительных материалов и других;

углубление процессов локализации производства высокотехнологичной продукции на базе местного сырья и материалов, установление и укрепление тесных кооперационных связей между участниками СЭЗ «Сирдарё» и другими отечественными предприятиями;

опережающее развитие инженерно-коммуникационной, дорожно-транспортной и социальной инфраструктуры СЭЗ «Сирдарё», а также формирование на ее территории современной инфраструктуры качественных логистических услуг;

участие в подготовке высококвалифицированных специалистов, исходя из текущих и перспективных потребностей СЭЗ «Сирдарё» в профильных кадрах, в том числе в прохождении ими производственной практики на предприятиях, расположенных на территории свободной экономической зоны.

4. Административному совету свободных экономических зон и малых промышленных зон Сырдарьинской области (Мирзаев Г.Г.) совместно с Государственным комитетом по инвестициям, Государственным комитетом по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру, Министерством строительства Республики Узбекистан в двухнедельный срок внести в установленном порядке в Республиканский совет по координации деятельности административных советов свободных экономических зон и малых промышленных зон, образованный постановлением Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по повышению эффективности деятельности свободных экономических зон и малых промышленных зон» от 25 октября 2017 года, предложения по уточнению границ территории СЭЗ «Сирдарё» с возможностью дальнейшего ее расширения.

5. Установить, что:

земельные участки, включенные в состав СЭЗ «Сирдарё», находятся в прямом ведении Административного совета свободных экономических зон и малых промышленных зон Сырдарьинской области;

срок функционирования СЭЗ «Сирдарё» составляет 30 лет с момента ее создания с возможностью его последующего продления;

в течение срока функционирования СЭЗ «Сирдарё» на ее территории действуют особые налоговые и таможенные режимы;

статус участника СЭЗ «Сирдарё» предоставляется решением Административного совета свободных экономических зон и малых промышленных зон Сырдарьинской области;

за участниками бывшей малой промышленной зоны в городе Янгиер, получившими ранее указанный статус, сохраняются льготы и преференций, предусмотренные постановлением Президента Республики Узбекистан от 30 марта 2017 года № ПП-2860 «О создании малой промышленной зоны в городе Янгиере Сырдарьинской области».

6. Установить порядок, в соответствии с которым Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций, Министерство жилищно-коммунального обслуживания, Государственный комитет Республики Узбекистан по автомобильным дорогам, АО «Узбекэнерго», АО «Узтрансгаз» и поставщики инженерно-коммуникационных услуг республиканского и территориального уровня обеспечивают гарантированное подключение хозяйствующих субъектов – участников СЭЗ «Сирдарё» к коммуникациям с своевременным их подведением к территории СЭЗ «Сирдарё».

7. Государственному комитету по инвестициям совместно с Министерством финансов, Министерством экономики Республики Узбекистан ежегодно при формировании государственных программ развития на предстоящие годы предусматривать в установленном порядке включение в них проектов по развитию инженерно-коммуникационной и дорожно-транспортной инфраструктуры СЭЗ «Сирдарё».

8. Возложить функции оперативного управления деятельностью СЭЗ «Сирдарё» на Государственное унитарное предприятие «Дирекция СЭЗ «Сирдарё-фарм», созданное в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 3 мая 2017 года № УП-5032 «О создании свободных экономических зон «Нукус-фарм», «Зомин-фарм», «Косонсой-фарм», «Сирдарё-фарм», «Бойсун-фарм», «Бустонлик-фарм» и «Паркент-фарм», переименовав его в Государственное унитарное предприятие «Дирекция СЭЗ «Сирдарё» (далее – Дирекция СЭЗ «Сирдарё»), с увеличением численности управленческого персонала с 3 до 5 единиц.

9. Установить, что Дирекции СЭЗ «Сирдарё» и участникам СЭЗ «Сирдарё» переходят в установленном порядке права и обязанности Государственного унитарного предприятия «Дирекция СЭЗ «Джизак» и участников СЭЗ «Джизак», соответственно, в части, касающейся его филиала в Сырдарьинском районе Сырдарьинской области.

10. Распространить:

на участников СЭЗ «Сирдарё» положения пунктов 3, 4 и 5 Указа Президента Республики Узбекистан от 26 октября 2016 года № УП-4853 «О дополнительных мерах по активизации и расширению деятельности свободных экономических зон»;

на Дирекцию СЭЗ «Сирдарё» положения пункта 8 Указа Президента Республики Узбекистан от 12 января 2017 года № УП-4931 «О создании свободных экономических зон «Ургут», Гиждуван», «Коканд» и «Хазарасп».

