right
Visitors
Сейчас 1828 гостей онлайн

ЕЖЕДНЕВНЫЙ ВЕСТНИК НОВОСТЕЙ № 02

ЕЖЕДНЕВНЫЙ ВЕСТНИК НОВОСТЕЙ № 02

Пресс-служба МИД Республики Узбекистан

4 января 2018г.

ПРЕЗИДЕНТ

Шавкат Мирзиёев: Люди на местах должны ощутить происходящие в каждой сфере перемены

Под председательством Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева 3 января 2018 года состоялось совещание, посвященное анализу деятельности и определению новых приоритетных задач комплексов Кабинета Министров.

В совещании приняли участие Премьер-министр и его заместители, Государственные советники Президента, руководители министерств, ведомств и хозяйственных объединений.

В соответствии с постановлением главы нашего государства “О дополнительных мерах по совершенствованию деятельности Кабинета Министров Республики Узбекистан” от 27 ноября 2017 года аппарат правительства был реорганизован. В том числе, в составе Кабинета Министров организованы Комплекс по вопросам образования, здравоохранения, экологии, охраны окружающей среды, физической культуры и спорта и Комплекс по вопросам инвестиций, инновационного развития, координации деятельности свободных экономических и малых промышленных зон, туризма.

На совещании проанализирована деятельность этих двух комплексов за истекший период, обсуждены их планы и приоритетные задачи на 2018 год.

Президент нашей страны, рассмотрев включенные в повестку дня вопросы в духе критического анализа, отметил, что большинство организаций не организовывают свою деятельность в соответствии с требованиями времени и допускают пассивность в выполнении принятых решений и программ.

Люди на местах должны ощутить осуществляемые в нашей стране реформы, происходящие изменения в работе исполнительных органов. Повышать эффективность работы в нижнем звене, жить заботами и чаяниями простых людей должны стать главным критерием всех руководителей и должностных лиц, сказал Шавкат Мирзиёев.

Послание Президента Республики Узбекистан Олий Мажлису стало историческим событием, совершившим огромный поворот в современной государственности нашей страны. В нем наряду с рассмотрением основных итогов проделанной в 2017 году работы определены приоритетные задачи по всестороннему развитию страны, выдвинут ряд законодательных инициатив.

На совещании говорилось о вытекающих из Послания важных задачах комплексов Кабинета Министров, министерств и ведомств. Заслушана информация должностных лиц об осуществленной работе и планах на перспективу.

Рассмотрена также проводимая работа по развитию системы дошкольного образования, повышению качества школьного образования, совершенствованию тестовых испытаний и деятельности высших учебных заведений, подготовки спортсменов к предстоящим соревнованиям. Затронуты задачи, связанные с улучшением системы здравоохранения, расширением производства фармацевтической продукции, экологией и охраной окружающей среды.

На совещании всесторонне обсуждены также вопросы обеспечения устойчивого развития сфер и отраслей экономики, в том числе реализации жесткой денежно-валютной политики, усиления деятельности свободных экономических и малых промышленных зон, широкого привлечения иностранных инвестиций, создания современных промышленных предприятий, новых рабочих мест, расширения доходной базы местных бюджетов и другие.

(Источник: УзА)

ПОЛИТИКА: ПОСЛАНИЕ ПРЕЗИДЕНТА УЗБЕКИСТАНА ОЛИЙ МАЖЛИСУ

Прагматизм – основа новой внешней политики

– Во многих развитых странах мира существует практика обращения главы государства с Посланием к национальному парламенту по самым важным и актуальным вопросам политического, социально-экономического и демократического развития. 22 декабря 2017 года Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев впервые в истории выступил с Посланием к парламенту страны – Олий Мажлису. Изложенные в этом программном документе руководящие идеи и приоритеты, несомненно, будут способствовать дальнейшему осуществлению в Узбекистане широкомасштабных реформ, дальнейшему повышению эффективности государственного управления.

В своем выступлении Президент Узбекистана затронул все аспекты жизнедеятельности государства и общества. Отдельное внимание также было уделено вопросам проведения эффективного, прагматичного и самое главное, результативного внешнеполитического курса.

В этой связи следует подчеркнуть, что, как и все другие сферы жизнедеятельности страны, внешняя политика Узбекистана была отмечена в уходящем году беспрецедентным динамизмом, открытостью, инициативностью и прагматизмом в продвижении национальных интересов страны на международной арене. Это обеспечило существенные результаты в создании вокруг 

Узбекистана пояса безопасности, стабильности и добрососедства, формировании благоприятных условий для эффективной реализации проводимых в стране преобразований, углублении торгово-экономических и инвестиционных связей с зарубежными странами, обеспечении прав и интересов узбекских граждан за рубежом.

Во-первых, произошла значительная интенсификация внешнеполитической деятельности, в которой задавала тон активная личная дипломатия главы государства. В 2017 году состоялся 21 визит на высшем уровне, проведены встречи Президента Узбекистана с руководителями и представителями более 60 государств и международных организаций. Благодаря этому были достигнуты прорывные результаты в развитии отношений Узбекистана со странами Центральной Азии и значительное продвижение стратегического партнерства нашей страны с Россией, Китаем, Соединенными Штатами Америки и Республикой Корея.

Инициативный и инновационный характер внешней политики Президента Узбекистана ярко проявился в ходе масштабной смены парадигм в многосторонней дипломатии. Благодаря прагматичному пересмотру прежних устоявшихся подходов и твердой «нацеленности на результат» достигнуто новое качество взаимодействия Узбекистана с такими авторитетными международными структурами, как Организация Объединенных Наций, Исламская организация сотрудничества, Шанхайская организация сотрудничества, Содружество Независимых Государств.Решающую роль в этом сыграли контакты на высшем уровне, включая участие Президента Узбекистана в саммитах ШОС и СНГ, в работе 72-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, визит генерального секретаря ООН А.Гуттериша в Узбекистан.

Впервые состоялись визиты в Узбекистан Верховного комиссара ООН по правам человека и Спецдокладчика по вопросу о свободе религии или убеждений. Узбекистан присоединился к деятельности ряда органов СНГ, повышен уровень представительства республики в уставных органах Содружества до заместителя премьер-министра, заявлено о намерении Узбекистана впервые за многие годы провести саммит СНГ. Прервана «пауза» в отношениях с Парламентской ассамблеей ОБСЕ - наши законодатели подключились к ее деятельности. Возобновлено участие страны в Организации экономического сотрудничества, Межпарламентском союзе, Форуме арабского экономического сотрудничества со странами Центральной Азии и Азербайджаном.

