right
Visitors
Сейчас 572 гостей онлайн

Путь в 24 года: на принципах гуманизма

В преддверии главного праздника, принесшего народу настоящую свободу и счастливую жизнь, с гордостью можно говорить о достижениях Узбекистана в сфере обеспечения прав и интересов человека.

Это стало возможным в том числе благодаря реформированию судебно-правовой сферы, имеющему большое значение в построении демократического правового государства и свободного гражданского общества. В стране последовательно продолжается демократизация судебно-правовой системы, укрепление независимости суда, либерализация уголовного и уголовно-процессуального законодательства.

Стать подлинно независимым

Еще в августе 1996 года, когда нашему государству исполнилось всего пять лет, Президент Ислам Каримов отметил, что суд из карающего органа обязан перерасти в орган, защищающий права и интересы простых людей, стать подлинно независимым. Были обозначены и основные задачи по достижению этой цели — совершенствование структуры судов, реорганизация системы исполнения судебных решений, пересмотр взаимоотношений судов с исполнительной властью, повышение роли адвокатуры.

По таким направлениям начали осуществляться реформы в судебно-правовой системе. 

В 2000 году была принята новая редакция Закона Республики Узбекистан «О судах». Образована Высшая квалификационная комиссия по отбору и рекомендации на должности судей при Президенте Республики Узбекистан. Осуществлена специализация судов (созданы суды по гражданским и уголовным делам). Это способствовало повышению эффективности их работы и квалифицированному рассмотрению дел. При Министерстве юстиции создан специально уполномоченный орган — Департамент по исполнению судебных решений, материально-техническому и финансовому обеспечению деятельности судов, тем самым суд освобожден от функции по контролю над исполнением вынесенных судебных решений и сосредоточился на главном — справедливом ведении судебного разбирательства.

Здесь уместно вспомнить, что раньше многими людьми суд воспринимался как орган, суровый приговор которого поставит клеймо позора на всю будущую жизнь не только самого осужденного, но и членов его семьи. После обретения независимости отношение к суду изменилось. В Узбекистане значительно смягчены меры наказаний, причем так, чтобы они по-настоящему соответствовали степени тяжести совершенного преступления. Ведь именно таким образом и должно соблюдаться важное условие — повышение качества осуществления правосудия. 

В 2001 году, согласно законодательству, была изменена классификация преступлений. Около 75 процентов составов преступлений из категории тяжких и особо тяжких переведены в категорию преступлений, не представляющих большой общественной опасности, и менее тяжких. 

Как подчеркивает глава государства, предупреждение преступлений, эффективность борьбы с ними зависят не от суровости наказания, а в первую очередь от осознания человеком, нарушившим закон, неотвратимости наказания. К тому же для многих граждан, воспитанных на национальных традициях, достаточно самого факта начала расследования уголовного дела или допроса, чтобы извлечь из него необходимый урок.

С учетом этого в судебную практику был введен институт примирения, который воплощает в себе лучшие черты менталитета нашего народа. С момента его введения свыше 169 тысяч граждан были освобождены от уголовного наказания. В настоящее время данный институт применяется по 60 составам преступлений.

Что касается преступлений в сфере экономики, то из системы уголовных наказаний исключена конфискация имущества, противоречащая принципам гуманизма. Чаще стали применяться виды наказаний, не связанные с лишением свободы. Так, с начала реализации соответствующего закона в отношении более 31 тысячи человек, добровольно возместивших свыше 768 миллиардов сумов материального ущерба, назначены виды наказаний, не связанных с лишением свободы (курс ЦБ РУ на 17.08.2015, 1$= 2585.27 сум)

В ходе судебно-правовой реформы внедрен апелляционный порядок рассмотрения дел. Данная инстанция, отменив решение суда, не направляет дело для повторного рассмотрения, а имеет право принимать новое решение, что стало гарантией своевременного исправления допущенных судами ошибок и недопущения волокиты. 

Что такое «Хабеас корпус»?

Объем и масштабы работы по реформированию судебно-правовой системы год за годом расширялись, повышалась ее эффективность. В частности, был введен институт «Хабеас корпус» (лат. habeas corpus). 

Это часто употребляемое понятие в буквальном переводе означает «представь арестованного лично в суд». Институт «Хабеас корпус» существует еще с XV века и представляет собой судебный приказ или предписание, которое требует привести задержанного человека вместе с доказательствами к судье в определенное время и место, чтобы суд мог проверить законные основания его содержания под стражей. Поэтому «Хабеас корпус» рассматривается юристами как важнейшее средство защиты свободы и неприкосновенности личности. К настоящему времени эта процедура распространена в подавляющем большинстве стран мира. 

