Перспективы инвестиционного сотрудничества расширяются

По инициативе Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова в Ташкенте состоялся международный инвестиционный форум.

В работе форума приняли участие 560 представителей иностранных фирм и компаний из 33 государств мира, инвестиционных фондов и банков, а также Всемирного банка, Международной финансовой корпорации, Азиатского банка развития и других авторитетных международных экономических и финансовых институтов, ученые и эксперты.

На открытии международного инвестиционного форума выступил первый заместитель Премьер-министра Республики Узбекистан Р.Азимов.

Было отмечено, что с первых лет независимости Узбекистана под руководством Президента Ислама Каримова реформирование экономики и развитие рыночных механизмов были направлены в первую очередь на изменение структуры форм собственности, их расширение и равноправие как внедрение одного из основополагающих принципов рыночных отношений. Осуществление приватизации государственного имущества в нашей стране ликвидировало монополию государства в экономике и способствовало формированию нового класса собственников. Закон Республики Узбекистан «О разгосударствлении и приватизации» заложил основу для формирования нормативно-правовой базы процессов приватизации. В соответствии с ним были введены в действие новые механизмы передачи государственного имущества в частные руки, которые потребовали разработки целого ряда нормативно-правовых актов, конкретизирующих положения действующего закона. В настоящее время нормы, регулирующие процедурные вопросы приватизации, содержатся в более чем 80 подзаконных актах. Это способствует расширению доли негосударственного сектора в экономике, обеспечению равного доступа к приватизации для всех категорий потенциальных инвесторов, открытости и публичности сделок и защите прав собственности.

Огромного внимания заслуживают разрабатываемые в Узбекистане конкретные программы приватизации, посредством которых государственные активы передаются напрямую определенным инвесторам с условием вложения инвестиций, создания современного высокотехнологичного производства продукции с высокой добавленной стоимостью или объектов услуг и сервиса, а также новых рабочих мест. В результате проведенных реформ в сфере разгосударствления и приватизации за последние 20 лет в нашей стране более 31 тысячи объектов были переданы в собственность частных отечественных и иностранных компаний. Это позволило за короткий срок не только полностью технологически переоснастить ведущие отрасли, сделать экономику нашей страны менее энергоемкой, более конкурентоспособной и эффективной, но и повысить ее экспортный потенциал. При этом структура экспорта последовательно изменялась с сырьевой направленности на поставку готовой продукции с высокой добавленной стоимостью.

В своих выступлениях вице-президент Всемирного банка Сирил Мюллер, генеральный директор Азиатского банка развития Хуан Миранда, первый заместитель министра промышленности, торговли и природных ресурсов Республики Корея Ли Хван Соп, вице-президент Международной финансовой корпорации Димитрис Цицирагос, специальный представитель ЕС по Центральной Азии Питер Буриан и другие высоко оценили достижения Узбекистана за годы независимого развития, особо подчеркнув при этом высокие темпы роста ВВП, которые на протяжении последних 11 лет сохраняются на уровне более 8 процентов ежегодно, динамичное развитие промышленности и сферы услуг, повышение благосостояния населения нашей страны.

Состоялся показ видеофильма, рассказывающего об экономическом и инвестиционном потенциале Узбекистана, созданных льготах и преференциях для иностранных инвесторов.

Следует отметить, что в этом году в нашей стране были приняты меры по разработке современной стратегии и совершенствованию существующей практики приватизации. Президент Ислам Каримов на заседании Кабинета Министров Республики Узбекистан, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2014 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2015 год подчеркнул, что важнейшей приоритетной задачей, от решения которой во многом зависят дальнейший устойчивый экономический рост и перспективы развития нашей страны, уровень и качество жизни населения, является устранение всех преград и ограничений для деятельности частного предпринимательства, предоставление полной свободы частной собственности. Для этого необходимо еще раз критически переосмыслить и придать рыночным отношениям их подлинное, отвечающее целям нашего развития содержание, подвести под них прочную правовую базу, сформировать эффективную систему юридических норм и гарантий прав собственности и на этой основе обеспечить создание сильного класса частных собственников.

Исходя из этого приоритетными направлениями экономических реформ, осуществляемых в Узбекистане в 2015 году, стало сокращение государственного присутствия в экономике до стратегически и экономически обоснованных размеров за счет дальнейшей приватизации государственных активов, коренного изменения принципов и подходов в системе корпоративного управления, внедрения современных международных стандартов корпоративного менеджмента. Так, был приняты Указ главы нашего государства «О мерах по обеспечению надежной защиты частной собственности, малого бизнеса и частного предпринимательства, снятию преград для их ускоренного развития» от 15 мая 2015 года, а также Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан, направленных на дальнейшее усиление надежной защиты частной собственности, субъектов предпринимательства, снятие преград для их ускоренного развития» от 20 августа нынешнего года.