Во-вторых, в двусторонних отношениях и во взаимодействии с многосторонними структурами твердо проводился приоритет активизации практического сотрудничества, направленного на решение крупных задач модернизации страны и социальных проблем. По указанию Главы государства, важнейшим приоритетом внешнеполитической деятельности стали вопросы продвижения экспорта, привлечения иностранных инвестиций и технологий, развития транспортно-транзитного потенциала и туризма.

Достаточно сказать, что в ходе состоявшихся контактов на высшем уровне заключено свыше 400 соглашений, подписаны торговые и инвестиционные договоры в общей сложности на $60 млрд. В целях своевременной и качественной реализации достигнутых договоренностей с зарубежными партнерами внедрена новая для нашей страны практика разработки и утверждения «дорожных карт» по развитию сотрудничества с зарубежными странами.

С начала года приняты свыше 40 «дорожных карт», которые реализуются совместно с зарубежными государствами и международными организациями, обеспечивая существенное повышение эффективности межведомственной координации, деятельности хозяйственных организаций и предприятий по осуществлению согласованных программ и проектов сотрудничества.

О результативности этой работы свидетельствуют заметный рост внешней торговли республики. За 10 месяцев 2017 г. товарооборот Узбекистана с зарубежными странами вырос на 16,6%, составив свыше $22 млрд. Объем торговли с Россией увеличился на 18% ($4,01 млрд.), Китаем – на 15% ($4 млрд.), Казахстаном – 12,3% ($1,71 млрд.), Турцией – на 31% ($1,23 млрд.), Республикой Корея - 36% ($1,1 млрд.).

Важнейшим приоритетом ВЭД Узбекистана стала также активизация и расширение географии взаимодействия с ведущими международными финансовыми институтами. Крупным событием стало восстановление сотрудничества с Европейским банком реконструкции и развития, в результате которого возобновлено финансирование этим институтом социально значимых проектов в регионах республики. Установлены партнерские связи с Европейским инвестиционным банком, открывающие новые возможности привлечения инвестиционных ресурсов европейских стран. Динамичный характер приобретает взаимодействие со Всемирным банком, Международным валютным фондом, Азиатским банком развития, Исламским банком развития, Азиатским банком инфраструктурных инвестиций.

Следует подчеркнуть, что проводимые в нашей стране структурные реформы и крупные программы модернизации основных секторов экономики обусловили высокую динамику сотрудничества с мировыми и региональными институтами развития.

В-третьих, важнейшим итогом внешнеполитической деятельности страны в уходящем году, несомненно, стал прорыв узбекской дипломатии на региональном направлении, сформировавший качественное улучшение отношений со странами Центральной Азии и создание условий для эффективного, взаимовыгодного сотрудничества стран региона.

Президент Шавкат Мирзиёев объявил регион Центральной Азии главным внешнеполитическим приоритетом Узбекистана, что стало отправной точкой новой региональной политики Ташкента, обеспечившей интенсификацию официальных двусторонних контактов и всестороннее развитие сотрудничества. В подтверждении этого первые государственные визиты Шавката Миризиёева состоялись в соседние страны региона, что было с позитивом воспринято как в Центральной Азии, так и в международных дипломатических и экспертных кругах.

За прошедшее время глава государства провел более 20 встреч с лидерами государств региона, осуществлено 10 государственных, официальных и рабочих визитов на высшем уровне. Об укреплении отношений с лидерами стран Центральной Азии и повышении их динамизма свидетельствует также ставшие регулярными телефонные разговоры с ними.

В ходе этих официальных контактов стратегическое взаимодействие с Казахстаном укреплено новыми экономическими соглашениями, установлены отношения стратегического партнерства с Туркменистаном и Кыргызстаном, положительную динамику приобрело взаимодействие с Таджикистаном. В значительной степени благодаря новым договоренностям глав государств обеспечивается интенсивное развитие торгово-экономических, инвестиционных, производственно-кооперационных, транспортно-коммуникационных связей и культурно-гуманитарного сотрудничества.

Ключевым элементом новой региональной политики Узбекистана стало стремление Ташкента активизировать дипломатическую работу по разрешению крупных двусторонних и региональных проблем, включая не решавшиеся долгие годы вопросы делимитации границ и водопользования. Благодаря проявленной Президентом страны политической воле, в сентябре этого года произошло поистине знаковое, историческое событие. В ходе государственного визита в Кыргызскую Республику был подписан Договор о Государственной границе между Узбекистаном и Кыргызстаном, урегулировавший прохождение более 80% границы. В своем выступлении на заседании ГА ООН Президент Ш.Мирзиёев особо выделил данный договор, подчеркнув готовность узбекской стороны «к разумным компромиссам со странами Центральной Азии по всем без исключения вопросам».

Благодаря активной политике Узбекистана на центральноазиатском направлении, фактически устранены системные условия и предпосылки для провоцирования роста конфликтного потенциала в регионе. Идеи углубления и наращивания регионального взаимодействия в Центральной Азии, создания атмосферы дружбы и добрососедства нашли свое практическое воплощение.

Закреплению тенденции активизации регионального взаимодействия способствовали новые инициативы, изложенные Президентом Узбекистана в его выступлениях в ходе заседания ГА ООН и на проведенной под эгидой ООН Международной конференции по обеспечению безопасности и устойчивого развития в Центральной Азии (10-11 ноября 2018 г., Самарканд).

По итогам конференции было принято коммюнике, в котором государства Центральной Азии высказались за углубление регионального сотрудничества, решение всех спорных вопросов на основе взаимных компромиссов и уважения интересов друг друга. Страны региона поддержали инициативы руководства Узбекистана по развитию общерегионального сотрудничества, включая стержневую по своему значению идею запуска механизма регулярных консультативных встреч глав государств Центральной Азии.

