right
Visitors
Сейчас 777 гостей онлайн

Путь демократических реформ

В Ташкенте состоялась международная конференция "Обеспечение надежной защиты прав и свобод человека - важнейшее направление демократического обновления и модернизации страны: опыт Узбекистана".

Представительный форум организовали Национальный центр по правам человека, Уполномоченный Олий Мажлиса по правам человека (Омбудсман), министерства юстиции и внутренних дел, Генеральная прокуратура, Исследовательский центр по демократизации и либерализации судебного законодательства и обеспечению независимости судебной системы при Верховном суде, Национальная ассоциация ННО, Независимый институт по мониторингу формирования гражданского общества при поддержке Программы развития ООН, Офиса Координатора проектов ОБСЕ в Узбекистане, фондов имени К. Аденауэра и имени Ф.Эберта.

Международная конференция стала площадкой для обсуждения направлений совершенствования законодательства и правоприменительной практики в сфере прав человека, усиления законности в деятельности государственных органов, изучения и обобщения передового опыта в этой области, объединившей депутатов Законодательной палаты и членов Сената Олий Мажлиса, представителей органов исполнительной и судебной власти, институтов гражданского общества, научных кругов, образовательных учреждений, СМИ, а также экспертов Управления Верховного комиссара ООН по правам человека, Бюро ОБСЕ по демократическим инс­титутам и правам человека, Венецианской комиссии, из Китая, Великобритании, Шотландии, Ирландии, Италии, Испании и других стран.

Выступившие на мероприятии отметили, что высшими приоритетами реформ в нашей стране, идущей по пути построения открытого демократического государства и сильного гражданского общества, являются всесторонняя защита прав и свобод человека, обеспечение достойной жизни и благополучия народа. О колоссальности проделанной работы в сфере защиты прав человека говорит уже тот факт, что само понятие "права человека", как основа правового статуса самостоятельной и свободной личности, было заложено только в годы независимости. В суверенном Узбекистане индивид стал полноправным субъектом экономики, права и политики с соответствующими правами – личными, политическими, экономическими, социальными, культурными и экологическими.

В республике выстроена институциональная система защиты прав человека. Прежде всего Узбекистан присоединился к главным международным документам в этой области - Всеобщей декларации прав человека, Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах, Международному пакту о гражданских и политических правах. Всего же парламент ратифицировал более семидесяти международных документов по правам человека, включая десять основных инструментов ООН, положения которых имплементированы в национальное законодательство.

Делегации республики участвуют в заседаниях Совета ООН по правам человека и комитетов, организованных для мониторинга исполнения конвенций ООН.

Надежный правовой фундамент обеспечения прав человека в нашей стране составляют Конституция и конституционные законы, шестнадцать кодексов и более шестисот законов, гарантирующих реализацию прав и свобод личности в политической, социально-экономической и гуманитарной сферах. Так, Основной Закон защищает важнейшие общепринятые демократические ценности: права и свободы человека и гражданина, народ как единственный источник власти, возможность свободного существования различных политических взглядов, многообразие форм собственности, ограничение государственной власти правом и другие.

Узбекистан первым из государств Центральной Азии создал комплексную систему национальных институтов по правам человека. Наряду с традиционными правоохранительными механизмами - судом, прокуратурой и адвокатурой, в нее входят Конституционный суд, Уполномоченный Олий Мажлиса по правам человека (Омбудсман), Национальный центр по правам человека, Институт мониторинга действующего законодательства, а также подразделения по защите прав человека, специально организованные в министерствах юстиции и внутренних дел, Генеральной прокуратуре, различные межведомственные комиссии и группы.

Республика выработала уникальную "узбекскую модель" перехода к демократии, теоретической основой которой являются общепризнанные пять принципов, выдвинутых Президентом: приоритет экономики над политикой, верховенство закона, а также положения о главенствующей роли государства в процессе реформ, сильной социальной политике и поэтапному переходу республики к рыночной экономике. Она стала практическим выражением государственной политики уважения и защиты прав человека, его жизни, свободы, чести и достоинства, результаты реализации которой сегодня признает все мировое сообщество.

Согласно "Всемирному индексу счастья", составленному на основе статистических данных Организации Объединенных Наций, Всемирного банка, Всемирной организации здравоохранения, Организации экономического сотрудничества и развития, республика заняла лидирующие позиции в этом списке среди стран Содружества Независимых Государств. За годы независимости экономика Узбекистана выросла более чем в 5,5 раза, реальные доходы на душу населения - в девять раз. Наша страна сегодня занимает пятое место в мире среди государств с ускоренно развивающейся экономикой, а в последние одиннадцать лет, несмотря на продолжающийся мировой экономический кризис, темпы роста валового внутреннего продукта составляют свыше восьми процентов.

