Сотрудничество Республики Узбекистан с международными организациями

Республика Узбекистан является членом свыше 100 международных организаций.

Узбекистан стал членом Организации Объединенных Наций (ООН) 2 марта 1992г. Основными приоритетами взаимодействия с ООН являются вопросы борьбы с современными угрозами и вызовами безопасности, нераспространения оружия массового поражения, реконструкции Афганистана, решения экологических проблем, в частности, смягчения последствий катастрофы бассейна Аральского моря, социально-экономического развития, защиты и поощрения прав человека.

Узбекистан является участником всех 13 конвенций ООН по борьбе с терроризмом и выдвигал крупные инициативы по консолидации усилий мирового сообщества в этой области.

Республика Узбекистан приветствует прогресс по разработке правовых документов в сфере борьбы с международным терроризмом. Однако, очевидно, что практических результатов в борьбе с терроризмом можно добиться только путем создания глобальной системы всестороннего сотрудничества в рамках ООН. Как отмечал Президент Республики Узбекистан И.А.Каримов: «Сегодня всем должна быть ясна одна истина: естественно, что ни один человек, ни одно государство не могут остаться в стороне от борьбы во имя искоренения этого зла, угрожающего всему человечеству».

Исходя из этого, Узбекистан приветствует работу Контртеррористического комитета Совета Безопасности и всецело поддерживает его усилия по укреплению потенциала стран-членов ООН противостоять этому злу. Очевидно, что создание этого комитета является, в том числе, и результатом выдвинутой Президентом Республики Узбекистан И.А.Каримовым инициативы о создании Международного центра по борьбе с терроризмом, озвученной на саммите ОБСЕ в Стамбуле еще в 1999 году.

Республика на регулярной основе представляет в КТК национальные доклады по выполнению положений резолюции 1373 (2001).

Серьезную угрозу стабильности во многих регионах мира несет экстремизм во всех его проявлениях.

Пропаганда религиозного экстремизма представляет собой идеологическую подготовку к вовлечению в ряды организаций прямого террора. Не случайно, деятельность такой организации, как «Хизб-ут-Тахрир» нацелена, прежде всего, на подрастающее поколение.

Узбекистан тесно сотрудничает с ООН и ее специализированными учреждениями в сфере противостояния наркоагрессии.

Реальным вкладом сотрудничества Республики Узбекистана с ООН стало учреждение в регионе Центрально-азиатского регионального информационного координационного центра по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (ЦАРИКЦ), инициатива о создании которого была выдвинута Президентом И.А.Каримовым во время визита Генерального секретаря ООН в Узбекистан в октябре 2002 года.

Узбекистан является автором двух инициатив – по введению эмбарго на поставки оружия в Афганистан и создание группы друзей и соседей этой страны, которая получила свое отражение в т.н. группе «6+2». В последующем, став инициатором преобразования «6+2» в группу «6+3», включив в ее состав, с учетом современных реалий, наряду с государствами-соседями, Россию и США и НАТО.

Республика вносит эффективный вклад в реализацию программ ООН по содействию в постконфликтном восстановлении Афганистана, в частности, содействует международным поставкам гуманитарных грузов, участвует в восстановлении инфраструктуры и строительстве различных объектов на территории Афганистана.

Узбекистан присоединился ко всем важным международным соглашениям и договорам в сфере разоружения и нераспространения, таким как ДНЯО, ДВЗЯИ, конвенции по химическому и биологическому оружию.

Между Узбекистаном и МАГАТЭ заключено Соглашение о применении гарантий в связи с ДНЯО. В 1998г. РУ присоединилась к Дополнительному протоколу к данному Соглашению.

Став членом МАГАТЭ, Узбекистан получил доступ к международному опыту и передовым технологиям по использованию ядерных методов в науке, здравоохранении, сельском хозяйстве и других областях, безопасному обращению с ядерными материалами.