11. Внести изменения в Указ Президента Республики Узбекистан от 18 марта 2013 года № УП-4516 «О создании специальной индустриальной зоны «Джизак» согласно приложению.

12. Государственному комитету по инвестициям совместно с Министерством экономики, Государственным комитетом Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции, Административным советом свободных экономических зон и малых промышленных зон Сырдарьинской области:

в месячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа;

в двухмесячный срок обеспечить разработку конкретных предложений – «дорожных карт» по размещению на территории СЭЗ «Сирдарё» производств по выпуску импортозамещающих и экспортоориентированных видов готовой продукции, материалов и комплектующих изделий с учетом имеющихся минерально-сырьевых ресурсов Сырдарьинской области.

13. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан – председателя Государственного комитета Республики Узбекистан по инвестициям Холмурадова С.Р. и хокима Сырдарьинской области Мирзаева Г.Г.

Президент Республики Узбекистан Ш.МИРЗИЁЕВ

Город Ташкент, 12 апреля 2018 года.

ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ – ПРИОРИТЕТ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ УЗБЕКИСТАНА

Узбекистан – Туркменистан: Сотрудничество, проверенное временем

Издревле узбекский и туркменский народы жили рядом в дружбе и согласии, взаимно обогащая культуру друг друга. У узбеков и туркменов исконно дружеские корни, многие семьи породнились. Два братских народа на протяжении многих веков использовали воду из одной реки.

У узбеков есть пословица «Друг познается в беде» (Дўст бошга иш тушганда билинади). Дружба Узбекистана и Туркменистана проверена временем. В трудные моменты народы постоянно поддерживали друг друга, в частности, боль и страдания туркменов воспринимались узбеками как собственные. К слову, Узбекистан одним из первых оказал всяческую поддержку народу Туркменистана по устранению последствий Ашхабадского землетрясения 1948 года. Как отмечается в хронике этой катастрофы, Ташкент первым принял сведения о землетрясении. Узбекские медики выехали в Ашхабад немедленно. Тысячи раненых и детей-сирот были эвакуированы в Узбекистан.

Сегодня Узбекистан и Туркменистан придают особое значение углублению отношений добрососедства и дружбы, повышению уровня стратегического сотрудничества. Ярким воплощением этого стало открытие в Ташкенте в торжественной обстановке улицы имени Махтумкули и памятника с его барельефным изображением, а также парка «Ашхабад» с символикой дружественного Туркменистана. В свою очередь, в целях увековечения памяти Первого Президента Узбекистана Ислама Каримова в Туркменистане открыт мемориальный комплекс, а также в его честь названа улица.

Необходимо отметить, что в отношениях двух стран культурное наследие занимает особое место. Трудно найти туркменскую семью, где не читали бы Навои, или узбека, который был бы не знаком со стихами Махтумкули. Творчество Махтумкули широко изучается в школах Узбекистана, исследуется узбекскими учеными.

Бесспорно, благодаря наблюдаемому доверительному и дружественному диалогу между Президентом Республики Узбекистан Шавкатом Мирзиёевым и Президентом Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедовым узбекско-туркменские отношения на современном этапе достигли уровня подлинного стратегического партнерства. В течение 2017 года в двустороннем и многостороннем форматах состоялся ряд встреч высокого уровня. Взаимодействие между нашими странами наполняется новым качественным содержанием. Наглядной иллюстрацией этого являются следующие моменты, в том числе закрепленные Договором о стратегическом партнерстве в марте 2017 года.

Во-первых, расширяется торгово-экономическое сотрудничество. Новый импульс этому придало подписание в марте 2017 года в Ашхабаде Договора между Узбекистаном и Туркменистаном об экономическом сотрудничестве на 2018-2020 годы. Ярким примером практической реализации данного документа является проведение в марте текущего года заседания совместной узбекско-туркменской Межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству.

В 2017 году состоялся обмен визитами делегаций узбекских и туркменских деловых кругов для участия в выставках, ярмарках и бизнес-форумах. Отрадно отметить, что производитель крупной бытовой техники в Узбекистане под торговой маркой «Artel» организовал на территории Туркменистана совместное производство по сборке водонагревателей и алюминиевых профилей. Символично, что впервые в конце марта текущего года в Ашхабаде организована Национальная промышленная выставка, которая наглядно отражает значительный потенциал туркмено-узбекского партнерства.