В-четвертых, важной составной частью внешнеполитического курса Президента Ш.Мирзиёева стала активизация узбекской дипломатии на афганском направлении. Узбекистан заметно расширил двусторонние связи с Афганистаном, активно подключился к многосторонним усилиям по урегулированию афганской проблемы. Важной частью этой политики стало участие Ташкента в деятельности различных многосторонних механизмов содействия мирному процессу и экономической реконструкции Афганистана, поддержка узбекской стороной вовлечения Кабула в региональные экономические процессы.

Безусловно, крупным событием в двусторонних отношениях стал успешно проведенный в начале декабря текущего года официальный визит в Узбекистан Президента ИРА А.Гани, закрепивший качественно новый уровень политических отношений и практического сотрудничества между двумя странами, включая договоренности по осуществлению крупных проектов строительства линии электропередачи Сурхан — Пули Хумри и железной дороги Мазари-Шариф — Шибирган — Маймана — Герат. Узбекская сторона полагает, что развитие двустороннего сотрудничества с Афганистаном, включая реализацию договоренностей, достигнутых в ходе визита афганского лидера, внесут существенный вклад в восстановление экономики и стабилизацию этой страны.

В-пятых, важным результатом проведения энергичного, открытого и прагматичного внешнеполитического курса главы государства, как и проводимых в стране глубоких политических, экономических и социальных преобразований, стало существенное улучшение международного имиджа Республики Узбекистан. Об этом свидетельствуют заметное усиление интереса к нашей стране в международных экспертных кругах.

Итальянский эксперт Д. Канкарини отмечает, что, находясь у власти всего лишь один год, Президент Ш. Мирзиёев продемонстрировал высокое стратегическое видение, переформатировав внешнюю политику страны, в том числе исходя из того, что это отвечает потребностям развития ее экономики. По его мнению, особое значение имеет заявленное узбекским лидером стремление к развитию регионального сотрудничества, «поскольку мало кто сомневается в том, что развитые механизмы регионального сотрудничества принесут значительную отдачу Центральной Азии».

Известный казахстанский аналитик С. Акимбеков уверен, что «в настоящий момент в мире существует беспрецедентный интерес к Узбекистану. В основном это связано с большими ожиданиями относительно перемен в этой стране, которые связывают с именем нового президента Шавката Мирзиёева. При нем Узбекистан уже ощутимо меняется и все наблюдают за этим с неподдельным интересом».

Германские эксперты Комитета по восточноевропейским экономическим отношениям считают, что Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев «проводит в своей стране курс реформ, чтобы сделать ее более конкурентоспособной», он стремится «модернизировать и диверсифицировать» узбекскую экономику. Вызванный этим «свежий ветер на Шелковом пути» открывает возможности для сотрудничества с германскими компаниями. Широкое одобрение в мировом сообществе вызвали инициативы Президента Ш.Мирзиёева, заявленные в его выступлениях на 72-й сессии ГА ООН, конференции в Самарканде и других международных форумах высокого уровня. В том числе большой интерес привлекли предложения узбекского лидера по принятию международной конвенции о правах молодежи и специальной резолюции Генассамблеи ООН «Просвещение и религиозная толерантность».

Создание благоприятного информационного фона вокруг Узбекистана усиливает позитивное восприятие республики в мире и повышает ее инвестиционную привлекательность. В результате укрепляется имидж Узбекистана как одного из привлекательных политических и экономических партнеров.

В заключение, следует подчеркнуть, что оптимистичный и вместе с тем требовательный тон Послания Президента Республики Узбекистан Ш.Мирзиёева Олий Мажлису настраивает на необходимость кардинального повышения ответственности и профессионализма в продвижении национальных интересов Узбекистана в регионе и в мире. Инновационная внешняя политика Президента создает условия для дальнейшей активизации узбекской дипломатии и сотрудничества Узбекистана с важнейшими партнерами в регионе и в мире. Вместе с тем, она предъявляет значительно более серьезные требования к работникам внешнеполитической и внешнеэкономической сферы, призванной обеспечить условия для модернизации страны и решения насущных социальных проблем.

В этой связи очевидна необходимость достижения качественно нового уровня во внешнеполитической и внешнеэкономической работе, в соответствии с высокими задачами, поставленными в Послании.

Элдор Арипов,директор Информационно-аналитического центра международных отношений (Источник: газета «Uzbekistan Today»)

Официально

Узбекистан: Госбюджет-2018 в цифрах

Президент Узбекистана утвердил прогноз основных макроэкономических показателей развития страны и параметры государственного бюджета на 2018 год (курс ЦБ РУ на 04.01.2018, 1$= 8120.07 сум).

Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев постановлением от 29 декабря утвердил прогноз основных макроэкономических показателей развития страны и параметры государственного бюджета на 2018 год.

Рост валового внутреннего продукта Узбекистана в следующем году планируется на уровне 5,9% (в этом году — 5,5%), инфляция ожидается в пределах 12,4−13,4%. Рост объема промышленного производства прогнозируется в размере 6,4%, производства в сельском хозяйстве — 4%, капитальных вложений — 6,5%, розничного товарооборота — 5,6%.

Доходы госбюджета прогнозируются в объеме 62,229 трлн сумов, расходы — 62,17 трлн сумов. Профицит госбюджета впервые прогнозируется на уровне 0,02% к ВВП (в 2017 и предыдущих годах госбюджет утверждался с дефицитом в 1%). В 2017 году доходы госбюджета составили 48,476 трлн сумов, расходы — 49,09 трлн сумов.

Основные параметры госбюджета Узбекистана на 2018 год

ДОХОДЫ, млрд сумов
(без государственных целевых фондов)

62 229,5

Прямые налоги

12 805,4

Налог на прибыль юридических лиц

2 510,9

Отчисления от ЕНП для предприятий торговли и общепита

1 907,6

Отчисления от ЕНП, включая микрофирмы и малые предприятия

2 110,5

Налог на доходы физических лиц

5 198,8

Фиксированный налог по отдельным видам предпринимательской деятельности

1 077, 6

Косвенные налоги

33 404,3

Налог на добавленную стоимость

22 019,4

Акцизный налог

8 343,8

Таможенная пошлина

1 415,3

Налог на потребление бензина, дизтоплива и газа

1 323,2

Плата за использование абонентского номера

302,5

Ресурсные платежи и налоги на имущество

9 714,5

Налог на имущество

2 158,9

Земельный налог

1 266,6

Налог за пользование недрами

6 203,1

Налог за пользование водными ресурсами

85,9

Налог на сверхприбыль

1 367,7

Прочие доходы и другие неналоговые поступления

4 937,6

Доходы государственных целевых фондов
(внебюджетный Пенсионный фонд при Минфине, Республиканский дорожный фонд при Кабмине, внебюджетный Фонд развития материально-технической базы образовательных и медицинских учреждений при Минфине, Фонд мелиоративного улучшения орошаемых земель при Кабмине, Госфонд содействия занятости, Фонд средств от приватизации государственного имущества)

