right
Visitors
Сейчас 1190 гостей онлайн

Узбекистан: Встреча с будущим

Многие современные успешные государства, выстраивая собственные модели развития, тратили на становление экономики, политической и законодательной системы сотни лет. На этом фоне успехи, достигнутые Узбекистаном всего за 25 лет, не могут не поражать или как минимум вызывать интерес у мирового сообщества. Феномен «узбекской модели развития» признают эксперты и аналитики ведущих международных финансовых институтов и научно-исследовательских центров. За исторически короткий период времени страна активно включилась в процесс международных экономических отношений, смело войдя в высокотехнологичное будущее.

А ведь всего 25 лет назад все было по-другому. Узбекистану после краха Советского Союза пришлось максимально быстро приспосабливать свою экономику к реалиям времени. Правительство тогда прекрасно понимало, что после достаточно долгого периода развития в рамках одной экономической модели, для того чтобы быть конкурентоспособными в современных условиях, необходимо резко менять курс, проводить за короткие сроки реструктуризацию промышленных отраслей и разгосударствление.

Новая стратегия развития экономики основывалась на вполне понятных и очевидных тезисах, позже получивших признание в качестве «узбекской модели развития». Главными стали положения о том, что государство должно выступать как главный реформатор, иметь сильную социальную политику и проводить поэтапный переход к рыночной экономике.

Поэтому Узбекистан в начале 1990-х годов начал постепенную реализацию процесса по разгосударствлению промышленных предприятий. В его основу были положены тезисы о необходимости привлечения иностранных инвестиций, новейших мировых достижений в сфере информационных технологий и науки, внедрение систем управления качеством и улучшение менеджмента.

Предвидя сложность стоящих перед слаборазвитой и деформированной экономикой Узбекистана задач, еще в 1989 году Ислам Каримов отмечал, что главное – обеспечить комплексную безотходную переработку производимого и добываемого сырья, доведение его до стадии готовой продукции на территории республики. Другими словами, создать в республике мощную индустрию переработки, оснащенную современной техникой и технологией, и тем самым занять растущие опережающими темпами трудовые ресурсы, обеспечить население высокими заработками, увеличить рост национального дохода и выйти на уровень развитых стран. В результате мир получил нового игрока на глобальной экономической карте.

Одна из главных черт в национальной стратегии развития заключается в ее поэтапном движении вперед без резких скачков и изменений. Именно это во многом позволило добиться серьезных успехов значительной части отечественных промышленных производств, пройти стране без особых потерь через негативное влияние мирового экономического кризиса. Стержневыми звеньями этой стратегии стало привлечение отечественных и иностранных инвестиций в реальный сектор экономики, которые в свою очередь, как магнит тянули за собой инновации, современное оборудование, IT-технологии, международные стандарты качества и многое другое. 

За короткий срок в стране были созданы уникальные промышленные объекты, многие из которых – с участием иностранного капитала. И все они ориентированы на выпуск конкурентоспособной продукции в рамках процессов импортозамещения и локализации. Это дало возможность укрепить экономику Узбекистана, сделать ее более динамичной и устойчивой, снизить зависимость отечественного реального сектора от внешних факторов, ускорить внедрение новых и эффективных технологий в процессы производства.

Кроме того, эти процессы позволили более широко использовать местные сырьевые и производственные ресурсы, увеличить на этой основе выпуск современной конкурентоспособной продукции, экономно и рационально использовать валютные ресурсы, а также создать новые рабочие места. Программа локализации производства на системной основе реализуется в Узбекистане на протяжении уже более 15 лет, и за эти годы производство импортозамещающей продукции возросло более чем в 220 раз. Только в прошлом году по 696 проектам объем производства локализованной продукции превысил 4 трлн сумов (курс ЦБ РУ на 07.09.2016, 1$= 2994.76 сум), увеличившись за год в 1,3 раза, расчетный эффект импортозамещения превысил $1,5 млрд.

Глобальный рынок открыл узбекистанским предприятиям море возможностей, но и предоставил ряд рисков для развивающихся экономических моделей стран. Поэтому одновременно с максимальной диверсификацией экспорта начался процесс развития внутреннего спроса, особенно в сельской местности. Также страна стала проводить политику сокращения государственных расходов, стимулирования малого бизнеса и частного предпринимательства, активное развитие государственно-частного партнерства.     

Современный Узбекистан является динамично развивающимся государством с социально ориентированной быстрорастущей рыночной экономикой. Результатами последовательной реализации этих реформ явились прежде всего устойчивость и сбалансированность экономического роста. За последние десять лет среднегодовые темпы роста валового внутреннего продукта Узбекистана превышают 8%. В целом же за годы независимости экономика республики выросла почти в 6 раз, реальные доходы населения – почти в 9 раз. Валовый внутренний продукт на душу населения – до $6,9 тыс., что позволило Узбекистану войти в группу стран со средним уровнем доходов.

В результате диверсификации структуры промышленности значительно меняется и структура экспорта Узбекистана. Если в начале 1990-х годов экспорт страны в основном зависел от хлопка, доля которого в структуре экспорта составляла 60%, то в настоящее время почти 80% экспорта страны составляет готовая продукция – автомобили, автобусы и грузовики, широкий спектр бытовой техники, сотовые телефоны, плодовоовощная, текстильная и кожевенная продукция, медицинские препараты, современная кабельно-проводниковая продукция, стройматериалы, минеральные удобрения и многое другое.

