right
Visitors
Сейчас 779 гостей онлайн

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ДАЙДЖЕСТ

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ДАЙДЖЕСТ ПРЕССЫ УЗБЕКИСТАНА № 18  26 января 2016г.     

ЭКОНОМИКА

Итоги развития черной металлургии в Узбекистане за январь-декабрь 2015г.

За январь-декабрь 2015г. предприятиями черной металлургии произведено продукции на 2075,6 млрд.сум, или 111,1% к соответствующему периоду прошлого года. Удельный вес отрасли в общем объеме промышленности составил 2,3 %. (курс ЦБ РУ на 26.01.2016, 1$= 2831.49 сум)

Наибольший объем продукции черной металлургической промышленности производится предприятиями Ташкентской области (47,7% от республиканского объема производства отрасли) и г. Ташкента (45,1%).

Поддержка деятельности малого предпринимательства способствовала значительному увеличению объемов продукции черной металлургии, произведенной субъектами малого бизнеса- на 56,8% к 12 месяцам 2014г., удельный вес их продукции в общем объеме отрасли составил 20,2%.

В настоящее время в республике действует 536 предприятий черной металлургии, из которых- 299 предприятий, занимающихся производством метизов, 99 предприятий по производству огнеупорных изделий, 54 предприятия по производству черных металлов. За отчетный год вновь создано 44 предприятия отрасли.

(Источник: Информационная служба Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике)

ИНВЕСТИЦИИ

Цемент поставят на поток

Турецкая компания Dal Teknik Makina Ticaret ve Sanayi планирует завершить в августе 2016 года проект по расширению мощностей Джизакского цементного завода.

В результате мощности предприятия по производству портландцемента возрастут с 760 тыс. до 1 млн тонн в год.

Турецкая компания, согласно контракту, отвечает за разработку рабочей документации технологической части, поставку и шеф-монтаж оборудования, выполнение строительно-монтажных и пусконаладочных работ на условиях «под ключ». Общая стоимость заключенного контракта – $29 млн.

Выбор турецкой компании в качестве генерального подрядчика был не случаен. Именно она осуществляла строительство этого завода общей стоимостью свыше $114,2 млн. Объект был запущен в марте 2014 года, создано более 500 рабочих мест.

Завод оснащен оборудованием, работающим по технологии «сухого способа», которая имеет целый ряд преимуществ по сравнению с традиционной. Например, сокращение потребления электроэнергии более чем в 2 раза, топлива – почти в 1,5 раза.

Расширение мощностей завода финансируется за счет кредитов Фонда реконструкции и развития Узбекистана и Ипотека-банка в размере $14 млн и $12,8 млн соответственно, а также собственных средств Алмалыкского горно-металлургического комбината, в структуру которого входит цементный завод, на $9 млн.

Производственная мощность объекта превышает 2 тыс. тонн общестроительного цемента, или около 1 тыс. тонн белого цемента в сутки. По оценкам экспертов, запасов известняка Кутарминского и Балыклитауского месторождений, являющихся основной сырьевой базой завода и находящихся от него всего в полутора километрах, хватит на 150 лет.

Турецкая Dal Teknik Makina также подписала меморандум о взаимопонимании с Алмалыкским ГМК о строительстве нового цементного завода в Сурхандарьинской области. Оценочночная общая стоимость проекта составляет порядка $250 млн. После ввода в эксплуатацию, который намечен на 2018 год, завод сможет производить до 1,5 млн тонн портландцемента в год.

(Источник: газета «Uzbekistan Today»)

ТРАНСПОРТ

В 2015 году АО "Узбекистон темир йуллари" перевезено 20,7 млн. пассажиров

Правление АО “Узбекистон темир йуллари” провело собрание, на котором были обсуждены итоги деятельности компании в 2015 году.

Заседание вёл председатель правления АО “Узбекистон темир йуллари” Ачилбай Раматов.

Было отмечено, что в 2015 году объём пассажиропотока составил 3793 млн. пассажир/км, до своих адресов доставлено 20,7 млн. пассажиров. На железнодорожных станциях перевезено 67,7 млн. тонн груза. Показатели экспортных услуг приравнены 347,7 млн. долларам США. На производственных предприятиях выпущено продукции на сравнительную сумму в 388,2 млрд. сумов. (курс ЦБ РУ на 26.01.2016, 1$= 2831.49 сум)

Кроме того, в 2015 году объем предоставляемых платных услуг населению составил 323,8 млрд. сумов.