При консультативной и технической помощи МАГАТЭ был разработан проект Закона Республики Узбекистан «О радиационной безопасности», который был принят 31 августа 2000г. на третьей сессии второго созыва Олий Мажлиса Республики Узбекистан. Кроме этого, 9 апреля 2008 года был принят Закон РУ «О присоединении РУ к международной конвенции о борьбе с актами ядерного терроризма», который демонстрирует еще большую приверженность республики к борьбе с международным терроризмом.

В настоящее время в Узбекистане совместно с МАГАТЭ реализуются 14 региональных/межрегиональных и 5 национальных проектов.

Республика является инициатором крупной инициативы о создании в Центральной Азии зоны, свободной от ядерного оружия, (ЦАЗСЯО), которая уже заняла прочное место в международной разоруженческой повестке дня. В сентябре 2006 г. в г.Семипалатинске Центральноазиатские государства подписали Договор о ЦАЗСЯО, а на 61-ой сессии Генассамблеи была принята резолюция «Зона, свободная от ядерного оружия, в Центральной Азии», представленная делегаций Узбекистана от имени стран ЦА.

РУ является участником более 70 международных документов ООН в области прав человека, включая шесть основных соглашений, последовательно выполняя свои международные обязательства и вырабатывая собственную политику в этой сфере.

В сфере экологии для РУ наиболее важным вопросом является проблема Аральского моря. Узбекистан считает, что агентства системы ООН оказывают недостаточное внимание странам региона в преодолении Аральского кризиса. Глобальный масштаб гуманитарной катастрофы требует гораздо большего содействия, еще важнее - интеллектуального и технологического вложения. Вопрос должен иметь для ООН первостепенное значение.

Учитывая серьезность экологической катастрофы Аральского моря, Узбекистан провел международную конференцию «Проблемы Арала, их влияние на генофонд населения, растительный и животный мир и меры международного сотрудничества по смягчению их последствий» (11-12 марта 2008г., г.Ташкент), в которой активное участие приняли представители ООН.

С 1993г. в республике начала свою деятельность крупнейшая программа ООН – Программа развития (ПРООН), подготовка и реализация проектов которой с 1999г. осуществляется на основе страновой программы сотрудничества (СПС).

Главная задача СПС - предоставление технического и консультативного содействия Узбекистану в решении краткосрочных и среднесрочных приоритетных задач социально-экономического развития страны.

Узбекистан стал членом Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) 26 февраля 1992 года.

В июне 2006 года Постоянным советом ОБСЕ было принято решение об учреждении офиса Координатора проектов ОБСЕ в Узбекистане вместо существовавшего до того времени Центра ОБСЕ в г.Ташкенте. В июле 2006г. Правительством РУ и ОБСЕ был подписан Меморандум об учреждении поста Координатора проектов ОБСЕ в Узбекистане.

Данная форма сотрудничества позволяет сконцентрировать деятельность полевого присутствия на реализации более крупных проектов, которые предварительно согласовываются сторонами.

В рамках подписанного Меморандума, в 2007г. совместно с министерствами и ведомствами республики было реализовано 18 проектов, в 2008г. – 15. На 2009г. запланировано реализация 14 проектов по всем трем измерениям ОБСЕ.

С сентября 1992 года Республика Узбекистан является полноправным членом Всемирного банка. 2 июля 1992 года введен в действие Закон "О членстве Республики Узбекистан в Международном валютном фонде, Международном банке реконструкции и развития, Международной ассоциации развития, Международной финансовой корпорации, Многостороннем агентстве по гарантиям инвестиций". В Ташкенте открыто представительство Банка.

В настоящее время действует стратегия ВБ по линии МБРР по финансовому содействию республике на 2008-2011 годы. Разработанная стратегия основывается на программе Республики Узбекистан по повышению благосостояния населения на 2007-2010 годы, утвержденной Кабинетом Министров РУ в августе 2007 года.

Текущий портфель проектов закладывает основу для четырех основных направлений деятельности в рамках Стратегии Всемирного банка содействия стране на период с 2008 по 2011гг. в поддержку приоритетов государства:
(i) улучшение среды для экономического роста;
(ii) рост экономических возможностей на селе;
(iii) повышение эффективности в предоставлении услуг для населения;
(iv) управление окружающей средой и предоставление глобальных общественных благ.