31 451,9

Доходы Фонда реконструкции и развития Узбекистана

5 463,5

РАСХОДЫ, млрд сумов
(без государственных целевых фондов)

62 170

Социальные расходы

35 034

Расходы на социальную сферу и социальную поддержку населения

34 664

просвещение

19 504,3

из них средства, выделяемые Фонду развития материально-технической базы образовательных и медицинских учреждений

1 077,2

Фонду поддержки высших образовательных учреждений сельскохозяйственного направления

110,6

здравоохранение

9 562

из них средства, выделяемые Фонду развития материально-технической базы образовательных и медицинских учреждений

803,6

культура и спорт

1 165,4

наука

389,3

из них средства, выделяемые Фонду развития материально-технической базы образовательных и медицинских учреждений

26,5

социальные пособия, материальная помощь и компенсационные денежные выплаты

3 150,8

организация общественных работ

714

Кредитная линия участвующим банкам на софинансирование Программы строительства жилых домов

370

Расходы на государственную поддержку ННО и других институтов гражданского общества

15

Расходы на экономику

6 957,8

из них эксплуатационные расходы водного хозяйства

2 741,8

средства, направляемые в Фонд мелиоративного улучшения орошаемых земель

528,3

целевые средства для финансовой поддержки фермерских хозяйств, производящих сельхозпродукцию для госнужд на низкоурожайных землях

330

работы по благоустройству населенных пунктов

1 116,4

природоохранные работы

307,1

жилищно-коммунальные работы

230,3

развитие систем питьевого водоснабжения

584,7

Расходы на финансирование централизованных инвестиций
(финансирование проектов, включенных в госпрограммы развития, осуществляются через Фонд финансирования госпрограмм развития Узбекистана при Кабмине)

3 047,6

Содержание органов государственной власти, управления, юстиции и прокуратуры

2 189,8

Содержание органов судов

219,7

Содержание органов самоуправления граждан

640,5

Резервный фонд Кабмина, резервные фондыреспубликанского бюджета Каракалпакстана, областных бюджетов и бюджета Ташкента, бюджетов районов и городов

520,2

Прочие расходы

13 545,4

Профицит госбюджета

59,5

Расходы государственных целевых фондов

31 451,9

Расходы Фонда реконструкции и развития Узбекистана

8 979

(Источник: веб-сайт «Газета.uz»)

Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев подписал Постановление “Об организации деятельности Национального антидопингового агентства при Кабинете Министров Республики Узбекистан”

Документ прежде всего направлен на пропаганду здорового и честного спорта, а также на эффективное претворение в Узбекистане кодекса и стандартов Всемирного антидопингового агентства, создание всех условий для подготовки спортсменов Узбекистана к ХХХII летним Олимпийским и ХVI Паралимпийским играм 2020 года в городе Токио (Япония).

Следует отметить, что в 2010 году Республика Узбекистан наряду с другими государствами-членами ратифицировала Международную конвенцию по борьбе против допинга в спорте.

На Национальное антидопинговое агентство при Кабинете Министров Республики Узбекистан возложена ответственность за внедрение и применение в нашей республике специализированной программы антидопингового администрирования и менеджмента Всемирного антидопингового агентства (ADAMS). Посредством применения этой программы будет создана возможность эффективной организации деятельности Агентства и антидопинговой системы, а также использования оперативной информации всемирной базы данных, формирования точных сведений о прохождении спортсменами Узбекистана допинг-тестирования в соревновательный и внесоревновательный периоды. В особенности, можно будет создать качественную антидопинговую систему и механизмы по предоставлению точных рекомендаций спортсменам Узбекистана касательно неприменения запрешенных препаратов и употребления препаратов в целях терапевтического использования.

Постановлением также предусмотрено создание “Отдела спортивной психологии” на базе “Национальной антидопинговой службы” Республиканского научно-практического центра спортивной медицины при Национальном олимпийском комитете Республики Узбекистан. Кроме того, путем создания в составе Агентства 3 отделов и 2 комиссий будет решен ряд важнейших задач по пропаганде принципов здорового и честного спорта среди спортсменов, тренеров, сотрудников спортивной медицины и других специалистов, а также по осуществлению контроля над применением запрещенных препаратов и методов в рамках борьбы с допингом в спорте.

Отдельное внимание уделяется к необходимости осуществления Агентством мер по укреплению и развитию отношений с международными организациями, выполнению программ и проектов Всемирного антидопингового агентства, информированию спортивного сообщества о наносимом ущербе спортсменам и негативных последствиях применения допинга для здоровья людей.

Принятое Президентом Республики Узбекистан постановление об организации деятельности Национального антидопингового агентства является ярким подтверждением высокого внимания государства к всесторонней поддержке и пропаганде здорового и честного спорта.

 (Источник: УзА)

реформы

Между областями Узбекистана закрыты 54 поста ДПС и блокпоста

МВД сообщило о закрытии 21 поста ДПС, 14 блокпостов и 19 заградительных постов на границах областей страны.

Ликвидировать посты на границах областей в послании парламенту 22 декабря потребовал Президент Шавкат Мирзиёев, заявивший, что из-за таких постов ограничивается передвижение людей и развитие экономики и туризма.

Позже министр внутренних дел Пулат Бободжонов в интервью УзА рассказал, что между областями насчитывается 133 поста, включая 60 постов ДПС и 73 стационарных постов ППС.

В МВД были созданы специальные группы для изучения целесообразности наличия постов между областями. По итогам предварительного анализа были подготовлены заключения о ликвидации 66 постов.

К настоящему времени ликвидированы 21 пост ДПС, 14 блокпостов и 19 заградительных постов.

МВД сообщает, что изучение деятельности оставшихся постов продолжается.