В Узбекистане данный институт применяется с 2008 года, после вступления в силу Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с передачей судам права выдачи санкций на заключение под стражу». В нем определено, что «никто не может быть подвергнут аресту или задержанию не иначе, как на основании решения суда». Закон установил перечень обстоятельств для применения меры пресечения в виде заключения под стражу. Эта мера может быть применена по ходатайству прокурора или следователя в тех случаях, когда невозможно применить другую, менее строгую меру. В законе указан и максимальный срок задержания, который может быть продлен судом для представления дополнительных доказательств. 

Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране, представленная главой государства в ноябре 2010 года, ознаменовала очередной этап в реформировании судебно-правовой системы. Одно из шести обозначенных в этом программном документе направлений посвящено именно укреплению законодательной базы данной сферы. В частности, принятый в рамках Концепции Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с дальнейшим реформированием судебно-правовой системы» способствовал расширению сферы применения института «Хабеас корпус». Ныне лишь с санкции судьи стали применяться и такие меры процессуального принуждения, как отстранение обвиняемого от должности, помещение лица в медицинское учреждение. Вместе с тем суд отныне не имеет права возбуждать уголовное дело. Собственно, эта функция и не свойственна для него. Введенные нормы послужили дальнейшему усилению независимости, беспристрастности и объективности суда.

Важный институт защиты 

Усиление роли адвоката в процессе судопроизводства является одним из важных направлений судебно-правовой реформы. Большое значение в этом имела реализация Указа Президента страны от 1 мая 2008 года «О мерах по дальнейшему реформированию института адвокатуры в Республике Узбекистан». В соответствии с ним была создана Палата адвокатов, которая в настоящее время объединяет 3 600 членов и оказывает им помощь и поддержку. 

В конце того же 2008 года был принят закон, которым внесен ряд новых норм в связи с совершенствованием института адвокатуры. Они способствовали повышению престижа профессии адвоката и гарантировали оказание подзащитному квалифицированной юридической помощи. Теперь защитнику необязательно иметь разрешение правоохранительных органов на допуск к участию в деле и на свидание с подзащитным. Для этого достаточно удостоверения адвоката и ордера адвокатского формирования. Вместе с тем исключено участие в качестве защитника лиц, не обладающих специальными знаниями.

Также внедрен принцип состязательности сторон при рассмотрении дел. Реализованы меры по обеспечению равенства сторон обвинения и защиты, то есть прокурора и адвоката на всех этапах судебного процесса. Установлена ответственность за попытки воспрепятствовать профессиональной деятельности адвоката или оказать на него воздействие. 

Опираясь на научно-теоретическую базу

Для дальнейшего успешного продолжения реформ постановлением Президента Республики Узбекистан от 23 июня 2008 года при Верховном суде Республики Узбекистан образован Исследовательский центр по демократизации и либерализации судебного законодательства и обеспечению независимости судебной системы.

В течение прошедших семи лет Центр ведет работу и добился определенных результатов в таких направлениях, как анализ и обобщение законодательной базы по вопросам осуществления судебной деятельности, изучение правоприменительной практики, выработка мер по дальнейшей либерализации системы уголовных, административных наказаний. Также подготовлены предложения по дальнейшему совершенствованию системы правосудия, искоренению фактов вмешательства в деятельность суда, недопущению вынесения неправомерных судебных решений. 

Специалисты центра уделяют большое внимание глубокому изучению общепризнанных принципов и норм международного права по судебной деятельности, возможностей их имплементации в национальное законодательство, углублению сотрудничества с международными и зарубежными организациями. Проведено множество конференций, семинаров и других мероприятий, посвященных вопросам дальнейшего реформирования сферы.

Опыт и квалификация

Ясно, что успех реформ в любой отрасли во многом зависит от степени подготовленности кадров, защиты, поддержки и стимулирования их профессиональной деятельности, а главное — от их ответственного отношения к работе. Так же и в судебно-правовой сфере. 

В рамках реализации сильной социальной политики право на социальную защиту распространяется и на самих специалистов, которые по роду своей деятельности призваны защищать права человека. Проявлением большой заботы о них стал Указ Президента Республики Узбекистан от 2 августа 2012 года «О мерах по коренному улучшению социальной защиты работников судебной системы». Согласно этому документу судьи освобождены от налога на доходы физических лиц по доходам, полученным ими в связи с исполнением служебных обязанностей. Также предусмотрены выдача судьям ипотечных кредитов для приобретения жилья на льготных условиях и выплата компенсации за аренду жилых помещений.

В ноябре 2012 года был принят еще один указ главы государства — «Об организационных мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности судов», который значительно повысил ответственность работников судебных органов. На одном из мероприятий свое положительное мнение о нем выразил судья окружного суда штата Миннесота Джон Танхайм (США): «Я достаточно осведомлен о реформах в судебно-правовой системе Узбекистана. Они проводятся последовательно. На нынешнем этапе очень важно, что кандидаты на должность судьи отбираются из числа хорошо подготовленных, высококвалифицированных кадров, имеющих значительный жизненный опыт, безупречную репутацию, достаточный стаж работы по специальности. К тому же, на должность судьи межрайонного, районного (городского) суда по гражданским и уголовным делам и хозяйственного суда могут быть назначены граждане Республики Узбекистан не моложе 30 лет с высшим юридическим образованием и стажем работы не менее пяти лет».

