Новые направления развития высшего образования Узбекистана

В центре внимания общественности Узбекистана находятся вопросы развития высшего образования, приоритетные направления которого определены в постановлении Президента Узбекистана «О мерах по дальнейшему расширению участия отраслей и сфер экономики в повышении качества подготовки специалистов с высшим образованием». Наиболее активное обсуждение получили три позиции.

НА АНГЛИЙСКОМ

Начиная с нового учебного года, образовательный процесс включает поэтапное изучение профильных предметов на английском языке как минимум в двух академических группах всех курсов.

В этой связи начнется целевая подготовка профессорско-преподавательского состава для преподавания на английском языке. Будет организована соответствующая подготовка учителей за рубежом, а также привлечение зарубежных специалистов к проведению учебных занятий.

В соответствии с постановлением, за счет средств спонсоров и грантов международных организаций, а также Фонда Президента Республики Узбекистан «Истеъдод» по организации повышения квалификации, стажировок и обучения стипендиатов за рубежом определен механизм организации стажировок перспективных научно-педагогических кадров, в первую очередь по инженерно-техническим и архитектурным направлениям образования, в развитых странах.

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Углубление интеграции производства, науки и образования, повышение научного потенциала высших учебных заведений, подготовка молодых ученых и исследователей также определены приоритетными направлениями развития высшего образования.

Начиная с текущего учебного года, намечено принятие конкретных мер по системной организации квалификационной практики студентов соответствующих направлений образования в определенных организациях и на предприятиях отрасли, проведении отдельных практических занятий непосредственно на производстве, а также трудоустройству выпускников.

Как отмечается в постановлении, проведение руководителями комплекса, соответствующих министерств и ведомств встреч с профессорско-преподавательским составом и студентами закрепленных за ними вузов для определения перспективных задач совершенствования содержания образования не менее одного раза в месяц является одним из важнейших факторов совершенствования образовательного процесса.

В социальной сфере предусматривается создание широких возможностей для молодых ученых, соискателей и докторантов, материальное стимулирование рационализаторов и изобретателей.

Обращено отдельное внимание на совершенствование национальной системы ежегодного определения рейтинга высших образовательных учреждений, где основными показателями являются востребованность выпускников вузов на рынке труда и эффективность внедрения в практику результатов научно-исследовательских работ профессорско-преподавательского состава.

С учетом этих показателей предусмотрено предоставление высшим образовательным учреждениям академической автономности в вопросах разработки и утверждения отдельных нормативно-правовых документов учебного процесса.

СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Кабинету Министров республики поручено в двухмесячный срок принять постановление правительства, предусматривающее создание материальных условий для осуществления докторантами научно-исследовательских работ, их материального стимулирования в размере до 50% ежемесячной стипендии за счет производственных предприятий и организаций, трудоустройства выпускников докторантуры в высших образовательных учреждениях и научно-исследовательских институтах, внедрения механизмов выделения льготного ипотечного кредита сроком на 25 лет для поощрения их трудовой деятельности со 2-го курса базовой докторантуры.

Соответствующим министерствам и ведомствам поручено в трехмесячный срок подготовить и внести в Кабинет Министров предложения по повышению социального статуса педагогических кадров образовательных учреждений.

Этот комплекс мероприятий будет включать выделение льготных ипотечных и потребительских кредитов для приобретения жилья, автомобиля отечественного производства и хозяйственно-бытовых принадлежностей.

При этом критериями определения профессионализма станут наличие наград различных конкурсов, результаты учеников и студентов на республиканских и международных олимпиадах, конкурсах, выставках и соревнованиях.

(Источник: газета «Uzbekistan Today»)