С того момента как Узбекистан вступил в члены Всемирного банка в июле 1992 года, страна получила средства МБРР и МАР в объеме 717 млн. дол. США для финансирования 16 проектов.

В 2008-2010 годах прогнозируется предоставление кредитных ресурсов в размере 300 млн. долларов США.

В дополнение к проектам, финансируемым из заемных средств МБРР и МАР, Банк предоставляет грантовые средства из Трастовых фондов, администрируемых Банком, для финансирования деятельности, как дополнительной к проектам, так и на отдельные проекты.

С августа 1995г. Республика Узбекистан является членом Азиатского банка развития (АБР). Представительство АБР в Узбекистане было открыто в 1997г.

С момента вступления в АБР, Узбекистан получил 1,1 млрд. долл. США в виде 26 займов и 35,5 млн. долл. в рамках технического содействия (ТС). Республика является 15-м крупнейшим акционером среди региональных членов АБР и 14-м крупнейшим заемщиком.

Реализуемые в Узбекистане совместные с АБР программы и проекты сфокусированы на 4-х ключевых сферах: сельское хозяйство, продвижение частного предпринимательства, региональное сотрудничество в транспорте и таможенном транзите и улучшение социальных услуг с акцентом на охрану детства и базового образования.

С руководством АБР согласована программа сотрудничества на 2009-2011гг., которая предусматривает реализацию 14 проектов с объемом финансирования 990 млн. долл., в том числе 470 млн. долл. – за счет льготных долгосрочных кредитов.

В ходе состоявшегося 2-5 мая с.г. в г.Бали (Индонезия) 42-го заседания Совета управляющих АБР было принято единогласное решение о проведении 43-го заседания в г.Ташкенте 1-4 мая 2010г. Это будет первым Ежегодным заседанием АБР в регионе Центральной Азии и Кавказа.

Сотрудничество Республики Узбекистан с Европейским Союзом

Узбекистан с первых лет независимости провозгласил сотрудничество с Европой в качестве одного из приоритетов своей внешней политики. Отношения Узбекистана с государствами Европы развиваются как на двустороннем уровне, так и в рамках Соглашения о партнёрстве и сотрудничестве (СПС) между Республикой Узбекистан и Европейскими Сообществами и их государствами-членами, которое вступило в силу 1 июля 1999 года.

В рамках развития и укрепления политического диалога и торгово-экономических связей Узбекистана со странами Европы в последние годы активизировалось сотрудничество и обмены визитами на двустороннем и межрегиональном уровнях.

Министерством иностранных дел проводится постоянная работа по проведению мероприятий, нацеленных на расширение политического диалога, дальнейшее развитие торгово-экономических и культурно-гуманитарных связей с европейскими странами.

Активный характер имеет двусторонний диалог Узбекистана с Евросоюзом, который осуществляется в рамках 5 совместных органов: Совета сотрудничества; Комитета сотрудничества; Комитета парламентского сотрудничества; Подкомитета по торговле и инвестициям; Подкомитета по юстиции, внутренним делам и другим сопутствующим вопросам.

Проводится постоянная работа по привлечению европейских стран к участию в реализации мероприятий, предусмотренных указами и постановлениями Президента Республики Узбекистан, в т.ч. Государственной программы «Год развития и благоустройства села», Программы мероприятий, посвященных подготовке и проведению празднования 2200-летия города Ташкента, музыкального фестиваля «Шарк тароналари», а также по доведению внешнеполитических инициатив Узбекистана до политических, деловых, научных кругов и общественности европейских стран.

О сотрудничестве Узбекистана с НАТО в рамках СЕАП/ПВМ

Взаимодействие Узбекистана с НАТО основывается на подписанном 13 июля 1994 года Рамочном соглашении Программы НАТО «Партнёрство во имя мира» (ПВМ) и с 1996 года осуществляется в рамках ежегодно разрабатываемых индивидуальных программ партнёрства по основным приоритетным направлениям: обучение военных кадров, оборонная политика, борьба с терроризмом, сотрудничество в сферах науки и гражданского чрезвычайного планирования.