(Источник: веб-сайт «Газета.uz»)

Международные отношения

Узбекистан – Кыргызстан: За год с космической скоростью — путь, не пройденный за 26 лет

В последний год в Центральной Азии наблюдается улучшение двусторонних отношений между странами. Во многом это происходит благодаря Узбекистану, глава которого с вступлением на пост Президента страны заявил о том, что улучшение отношений с соседними государствами будет приоритетом для страны.

Президент Шавкат Мирзиёев за короткое время посетил большую часть стран региона и уже лично на деле доказал, что желание Узбекистана искренне. На этом фоне улучшение отношений с Кыргызстаном можно считать показательным, поскольку уже были проведены многочисленные официальные встречи с участием представителей бизнеса и властей, а также подписано большое количество договоров и соглашений, которые позволили решить многие вопросы, не решавшиеся на протяжении 26 лет.

Одним из приоритетов Узбекистана является выстраивание многопланового, многоуровневого, взаимовыгодного и конструктивного диалога с Кыргызстаном. И налаживание отношений между двумя странами, которое началось с регулярных встреч правительственных делегаций двух стран в октябре 2016 года и продолжилось до конца года, является прямым доказательством этому. Необходимо выделить такой факт: в августе 2017 года возобновила работу межправительственная комиссия Узбекистана и Кыргызстана. Ее возглавляют премьер-министры двух стран. При этом у Узбекистана такой высокий уровень руководства комиссией имеется только с Россией и Китаем.

И договор о границе, подписание которого состоялось в ходе государственного визита Президента Шавката Мирзиёева в Кыргызскую Республику в сентябре 2017 года, позволило согласовать 85 процентов линии государственной границы. Тогда же лидеры Узбекистана и Кыргызстана выразили намерение «превратить кыргызско-узбекскую границу в границу дружбы». Есть все предпосылки ожидать согласование всех оставшихся участков, хотя трудностей в этом вопросе еще немало.

В соответствии с договором была возобновлена работа КПП «Дустлик» (Андижанская область), «Касансай» и «Баймак» (Наманганская область). С

1 октября для граждан Кыргызстана упрощен переход границы через КПП «Кадамжай» и «Вуадиль» (Ферганская область). При этом граждане двух стран пересекают границу в упрощенном порядке, без приглашений и телеграмм.

Недавний двухдневный визит Президента Кыргызстана Сооранбая Жээнбекова в Узбекистан, который состоялся в начале декабря, еще раз доказал приверженность обоих государств к углублению двусторонних отношений. Самое главное, что оба государства пришли к единому пониманию в таких вопросах, как водопользование, экономика и политика. На международном уровне Кыргызская Республика и Республика Узбекистан создали геополитический тандем в Центральной Азии, который резко снизил конфликтный потенциал в регионе.

Одним из важных показателей улучшения отношений можно считать двустороннюю торговлю, которая в январе—сентябре 2017 года составила 231,1 миллиона долларов США. Она в сравнении с аналогичным периодом 2016 года выросла на 60 процентов. Если брать в отдельности по странам, то Кыргызстан экспортировал товаров в Узбекистан на 109 миллионов долларов, или на 17 процентов больше прошлогоднего показателя, а объем импорта из Узбекистана составил 122,1 миллиона долларов, или уже в 2,6 раза выше прошлогоднего показателя. Ожидается, что по итогам года товарооборот достигнет 280 миллионов долларов, а в краткосрочной перспективе планируется поднять торговлю между двумя странами до уровня в 500 миллионов долларов.

Президент Национального делового клуба Кыргызстана, президент Ассоциации рынков Кыргызской Республики Сергей Пономарев указывает на то, что в настоящее время достаточно активно идет развитие кыргызско-узбекского экономического, политического и культурного диалога.

По его словам, во время недавнего визита Президента Кыргызстана Сооранбая Жээнбекова в Узбекистан в составе делегации были и бизнесмены из Кыргызстана. В Ташкенте кыргызские и узбекские бизнесмены приняли участие во встречах формата «G to B», когда правительство встречалось с представителями бизнеса, и формате «B to B», когда бизнес встречался с бизнесом.

С. Пономарев уверен в том, что в Узбекистане «есть достаточно большая продовольственная, продуктовая и промышленная линейка, которая может быть интересна на экономических рынках Кыргызстана. В стране проживает 32 миллиона населения, и поэтому наши товары могут быть достаточно конкурентоспособными на рынках Узбекистана».

Для примера президент Ассоциации рынков Кыргызской Республики привел тот факт, что в Узбекистане кыргызстанские бизнесмены ознакомились с тем, как грамотно развивается легкая промышленность. И экономист не скрывает, что сейчас есть чему поучиться друг у друга.

«Я говорю это в хорошем смысле слова потому, что у соседей есть чем поделиться с нами, и нам с ними тем, в чем мы преуспели. Есть также возможность развивать торгово-экономические отношения не только в рамках ЕАЭС, но и с Узбекистаном, и Китаем. И сейчас делаются попытки найти точки соприкосновения», — отмечает С. Пономарев.

Первой ласточкой углубления двустороннего сотрудничества можно считать презентацию совместного кыргызско-узбекского предприятия, которая состоялась в декабре в Бишкеке. Планируется, что в этом году совместное предприятие уже начнет сборку автомобилей в трех городах Кыргызстана — Бишкеке, Оше и Кара-Балте в Чуйской области.

По этому поводу представитель АО «GM Узбекистан» Жахонгир Тиллаев во время пресс-конференции сообщил, что приток иностранных инвестиций в Кыргызскую Республику составит 5 миллионов 180 тысяч долларов. «На пер-воначальном этапе мы хотим создать 50 рабочих мест. Также к работе планируется привлечь студентов и выпускников технологических вузов», — добавил он.

Продолжая разговор об улучшении кыргызско-узбекских отношений, С. Пономарев выразил надежду на то, что эти все проекты будут работать в Кыргызстане. По его словам, в Узбекистане производится очень много товаров, которые «мы в настоящее время закупаем в России, Казахстане и Китае. Поэтому открывается партнерство между Узбекистаном и Кыргызстаном. Мы видим, что есть исторические встречи на уровне глав государств, и количество встреч весьма динамично», — отмечает экономист. Он также добавил, что с Узбекистаном обсуждался вопрос создания совместных предприятий и в легкой промышленности.

