Выборы, определяющие будущее

4 декабря состоятся выборы Президента Республики Узбекистан.

Избирательная кампания, которая стартовала 9 сентября нынешнего года, вступила в завершающую стадию. Полностью готовы к голосованию 9339 избирательных участков в пределах Республики Каракалпакстан, областей и г. Ташкента, а также 44 избирательных участка за рубежом, где созданы все условия для волеизъявления людей. 

Подготовка и проведение выборов осуществляются в четком соответствии с Программой основных мероприятий, утвержденной ЦИК. В этом документе конкретно определены мероприятия, сроки их реализации и ответственные исполнители. Программа позволила провести все мероприятия в установленные законом сроки и последовательности, а ее размещение на веб-сайте ЦИК, публикация и распространение в виде брошюры – осуществить общественный контроль за всеми стадиями избирательного процесса.

С 9 сентября весьма эффективно работает Республиканский  пресс-центр по освещению президентских выборов. Также плодотворно действовали пресс-центры при окружных избирательных комиссиях во всех регионах страны. Ими организовано около 100 пресс-конференций и брифингов по освещению выборов. Это имело большое значение в обеспечении открытости и гласности избирательного процесса.

Подошла к концу предвыборная агитация кандидатов, начавшаяся 28 октября, когда Центральная избирательная комиссия зарегистрировала кандидатов в Президенты Узбекистана.

Приступили к своей работе 37,5 тыс. наблюдателей от политических партий и свыше 500 зарубежных наблюдателей от более 50 иностранных государств, и они продолжают прибывать в нашу страну.

С начала объявления избирательной кампании в зарубежных СМИ опубликовано и вышло в эфире свыше тысячи материалов о выборах в Узбекистане. И такое – впервые в нашей практике.

Столь высокий интерес международного сообщества к выборам Президента Узбекистана вызван прежде всего тем, что они станут  индикатором устойчивости и прочности демократических институтов, сформированных за годы независимости, качества реализованных общественно-политических и социально-экономических реформ, развитости гражданского общества. Более того, исход выборов предопределит не только дальнейший курс развития Узбекистана, но и всего региона Центральной Азии, в котором Узбекистан является ключевым игроком, оплотом стабильности и гарантом безопасности.

Особенность нынешней избирательной кампании выразилась в возросшей межпартийной борьбе и конкуренции, реальной состязательности предвыборных платформ и программ как кандидатов, так и политических партий.

Предвыборная агитация проводилась через средства массовой информации, посредством выпуска и распространения печатных, наглядных, аудиовизуальных и других агитационных материалов, встреч с избирателями.

В борьбе за голоса избирателей использовались веб-сайты политических партий, партийные печатные издания, средства внешней рекламы, электронные мониторы, распространялись избирательные листовки и другие агитационные материалы.

В целях разъяснения предвыборных программ кандидаты и их доверенные лица проводили встречи, собрания с избирателями, в том числе впервые в формате видеоконференций, которые широко освещались  центральными и региональными теле- и радиоканалами.

Предвыборные встречи кандидатов в Президенты прошли во всех 14 избирательных округах. Кроме того, около тысячи таких встреч провели доверенные лица кандидатов.

Средства массовой информации обеспечивали равные условия по продолжительности и объему освещения предвыборной деятельности кандидатов в новостных передачах и иных информационных материалах.

Так, на телерадиоканалах НТРК «Узбекистан» и «Ёшлар» бесплатно предоставлено по 638 минут, на 12 местных телерадиоканалах Национальной телерадиокомпании Узбекистана – по 206 минут, на телерадиоканале «Тошкент» – по 286 минут эфирного времени. В газетах «Халк сузи», «Народное слово» и «Правда Востока» – по шесть полос печатной площади, а также по 55,5 полосы в 30 местных газетах.

Также кандидатам бесплатно предоставлена печатная площадь в газетах «Овози тожик», «Овози Самарканд», издаваемых на таджикском языке, и в газете «Нурлы жол», выходящей на казахском языке.

Вместе с тем кандидатам были безвозмездно предоставлены по 642 средства внешней рекламы в регионах республики. На 36 электронных мониторах в регионах республики, бесплатно выделенных кандидатам в Президенты, размещались их агитационные ролики, которые демонстрировались единым блоком.

В полной мере были  обеспечены права кандидатов в Президенты во время предвыборной агитации на бесплатный проезд на авиационном и железнодорожном пассажирском транспорте на всей территории страны.

