Деятельность Узбекистана в области борьбы с международным терроризмом

События в мире на рубеже веков указали на международный характер терроризма, потребовали переосмысления имеющихся представлений о нем как о глобальной угрозе. В настоящее время международное сотрудничество является стержнем стратегии противодействия международному терроризму.

С актами международного терроризма Узбекистан столкнулся в феврале 1999 года. В связи с этим Узбекистан принимает активное участие в процессе борьбы с ним. Президент Республики Узбекистан И.А.Каримов в своих выступлениях с трибун международных организаций - ООН, ОБСЕ, Организации шанхайского сотрудничества, СЕАП и др. неоднократно подчеркивал необходимость усиления сотрудничества в борьбе с этим явлением в мировом масштабе.

В ноябре 1999 года на Стамбульском саммите ОБСЕ Президент И.А. Каримов выступил с предложением создать в структурах ООН Международный Центр по борьбе с терроризмом (МЦБТ). Данная инициатива была озвучена в стенах ООН в ходе Саммита тысячелетия, прошедшего 7-8 сентября 2000 г. в Нью-Йорке.

Только после трагических событий в США 11 сентября 2001 года, точнее - 28 сентября 2001 года резолюцией №1373 (2001) Совета Безопасности ООН в его рамках был создан Комитет по борьбе с терроризмом (КБТ), наделенный большими полномочиями и в сфере пресечения финансирования международного терроризма. В деятельности этого комитета отражена концепция МЦБТ.

Во исполнение вышеуказанной резолюции СБ ООН в декабре 2001 г. и августе 2002 г. Узбекистан представил в КБТ доклады по выполнению ее положений.

В октябре 2000 года на международной конференции в Ташкенте, организованной ООН, ОБСЕ и правительством Узбекистана на тему: "Укрепление безопасности и стабильности в Центральной Азии: интегрированный подход в борьбе с незаконным оборотом наркотиков, организованной преступностью и терроризмом", эксперты из 70 стран и 40 международных организаций выработали предложения по общим подходам к стратегии противодействия международному терроризму. При рассмотрении мер противодействия эксперты указывали на необходимость особого учета внешних вызовов и угроз.

Характер развития событий показывает, что многостороннее сотрудничество может стать ведущей линией в стратегии борьбы, поскольку даже очень сильное государство не может в одиночку добиться успешного результата, особенно если проанализировать информацию о том, как готовились террористические акты 16 февраля 1999 года в Ташкенте, 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке и 23 октября 2002 года в Москве. Из нее следует, что финансирование, разработка и планирование, подбор исполнителей - все это происходило в разных странах.

Предпринимаемая террористическими организациями тактика разбросанных и внешне несвязанных действий, создает большие трудности и требует консолидированной реакции.

В этом смысле большое значение имеют инструменты многостороннего сотрудничества на уровне международных организаций, при учете национального антитеррористического законодательства.

Узбекистан участвует в работе Комитета по борьбе с терроризмом при Совете безопасности ООН, в Антитеррористическом центре СНГ, проводит соответствующую работу в рамках Шанхайской организации сотрудничества, активно содействует усилиям Международной коалиции антитеррористических сил.

Для обеспечения национальной безопасности большое значение имеет принятый в декабре 2000 года Закон Республики Узбекистан "О борьбе с терроризмом". Следует отметить, что аналогичными документами располагают пока не все страны.

Еще в 70-е годы эксперты предсказывали, что "спор по поводу развернутого, всеобъемлющего определения терроризма будет продолжаться еще долго, и они не придут к консенсусу и не смогут внести значительный вклад в понимание терроризма". Существует около 200 определений. И ни одно из них не получило всеобщего признания. Необходимо отметить, что проблема эта предельно политизирована, а ведущийся в рамках ООН процесс выработки определения длится уже 29 лет. Отсутствие дефиниции, отражающей в полном объеме суть этого явления, кардинально повлияло на возможность выработки единого международного механизма по борьбе с терроризмом. На практике такое положение привело к различным трактовкам террористических актов. Это создало не только путаницу, но и своего рода политику двойных стандартов. Некоторые страны использовали данную ситуацию для уклонения от принятия международных обязательств по искоренению терроризма, для поиска лазеек из международных законодательных рамок.