«Так что с Узбекистаном очень радужные прогнозы, и я думаю, что мы будем развивать не только добрососедские отношения, но выйдем и на торгово-экономическое сотрудничество», — сказал президент Национального делового клуба Кыргызстана, президент Ассоциации рынков Сергей Пономарев.

По словам эксперта по международным делам Эдиля Осмонбетова, 2017 год действительно стал историческим этапом в отношениях между Кыргызстаном и Узбекистаном. «За год мы прошли то, чего не проходили за 26 лет, с космической скоростью с точки зрения двусторонних отношений, и смогли улучшить отношения между двумя странами», — говорит он.

По мнению политолога, отношения Кыргызстана и Узбекистана могут стать модельными для остальных стран региона и СНГ.

«Если мы с учетом национальных интересов решим все экономические, приграничные вопросы, а также вопросы диверсификации транзита с Узбекистаном и отношения с соседней страной будут равноправными, то другие страны региона возьмут их во внимание и за основу, и в Центральной Азии будет совершенно другая повестка дня в 2018—2019 годах», — подчеркивает политолог.

Визит Президента Сооранбая Жээнбекова в Узбекистан, который стал первым официальным визитом с момента его избрания на пост Президента Кыргызской Республики, по мнению политолога, говорит о том, что руководство страны действительно придает большое значение двусторонним отношениям с Узбекистаном.

А произнесенные в Ташкенте Президентом Шавкатом Мирзиёевым слова о том, что «в отношениях с Кыргызстаном у Узбекистана не должно быть границ», по мнению политолога, не означают, что границ не должно быть в буквальном смысле, а именно границ по всем направлениям в отношениях и что во всех сферах общественной жизни и экономики двум странам необходимо взаимодействовать друг с другом.

Это также свидетельствует о том, что двусторонние отношения кардинально изменились и поднялись на высший уровень развития отношений между странами.

«И здесь очень большую роль играют доверие и искренность между руководителями и правительствами стран и самое главное — самими гражданами государств», — подчеркивает политолог.

Э. Осмонбетов также указывает на то, что данные об увеличении товарооборота между двумя странами до 250 миллионов долларов, чего не было за всю историю двусторонних отношений, также являются показателем улучшения сотрудничества между государствами.

«А слова Шавката Мирзиеева о том, что Кыргызстан для Узбекистана самый близкий сосед, говорят о том, что мы выходим на стратегическое партнерство в регионе», — добавил эксперт по международным делам.

Советник премьер-министра Кыргызстана, глава Ассамблеи народа Кыргызстана Токон Мамытов считает, что в настоящий момент кыргызско-узбекские отношения переживают в своей истории четвертый этап развития. Как он отметил, этот этап начался со встречи экс-президента Кыргызстана Алмазбека Атамбаева с Президентом Шавкатом Мирзиёевым. «И этот четвертый этап, к счастью для Кыргызстана и Узбекистана, оказался наиболее качественным», — говорит он.

Советник премьер-министра КР обратил внимание на то, что четвертый этап начался в сентябре 2017 года. И две встречи, которые состоялись тогда, а потом в октябре, стали толчком в улучшении двусторонних отношений. По мнению Т. Мамытова, благодаря этому, во-первых, открылись границы, во-вторых, они начали нормально функционировать. «Пусть не все, но процесс начался», — подчеркивает советник премьер-министра Кыргызстана.

Третье, по словам Т. Мамытова, это то, что стали возможными взаимные поездки граждан двух стран. «Ни для кого не секрет, что по обе стороны границы есть много граждан, женившиеся и вышедшие замуж за граждан одной из наших стран, и у них была прервана связь», — указывает он.

По мнению главы Ассамблеи народа Кыргызстана, наиболее важным стало и то, что был дан толчок в решении вопроса границ. «Ни первый, ни второй Президент, ни глава временного правительства Кыргызской Республики не брали на себя ответственности в решении этого вопроса. И вот здесь Президентами Алмазбеком Атамбаевым и Шавкатом Мирзиёевым было принято политическое решение», — говорит Т. Мамытов. После чего, отмечает он, правительственным комиссиям двух стран была дана команда работать, и они сразу же оформили все необходимые документы и решили пограничные вопросы.

Стоит отметить, что на сегодняшний день подписан договор по 85 процентам границы.

Глава Ассамблеи народа Кыргызстана добавил, что после этого между двумя странами автоматически начались гуманитарные контакты, экономическое и транспортно-коммуникационное сотрудничество. «И вот мы стоим на пороге большого инвестиционного партнерства», — заметил он.

Это все, поясняет советник премьер-министра КР, и есть отличие от тех трех этапов сотрудничества. «Поэтому я думаю, что четвертый этап качественно отличается от первых трех этапов, и надеюсь, что это будет выгодным как для Кыргызстана, так и для Узбекистана», — сказал с удовлетворением Токон Мамытов.

В продолжение улучшения сотрудничества между Кыргызстаном и Узбекистаном Т. Мамытов указал на еще одну особенность, которую следует помнить. «Это то, что Кыргызстан и Узбекистан являются двумя ключевыми фигурами в Ферганской долине. Даже, скажем, в Центральной Азии», — подчеркнул он.

Поэтому, говорит Т. Мамытов, весь мир в настоящее время обращает внимание на это. «Они видят, что культурно-гуманитарные вопросы между двумя странами развиваются, как и решаются пограничные вопросы и обсуждаются вопросы инвестиционного характера», — говорит глава Ассамблеи народа Кыргызстана. Но они, говорит в заключение Токон Мамытов, смотрят на то, как решится вопрос в военно-политическом плане и договорятся ли Узбекистан и Кыргызстан прилагать совместные усилия для того, чтобы бороться против международных террористов и экстремистов.

КНИА «Кабар»,специально для УзА.(Источник: газета «Народное слово»)

Послание Министру иностранных дел Чехии

1 января 2018 года - 25 лет установления дипломатических отношений между Узбекистаном и Чехией

Его Превосходительству господину Мартину Стропницкому

Министру иностранных дел Чешской Республики

Ваше Превосходительство,

Я искренне рад поздравить Вас по случаю знаменательной даты - 25-летия установления дипломатических отношений между Республикой Узбекистан и Чешской Республикой.

За прошедший период между двумя государствами установились равноправные и дружественные отношения, а также накоплен большой опыт плодотворного и взаимовыгодного сотрудничества в различных сферах.