В 2015 году были отремонтированы 105 секций локомотивов, продлен срок службы 1258 вагонов. Особо подчеркивалось, что реабелитированы 240 км железных дорог, построены 98,5 км новых железных дорог.

На Литейном механическом заводе было выпущено 50 крытых и 278 полукрытых вагонов. На Андижанском механическом заводе продолжился выпуск 4-ёх осных новых цистерн.

Было отмечено, что за отчётный период произведено 50 новых цистерн-вагонов и 272 полуоткрытых вагонов.

Согласно Инвестиционной программе АО “Узбекистон темир йуллари”, утверждённой Постановлением Президента Узбекистана ПП-2264 от 17 ноября 2014 года, в 2015 году из всех источников финансирования прогнозировалось освоить 734,9 млн. долларов США. На собрании сообщено, что в данном направлении по 17-ти проектам было освоено капитальных средств на сумму 755,16 млн. долларов США, что составило 102,8% к прогнозу.

(Источник: UzReport.uz)

Анализ

Конкурентоспособный интерес

Формирование конкурентоспособной экономики в условиях глобализации и усиления мировой конкуренции нуждается в развитии рыночной структуры. Это включает в себя широкий доступ к мировым финансовым и технологическим рынкам, создание эффективных рабочих мест, интеграцию в цепочки добавленной стоимости. Мировой опыт показывает, что наибольшим потенциалом с этой точки зрения обладают средние и крупные предприятия обрабатывающих отраслей и высокотехнологичных видов услуг. Стимулирование входа на рынок новых экономических агентов и создание для их деятельности благоприятных условий предполагают пересмотр модели и инструментария макроэкономической политики.От нижнего сегмента к верхнему

Структурные реформы с фокусом на развитие базовых отраслей промышленности позволили создать основу для обеспечения устойчиво высоких темпов экономического роста. За период 2000-2014 годов объем инвестиций в экономику составил в среднем 22% от ВВП, объем промышленной продукции увеличился в 3,5 раза. В результате существенно изменилась структура экономики: доля промышленности в ВВП возросла с 14,1 до 24,1%, доля сферы слуг – с 44 до 50,3%. При продолжающемся росте объемов производства в аграрном секторе его доля в ВВП сократилась с 30,0 до 17,2%.

За указанный период внешнеторговый оборот увеличился более чем в 4 раза – с 6,2 до 29,5 млрд. долл. США. Существенно диверсифицирована структура внешней торговли. В структуре импорта возросла доля инвестиционных товаров: доля машин и оборудования возросла с 35,4 до 43,7%. Это позволило расширить производство и экспорт готовой продукции с высокой добавленной стоимостью (экспорт пассажирских транспортных средств, готовой продукции швейной и текстильной промышленности, полиэтилена, химических и минеральных удобрений). Инвестиции в инфраструктуру способствовали увеличению внутреннего спроса, расширению занятости и соответствующему повышению качества жизни населения.

Высокий экономический рост последних лет способствовал переходу Узбекистана в группу нижнего сегмента стран со средним уровнем валового национального дохода (ВНП) на душу населения. По оценкам Всемирного банка, в 2013 году этот показатель составил 1 880 долл. США.

Целевым ориентиром долгосрочной Стратегии развития страны до 2030 года является обеспечение перехода в группу верхнего сегмента стран со средним уровнем дохода на душу населения. То есть необходимо добиться повышения ВНП на душу населения как минимум до 4 125 долл. США.

Для достижения поставленной цели текущий ВВП страны должен быть увеличен минимум в 3 раза. При этом Узбекистан уже не может рассчитывать на факторы, позволившие обеспечить высокие темпы экономического роста в течение последних 10-15 лет. Ими являлись инвестиционная активность крупных предприятий, в основном, ресурсоемких отраслей промышленности, а также сектор МБЧП, который сыграл ключевую роль в обеспечении занятости населения.

Рисунок 1. Сокращение налогового бремени – устойчивая тенденция в экономике Узбекистана 

Хотя данная модель экономического роста была успешной, обеспечение высоких темпов экономического роста в долгосрочной перспективе потребует повышения конкурентоспособности экономики, за счет роста доли продукции обрабатывающих отраслей в структуре промышленности; повышения эффективности экономики; наращивания экспорта и снижения зависимости от нестабильной конъюнктуры мирового рынка сырьевых товаров.