Значительно возросла и роль малого бизнеса, который стал важнейшим локомотивом национальной экономики. Если в первые годы независимости в Узбекистане частного предпринимательства практически не существовало, то сегодня более 90% всех хозяйствующих субъектов – это предприятия малого и частного бизнеса. На долю малого бизнеса приходится сегодня свыше 56% валового внутреннего продукта, почти 32% производимой промышленной и практически вся сельскохозяйственная продукция. Именно частный сектор является основным источником роста доходов населения нашей страны.

Только за последние четыре года принято более 15 законов, направленных на повышение роли и защиту частной собственности, дальнейшее улучшение состояния деловой среды и условий ведения бизнеса, в том числе законы «О защите частной собственности и гарантиях прав собственников», «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности», «О разрешительных процедурах в сфере предпринимательской деятельности», «О конкуренции», «О семейном предпринимательстве». Отменено 186 разрешительных и лицензионных процедур, 65 – статистической и шесть – налоговой отчетности. Полностью переведены в электронную систему процедуры сдачи налоговой и статистической отчетности, а также таможенного оформления. На законодательном уровне введен принцип приоритета прав предпринимателей в их взаимоотношениях с государственными, правоохранительными и контролирующими органами. Внедрен открытый и прозрачный механизм широкого вовлечения субъектов малого бизнеса в процесс государственных закупок.

Еще одним важнейшим завоеванием независимости стало достижение продовольственной безопасности. Узбекистану пришлось, в отличие от многих стран, кардинально реформировать и переориентировать свой агропромышленный комплекс.

В начале 1990-х годов аграрный сектор страны был подчинен одной цели – производству максимальных объемов хлопка для удовлетворения нужд текстильной промышленности, большая часть мощностей которой располагалась за пределами республики. Так, например, в это время лишь 7% выращенного хлопкового волокна перерабатывалось внутри страны. Необходимо было срочно менять акценты в сельском хозяйстве, повышать объемы урожаев зерновых, овощей и фруктов, других культур. При этом очень важно было в пылу отказа от старых приоритетов не потерять те достижения, которые сегодня вывели современный Узбекистан в число лидеров по производству и экспорту хлопка.

Об этом говорил и глава государства, отмечая, что нельзя, не построив новый дом, разрушать старый. В результате страна при уменьшении территории, отводимой под посевы хлопчатника, не только не сократила его производство, а серьезно нарастила. Это произошло за счет внедрения достижений узбекских ученых, широко признанных во всем мире, которые позволили повысить урожайность и качество хлопка. Однако главная победа была достигнута в зерноводстве. Если в 1991 году в республике было произведено всего 940 тыс. тонн зерна и средняя урожайность составляла 17 центнеров с гектара, то в прошлом году был достигнут показатель в более чем 8,1 млн тонн зерна. В результате за годы независимости урожайность увеличилась более чем в три раза, общий объем урожая – более чем в восемь раз. Страна не только добилась зерновой независимости, полностью обеспечив внутренний рынок, но и начала экспортные его поставки.  

Информационные технологии в последние годы стали уже не просто одним из важнейших индикаторов развития страны, а прежде всего драйвером в выводе экономики на новый уровень. Один из главных трендов развития отечественной индустрии – максимальное заполнение ниш на рынке Узбекистана за счет разработки отечественных продуктов, которые, в отличие от западных аналогов, более адаптированы к местным условиям и дешевле в цене. А ведь всего лет пять назад ситуация была диаметрально противоположной – на рынке балом правили зарубежные программные продукты, а также их нелицензионные подделки.

Страна живет не только настоящим, но и строит вполне конкретное финансово устойчивое и экономически сбалансированное завтра. Узбекистан до конца 2019 года планирует реализовать 870 крупных инвестиционных проектов на $38 млрд. Эти проекты предусмотрены Программой мер по обеспечению структурных преобразований, модернизации и диверсификации производства на 2015–2019 годы. В частности, в стране будут созданы 415 новых предприятий, а также модернизированы 455 действующих промышленных производств. Благодаря ее реализации будут достигнуты рост промышленного производства за 5 лет в 1,5 раза и увеличение доли промышленности в ВВП с 24 до 27% к 2020 году. Также будет создано свыше 52 тыс. новых рабочих мест.

По оценкам экспертов, принципиальным отличием новой программы от разработанных ранее станет прежде всего акцент на ускоренное развитие высокотехнологичных производств, обеспечивающих выпуск экспортоориентированной, конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках продукции. Для реализации такой масштабной программы Узбекистан располагает необходимыми опытом, ресурсами и возможностями. Научно-технический, инженерно-производственный и интеллектуальный потенциал, накопленный республикой при реализации сложнейших проектов, обеспечивает надежный фундамент для реализации новых, еще более технически сложных с внедрением передовых технологий. Это является гарантией конкурентоспособности отечественной продукции на годы вперед. При этом важно подчеркнуть, что этот опыт будет использован не только в базовых отраслях промышленности, но и в других, прежде всего перерабатывающих отраслях. В этих целях будут привлекаться стратегические иностранные инвесторы, а также компании – мировые технологические лидеры.

Но главное, что успехами стратегии развития экономики страны пользуются миллионы простых людей. Сегодня жители по всей республике радуются, что получили новую квартиру или построили дом, купили автомобиль, сыграли свадьбу, нашли новую работу. Население Узбекистана уверено в будущем своей страны, в будущем своих детей, которые уже сегодня чувствуют себя ничем не хуже сверстников из развитых государств мира.

(Источник: газета «Uzbekistan Today»)
 
EN AF RU
Конференции