В Узбекистане рассматривают Чехию как важного и надежного партнера в Европе. Мы с большим оптимизмом смотрим на будущее наших отношений и выражаем готовность к дальнейшему наращиванию многопланового двустороннего взаимодействия по всему спектру вопросов, представляющих обоюдный интерес.

Уверен, что крепкая политическая, экономическая и правовая основа партнерства между Республикой Узбекистан и Чешской Республикой и впредь будет служить последовательному и устойчивому развитию двусторонних отношений.

Пользуясь этой приятной возможностью, поздравляю Вас с наступающим Новым годом и желаю Вам, господин Министр, доброго здоровья, благополучия и всяческих успехов в Вашей ответственной деятельности!

С уважением,

Абдулазиз Камилов,

Министр иностранных дел Республики Узбекистан

(Источник: Пресс-служба МИД Республики Узбекистан)

Прямое автобусное сообщение между Ташкентом и Шымкентом запустят 5 января

Узбекистан и Казахстан откроют прямое международное автобусное сообщение по маршруту Ташкент — Шымкент — Ташкент 5 января.

В этот день будет выполнен первый презентационный рейс. В дальнейшем они будут осуществляться ежедневно с 6:00 до 20:00 с периодичностью в 1 час на комфортабельных автобусах с приоритетным порядком прохождения погранично-пропускных пунктов. Конечными пунктами маршрута станут автовокзалы "Ташкент" (Узбекистан) и "Шымкент" (Казахстан).

"Общая протяженность маршрута составит 145,2 км, время в пути — 3 часа. Рейсы планируется осуществлять без технических остановок. Автобусы и пассажиры будут проходить границу через контрольно-пропускные пункты "Гишт Куприк" (Узбекистан) и "Жибек Жолы" (Казахстан)", — отметили в Узбекском агентстве автомобильного и речного транспорта.

При этом автобусы, их пассажиры и багаж, пройдут таможенный досмотр и пограничный паспортный контроль на КПП вне очереди, в первоочередном порядке, отдельно от потока пеших путешествующих. Это значительно облегчит и ускорит процедуру прохождения пограничного контроля для пассажиров регулярного рейса.

Напомним, что 17 ноября 2017 года вступил в силу Протокол о внесении изменений и дополнений в Соглашение между правительствами Узбекистана и Казахстана о международном автомобильном сообщении. Данный документ юридически закрепил возможность организации регулярных и нерегулярных автобусных пассажирских перевозок между странами.

Представители двух стран ранее не раз заявляли, что маршрут Ташкент — Шымкент — Ташкент станет своеобразной первой ласточкой и в планах у них открытие и других прямых автобусных пассажирских рейсов между городами Узбекистана и Казахстана.

(Источник: Агентство новостей «Podrobno.uz»)

Узбекистан – страна ТУРИЗМа

Потенциал для развития экотуризма

Президент нашей страны Шавкат Мирзиёев в ходе недавней поездки в Каракалпакстан ознакомился с проводимой работой по развитию экономики региона, улучшению социальных условий. О принятых конкретных мерах по улучшению экологической ситуации в Приаралье говорил глава государства в Послании Олий Мажлису.

Для работы на перспективу есть потенциал. К тому же создана прочная нормативно-правовая основа - приняты постановления главы государства "О Государственной программе по развитию региона Приаралья на 2017-2021 годы" от 18 января и "О дополнительных мерах по экономическому развитию и обеспечению занятости населения Муйнакского района Республики Каракалпакстан в период 2017-2018 годы" от 28 февраля. В них в том числе обращено внимание на совершенствование туристского потенциала Муйнакского района. Каковы перспективы шагов, сделанных в этом направлении? Об этом рассказывает заведующая лабораторией "Экология животного мира" Научно-исследовательского института естественных наук Каракалпакского отделения Академии наук Узбекистана, доктор биологических наук, профессор Светлана МАМБЕТУЛЛАЕВА:

- Проблема Аральского экологиче­ского кризиса приобрела мировую известность в конце 80-х годов. Крупномасштабная хозяйственная деятельность привела к таким переменам, которые несравнимы по своим темпам, а чаще всего и по общей величине, с изменениями, вызываемыми естественными природными процессами.

Первый Президент Ислам Каримов в своей книге "Узбекистан на пороге XXI века: угрозы безопасности, условия и гарантии прогресса" написал, что международное сообщество давно признало святость и неприкосновенность прав человека не только на жизнь, но и на нормальные условия окружающей среды, необходимые для полноценного и здорового образа жизни людей. Экологическая безопасность в силу своей актуальности и важности для человечества находится в ряду наиболее важных проблем.

С обретением независимости наша страна продемонстрировала высокий уровень достижений в выполнении обязательств по глобальным конвенциям, особенно в проведении исследований и подготовке необходимых документов. Среди наиболее значимых - программы действий по охране окружающей среды, Национальная стратегия и план действий по сохранению биоразнообразия и другие.

- Регион Приаралья выходит на новый виток развития. Этому служат принимаемые меры, внимание, уделяемое на самом высоком государственном уровне улучшению экологической обстановки. Вместе с тем на этой территории есть немало интересных мест, которые можно включить в новые турмаршруты. Если делать ставку на туризм, то какие, на ваш взгляд, есть возможности для его развития, привлечения туристов?

- В своем Послании, посвященном итогам работы в уходящем 2017-м и перспективам в 2018 году, Президент Шавкат Мирзиёев говорил в том числе и о необходимости развития паломнического, просветительского, этнографического, гастрономического туризма. У региона есть потенциал для направлений, которые привлекут внимание зарубежных гостей. В частности, речь об экологическом туризме.

Природные ресурсы этого края можно подразделить на насколько территориальных категорий. В первую очередь это прибрежные зоны Аральского моря с прилегающим к нему плато Устюрт. Экзотические каньоны в рельефе местности с его многовековыми напластованиями показывают красоту и свидетельствуют о его древности. Интересны и частично освоенный рекреационный потенциал тугайных лесов вдоль дельты Амударьи, на озерах Судочье, Жылтырбас.