Рост по правилам

К 2030 году население Узбекистана вырастет на 22%, по сравнению с 2014 годом, и составит 37,3 млн. человек. При этом ожидается изменение его структуры – доля трудоспособного населения достигнет 67% к 2030 году против 58 в 2014 году (см. вставку).

В настоящее время Узбекистан вступает в фазу «демографического дивиденда», когда доля детей в возрасте до 16 лет в структуре населения снижается, доля трудоспособного населения растет, а доля пожилого населения значительно не увеличивается. Как свидетельствует мировой опыт, с ростом доли трудоспособного населения страна имеет шанс конвертировать «демографические дивиденды» в экономический рост. При создании соответствующих условий, и в первую очередь высокопродуктивных рабочих мест, этот этап сопровождается повышением уровня потребления, накоплений, общего благосостояния, производительности труда и, соответственно, темпов экономического роста. Согласно расчетам на основе данных по 78 странам, рост трудоспособного населения на 1% ускоряет рост душевых доходов на 1,46%. Страны Юго-Восточной Азии умело использовали данный этап и смогли быстро вырваться вперед. Однако если момент упущен, многочисленное трудоспособное поколение стареет, становится огромным коллективным иждивенцем и тянет экономику «на дно».

 

Важным источником создания занятости является сектор малого бизнеса и частного предпринимательства. Однако занятость здесь нередко является низкопродуктивной с точки зрения создания добавленной стоимости.

За последние годы наметилась положительная тенденция в увеличении производительности труда (см. рис. 2). Но эту динамику нужно ускорять. Всемирный банк в 2013 году оценил производство ВВП на одного занятого в нашей стране в 7,4 тыс. долл. США. Это 56,1% от уровня аналогичного показателя стран со средним уровнем дохода на душу населения, 45,6% от уровня стран с доходом выше среднего.

Необходимо переосмыслить и качество экономического роста, чтобы он и в перспективе сохранял свои высокие темпы. Особенно это актуально в части эффективности затрачиваемых ресурсов. Производство ВВП на единицу использованной энергии и воды, соответственно, в 2,5 и 10 раз ниже уровня стран со средним уровнем дохода.

Повышение производительности труда и снижение ресурсоемкости экономики существенно увеличат рост конкурентоспособности страны.

Благодаря диверсификации экономики Узбекистану удалось добиться увеличение объема экспорта. Положительным сопутствующим фактором стал период высоких мировых цен на основные экспортируемые товары. В последние годы вклад экспорта в прирост ВВП значительно сократился. Экономический рост все в большей степени обеспечивается за счет внутреннего спроса (см. рис. 5). В условиях замедления темпов мирового экономического развития, сужения спроса и волатильности мировых цен необходимо определить новые источники роста экспорта. Поэтому способность производить конкурентную на внешнем рынке продукцию в современном экономическом контексте становится еще более актуальной.

Рекордсмены по выживаемости

В условиях глобализации и усиления мировой конкуренции экономика нуждается в развитии такой рыночной структуры, которая будет иметь широкий доступ к мировым финансовым и технологическим рынкам, создавать эффективные рабочие места, интегрироваться в цепочки добавленной стоимости.

Наибольшим потенциалом с этой точки зрения обладают средние и крупные предприятия обрабатывающих отраслей. Именно они способны производить продукцию с меньшими издержками и более высоким уровнем добавленной стоимости. Эти факторы как раз и являются основным условием эффективной структурной трансформации и формирования конкурентоспособной рыночной экономики.

В сравнении с другими отраслями и сферами обрабатывающая промышленность дает максимальный мультипликативный эффект в экономике. Средние и крупные предприятия способны более эффективно обеспечивать процессы модернизации, получать доступ к новым технологиям, выходить на внешний рынок и т.д.

Существует прямая зависимость между уровнем производительности и размером предприятия (см. рис. 6). Расчеты показывают, что создание в 6 обрабатывающих отраслях (см. таблицу) средних предприятий к 2030 году позволило бы создать 256,6 тыс. новых рабочих мест внутри самих отраслей и 165 тыс. мест в смежных отраслях. С учетом мультипликативного эффекта общее число дополнительных рабочих мест может составить 461,6 тыс., что превышает занятость в этих отраслях, достигнутую по итогам 2013 года (434,9 тыс. чел.). Это в свою очередь позволит обеспечить дополнительный объем производства в размере 39,9 млрд. долл. США.