Кроме того, 28 апреля 2015 года было принято постановление Президента Ислама Каримова «О мерах по увеличению доли и значения частной собственности в экономике», которое предусматривает кардинальное сокращение присутствия государства в отраслях и сферах реальной экономики, переход в частную собственность 1247 предприятий и объектов. В частности, доля государства в 68 крупных предприятиях предлагается иностранным инвесторам, в том числе контрольные пакеты акций, доля государства в 343 предприятиях выставляется на торги для иностранных и местных инвесторов, 324 объекта будут реализованы на публичных торгах иностранным и местным инвесторам, 512 государственных объектов предлагаются иностранным и местным инвесторам по нулевой выкупной стоимости с принятием инвестиционных обязательств. К примеру, предлагается реализовать государственную долю собственности, включая обязательства по дальнейшей модернизации и технологическому обновлению производства, в таких предприятиях, как АО «Ферганаазот», АО «Самаркандкимё», АО «Навоиазот», АО «Джизакпластмасса» и другие, с сохранением в стратегических предприятиях доли под управлением государства в размере 51 процента.

По нулевой выкупной стоимости с принятием инвесторами обязательств по восстановлению производства и созданию на их базе новых мощностей будут переданы в частные руки неэффективно используемые объекты государственной собственности.

В ходе реализации принятой программы особое внимание уделяется привлечению к этим процессам иностранных инвесторов.

– Наша компания в 2009 году подписала Соглашение с АК «Узавтосаноат» по созданию в Узбекистане совместного предприятия «JV MAN Auto – Uzbekistan» по выпуску и обслуживанию большегрузных автомобилей, – сказал региональный руководитель по странам Центральной Азии компании «MAN Truck & Bus AG» Ян Колмайер (Германия). – Завод последовательно наращивает объемы производства и в этом году выпустил пятитысячный грузовой автомобиль. На сегодняшний день модельный ряд грузовой и спецтехники составляет более 40 позиций, но для нас это не предел. Эффективно используя широкие возможности, предоставляемые государством, выпустили опытный образец городского автобуса Lion, который в эти дни проходит тестовые испытания в Ташкенте. Скоро подготовим новую модель туристического автобуса.

Действительно, на сегодняшний день в нашей стране сформирован благоприятный инвестиционный климат и на основе лучшего международного опыта создана прочная законодательная база гарантий защиты прав и интересов иностранных инвесторов, а также система льгот и преференций для предприятий с иностранными капиталовложениями. К примеру, согласно Указу Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по стимулированию привлечения прямых частных иностранных инвестиций» от 11 апреля 2005 года от уплаты налогов на прибыль юридических лиц, на имущество и ряда других обязательных платежей освобождаются предприятия, где объем прямых частных иностранных инвестиций составляет от 300 тысяч долларов до 3 миллионов долларов, – сроком на 3 года, свыше 3 миллионов долларов до 10 миллионов долларов – сроком на 5 лет, более 10 миллионов долларов – сроком на 7 лет.

Установлен порядок, в соответствии с которым в рамках инвестиционных проектов стоимостью свыше 50 миллионов долларов и долей иностранного инвестора не менее 50 процентов строительство внешних инженерно-коммуникационных сетей осуществляется за счет средств Госбюджета и других внутренних источников финансирования. Также в целях создания предприятий с иностранными инвестициями низколиквидные объекты, находящиеся на балансе органов государственной власти на местах, реализуются по нулевой выкупной стоимости. Кроме того, предприятиям с долей прямых иностранных инвестиций не менее чем 33 процента в течение двух лет с даты регистрации предоставляются таможенные преференции по ввозимому имуществу и товарам.

– Корпорация «General Motors» совместно с АК «Узавтосаноат» достигла значительного прогресса на рынке Узбекистана, – отметил президент и управляющий директор компании «GM Uzbekistan Operation» Хектор Вилларреал (США). – В настоящее время АО «GM Uzbekistan» имеет три завода в Андижанской и Хорезмской областях, в Ташкенте. Модельный ряд представлен 10 видами автомобилей, который в этом году пополнился новой моделью «Labo». Мы продолжим пополнять линейку нашей продукции, поскольку в Узбекистане созданы все условия для ведения бизнеса.