Наряду с повышением уровня и качества жизни населения, преображением облика республики важнейшим достижением масштабной правозащитной работы стало формирование у людей нового мышления, политической и правовой культуры, чувства сопричастности к происходящим в нашей стране преобразованиям, основ активного гражданского общества. Значительное ускорение этим процессам придала Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране, утвержденная Олий Мажлисом в ноябре 2010 года. В рамках этой стратегической программы, определившей правовые и методологические основы углубления "узбекской модели" развития, приняты более тридцати законов, десятки нормативно-правовых актов. Грандиозная законотворческая работа по таким магистральным направлениям, как либерализация государственной власти и управления, реформирование судебно-правовой системы, информационной сферы и обеспечение свободы слова и информации, развитие избирательного законодательства, инс­титутов гражданского общества, дальнейшее углубление рыночных реформ, оказала благотворное воздействие на весь спектр личных, политических, экономических, социальных, культурных и экологических прав человека в Узбекистане.

Поэтапные реформирование избирательной системы, обеспечение конституционного принципа разделения властей, эффективной системы сдержек и противовесов, усиление парламентского контроля гарантировали модернизацию и децентрализацию государственной власти, сбалансированность общегосударственных и региональных интересов и в целом свободу выбора и волеизъявления, права граждан на участие в управлении делами общества и государства как непосредственно, так и через своих представителей, демократическом формировании госорганов. Проявлением политической либерализации стала частичная передача государственных функций неправительственным организациям, среди которых различные объединения, фонды, ассоциации, а также органы самоуправления граждан. С каждым годом растет активность политических партий, благодаря чему в предвыборных кампаниях представлено все политическое многообразие мнений и видений граждан о дальнейшем развитии Узбекистана.

Уникальные возможности для активного вовлечения соотечественников в правозащитную работу открыли принятие в соответствии с концепцией законов "О социальном партнерстве", "Об открытости деятельности органов государственной власти и управления", а также конституционное закрепление института общественного контроля. В традиционную практику вошло привлечение гражданских институтов к принятию и реализации социальных, экономических, политических и других решений государства, программ социально-экономического развития страны, а также нормативно-правовых актов и иных решений, затрагивающих права и законные интересы граждан, деятельности рабочих групп, комиссий и общественно-консультативных органов при государственных органах.

Кроме того, принятый в новой редакции Закон "О нормативно-правовых актах" установил право разработчиков выносить проект на общественное обсуждение, которое проводится с участием представителей заинтересованных государственных учреждений, органов самоуправления граждан, ННО и иных организаций. Вместе со специалистами национальных институтов по правам человека, государственных органов участники третьего сектора задействованы в процессе рассмотрения обращений физических лиц, касающихся обеспечения личных, социальных и экономических прав граждан. Они выступают организаторами просветительских встреч и семинаров, приз­ванных повышать уровень политического сознания и правовую культуру населения, его информированность о проводимых в стране демократических преобразованиях.

Немаловажно, что в Узбекистане приняты меры по созданию правовых условий и таких институтов гражданского общества, как средства массовой информации. Их конституционный статус, базирующийся на таких принципах, как свобода масс-медиа, осуществление деятельности в соответствии с законом, ответственность за достоверность информации и недопустимость цензуры, получил развитие в ряде законодательных актов. Одним из значимых демократических шагов на пути укрепления гарантий права на информацию стал Закон "Об открытости деятельности органов государственной власти и управления", ставший знаковым не только для СМИ, но и развития всего гражданского общества, обеспечения широкого доступа населения, общественных объединений к информации о принимаемых госорганами решениях, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан.

Ключевым аспектом демократического обновления нашей страны, укрепления верховенства закона и социальной справедливости обозначено реформирование судебной власти, направленное на укрепление ее независимости и самостоятельности, гарантий фундаментального права граждан на судебную защиту своих законных интересов. Согласно концепции внесены изменения в уголовно-процессуальное законодательство, которые исключили из полномочий суда несвойственные ему функции - возбуждение уголовного дела и оглашение по нему обвинительного заключения. Расширены полномочия судов в сфере судебного контроля над следствием на стадии досудебного производства. Введен институт "хабеас корпус" - судам передано право выдачи санкции на заключение под стражу, а также применения таких мер процессуального принуждения, как отстранение от должности и помещение лица в медицинское учреждение.

Кроме того, законом от 20 января 2014 года определены дополнительные гарантии по трудоустройству работников, избранных или назначенных на должности судей, а также предоставляемые судьям после окончания их полномочий. Ряд демократических новшеств в работе квалификационной коллегии судей установила новая редакция Положения о квалификационных коллегиях судей, утвержденная законом от 22 апреля того же года. Созданы предпосылки для полной информатизации судов, что ускорит внедрение электронного судопроизводства в стране и повысит доступность правосудия и оперативность судопроизводства.