Ветланды - водно-болотные угодья Приаралья - в недавнем прошлом представляли собой один из богатейших природно-климатических биорегуляторов обширного Центральноазиатского региона. Ветланд Судочье остается одной из наиболее сохранившихся экологических зон дельты Амударьи, местом сбережения и поддержания биологического разнообразия этого региона. Озеро является местом гнездования многих видов и остановки перелетных птиц на западноазиатском миграционном пути, среди которых имеются редкие и исчезающие виды пернатых.

По сей день здесь сохранено большое количество различной флоры и фауны. Междуреченское водохранилище находится на расстоянии 54 км от Муйнака. Вокруг озера растет много деревьев туранги, зарослей камыша, тростника и рогоза. Всего - 13 видов растительности.

А Судочье исторически было одним из больших озер дельты Амударьи и крупнейшим рыбопромысловым водоемом региона. На его долю приходилось до 40 процентов общего вылова "живого серебра" в Каракалпакстане.

Другое озеро - Жылтырбас - имеет ключевое значение для наземных животных. Крупный водоем, площадь которого составляет 15 000 га. Максимальная глубина - четыре метра, минимальная - один. Озеро находится в 50 км от районного центра Чимбай. Здесь расположено Государственное лесное и охотничье хозяйство, активно ведутся рыбная ловля и охота. Озеро относительно труднодоступно, ближайший населенный пункт - Казахдарья - расположен в 30 км, но в период высокого стояния воды при объездах путь удлиняется до 80-90 км.

В дневное время на учетном маршруте в прибрежных тростниково-рогозовых зарослях наблюдали следы шакала, лисицы, а также кабана. По ним определили места пребывания хищных животных. Обнаружена высокая и стабильная численность зайца-толая. В вечерние часы зафиксировали камышового кота.

- Одна из названных вами точек на карте - озеро Судочье известно еще и благодаря сезонным обитателям - фламинго. Те, кто попадает на время их прилета, говорят, что зрелище это незабываемое. А ведь водятся здесь и другие представители фауны. Расскажите о них подробнее.

- К примеру, есть сайгак - один из немногих сохранившихся "предков" древнего комплекса диких млекопитающих, некогда населявших пространства Европы и Азии. Важно, что он не только дожил до наших дней как вид, но и успешно приспособился к условиям современной антропогенной насыщенной природной среды. Это типичный обитатель степной и пустынных зон Центральной Азии и России. Современный ареал сайгаков охватывает территории Каракалпакстана, Казахстана, Туркменистана.

Весной происходит миграция сайгака с территории Казахстана через плато Устюрт. Также в это время они собираются на пастбищах в крупные группы для окота. В этих так называемых родильных домах они остаются три-четыре дня, пока сайгачата не смогут следовать за матерью.

В низовьях Амударьи природная среда продолжает располагать благоприятными условиями как для оседлых, так и перелетных птиц.

Кроме того, есть промысловые виды рыб - белый амур и толстолобик, пестрый толстолобик, амурский лещ, змееголов. Каракалпакское отделение Академии наук Республики Узбекистан ведет работу по оценке условий обитания, состояния, продукционных параметров популяции артемии Аральского моря и определению рекомендованного промыслового объема сырых цист артемии в узбекистанской части его акватории.

Галофильный рачок артемия распространен по всему миру от морских водоемов до ультрагалинных континентальных озер. Этот вид не был известен в открытой части Арала, хотя указывался для соленых озер Южного Приаралья. В 1980-1990 годах он неоднократно был отмечен в мелководных прибрежных водоемах, отделенных от Аральского моря, и в маленьких озерцах на восточном чинке плато Устюрт. С усилением солености воды шло постепенное наращивание численности вида.

- Когда речь заходит об Аральском море, то невольно сожалеешь о потерянном когда-то времени. Ведь природной катастрофы можно было избежать. Сегодня есть не только этот исторический факт, но и его последствия, с которыми необходимо справляться. Скажите, что делается для улучшения экологического состояния региона?

- Аральское море начало высыхать в 60-х годах ХХ века, что привело к процессам аридизации и опустынивания в регионе. В результате изменения коснулись более ста прибрежных пресноводных озер общей площадью 600 тысяч га. В настоящее время на бывшем дне образовалась новая пустыня Аралкум площадью более пяти миллионов га. Начиная с 2000-го здесь интенсивно проводятся фитомелиоративные мероприятия, насаждения саксаула, кандыма, черкеза и других соле- и засухоустойчивых растений. Особенно большие площади в Акпеткинской зоне освоены благодаря помощи Германского общества по техническому сотрудничеству (GTZ). Для исследования современного состояния природной среды региона сотрудники нашего института периодически проводят выезды.

Для смягчения негативных последствий экологической и социальной обстановки в бассейне Аральского моря проектами "Программы бассейна Аральского моря" - ПБАМ-1 и ПБАМ-2 осуществлена поэтапная реализация комплекса мер по инженерному регулированию водного режима и реконструкции водохозяйственной инфраструктуры Южного Приаралья, созданию цепи обводненных угодий по береговой линии Арала в качестве буферных зон борьбы с соле-, пылепереносом, для предотвращения опустынивания, поддержания биоразнообразия региона.

- Однако вопросы создания необходимых условий для жизни населения, сохранения природы по-прежнему остаются на повестке. А значит, в перспективе работа продолжится. Какие направления она будет включать в дальнейшем?

- В настоящее время во исполнение постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан "О Комплексной программе мер по смягчению последствий Аральской катастрофы, восстановлению и социально-экономическому развитию региона Приаралья на 2015-2018 годы" от 29 августа 2015 года разработаны и реализуются комплексные мероприятия, направленные на улучшение обстановки на этой территории. В соответствии с этим предусматривается работа по рациональному использованию водных ресурсов, созданию условий для воспроизводства и сохранения генофонда и здоровья населения, восстановлению экосистем и биоразнообразия, сохранению и защите животного и растительного мира, модернизации производства и совершенствованию инфраструктуры для социально-экономического развития Каракалпакстана. Кроме того, в Послании Олий Мажлису глава государства отметил, что при Министерстве финансов создан Фонд развития региона Приаралья, в который направлены средства в размере более 200 миллиардов сумов. Они будут использованы для улучшения водоснабжения, а также условий жизни населения (курс ЦБ РУ на 04.01.2018, 1$= 8120.07 сум).(Источник: газета «Правда Востока»)

 

 
EN AF RU
Конференции