Узбекистан участвует в работе отдельных комитетов НАТО в формате СЕАП, включая заседания СЕАП на уровне министров иностранных дел и обороны, послов, Политического комитета, Военно-политического руководящего комитета, Комитета по науке во имя мира и Комитета по гражданской защите.

Важное значение имеет развитие международного научно-технического сотрудничества и партнерских связей с научными организациями НАТО и стран-партнеров, где особая роль принадлежит Научному комитету. Опыт сотрудничества Узбекистана с этой структурой за последние годы показал эффективность программ НАТО с участием стран-партнеров. В настоящее время совместно с Альянсом в Узбекистане реализуется ряд проектов в области информационных технологий, медицины и др.

Состоявшиеся в Узбекистан визиты в мае 2007 года, феврале и октябре 2008 года представителей Научного комитета НАТО во главе с координатором совместных научных программ данного комитета К.Уиспелером дали дополнительный импульс научному сотрудничеству с НАТО.

3 апреля 2008 года Президент Республики Узбекистан Ислам Каримов по приглашению генсекретаря НАТО Я.Схеффера принял участие в Саммите НАТО/СЕАП в городе Бухаресте, в ходе которого выступил с инициативой по формированию Контактной группы «6+3» по достижению мира и стабильности в Афганистане с участием НАТО.

В целях обсуждения вопросов дальнейшего развития двусторонних отношений между Узбекистаном и Альянсом республику неоднократно посещал специальный представитель генерального секретаря НАТО по странам Центральной Азии и Кавказа Р.Симмонс.

Об участии Республики Узбекистан в деятельности ШОС

Декларация о создании Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) подписана главами государств-участниц 15 июня 2001г. в г.Шанхае.

Узбекистан является одним из учредителей Организации и наравне с другими странами определяет дальнейшую стратегию сотрудничества в рамках ШОС.

ШОС является механизмом многостороннего сотрудничества по укреплению мира и стабильности в Центральной Азии, площадкой открытого и конструктивного диалога, а также развития партнерства в различных направлениях. Узбекистан принимает участие во всех основных мероприятиях ШОС, которые не противоречат Хартии ШОС.

Основные целевые задачи Организации – обеспечение безопасности, мира и стабильности в регионе, борьба с международным терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом во всех его проявлениях, а также борьба с наркотрафиком и распространением ОМУ; поощрение и содействие многостороннему взаимовыгодному экономическому сотрудничеству; всестороннее взаимодействие в гуманитарной сфере, сфере социального и культурного развития.

Говоря о реализации всех этих непростых задач, очень важно превратить ШОС в предельно гибкую, открытую, отвечающую реалиям и возможностям ее участников Организацию. Не распылять усилия, а концентрировать их на основополагающих вопросах сотрудничества, одинаково отвечающих интересам участников ШОС.

В Узбекистане исходят из необходимости концентрации усилий в рамках Организации на тех направлениях сотрудничества, которые одинаково отвечают интересам всех стран-участниц - обеспечении стабильности в регионе и экономическом взаимодействии, создании благоприятных условий для устойчивого роста экономики и повышении уровня жизни наших стран. Важным приоритетом для Узбекистана остается активизация инвестиционного сотрудничества, развитие транспортных коммуникаций, телекоммуникаций, создание дополнительных рабочих мест населению в местах его проживания и решение других социальных проблем.

В своем выступлении на саммите ШОС в Душанбе 28 августа 2008г. Глава Узбекистана обратил внимание на то, что, наряду с другими направлениями сотрудничества, всё ещё явно недостаточно внимания уделяется вопросам использования громадного экономического потенциала стран-членов ШОС, реализации крупномасштабных проектов, в частности проектов, обеспечивающих надежные транспортно-коммуникационные связи, формирование современных международных центров логистики, торговли и туризма, строительство новых предприятий и внедрению инновационных технологий, развитию социальной инфраструктуры.