Сегодня имеются 13 документов ООН, направленных на противодействие терроризму. Имеются в виду: 11 конвенций и два протокола. Разрабатываются проекты Международной конвенции о борьбе с актами ядерного терроризма и Всеобъемлющей конвенции по борьбе с терроризмом.

В этой связи следует подчеркнуть, что Узбекистан является участником всех действующих конвенций и протоколов ООН по борьбе с терроризмом.

К сожалению, число государств-подписантов растет очень медленно. Совместное участие в реализации документов ООН может укрепить сотрудничество стран, восполнить последствия отсутствия достаточного числа двусторонних соглашений.

Деятельность Узбекистана в области международной борьбы с незаконной торговлей наркотиками

По информации УНП ООН 900 тонн опия и 375 тонн героина ежегодно контрабандным путем вывозятся из Афганистана. Рынок сбыта, возникший в результате производства самого губительного в мире наркотика, оценивается в 65 млрд. долл. США: от него зависят 15 млн. наркоманов, он уносит в год до 100 000 человеческих жизней, содействует беспрецедентно высоким темпам распространения ВИЧ-инфекции и, кроме того, не в последнюю очередь является источником средств существования для преступных групп, мятежников и террористов.

Аномальным, хотя и общеизвестным, является также тот факт, что после 2006 года производство опия в Афганистане значительно превышало его общемировое потребление. В настоящее время где-то хранится примерно 12 000 тонн произведенного в Афганистане опия, и этого количества достаточно для удовлетворения более чем двухлетнего спроса героина во всем мире.

С учетом складывающейся наркоситуации, Государственной комиссией по контролю за наркотиками основное внимание и усилия правоохранительных органов, других компетентных министерств/ведомств и организаций республики, а также региональных комиссий по контролю за наркотиками в 2008 году были сконцентрированы на продолжение целенаправленных комплексных мероприятий по выявлению и пресечению незаконного оборота наркотиков, профилактике распространения наркомании, развитию межведомственного взаимодействия и международного сотрудничества в этих областях.

В плане выполнения принятых Узбекистаном международных обязательств в области борьбы против незаконного оборота наркотиков, решением Государственной комиссии по контролю за наркотиками утверждена Программа комплексных мер противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2007-2010 годы.

Продолжается работа по обеспечению выполнения Узбекистаном международных обязательств в сфере контроля за наркотиками, борьбы с их незаконным оборотом и распространением наркомании.

Разработан проект Закона о ратификации Соглашения о создании ЦАРИКЦ.

Обновлены и направлены в Секретариат ШОС для препровождения Сторонам реквизиты уполномоченного и центральных компетентных органов государств-членов ШОС в рамках Соглашения о сотрудничестве в области борьбы с незаконным оборотом наркотиков. Предложения по дальнейшему переводу в практическую плоскость положений Соглашения внесены на встрече представителей антинаркотических ведомств государств-членов ШОС 29-30 апреля 2008 года в г.Пекине/КНР.   

Проработан с тайской стороной и подготовлен к подписанию проект Меморандума о взаимопонимании между Правительством Республики Узбекистан и Правительством Королевства Таиланд о сотрудничестве в области контроля за наркотическими средствами, психотропными веществами и их прекурсорами.

В плане расширения взаимодействия с зарубежными партнерами, организованы визиты в Узбекистан и переговоры в министерствах/ведомствах, представителей и руководителей компетентных органов Армении, Пакистана, США, Таджикистана, Таиланда, Турции, а также ЕС, ОБСЕ, ОДКБ, ЦАРИКЦ, УНП ООН и др.

В формате имеющихся договоренностей в рамках подписанных соглашений, обеспечено направление и обмен информационными материалами о наркоситуации с координирующими структурами стран Центральной Азии, РФ, Пакистана, Италии, Турции, ФРГ, Франции, Болгарии, ИРИ, а также с УНП ООН, ЦАРИКЦ, ОБСЕ и др.

Прорабатывались вопросы о перспективах развития сотрудничества с Афганистаном, Австрией, Азербайджаном, Бразилией, Россией, Венгрией, Словакией, Германией, США, Финляндией, Литвой, Таджикистаном, Таиландом, Турцией, Туркменистаном, Украиной, Испанией, Португалией, Европейским Союзом, в формате ОДКБ, СНГ и др. 