Укрупнение предприятий повышает спрос на инвестиционные ресурсы. Если для развития малого бизнеса бывает достаточно собственных средств, то развитие средних предприятий, особенно в обрабатывающих отраслях, зачастую требует задействования дополнительных источников финансирования.

Так, создание новых предприятий в 6 обрабатывающих отраслях потребует инвестиций в объеме 14 млрд. долл. США (см. таблицу). Данные инвестиции могут генерироваться путем перевода имеющихся у населения сбережений (31,3% к ВВП) в инвестиции. При этом можно даже не снижать уровень потребления.

Но чтобы частный сектор подвинуть к этим инвестициям, его нужно заинтересовать. Среди стимулирующих мер могут быть:

■  целевое снижение налогового бремени на предприятия. При этом высвобождающиеся средства должны направляться на технологическое обновление, развитие производства, и стимулирование перехода в формальный сектор;

■  расширение доступа к финансовым услугам, в том числе за счет наращивания притока прямых иностранных инвестиций для стимулирования внедрения инноваций.

Комплекс полной ценности

Реализация указанных задач невозможна без комплекса мер по совершенствованию налоговой и банковско-финансовой политики.

В сфере налогообложения можно взять на вооружение опыт большинства стран мира, согласно которому активная часть основных фондов освобождается от уплаты налогов на имущество. С этой целью требуется предусмотреть поэтапный переход на уплату налога на недвижимость вместо налога на имущество. Было бы целесообразно продолжить политику по снижению ставки единого социального платежа. Перейти от практики предоставления льгот и преференций отдельным предприятиям к применению льготы на недискриминационной основе ко всем предприятиям стимулируемой отрасли. Можно рассмотреть вариант предоставления инвестиционных льгот (в том числе по модернизации) не в виде освобождения, а в виде условного налогового кредита. При этом сохраняются льготы по налоговым и таможенным кодексам и льготы по международным договорам.

 

 

Особое внимание нужно обратить на развитие средних предприятий. Для начала – разработать классификацию размеров средних предприятий в отраслях экономики в зависимости от количества занятых, предельного значения выручки от реализации товаров или балансовой стоимости активов.

Среди последующих мер – обеспечение скорейшего перехода предприятий от одного этапа развития к другому. Если же предприятие находится в пограничном положении между малым и средним бизнесом, то задействовать механизмы финансовой поддержки, например, предоставление кредитов по льготным ставкам или льготные условия финансовой аренды (лизинга) и другие.

Для предприятий, которые дошли до уровня среднего предприятия, предлагается предусмотреть возможность установления льгот при применении общего режима налогообложения, а также пониженных ставок обязательных платежей в государственные внебюджетные фонды.

Среди банковско-финансовых мер, стимулирующих развитие среднего бизнеса, можно предложить расширение доступа бизнеса к внешнему финансированию за счет частного акционерного капитала. Определенные шаги в этом направлении уже делаются. Так, 25 августа 2015 года Президентом был подписан Закон «Об инвестиционных и паевых фондах». Его реализация позволит мобилизовать временно свободные денежные средства и направить их на финансирование развития средних обрабатывающих производств. В дальнейшем можно предусмотреть реализацию мер по созданию фондов рискового финансирования (венчурных фондов), что позволит стимулировать инновационную деятельность предприятий.

Внедрение новых инструментов финансирования инвестиционных проектов, таких как «инвестиционный лифт», «зеленый свет», создание залоговых фондов, проектных офисов и т.д. будут содействовать решению проблемы нехватки капитала для перспективных предприятий, обладающих экспортным потенциалом.

Среди дополнительных механизмов сглаживания проблемы залогового обеспечения кредитов для бизнеса в международной практике широко используется создание специального гарантийного фонда. За счет его средств покрывается часть рисков коммерческих банков, участвующих в финансировании инновационных проектов отраслевого, регионального или национального масштаба. Также они могут быть направлены на субсидирование части процентных выплат по банковским кредитам, привлеченным для финансирования отдельных высокоэффективных инновационных проектов.

Реализация поставленных задач позволит создать максимально благоприятные условия для превращения малых предприятий в более крупные и высокопроизводительные, что значительно повысит конкурентоспособность страны и выведет ее на новый уровень развития.