Он подчеркнул, что в недостаточной мере используются возможности желающих активно сотрудничать с нами на региональной основе крупнейших финансовых центров, таких как Всемирный банк, Азиатский и Исламский банки развития, мощных финансовых институтов арабского мира.

В этом плане, как сказал Президент Ислам Каримов, в рамках ШОС явно недостаточно используются и вовлекаются огромное ресурсы и рынки стран-наблюдателей ШОС - Индии, Ирана, Пакистана и Монголии. «Надо сказать, что возможности здесь для всех наших стран открываются действительно огромные», подчеркнул Ислам Каримов.

На саммите ШОС в Екатеринбурге 15-16 июня 2009г. Президент Республики Узбекистан Ислам Каримов подчеркнул, что в рамках ШОС проведена большая работа по дальнейшему расширению и укреплению плодотворного сотрудничества в политической, экономической и социально-гуманитарной областях, сделаны весомые шаги в реализации важнейших программных целей и задач, которые стоят перед нашей Организацией.

С каждым годом возрастает роль и значение ШОС в решении проблем региональной и глобальной безопасности, противодействии международному терроризму, сепаратизму и экстремизму, наркотрафику и другим вызовам и угрозам безопасности в стратегически важном регионе Центральной Азии.

Наглядной демонстрацией все более возрастающего авторитета ШОС на международной арене, открытости Организации, ее готовности к налаживанию сотрудничества с другими государствами является положительное рассмотрение заявок Республики Беларусь и Демократической Социалистической Республики Шри-Ланка о предоставлении им статуса партнеров по диалогу ШОС.

В статье 13 Хартии, отмечая открытый характер ШОС, подчеркивается, что Организация открыта для приема в её члены других государств региона, которые обязуются соблюдать цели и принципы Хартии, а также положения других международных договоров и документов, принятых ШОС.

В 2004 году на саммите входе председательствования Узбекистана открыта в Ташкенте штаб квартира Региональной антитеррористической структуры (РАТС) ШОС приняты Ташкентская декларация, Положение о статусе наблюдателя при ШОС и в 2006 году порядок взаимодействия ШОС с наблюдателями. Введение института наблюдателей , вне всякого сомнения, стало важным звеном на пути реализации целей и задач, стоящих перед ШОС, способствовало укреплению потенциала ШОС, значительно расширило возможности Организации, существенно повлияло на её роль и авторитет в мировом сообществе.

Следуя логике поступательных и последовательных шагов ШОС на этом пути, необходимо ускорить подготовку правовых документов, определяющих порядок приёма государств-наблюдателей в полноправные члены ШОС.

После Екатеринбургского заседания Совета глав государств-членов ШОС, состоявшегося 15-16 июня 2009 года, председательство в Организации на предстоящий период перешло к Республике Узбекистан. Очередной саммит глав государств состоится в 2010 году в Ташкенте.

Участие Республики Узбекистан в Содружестве Независимых Государств (СНГ)

Республика Узбекистан принимает участие в деятельности основных уставных и отраслевых органов СНГ.

С момента образования Содружества Узбекистан был в числе тех государств, которые выступали за углубление экономической интеграции, сохранение хозяйственных связей на новой основе, без политизации этих процессов.

Узбекская сторона считает, что СНГ может и должно играть роль координатора, став платформой для регулирования хозяйственных процессов с целью достижения максимального социально-экономического эффекта для всех государств-участников.

В настоящее время Содружество вступило в новый этап своего развития.

Приняты Концепция дальнейшего развития СНГ и План по ее реализации, где всеми государствами–участниками Содружества подтверждены приоритетные направления деятельности СНГ: экономическая интеграция, сотрудничество в гуманитарной сфере и в сфере безопасности, борьбы с преступностью, поддержание и укрепление международной безопасности и стабильности, противодействие новым вызовам и угрозам.

Также отмечена необходимость углубления политического взаимодействия, выработки скоординированной миграционной политики, совместного решения экологических проблем, предупреждения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий.