Важно отметить, что возросшая состязательность кандидатов в Президенты на выборах – это результат усиления роли политических партий в обновлении и модернизации страны. Так, в соответствии с поправками в Конституцию, кандидатуру для назначения Премьер-министром страны предлагает политическая партия, получившая по результатам выборов наибольшее количество депутатских мест в нижней палате парламента. Или другое новшество – в 2015 году УзЛиДеП и «Миллий тикланиш» сформировали в Олий Мажлисе Демократический блок, который составил парламентское большинство. В свою очередь фракции НДПУ и СДПУ «Адолат» объявили себя оппозицией в парламенте.

Все политические партии поддерживают принципы демократии, и это их объединяет. Разница между ними проявляется в первоочередности обеспечения социальных интересов, методах их осуществления.

У них свой электорат. Так, если УзЛиДеП опирается на предпринимателей, формирующийся средний класс, деловую элиту, в том числе в аграрном секторе, то НДПУ – на слои населения, нуждающиеся в адресной социальной поддержке. СДПУ «Адолат» считает себя представительницей современной социал-демократии и обращается к промышленным рабочим и наемным работникам сферы обслуживания. ДПУ «Миллий тикланиш» опирается на творческую и научную интеллигенцию.

Изучение и анализ программных документов политических партий, сравнение их различий и общность помогают избирателям определить предпочтения.

Учитывая приоритетность экономического развития страны, ДПУ «Миллий тикланиш» важным фактором считает всемерную поддержку отечественного товаропроизводителя, развитие ремесленничества и семейного предпринимательства, а также туризма как эффективного экономического инструмента на службе продвижения национальной культуры и истории. В свою очередь УзЛиДеП делает ставку на всестороннюю поддержку предпринимательства, малого бизнеса, фермерских и дехканских хозяйств, сокращение государственного присутствия в экономике. Тогда как НДПУ выступает за сохранение регулирующей роли государства в условиях рыночной экономики, которая, по их мнению, обеспечит эффективное взаимодействие рыночных механизмов и установленных государством четких правил в сфере социальной политики, создание экономических благ для социально уязвимых слоев населения. «Адолат» ставит на инновационное развитие экономики,  внедрение передовых ресурсо- и энергосберегающих технологий, видя в этом огромный потенциал.

В решении социальных вопросов цели политических партий во многом сходятся, однако каждая по-своему определяет механизмы и пути их достижения. Так, ДПУ «Миллий тикланиш» в своей программе уделяет внимание защите семьи, духовному, физическому здоровью женщин, детей, молодежи. УзЛиДеП выступает за создание условий для самореализации каждого человека. В приоритетах НДПУ – реализация сильной социальной политики в отношении малообеспеченных и социально уязвимых слоев населения, а СДПУ «Адолат» – недопущение высокого уровня социального расслоения общества по доходам, имуществу, доступу к социальным услугам.

В общественно-политической жизни ДП «Миллий тикланиш» поддерживает традиционные национальные демократические институты, способствующие национальному возрождению и развитию, укреплению единства народа. УзЛиДеП стремится продолжать последовательную демократизацию системы государственной власти и управления, укреплять гарантии неприкосновенности частной собственности. НДПУ выступает за укрепление роли государства, защиту интересов пенсионеров. «Адолат» в своей программе обозначила задачу по созданию «государства всеобщего благосостояния», укреплению принципов свободы, равенства, социальной справедливости, солидарности и гуманизма, недопустимость дискриминации.

За годы независимости в нашей стране сформировано национальное избирательное законодательство, которое соответствует международным стандартам.

В Конституции Узбекистана, принятой 8 декабря 1992 года, содержится отдельная 23-я глава, посвященная избирательной системе. В ней регламентированы вопросы выборов Президента, в Законодательную палату Олий Мажлиса и представительные органы государственной власти на местах.

В статье 117 Основного Закона определено, что выборы проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Право голосовать имеют граждане Узбекистана, достигшие к дню выборов восемнадцати лет. Всеобщее избирательное право реализуется вне зависимости от пола, расы, национальности, языка, религии, социального происхождения, убеждений, личного и общественного положения.

Принято около десяти специальных законов, непосредственно регламентирующих выборные процессы. Прежде всего это законы «О гарантиях избирательных прав граждан», «О выборах Президента Республики Узбекистан», «О выборах в Олий Мажлис Республики Узбекистан», «О Центральной избирательной комиссии» и другие. Некоторые аспекты организации и проведения выборов регулируют также ряд положений и инструкций Центральной избирательной комиссии.