28-31 января 2008 года делегацией Республики Узбекистан в ходе визита в ФРГ в Посольстве РУ в Берлине для представителей официальных кругов и общественности Германии проведена презентация о наркоситуации в Узбекистане и предпринимаемых республикой мерах в области контроля за наркотиками, противодействия распространению наркотиков и наркомании. В рамках визита проведены переговоры с руководством Федерального ведомства криминальной полиции ФРГ (БКА), обсуждено состояние и намечены дальнейшие перспективы двухстороннего практического взаимодействия.

Подготовлены и внесены европейской стороне презентационные материалы о наркоситуации и усилиях Узбекистана в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков, а также предложения по взаимодействию с ЕС на 5-м заседании Подкомитета РУ-ЕС по юстиции, внутренним делам, таможенному сотрудничеству и другим вопросам, состоявшемся 4-5 июня 2008г. в Брюсселе.

Аналогичные презентации представлены на пресс-конференциях в офисе УНП ООН в марте и июне 2008г., посвященных публикации Ежегодного отчета МККН за 2007 год, а также международному дню борьбы с наркоманией и публикации ежегодного Всемирного доклада ЮНОДК о наркотиках за 2008 год соответственно.

Предложения по приоритетным направлениям деятельности в международных форматах озвучивались на:

- семинаре в рамках обучающих программ Японского Агентства по международному развитию JICA (24 сентября – 11 октября 2008г., г.Токио/Япония);

- встрече тройки ЕС по Центральной Азии (1 октября 2008г., г.Брюссель/Бельгия);

- экспертном совещании по обсуждению результатов проведения операции ТАРСЕТ (21-23 октября 2008г., г.Измир/Турция);

- конференции в рамках Инициативы по безопасности границ в Центральной Азии-КАБСИ (21-22 октября 2008г., г.Душанбе/РТ);

- итоговой встрече Группы высокого уровня в рамках инициативы Парижского пакта и совещания руководителей государств-участников проекта УНП ООН-СРН XAC/I97 (15-19 декабря 2008г., г.Вена/Австрия) и др.           

С участием международных экспертов и консультантов России, Турции, Германии, Великобритании, США, Франции, Италии, ЮНОДК и других партнеров по "Парижскому пакту" в марте-мае месяцах 2008г. правоохранительные органы республики провели национальный сегмент международной операции ТАРСЕТ по отслеживанию и пресечению возможной контрабанды прекурсоров, в особенности уксусного ангидрида в направлении Афганистана. Операция позволили отработать механизмы совместной работы правоохранительных органов стран Центральной Азии и России в сфере пресечения контрабанды прекурсоров.

В частности, 8 апреля 2008 года в г.Термезе задержан железнодорожный контейнер с незадекларированной уксусной кислотой весом 1600 литров, сокрытой среди других товаров, следовавший из Китая в Афганистан.

Повышение экспертно-технического потенциала

В плане укрепления материально–технической базы и кадрового потенциала министерств и ведомств республики, задействованных в области контроля за наркотиками, противодействия наркотрафику и наркомании, укрепления регионального сотрудничества в этой сфере, Узбекистан участвует в реализации 9 международных проектов.

В рамках указанных проектов проведено 28 обучающих тренингов и курсов, на которых обеспечено участие 280 представителей правоохранительных органов и других задействованных министерств/ведомств и организаций республики. 

Проведены организационно-практические мероприятия в рамках проектов, предусматривающих оснащение ряда задействованных министерств/ведомств техническими средствами контроля и досмотра, компьютерным и иным оборудованием, осуществление строительных работ.

В частности:

По проектам Программы КАДАП-4:

- Создание Профильного подразделения по наркотикам (ППН) по борьбе с наркотрафиком на КПП «Келес». Офисом БОМКА/КАДАП построено и оснащено рабочее помещение для ППН на территории ж/д станции.

22 представителя СНБ, МВД и ГТК, задействованных в ППН на КПП "Келес" и Совместной рабочей группе (СРГ) в аэропорту, проучаствовало на четырех теоретико-практических тренингах в г.Ташкенте, г.Ашхабаде и ознакомительной поездке в г.Брюссель.

- Мониторинг эпидемиологии потребления наркотиков – ДАМОС-2. Офисом БОМКА/КАДАП заключены контракты на приобретение токсикологических стандартов, хроматографических пластин и тест-систем по наркотикам, а также мебели и компьютерного оборудования для ряда задействованных учреждений Министерства здравоохранения, а также НИАЦКН.