С принятием этих документов Содружество получило сбалансированную программу первоочередных и перспективных действий по адаптации СНГ к современным реалиям, повышению практической отдачи от интеграционного взаимодействия, гармоничному развитию всех имеющихся областей сотрудничества.

В этой связи важным условием эффективности взаимодействия в рамках СНГ является обеспечение практического выполнения принимаемых решений.

Последний саммит Совета глав государств (СГГ) СНГ состоялся 9 октября 2009 года в г.Кишинёв.

Об участии Республики Узбекистан в деятельности Международного фонда спасения Арала

28 августа 1992г. в г.Нукусе участники международной научно-практической конференции по проблемам Арала и Приаралья выступили с призывом к правительствам, парламентам и общественности государств Центральной Азии, Российской Федерации и других стран СНГ создать международный фонд для решения проблем Аральского бассейна.

4 января 1993г. в г.Ташкенте состоялась встреча президентов Республики Узбекистан, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Таджикистан и Туркменистана, по итогам которой главами государств было принято решение о создании Международного фонда спасения Арала (МФСА). Основными задачами данной межгосударственной организации были определены разработка и финансирование экологических и научно-практических проектов и программ, направленных на экологическое оздоровление районов, подвергшихся влиянию Аральской катастрофы, а также решение общих социально-экономических проблем региона.

Узбекистан, являясь одним из государств-учредителей МФСА, придает важное значение всестороннему укреплению его деятельности. В период своего председательствования в Фонде (1997-1999гг.) Узбекистан приложил активные усилия по развитию правовой базы МФСА, налаживанию связей и взаимодействия с международными организациями и финансовыми институтами с целью обеспечения устойчивого развития в бассейне Аральского моря. В октябре 1997г. в г.Ташкенте была проведена Международная техническая встреча доноров, итогом которой стало начало реализации международного проекта «Управление водными ресурсами и окружающей средой в бассейне Аральского моря».

Проведение по инициативе Узбекистана в марте 2008 года в Ташкенте международной конференции по Аралу придало значительный импульс для широкого рассмотрения Аральской проблемы в международном формате. Свидетельством этого является то, что в ее работе участвовали представители более 90 международных организаций, крупнейших государственных финансовых институтов Японии, Германии, КНР, арабских стран и ведущих исследовательских центров. По итогам форума были приняты Ташкентская Декларация и План действий, предусматривающий реализацию проектов на общую сумму около 1,5 млрд. долларов для смягчения тяжелых последствий Аральской катастрофы.

В настоящее время в Узбекистане при активной поддержке и участии Всемирного банка, Азиатского банка развития, Глобального экологического фонда, различных международных организаций и отдельных стран мира осуществляется целый ряд проектов, связанных с расширением инфраструктуры дельтовых водоемов на осушенном дне Арала, отводом дренажных вод, повышением эффективности управления водными ресурсами, увеличением лесопосадок для предотвращения разрастания пустыни, соле- и пылепереноса, и многое другое. На реализацию указанных проектов и программ, направленных на оздоровление неблагополучной обстановки в регионе, только за последние 10 лет затрачено в долларовом исчислении свыше 1 млрд. долларов, в том числе за счет иностранных займов, технической помощи и грантов – около 265 млн. долларов.

Выступая на встрече глав государств-учредителей МФСА 28 апреля 2009г. в г.Алматы, Президент Республики Узбекистан И.А.Каримов отметил, что в складывающейся сегодня серьезной, все более ухудшающейся экологической ситуации в зоне Приаралья и в целом в регионе нет необходимости доказывать или убеждать кого-то в принятии самых кардинальных мер по предупреждению возможных негативных последствий высыхания Арала.

Глава Узбекистана подчеркнул, что решение Аральской проблемы самым непосредственным образом связано с вопросами рационального и разумного использования водно-энергетических ресурсов, бережного подхода к сохранению хрупкого экологического и водного баланса в регионе, и отметил необходимость достижения баланса интересов государств региона в этой сфере.