Безусловно, реализация Соглашения о взаимных поставках от 2 октября 2012 года и вовлечение в товарооборот продукции с высокой добавленной стоимостью способствуют дальнейшему наращиванию объемов взаимной торговли и расширению ее номенклатуры.

Во-вторых, отмечается интенсивное взаимодействие между приграничными областями Узбекистана и Туркменистана. Достигнут договор о развитии приграничного сотрудничества Бухарской и Хорезмской областей Узбекистана с Лебапским и Дашогузским велаятами Туркменистана.

Благодаря взаимным визитам делегаций на уровне представителей региональных властей двух стран сегодня ведется работа по реализации совместных проектов в различных сферах. В частности, наши аграрии совместно с туркменскими коллегами работают над совершенствованием методики и практики производства тонковолокнистого хлопка в Узбекистане, делятся опытом и знаниями в сфере выращивания интенсивных садов, переработки плодоовощной продукции.

В-третьих, реализуются целенаправленные проекты в области транспорта. Интегрированные автомобильные и железные дороги двух стран выполняют транзитную функцию для третьих государств. Как заявил Президент Шавкат Мирзиёев, «Узбекистан нацелен на выход через порты Туркменистана в Каспийское море, международные транспортные коридоры». В этом плане закономерно отметить транспортно-транзитный коридор «Узбекистан-Туркменистан-Иран-Оман», успешная реализация создания которого позволит увеличить транзитные грузопотоки и обеспечить участникам проекта кратчайший и эффективный выход на внешние рынки.

Также в фокусе пристального внимания находится реализация совместных масштабных проектов – строительство автомобильного и железнодорожного мостов через Амударью «Туркменабад-Фараб». Возведение этих объектов создаст благоприятные условия для кратного увеличения объемов перевозки грузов транзитом через Туркменистан в страны Южной и Центральной Европы, Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии.

В-четвертых, наращивается взаимодействие в реализации крупномасштабных проектов в нефтегазовой сфере. Как заявил Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев, «это новая для Узбекистана и Туркменистана сфера деятельности. Приобретенный здесь совместный опыт позволит нашим нефтепроизводителям в перспективе выходить на более обширные региональные и международные рынки». Показательно в данном контексте функционирование газопровода Туркменистан-Узбекистан-Казахстан-Китай пропускной способностью до 25 миллиардов кубометров газа в год.

При этом сегодня Узбекистан и Туркменистан имеют договоренность о совместной разработке месторождений углеводородов на Каспийском побережье. Президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов поприветствовал участие Узбекистана в осуществлении подобных крупных совместных проектов.

В-пятых, углубляется сотрудничество в культурно-гуманитарной сфере. За последние два года в столицах двух стран поочередно проходили «Дни культуры Узбекистана» и «Дни культуры Туркменистана». При этом подписана Программа сотрудничества в культурно-гуманитарной сфере на 2017-2019 годы.

Прилагаются усилия по созданию благоприятных условий для проживающих на территориях двух государств узбекской и туркменской диаспор. В Узбекистане проживает около 190 тысяч граждан туркменской национальности.

В целях сохранения традиций, языка и культуры туркменов с первых лет независимости в нашей стране создан Республиканский туркменский культурный центр. В 2017 году в Нукусском государственном педагогическом институте имени Аджинияза открылся факультет по подготовке педагогов для начальных классов для преподавания на туркменском языке.

В целом узбекско-туркменские взаимоотношения переживают самый благоприятный период для дальнейшего развития полномасштабного сотрудничества и обогащения его качественно новым содержанием. Несомненно, предстоящий визит Президента Туркменистана в Узбекистан будет способствовать наращиванию многопланового, многоуровневого и взаимовыгодного партнерства между нашими государствами.

Нигора Шохимардонова,

главный научный сотрудник Института стратегических и межрегиональных исследований при Президенте Республики Узбекистан

(Источник:УзА )

Международные отношения

Бизнес-форум послужит укреплению сотрудничества

В Бухаре прошли узбекско-европейский шелковый форум и показ национальной одежды из натурального шелка.