Проведено пять тренингов и семинаров и учебный тур по повышению знаний специалистов наркологических учреждений Минздрава в сфере сбора и анализа данных, мониторингу наркопотребления, изучению европейского опыта организации работы национальной информационной системы мониторинга ситуации по наркотикам и наркомании на базе европейской методологии, на которых приняли участие 102 представителя министерств, ведомств и органов здравоохранения задействованных в проекте.  

- Кампания по профилактике и созданию информационной службы – МЕДИССА. Обеспечена организация совместно с заинтересованными министерствами/ведомствами показов спектаклей по проблеме наркомании для 2500 студентов ВУЗов, велопробегов с участием 4 тысяч любителей велоспорта, викторин среди школьников «Мы против наркомании и ВИЧ/СПИДа», конкурса рисунков на антинаркоманийную тематику, размещения билбордов с социальной рекламой по улицам г.Ташкента, на 20 станциях метро и городском пассажирском автотранспорте, трансляций по каналам НТТ роликов с социальной рекламой на антинаркоманийную тематику, выпуска 30 тысяч плакатов. Организованы трансляции на телевидении и в кинотеатрах республики  документального фильма «Наркомания – чума века», созданого по заказу проекта. Фильм также растиражирован в 10 тыс.экз. и распространен вместе с плакатами среди всех школ республики.

Проведены два обучающих семинар-тренинга по повышению уровня информированности журналистов по проблеме наркомании и роли СМИ в содействии укрепления здоровья и благосостояния уязвимых слоев населения для 52 представителей СМИ, а также сотрудников  Института здоровья и его филиалов на местах.

В Республиканском наркологическом центре установлена дополнительная телефонная линия (телефон доверия), номер (150-04-50) и открыт веб-сайт http://www.narcocenter.uz/

- Профилактика и реформы в тюрьмах – ПРИЗОН. Офисом БОМКА/КАДАП завершен тендер на проведение строительно-ремонтных работ в пилотном УИН и помещения для создания т.н. «дома на полпути» по оказанию социальной поддержки бывшим заключенным в предложенном узбекской стороной здании и закуплено оборудование для их оснащения.

Проведен первый национальный тренинг для персонала лечебного центра «Атлантис» и «дома на полпути» (20 человек) в городе Ташкенте.

Достигнутый в рамках программы КАДАП-4 прогресс, а также имевшие место проблемные моменты и дальнейшие перспективы её реализации рассмотрены на четвертом и пятом заседаниях Национального координационного комитета КАДАП с участием представителей ЕС, БОМКА/КАДАП и министерств/ведомств республики, проведенных 29 апреля и 10 декабря 2008 года в Национальном центре по контролю за наркотиками.     

По проекту AD/RER/F60 на базе УГТК по Сурхандарьинской области создан и оснащен компьютерной техникой и специальным программным обеспечением зональный компьютерный класс по интерактивному обучению сотрудников правоохранительных органов Сурхандарьинской и Кашкадарьинской областей. Организовано плановое посещение учебного класса действующими сотрудниками подразделений по борьбе с наркотрафиком УСНБ, УВД и УГТК по указанным областям.

В рамках проекта AD/RER/Е29 – «Контроль над прекурсорами в Центральной Азии» обеспечено проведение с марта по май месяцы 2008 года на 3-х КПП Узбекистана международной операции «Тарсет» по пресечению незаконного оборота прекурсоров.

По проекту AD/RER/F43 организовано участие правоохранительных органов республики в полевой учебной операции по методу «контролируемая поставка», проведенной в сентябре-октябре 2008г. по маршруту Таджикистан-Узбекистан-Кыргызстан-Казахстан.

В рамках проекта Россия-НАТО AD/XAC/I97 обеспечено участие 35 представителей СНБ, ГТК и МВД на десяти учебных курсах в Домодедовском центре подготовки ВИПК МВД РФ, гг.Бишкеке и Ташкенте.

Начата реализация проекта УНП ООН AD/UZB/J49 - «Укрепление Контрольно-пропускного пункта Термезского речного порта на узбекско-афганской границе». Определены ответственные лица в состав Координационного комитета проекта, которым осуществлена оценочная миссия на КПП, определены и переданы в УНП ООН технические потребности подразделений КОГГ СНБ и ГТК, задействованных на КПП.  