Яркое проявление милосердия

В целом все реформы в судебно-правовой сфере основываются на принципах гуманизма. В этом плане важно отметить значение акта об амнистии. 

В независимом Узбекистане, который строго соблюдает отраженные в Уставе ООН общепризнанные принципы международного права, в том числе принцип уважения прав человека, амнистия считается ярким проявлением присущих нашему народу качеств — доброты и милосердия, щедрости, умения прощать. 

Первая амнистия, объявленная по инициативе Президента Ислама Каримова 31 августа 1991 года, стала для нашего народа одним из самых незабываемых событий. За годы независимого развития в Узбекистане амнистия объявлена 25 раз. Акты об амнистии принимались накануне годовщин обретения независимости, принятия Конституции Республики Узбекистан. Причем, целью амнистии является не только освобождение заключенных. Важно и то, чтобы пострадавшие по их вине члены семей, особенно дети, были защищены от нежелательных последствий и серьезных испытаний в будущем. 

Большое внимание уделяется исполнению актов об амнистии. Согласно изменениям и дополнениям, внесенным в законодательство в 2008 году, судам предоставлено право рассматривать ходатайства прокурора на основе акта об амнистии — об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении дела или об освобождении заключенного от наказания.

Амнистия 2014 года применена в отношении 52 498 лиц. При этом 3 224 осужденных вышли на свободу непосредственно из мест лишения свободы.

Суд — электронный

На нынешнем этапе развития одним из приоритетных направлений реформирования судебно-правовой сферы является внедрение в деятельность судов современных ИКТ. На основе специальной программы, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 10 декабря 2012 года, осуществляются меры по повышению уровня компьютеризации деятельности судов и эффективности использования новейшей техники, расширению и улучшению качества оказываемых услуг, самое важное — по развитию системы электронного судопроизводства.

 С этой целью в рамках совместного проекта Верховного суда с представительством ПРООН в Узбекистане «Реформирование гражданского судопроизводства: эффективное судебное администрирование» разработана система электронного судопроизводства «E-Sud». Удобства и преимущества этой системы очевидны: все участвующие в судебном процессе выполняют все процедуры через интернет. Она дает возможность судам принимать исковые заявления в электронном виде и в таком же формате изучать обстоятельства дела. 

Вначале система «E-Sud» была внедрена в тестовом порядке в Зангиатинском межрайонном суде по гражданским делам Ташкентской области. Еще во время презентации зарубежные эксперты дали ей высокую оценку. «Накопленная в вашей стране практика по внедрению IT-технологий в судебную сферу стоит того, чтобы брать с нее пример, — сказал Мелис Эрик из Эстонии. — У нас этот вопрос также является актуальным. Уверен, что опыт узбекских коллег пригодится в нашей деятельности». 

И уже в 2014 году в суд было направлено свыше 23 тысяч электронных обращений. Ряд услуг, оказываемых судами, переведен в интерактивный режим. Составление исковых заявлений, сдача их в суд, а также получение определений суда и судебных актов осуществляются в электронном формате. В настоящее время расширяется масштаб использования системы «E-Sud» в восьми судах по гражданским делам города Ташкента и столичной области. 

Возможности современных ИКТ сегодня широко используются также и хозяйственными судами. Более того, в мае текущего года Хозяйственно-процессуальный кодекс дополнен нормой о том, что заседание хозяйственного суда может быть проведено в режиме видео-конференц-связи. Это особенно удобно субъектам малого бизнеса и частного предпринимательства, ведь позволяет экономить столь ценные для них время и материальные средства. Судебный процесс в таком формате уже стал почти обычным явлением. Причастным к делу лицам необязательно приезжать в здание суда, чтобы принять в нем непосредственное участие. Это вполне можно сделать на расстоянии. В законодательстве четко расписаны все вопросы, связанные с проведением судебного заседания в режиме видео-конференц-связи, с применением которой сокращаются продолжительность рассмотрения дел и расходы, причем одновременно повышается качество принимаемых судебных актов. 

Словом, благодаря широкомасштабным реформам в судебно-правовой сфере полностью обеспечиваются права и интересы граждан. Это подтвердилось и в ходе социологического опроса, недавно проведенного Центром изучения общественного мнения «Ижтимоий фикр». Респонденты отметили, что ощущают реальные положительные результаты реформ в своей жизни. Давая позитивную оценку достижениям в сфере, они выразили полную удовлетворенность. Ибо в нашей стране интересы человека являются высшей ценностью, и главная цель всех реформ состоит в том, чтобы каждый проживающий на этой благодатной земле человек чувствовал себя комфортно, имел достойные условия для благополучия.

(Источник: газета «Народное слово»)
 
EN AF RU
Конференции