Председатель ассоциации "Узбекипаксаноат" Б.Шарипов, президент Ассоциации шелка Италии Стефано Витали и другие отметили, что благодаря широкомасштабным реформам в Узбекистане достигаются заметные результаты во всех сферах, в том числе в сельскохозяйственной отрасли.

Постановление Президента нашей страны "О мерах по организации деятельности ассоциации "Узбекипаксаноат" от 29 марта 2017 года заложило основу для масштабных преобразований в шелководческой отрасли. В соответствии с данным документом предприятиям сферы предоставлен ряд льгот. Внедрение кластерной системы способствует обеспечению занятости и увеличению доходов населения. Внедренный порядок, в соответствии с которым месячная сезонная работа засчитывается в годовой трудовой стаж, стал огромным стимулом для тех, кто занимается заготовкой коконов. На местах образованы общества с ограниченной ответственностью "Агропилла". При прикрепленных к районам производственных предприятиях организуются инновационные гренарни, закладываются интенсивные тутовые плантации. Модернизировано 20 предприятий по заготовке грен, а также более 40 предприятий по переработке коконов. Все это способствует повышению конкурентоспособности отечественного шелка на мировом рынке.

Узбекистан занимает третье место в мире по объемам производства коконов после Китая и Индии, а в расчете на душу населения — первое место в мире. В 2017-2021 годах за счет увеличения заготовки коконов в 2 раза, а также объемов изготовления шелка посредством организации глубокой переработки сырья – почти в 8 раз годовой объем производства в отрасли планируется довести до 11,2 миллиона погонных метров.

Сегодня одной из актуальных задач является продвижение нашего шелка на европейский рынок, - говорит председатель ассоциации "Узбекипаксаноат" Б.Шарипов. - А это требует дальнейшего улучшения качества. Ключ к успеху в этом деле – оснащение предприятий новейшими технологиями. В этом плане важное значение имеет сотрудничество с одним из европейских центров шелководческой отрасли – Италией. В ходе данного форума были изучены предложения по укреплению практического сотрудничества.

В шелководческом секторе нашей страны намечается реализовать новый проект. Главная цель – комплексное повышение эффективности отрасли, в частности, закладка высокоурожайных интенсивных тутовых плантаций, изучение современных ноу-хау и опыта в деле откормки гусениц шелкопряда, заготовки продукции, вытягивания нити из коконов, производства и экспорта качественных тканей. Для реализации проекта по совершенствованию всей цепочки, повышению экспортного потенциала, созданию новых рабочих мест на селе и источников дохода в рамках сотрудничества с Фондом международного развития ОПЕК будут использованы его грантовые ресурсы. В рамках первого этапа проекта предусмотрено достичь весомых результатов в развитии сферы, затем на основе достигнутых успехов оказать содействие соседним государствам и экономическим партнерам – Таджикистану и Кыргызстану в развитии шелководческой отрасли. При этом важную роль будет играть участие в деятельности Евразийской ассоциации развития шелководства, головной офис которой расположится в Ташкенте. Ассоциация "Узбекипаксаноат" и Ассоциация шелка Италии войдут в состав данной организации.

На форуме отмечалось, что налаживание сотрудничества Узбекистана и стран Европы будет взаимовыгодным для обеих сторон.

Участники побывали на узбекско-китайском совместном предприятии "Бухоро бриллиант силк", понаблюдали за процессом производства. Также ознакомились с проектом махалли шелководов-ремесленников, которая будет организована на прилегающей к предприятию территории. Здесь ремесленники будут заниматься заготовкой коконов по традиционным методам, изготавливать из шелка-сырца ткани с помощью деревянных станков. На территории также намечено построить гостиницу, оказывать другие услуги, что будет способствовать развитию туризма.

Гости также побывали в организуемом предприятием "Бухоро бриллиант силк" китайском промышленном парке. Данное предприятие проектной стоимостью 27 миллионов долларов будет сдано в эксплуатацию в будущем году. Оно будет способно ежегодно красить 7 тысяч 800 тонн шелковых и других тканей. Кроме того, рядом с парком планируется организовать Евротехнопарк. Итальянским партнерам сделано предложение о сотрудничестве в данном направлении.

Масштабная работа, проводимая на бухарском предприятии по переработке коконов, произвела на нас огромное впечатление, - сказала менеджер Организации по промышленному развитию ООН (ЮНИДО) Анита Траваини. - Привлекательные инновационные идеи и проекты "Бухоро бриллиант силк" привлекли внимание европейских деловых кругов.