Начата реализация проекта ОБСЕ «Содействие в организации контроля за наркотиками, борьбы с их незаконным оборотом и распространением» с бюджетом около 40 тыс.евро, предусматривающего содействие Национальному центру в создании и техническом оснащении библиотеки-учебного класса в расположении НИАЦКН. В рамках проекта в Центре создан и оснащен компьютерной, офисной и множительной техникой, мультимедийной, видео и интерактивной аппаратурой,  учебный класс на 10 рабочих мест. 

Деятельность Узбекистана в области международной борьбы с торговлей людьми

Торговля людьми, как один из опасных видов транснациональной организованной преступности, стала проблемой для всего мирового сообщества, в том числе и для Узбекистана, поэтому вопросы борьбы с этим явлением решаются в республике на государственном уровне.

Для принятия эффективных мер по предотвращению торговли людьми и борьбе с ней, 17 апреля 2008 года принят Закон Узбекистана «О противодействии торговле людьми», в котором понятие «торговля людьми» изложено в соответствии с определением, данным в статье 3 Протокола о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, дополняющего Конвенцию против транснациональной организованной преступности, а именно:

«торговля людьми - это вербовка, перевозка передача, укрывательство или получение людей в целях их эксплуатации путем угрозы силой или её применения либо других форм принуждения, похищения, мошенничества, обмана, злоупотребления властью или уязвимостью положения, либо путем подкупа в виде платежей или выгод для получения согласия лица, контролирующее другое лицо. Эксплуатация людей означает эксплуатацию проституции других лиц или другие формы сексуальной эксплуатации, принудительный труд или услуги, рабство или обычаи, сходные с рабством, подневольное состояние либо изъятие органов или тканей человека».

В соответствии с Законом принято Постановление Президента Республики Узбекистан №ПП-911 от 08.07.2008 года «О мерах по повышению эффективности борьбы с торговлей людьми», которым утвержден Национальный план действий по противодействию торговле людьми на 2008-2010 годы, а для координации деятельности органов, непосредственно осуществляющих противодействие торговле людьми, образована Республиканская Межведомственная комиссия по противодействию торговле людьми, основные задачи которой определены вышеуказанным Законом от 17.04.2008 года.

В состав комиссии включены руководители государственных органов и общественных организаций в том числе: министерств внутренних и иностранных дел, юстиции, экономики, финансов, здравоохранения, труда и социальной защиты населения, Службы национальной безопасности, Государственного таможенного комитета, Комитета женщин, Национального центра по правам человека, Уполномоченного Олий Мажлиса по правам человека (Омбудсман), Фонда «Махалла», Центрального Совета общественного движения молодежи «Камолот» и Общественного центра «Ижтимоий фикр».

Учитывая координирующую роль прокуратуры в борьбе с преступностью, председателем данной комиссии назначен Генеральный прокурор Республики Узбекистан.

При Республиканской и территориальных межведомственных комиссиях созданы постоянно действующие аналитические рабочие группы.

В государственных органах, непосредственно осуществляющих противодействие торговле людьми, созданы рабочие группы и определены их задачи на перспективу в данной сфере.

Кроме того, в рамках совершенствования законодательства, 16.09.2008 года принят Закон № ЗРУ-179 «О внесении изменений в статью 135 Уголовного кодекса Республики Узбекистан», ранее предусматривавшую ответственность за вербовку людей для эксплуатации, которым изменено название статьи: «Торговля людьми», диспозиция её частей приведена в соответствие с конвенционными нормами и ужесточено наказание за данный вид преступления.

Так, за торговлю людьми, совершенную в отношении лица, заведомо для виновного, не достигшего восемнадцати лет, либо повлекшую смерть потерпевшего или иные тяжкие последствия либо совершенную особо опасным рецидивистом или организованной группой или в её интересах, установлено наказание в виде лишения свободы на срок от восьми до двенадцати лет.

Во исполнение Закона «О противодействии торговле людьми» Кабинетом Министров Республики Узбекистан 5 ноября 2008 года принято Постановление «Об образовании Республиканского реабилитационного центра по оказанию помощи и защите жертв торговли людьми».

Одним из важных путей предотвращения миграции для нелегального трудоустройства за рубежом является повышение уровня осведомленности граждан о её негативных последствиях, в частности, об ответственности мигранта за нарушения трудового, налогового, таможенного законодательства и паспортно-визового режима стран, в которые потенциальные жертвы собираются выезжать

Знания о способах и методах, используемых преступниками, занимающимися торговлей людьми, дают гражданам шанс не попасть в руки работорговцев.