Как отметили участники международного форума, не менее впечатляющих достижений добилась республика в области обеспечения экономических, социальных, культурных и экологических прав граждан. В результате углубления демократических рыночных реформ и либерализации экономики развивается социальная сфера и сектор услуг, реализуются проекты по вводу инфраструктурных, транспортных и коммуникационных объектов, повышается оплата труда.

Реализуются меры по улучшению деловой среды, стимулированию развития малого бизнеса и частного предпринимательства, усилению правовой защиты частной собственности. Очередной пакет актуальных задач в этой сфере определил Указ Президента "О мерах по обеспечению надежной защиты частной собственности, малого бизнеса и частного предпринимательства, снятию преград для их ускоренного развития" от 15 мая 2015 года. Им утверждена комплексная программа мер, предусматривающая формирование необходимых условий и возможностей для ускоренного развития частной собственно­сти и предпринимательства, дальнейшее упрощение порядка их создания, предоставление большей свободы за счет либерализации административного и уголовного законодательства.

Наглядным доказательством практиче­ской реализации прав граждан на квалифицированное медицинское обслуживание, обязательное двенадцатилетнее образование является строительство и обновление медицинских и образовательных учреждений, оснащение их современным оборудованием. Повсеместно возводятся объекты детского спорта. Комплексные действия в сфере социальной защиты семей, прав молодежи и старшего поколения, охраны материнства и детства содержат общенациональные и ежегодные государственные прог­раммы. Благодаря этим мерам средняя продолжительность жизни людей увеличилась с 67 до 73 лет, среди женщин - до 75 лет. Формируются новые поколения гармонично и всесторонне развитых молодых узбекистанцев, владеющих востребованными профессиями, иностранными языками и информационными технологиями.

К главным достижениям демократиче­ского развития страны следует отнести укрепление обстановки мира, спокойствия и гражданского согласия. Под мирным небом Узбекистана в духовной гармонии живут представители более 130 национальностей и 16 религиозных конфессий. Конституционно закрепленный принцип равенства перед законом всех граждан республики без различия пола, расы, национальности, языка, религии, социального происхождения, убеждений, личного и общественного положения реализуется во всех без исключения сферах - будь то возможности для профессионального роста человека, образования или право на качественные медицинские услуги.

С принятием Закона "Об экологическом контроле" в нашей стране созданы условия для полной реализации гражданами своих экологических прав - на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии. Законодательно закреплены права негосударственных некоммерческих организаций и органов самоуправления граждан на активное участие в этом процессе, которое подразумевает не только наблюдение за состоянием окружающей среды, ее охрану и рациональное использование природных ресурсов, но и вовлеченность в разработку и реализацию государственных и иных экологических программ. Предусмотрен порядок формирования системы общественных инспекторов при сходах граждан и ННО.

Эксперты подчеркнули, что неотъемлемым условием успешности демократиче­ских реформ в нашей стране рассматривается высокая правовая культура людей. Для ее формирования в узбекистанцах с малых лет в республике реализуется Национальная программа повышения правовой культуры в обществе, определяющая приоритетные направления государственной политики в этой сфере. Создана непрерывная, поэтапная система правового образования, которая охватывает дошкольные учреждения, общеобразовательные школы, академические лицеи, профессиональные колледжи и вузы. Переведены на узбекский язык более 120 основных международно-правовых документов по правам человека в семи сборниках. Большая часть такой литературы распространяется среди молодежи и представителей неправительственных организаций, а также работников правоохранительных органов.

С интересом узнав о результатах демократического обновления Узбекистана в годы независимости, иностранные специалисты в свою очередь поделились зарубежным опытом в области обеспечения прав человека. Анализируя процессы государственного строительства в разных странах, они обратили особое внимание присутствовавших на то, что "узбекская модель" развития, поставившая целью защиту прав человека во всех сферах общественно-политической и социально-экономической жизни и являясь во многом уникальной, в то же время соответствует универсальным международным тенденциям и самым высоким демократическим стандартам.

Коллеги обменялись мнениями об актуальных в контексте международного развития направлениях дальнейшего совершенствования законодательства и системы институтов по правам человека, демократизации и либерализации государственной власти и управления, углубления судебно-правовых реформ, усиления парламентского и общественного контроля. Отдельно были затронуты аспекты социального партнерства в правозащитной работе, повышения открытости государственных органов, в том числе благодаря активному участию в этом процессе масс-медиа.

Итогом живого обсуждения, развернувшегося в ходе международной конференции, стали выдвинутые национальными и зарубежными экспертами предложения и рекомендации по улучшению эффективности деятельности в области защиты прав человека.

(Источник: газета «Правда Востока»)
 
EN AF RU
Конференции