Зарубежные гости также осмотрели древние достопримечательности Бухары.

На мероприятии выступил хоким Бухарской области У.Барноев.

(Источник: УзА )

Законодательная палата Олий Мажлиса Республики Узбекистан

Узбекистан: Обсуждены законопроекты, направленные на углубление правовых и социально-экономических реформ

На проведенном 12 апреля 2018 года заседании Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан депутаты рассмотрели ряд законопроектов.

Как уже сообщалось, внесенные в повестку дня законопроекты ранее были обсуждены на заседаниях фракций политических партий, депутатской группы от Экологического движения Узбекистана, комитетов и действующих при них экспертных групп.

Законопроекты направлены на дальнейшее совершенствование правовой базы реформ, обеспечение верховенства закона, качественное улучшение реформирования всех сфер жизнедеятельности общества и государства, которые являются важными задачами Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах.

В частности, депутаты начали свою работу с обсуждения во втором чтении законопроекта «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности», разработанный с целью обеспечения эффективного государственного контроля за соблюдением технических регламентов, повышения ответственности органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий за нарушение правил сертификации продукции.

В ходе подготовки ко второму чтению законопроекта создана рабочая группа в составе депутатов фракций политических партий и депутатской группы от Экологического движения Узбекистана, представителей министерств и ведомств, институтов гражданского общества, специалистов-практиков, ученых.

Депутаты подчеркнули необходимость принятия данного закона, который послужит защите прав потребителей и государства по вопросам безопасности товаров, процессов, работ и услуг, повышения качества и конкурентоспособности. Вместе с тем данный документ обеспечит повышение ответственности органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий за нарушение правил сертификации продукции, а также полноценную реализацию норм законов «О техническом регулировании» и «О сертификации продукции и услуг».

В марте нынешнего года на очередном заседании нижней палаты парламента в первом чтении рассмотрен законопроект «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика», подготовленный группой депутатов по итогам проведенных контрольно-аналитических изучений.

Необходимо отметить, что проект был разработан с учетом опыта зарубежных стран. Так, в законодательстве Российской Федерации, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана договор страхования составляется сроком до одного года, а также на каждое транспортное средство выдается отдельно страховой полис.

В ходе его подготовки ко второму чтению создана рабочая группа в составе депутатов Законодательной палаты парламента, представителей министерств и ведомств, институтов гражданского общества, специалистов-практиков. Кроме того, проект закона выложен на личных страницах депутатов в социальных сетях для широкого обсуждения, что позволяет учесть мнения и предложения избирателей-подписчиков.

Подчеркивалось, что в соответствии с законопроектом юридическим лицам, оказывающим коммерческие транспортные услуги по перевозке пассажиров и их имущества, деятельность которых подлежит лицензированию, предоставляется право заключать договора об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика сроком от трех месяцев до одного года. Дополнение данной нормой дает возможность перевозчикам исключить лишние затраты на заключение договора страхования до окончания срока действия лицензий, аннулирования и перерегистрации лицензий.

Принятие данного закона, как сообщалось, создаст условия для перевозчиков, оказывающих услуги по перевозке пассажиров на лицензируемом транспорте.

Далее во втором чтении обсужден проект Закона «О внесении изменений и дополнений в Таможенный кодекс Республики Узбекистан». Законопроект разработан в соответствии с постановлениями Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшей либерализации внешнеторговой деятельности и поддержке субъектов предпринимательства» и «О мерах по упрощению порядка вывоза товаров, предназначенных для проведения выставочных мероприятий за рубежом».

Законопроектом вносятся изменения в статьи 32 и 245 Таможенного кодекса Республики Узбекистан, предусматривающие право осуществлять экспорт товаров, работ и услуг, за исключением свежей плодоовощной продукции, отмену требования по выдаче разрешения органами государственной таможенной службы на реэкспорт товаров, находящихся под таможенным режимом «временный ввоз».

В рамках подготовки ко второму чтению законопроекта созданной специальной рабочей группой предоставлены итоги проведенного анализа по его совершенствованию и учтены мнения экспертов-специалистов данной сферы.

В ходе заседания рассмотрены также другие вопросы, относящиеся к полномочиям Законодательной палаты парламента.

(Источник: Информационная служба Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан) 

 
EN AF RU
Конференции