Без преувеличения можно сказать, что создан полноценный свод законов, посвященных выборам, в котором правовые нормы описаны четко, последовательно и доступно. Законодательная база в этой сфере стабильна, что обеспечивает определенность для участников избирательного процесса.

Важным программным документом, в том числе в сфере дальнейшего совершенствования избирательного законодательства, явилась Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране, принятая парламентом в ноябре 2010 года.

В 2014 году в рамках Концепции были внесены дополнения в отдельные статьи Конституции Республики Узбекистан. В частности, закреплены система демократического формирования ЦИК как постоянно действующего конституционного органа, а также основные принципы ее деятельности, усилены правовые гарантии независимости всей системы избирательных органов, отвечающих за организацию выборов в представительные органы власти, установлена ответственность за вмешательство в их деятельность.

Реализация этих и других законов способствует более полному осуществлению принципа свободы выбора, последовательной демократизации избирательной системы страны, укрепляет принципы открытости и прозрачности выборов.

Это наглядно продемонстрировали парламентские и президентские выборы 2014 и 2015 годов, когда авторитетные международные наблюдатели, национальные и зарубежные средства массовой информации подтвердили действенность правовых норм, высокое политико-правовое сознание граждан, их доверие к сформированной избирательной системе Узбекистана.

Важно отметить, что процесс реформирования в нашей стране носит непрерывный и последовательный характер, осуществляется на основе глубокого анализа пройденного пути, передового опыта развитых демократических государств и прежде всего с учетом возрастающего уровня общественно-политического сознания наших граждан.

В этой связи вполне естественным было то, что сразу после президентских выборов в марте 2015 года в декабре того же года были внесены изменения и дополнения в Закон «О выборах Президента Республики Узбекистан».

Благодаря нововведениям подробно раскрыты понятие предвыборной агитации, ее виды, формы и методы, установлены сроки, порядок и процедура досрочного голосования. Предусмотрено создание избирательных участков для лиц, находящихся в местах содержания под стражей, в отношении которых не вынесен приговор суда. Отдельно эксперты отмечают сокращение с пяти до одного процента от общего числа избирателей количества подписей, которое необходимо предоставить политической партии в поддержку своего кандидата для участия в выборах.

Все это создало еще более благоприятные условия для либерализации выборов, обеспечения их открытости, свободного и независимого волеизъявления граждан.

Отметим, что совершенствование выборного законодательства в Узбекистане продолжается. Например, депутаты и сенаторы, члены Центризбиркома сейчас думают над тем, чтобы ввести единый электронный список избирателей. Нет сомнений, что президентские выборы-2016 дадут новую пищу для размышлений в этом направлении.  

Не будет преувеличением сказать, что сегодня мировая общественность внимательно следит за ходом избирательной кампании.

На нынешние выборы уже аккредитованы журналисты информационных агентств около 30 стран мира, за выборами изъявили желание наблюдать беспрецедентное количество зарубежных наблюдателей – ученых-правоведов, политологов, общественных деятелей, представителей национальных парламентов и избирательных органов стран Азии, Африки, Европы, Америки и СНГ. Свои миссии наблюдателей направили Шанхайская организация сотрудничества, Всемирная ассоциация избирательных органов, Организация исламского сотрудничества, Исполком Содружества Независимых Государств.

Впервые наблюдать за выборами будет полномасштабная миссия БДИПЧ ОБСЕ в составе около 200 долгосрочных и краткосрочных наблюдателей.

Законодательство страны предусматривает возможность наблюдения за всеми циклами избирательного процесса – от его начала до подведения итогов выборов, четко установлены права и полномочия наблюдателей.

Так, Законом «О выборах Президента Республики Узбекистан» закреплено право международных наблюдателей, в том числе и представителей средств массовой информации, участвовать во всех мероприятиях по подготовке и проведению выборов, в том числе присутствовать при подсчете голосов и составлении протокола участковой избирательной комиссии, запрашивать и получать заверенные избирательной комиссией копии документов о результатах выборов.

Новшеством, которое сегодня получило всеобщее признание, является Программа мероприятий по повышению правовой культуры избирателей в период подготовки к выборам Президента Республики Узбекистан, утвержденная Центризбиркомом впервые в избирательной практике.