(Источник: журнал «Экономическое обозрение»)

ТЕХНОЛОГИИ

В Узбекистане в 2015 г. построено 1,8 тыс. км волоконных оптических линий связи

В Узбекистане в 2015 году построено более 1,8 тыс. км волоконных оптических линий связи. Об этом было сообщено на заседании Коллегии Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций, посвященное итогам работы отрасли за 2015 год.

«В целях развития (высокоскоростного) широкополосного доступа к сети Интернет произведено строительство более 1800 км волоконных оптических линий связи», - говорится в сообщении пресс-службы Министерства.

В 2015 году в Узбекистане также введена в эксплуатацию новая линия связи по технологии DWDM со скоростью в 100 Гбит/с на участке Ташкент-Бухара.

«В рамках проводимых работ по дальнейшему расширению магистральных сетей установлено телекоммуникационное оборудование, которое позволило увеличить пропускную способность в международном направлении в 10 раз, до центра каждой области республики в 4 раза, до районных центров в 10 раз. Также пропускная способность телекоммуникационной сети города Ташкента увеличена в 10 раз», - отмечает Министерство.

«Это будет способствовать дальнейшему развитию национального контента в сети интернет, различных интерактивных услуг, предоставления конвергентных услуг, таких как высокоскоростной Интернет, видео телефония, IP-TV, просмотр HDTV-каналов и другие», - отмечается в сообщении.

(Источник: UzDaily.uz)

Экология

Узбекистан: охрана заповедных территорий

Охраняемые природные территории (ОПТ) играют важную роль в сохранении и восстановлении многих видов животных и растений, особенно исчезающих. Они также стали природными лабораториями, где ученые проводят научно-исследовательские работы.

Их дальнейшее развитие – важнейшая задача государства и общества.

Это подчеркивалось на заседании «круглого стола», состоявшемся в Ташкенте, где обсуждались вопросы развития и расширения системы ОПТ.

В Узбекистане зарегистрированы восемь заповедников, два национальных парка, Нижне-Амударьинский государственный биосферный резерват, республиканский центр по разведению редких видов животных «Джейран», а также семь памятников природы. Общая площадь охраняемых природных территорий нашей страны составляет около 2,4 млн гектаров.

Состоялись презентации на эту тему, где подробно рассказано о каждом заповеднике, национальных парках, которые образованы относительно недавно и где допускается контролируемое природопользование – туризм, заготовка лесных продуктов, сельское хозяйство.

Например, в первом в республике Зааминском заповеднике бережно сохраняются высокогорные арчовые системы, вольготно чувствуют себя здесь занесенные в Красную книгу белокоготный медведь, снежный барс, туркестанская рысь, черный аист и другие. Самый большой в Узбекистане Гиссарский заповедник (площадью 81 тыс. га) располагает более 900 видами высших растений и почти 270 видами позвоночных животных. Кроме того, в его границах расположены культурно-исторические объекты – священная могила Хазратсултана, пещера Амира Темура, окаменевшие следы динозавров.

Выступавшие отмечали совершенствующееся экологическое законодательство. В последние годы внесены изменения и дополнения в законы «Об охране природы» и «Об охраняемых природных территориях», правовые акты, регулирующие использование животного и растительного мира для совершенствования мер по рациональному использованию флоры и фауны.

В рамках этой работы подготовлен проект, предусматривающий расширение всей системы ОПТ до 8,1 млн гектаров, что составит около 17% территории республики. Намечено открыть новые и укрупнить существующие ОПТ, чтобы все типы естественных экосистем страны были охвачены охраняемыми природными территориями.

В частности, для смягчения последствий аральской трагедии планируется создание нескольких охраняемых природных кластеров в Приаралье, в том числе национальных парков «Южный Устюрт» (площадью 1,42 млн га) и «Центральный Кызылкум» (1,1 млн га), заказника «Кульджуктау» (174,2 тыс. га) и других. Идет подготовка к открытию комплексного ландшафтного заказника «Сайгачий», цель которого – сохранение популяции этих антилоп на плато Устюрт в Каракалпакстане.

Госкомприроды совместно с инспекциями заповедников проводят рейды на заповедных территориях по предотвращению и выявлению нарушений природоохранного законодательства. В частности, в 2015 году выявлено более 5 тыс. нарушений, к виновным приняты необходимые меры.

Участники встречи обменялись мнениями о повышении эффективности управления природными территориями, координации действий ведомств и институтов гражданского общества, развитии экологического туризма.

(Источник: газета «Uzbekistan Today»)
 
EN AF RU
Конференции