В этих целях развернута широкая кампания с использованием различных форм пропаганды по информированности населения не только о законодательной базе, но и о конкретных фактах совершения преступлений, связанных с торговлей людьми и её негативных последствиях.

В случаях установления фактов вывоза обманным путем граждан за рубеж для трудовой эксплуатации, возбуждаются дела в отношении лиц, по вине которых граждане Узбекистана оказались жертвами такого трафика.

Взвешенная и адекватная политика по противодействию нелегальному трудовому трафику, внесение изменений и дополнений в Уголовный Кодекс, создание специализированных оперативных подразделений в системе компетентных органов Узбекистана, наработка методики документирования преступлений позволяют выявлять скрытые и тщательно замаскированные схемы современной «работорговли», устанавливать максимальное количество жертв, разоблачать преступные транснациональные формирования и привлекать к уголовной ответственности трафикеров с назначением предусмотренных законом мер наказания.

Вместе с тем, учитывая, что проблему торговли людьми решить в одиночку не может ни одно государство, в целях координации действий в этой сфере Узбекистан присоединился к основным международным документам, составляющим правовую базу формирования всеобъемлющего международного подхода к вопросам обеспечения прав мужчин, женщин и детей, включающим меры по борьбе с нелегальным трафиком, защиты его жертв и наказания лиц, занимающихся этой преступной деятельностью. Из них:

- Гаагская Конвенция о гражданских аспектах похищения детей в другие страны (Гаага, 25.10.1980), постановление Олий Мажлиса № 629-1 от 0105.1998 года, вступила в силу для Узбекистана 01.08.1999 года. Постановлением Кабинета Министров Узбекистана № 192 от 18 мая 2000 года «Об организационных мерах по реализации этой Конвенции», центральным органом Узбекистана по выполнению обязанностей, вытекающих из данной Конвенции, определено Министерство юстиции Узбекистана;

- Конвенция ООН «О борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами» и Заключительный протокол к ней (Постановление Олий Мажлиса № 576-11 от 12.12.2003 года),

- Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности (Нью-Йорк, 15.11.2000) (Постановление Олий Мажлиса № 536-11 от 30.08.2003, вступила в силу для Узбекистана 0801.2004 года),

- Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказания за нее, дополняющий Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности (Закон № ЗРУ-160 от 08.07.2008).

- Конвенция о правах ребенка и Факультативный Протокол к ней, кающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии (Нью-Йорк, 25 мая 2000 года) (Закон № ЗРУ-188 от 14.12.2008 года, вступил в силу для Узбекистана 23 января 2009 года).

На региональном уровне Узбекистаном подписаны следующие документы в сфере предотвращения торговли людьми в целях трудовой эксплуатации:

Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов (Москва 15.04.1994 года) и Протокол о внесении изменений и дополнений в него (Москва,25.11.2005 года), вступил в силу 15.12.2006г., для Узбекистана - 26.01.2009г.

Конвенция о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей государств-участников Содружества Независимых Государств, подписанная Республикой Узбекистан (Кишинев, 14 ноября 2008 года), которая предусматривает обеспечение безопасных условий труда, достойное вознаграждение за работу, не допущение принудительного труда, жестокого и унижающего честь и достоинство человека обращения, определяет особенный порядок трудоустройства и пересечения границ для граждан приграничных регионов и сезонных трудящихся, регулирует вопросы сотрудничества Сторон по защите прав и законных интересов трудящихся-мигрантов, включая социальные, налоговые и другие, изъятия документов, удостоверяющих личность, дающих право на въезд и других.

Выполнение международных обязательств по данной Конвенции будет способствовать решению вопросов, связанных с определением статуса, правового положения и порядка осуществления деятельности трудящихся-мигрантов, а также обеспечит правовые гарантии соблюдения их прав и законных интересов.