Она разработана на основе предложений различных общественных объединений, средств массовой информации и институтов гражданского общества, которыми накоплен солидный опыт по непосредственной работе с различными слоями населения.

Программа охватывает почти все слои населения, в частности, женщин, молодежь, ветеранов, лиц с ограниченными возможностями, военнослужащих, органы самоуправления граждан, трудовые коллективы, представителей учебных заведений, а также наших соотечественников, временно пребывающих за рубежом.

В соответствии с этим документом проведено несколько десятков тысяч мероприятий. Среди них семинары, конференции, «круглые столы» и различные акции –«Мой голос – будущее моей страны», «Я проголосую сам», «В нашей семье каждый имеет свой голос», «Мы имеем право выбора», направленные на дальнейшее повышение правовой культуры граждан.

В рамках программы принимаются меры по искоренению так называемого «семейного голосования» и других фактов нарушений избирательного законодательства. В этих целях организована трансляция роликов на телевидении и радио, проводятся акции среди общественности, изданы и распространяются плакаты тиражом 100 тыс. экземпляров.

ЦИК подготовил и доставил в регионы более 717 тыс. плакатов. На всех избирательных участках распространено свыше 253 тыс. сборников и брошюр с нормативно-правовыми актами, в том числе 20 тыс. экземпляров Закона «О выборах Президента Республики Узбекистан».

На телеканале «Узбекистон» транслируется телепередача «Выборы – зеркало демократии» на узбекском и русском языках. Каждую среду, четверг и пятницу передается в эфир информационная программа «Новости Центральной избирательной комиссии» – на узбекском, русском и английском языках. Каждую пятницу выходят в эфире телепередачи на казахском, таджикском, корейском и каракалпакском языках – «Дидар», «Рангикамон», «Наўпир», «Чинсен».

Для предотвращения в период подготовки и проведения выборов нарушений законодательства, своевременного рассмотрения обращений физических и юридических лиц, принятия по ним определенных законом мер, начиная с 1 ноября 2016 года, в Центральной избирательной комиссии действует круглосуточный «телефон доверия».

В приоритете также повышение правовой культуры и электоральной активности женщин и молодежи. Это очень важно для 555 тыс. юношей и девушек, которые 4 декабря проголосуют впервые.

В нашей стране уделяется большое внимание соблюдению избирательных прав граждан с ограниченными физическими возможностями. Так, впервые в избирательной практике нашей страны приняты дополнительные меры по изготовлению для незрячих граждан избирательных бюллетеней с использованием азбуки Брайля.

Созданы все условия для участия представителей различных наций и народностей в избирательном процессе. В составе участковых избирательных комиссий – более 11% представителей различных наций, проживающих в Узбекистане, – русские, туркмены, таджики, казахи, кыргызы, украинцы, корейцы и другие. Материалы предвыборной агитации публикуются на узбекском, каракалпакском, русском, казахском и таджикском языках, а в  целом информация о ходе избирательной кампании размещается в СМИ нашей страны на 17 языках. В частности, на своих страницах свободно освещают избирательные процессы такие издания, как «Корё Синмун», «Тхонил – Единство» на корейском языке, «Апага» – на армянском языке.

В заключение хотелось бы отметить активное участие ННО и сходов граждан в избирательной кампании. В частности, около 18 тыс. членов участковых избирательных комиссий, или 18,3% от их общего числа являются работниками сходов граждан. К тому же 303 избирательных участка по республике расположены непосредственно в зданиях сходов граждан.

Что касается ННО, то их  активисты в составе окружных избирательных комиссий составляют 23,4 %, в каждой второй ОИК представитель ННО назначен председателем, в четырех – заместителем председателя, в шести – секретарем. В составе участковых избирательных комиссий их представительство превышает 10%.

С начала избирательной кампании негосударственные некоммерческие организации в формате социального партнерства с государственными органами, образовательными учреждениями провели более 50 тыс. конференций, «круглых столов», семинаров, встреч и акций. Они установили общественный контроль за ходом подготовки и проведения выборов. Так, Независимый институт по мониторингу формирования гражданского общества подробно и тщательно изучает этот процесс, информирует население о соблюдении всех требований законодательства. Результаты мониторинга предыдущих парламентских и президентских выборов широко обсуждались среди общественности и легли в основу дальнейшего развития избирательного законодательства и практики.

(Источник: газета «Uzbekistan Today»)

 
EN AF RU
Конференции
СИЭЗ - "Навои"

 

Погода

 

Курсы валют