Эффективная деятельность предприятий и производственных объектов напрямую зависит от системы корпоративного управления. Ее развитие в Узбекистане тесно связано с приватизацией государственных предприятий путем преобразования их в акционерные общества. За прошедшие годы было приватизировано более 31 тысячи государственных предприятий, и сейчас в нашей стране насчитывается около 1,2 миллиона акционеров.

Дальнейшее совершенствование корпоративного управления акционерными обществами является важным направлением развития экономических реформ. Сегодня в нашей стране созданы необходимая нормативно-правовая база и инфраструктура для эффективного функционирования акционерных обществ. В частности, нормативная база основана на кодифицированном праве и включает Гражданский кодекс, законы «Об акционерных обществах и защите прав акционеров», «О рынке ценных бумаг», свыше 60 других документов. Законодательство об акционерных обществах характеризуется подробной и прозрачной регламентацией правоотношений.

В нашей стране с 1994 года функционируют фондовая биржа и с 1999 года – центральный депозитарий, свыше 100 инвестиционных институтов (брокеры, консультанты, управляющие компании и другие.) В проведенном экспертами ЕБРР исследовании уровня развития корпоративного управления в соответствии со стандартами Организации экономического сотрудничества и развития отмечается, что по сравнению с аналогичным законодательством в других странах с переходной экономикой законодательство Узбекистана создает перспективную основу для развития практики корпоративного управления.

В результате принятых мер по совершенствованию законодательной базы Узбекистан в рейтинге условий ведения бизнеса (Doing Business) Всемирного банка поднялся в 2014 году на 18 позиций по показателю «Защита миноритарных инвесторов». Принимаемые в нашей стране меры по совершенствованию системы корпоративного управления дают положительные результаты. Сегодня в Узбекистане успешно действует свыше 5 тысяч предприятий, созданных с участием иностранного капитала из более чем 90 стран, среди них ряд предприятий, полностью основанных на иностранном капитале и зарубежных методах корпоративного управления.

Логическим продолжением принимаемых мер стал Указ Президента Ислама Каримова «О мерах по внедрению современных методов корпоративного управления в акционерных обществах» от 24 апреля 2015 года, которым предусмотрено обновление организационных структур и руководящего персонала в акционерном обществе с государственной долей, разработка Кодекса корпоративного управления, переход в 2016-2018 годах к публикации отчетности акционерных обществ по МСФО и международным стандартам аудита, создание в Ташкенте совместно с вузами Германии и других развитых стран научно-образовательного центра корпоративного управления, широкое внедрение конкурсного отбора руководящего состава акционерных обществ, в том числе с участием иностранных менеджеров, дополнительные налоговые льготы при найме иностранных менеджеров (освобождение от уплаты налогов на доходы и социальных выплат) и многое другое.

– В последние 10 лет я часто бываю в Узбекистане и все это время вижу реальную поддержку, оказываемую государством иностранным инвесторам, – сказал президент компании «Lotte Chemical» Хо Су Йонг (Южная Корея). – К примеру, совсем недавно завершилось строительство Устюртского газохимического комплекса на базе месторождения Сургиль в Узбекистане, в котором мы принимали участие. Стоимость строительства составила почти четыре миллиарда долларов. Завод будет перерабатывать природный газ, производить полиэтилен различной плотности, полипропилен и другую продукцию.

На секционных заседаниях форума, в рамках которых прошли презентации конкретных объектов приватизации, были обсуждены вопросы, касающиеся инвестиционных возможностей в топливо-энергетическом комплексе, сферах машиностроения, информационно-коммуникационных технологий, производства потребительских товаров, международного туризма, совершенствования деловой среды и инвестиционного климата для привлечения иностранного капитала к процессам приватизации и реализации перспективных инвестиционных проектов.

Зарубежные участники выразили большую заинтересованность в сотрудничестве с Узбекистаном, особо отметив при этом созданный в нашей стране благоприятный инвестиционный климат. Это является важным дополнительным стимулом к развитию и укреплению деловых связей с иностранными партнерами.

По итогам форума состоялся брифинг для журналистов. Отмечалось, что в рамках форума подписано свыше 100 соглашений и меморандумов на сумму 12,4 миллиарда долларов. Также подчеркнуто, что продолжаются переговоры и по другим новым инвестиционным проектам.

В целом международный инвестиционный форум позволил зарубежным инвесторам расширить взаимовыгодные деловые контакты, открыть новые возможности освоения перспективного и динамично растущего рынка Узбекистана.

(Источник: УзА)