Придавая важное значение двустороннему правовому сотрудничеству, в первую очередь, с государствами приема трудящихся-мигрантов из Республики Узбекистан, в рамках формирования нормативно-правовой базы подписаны:

- Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан о сотрудничестве в борьбе с незаконной миграцией (Ташкент, 04.07.2007г.), утверждено Постановлением Президента Республики Узбекистан № ПП-719 от 31.10.2007 года, вступило в силу 02.12.2007г.;

- Соглашение между Правительством Республики Узбекистан и Правительством Российской Федерации о трудовой деятельности и защите прав трудящихся-мигрантов - граждан Российской Федерации в Республике Узбекистан и трудящихся-мигрантов Республики Узбекистан в Российской Федерации» (Ташкент, 04.07.2007г.), утверждено Постановлением Президента РУ № ПП-719 от 31.10.2007 года, Соглашение вступило в силу 15.07.2009г.

Вместе с тем, признавая, что плодотворное правовое сотрудничество с международными организациями имеет существенно важное значение для эффективного противодействия угрозе торговли людьми и решения этой проблемы на государственном уровне, правоохранительные и судебные органы Республики Узбекистан сотрудничают с представительствами ООН, ОБСЕ и МОМ, путем активного участия в практической реализации их проектных документов в сфере предотвращения торговли людьми и защиты её жертв в Узбекистане, в их числе:

1. Проект Координатора проектов ОБСЕ в Узбекистане: ««Содействие в повышении эффективности в борьбе с торговлей людьми, трудовой эксплуатацией и незаконной миграцией», партнерами по его реализации с узбекской стороны определены МИД, СНБ, МВД, Генеральная прокуратура.

На данном этапе проекта «Борьба с торговлей людьми» подготовлен к изданию сборник «Нормативно-правовые документы: международный и национальный аспекты», а также Координатором проектов ОБСЕ в Узбекистане организована в период с 25 марта по 8 апреля 2009 года рабочая поездка делегации специалистов Узбекистана в Молдову, Италию и Францию, где изучались передовые стандарты и опыт работы компетентных органов этих государств в сфере предотвращения и борьбы с торговлей людьми.

Вместе с тем, утверждена для реализации в Узбекистане в 2009 году 11-фаза вышеназванного Проекта «Повышение эффективности в борьбе с торговлей людьми с целью трудовой и сексуальной эксплуатации», которой предусмотрены мероприятия по поддержке усилий госструктур и Республиканской Межведомственной комиссии по противодействию торговле людьми по реализации Национального плана действий на 2008-2010 годы (техническое содействие, обучающие мероприятия).

2. Проект Регионального Представительства Управления ООН по наркотикам и преступности (УНП) в Центральной Азии UZB/S20: «Совершенствование системы уголовной юстиции в области борьбы с незаконным трафиком людей в Узбекистане», для реализации которого с узбекской стороны определены: МВД, СНБ. Генпрокуратура, Минюст, ГТК и Верховный суд Республики Узбекистан, в рамках которого руководители соответствующих структурных подразделений Генеральной прокуратуры встречались с сотрудниками Регионального представительства УНП ООН в Центральной Азии.

14-15 мая 2008 года в г.Ташкенте проведен региональный семинар по теме: «Укрепление международно-правового сотрудничества между странами происхождения, транзита и назначения в борьбе с торговлей людьми и незаконным ввозом мигрантов в и из стран Центральной Азии»; 30-31 мая 2008 года национальный семинар для правоохранительных органов Узбекистана по данной проблематике; 5-7 мая 2009 года - учебный семинар для правоохранительных органов: «Международные и национальные механизмы противодействия торговли людьми и защиты лиц, пострадавших от торговли людьми» (организован Региональным представительством УНП ООН по ЦА).

3. МОМ (Международная организация по миграции) не аккредитована и не имеет своего представительства в Узбекистане, поэтому реализация проекта МОМ «Противодействие торговле людьми в Центральной Азии» в Узбекистане осуществляется информационно-просветительным центром молодежи «Istiqbolli Avlod», в его рамках проводятся обучающие семинары для сотрудников управлений МВД, занимающихся борьбой с торговлей людьми.

Кроме того, специалистами государственных органов Узбекистана с выездом в зарубежные государства изучается международный опыт в данной сфере деятельности.

 
EN AF RU
Актуально

 

Выборы Президента Республики Узбекистан. Декабрь 2016 


 

 Международный инвестиционный форум в г.Ташкенте


 

 Новости Республики Узбекистан (ИА "Жахон")


 


 

 

 

 


 


 

 


111
 

Конференции
СИЭЗ - "Навои"

 

Погода

 

Курсы валют