Монополия прекращается, а рынок капитала развивается

Недавно мы опубликовали экспертный комментарий по Указу Президента «О мерах по коренному совершенствованию системы управления государственными активами, антимонопольного регулирования и рынка капитала».

И вот два новых постановления главы государства, являющиеся логическим и системным продолжением реформирования сферы, когда на фоне повышения инвестиционной привлекательности страны и развития здоровых рыночных отношений вместо Государственного комитета по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции и двух под ведомственных ему центров создаются новые госорганы, которые и будут четко разделять между собой задачи и сферы влияния.

В чем актуальность создания Антимонопольного комитета? В стране 603 акционерных общества, и у 486 из них госдоля составляет 52 триллиона сумов (курс ЦБ РУ на 08.02.2019, 1$= 8401.53 сум). Ряд министерств попросту является учредителями предприятий в своей отрасли. При такой монополии о здоровой конкуренции вряд ли приходится говорить.

Теперь Ашимонополжый комитет будет той структурой, которая ответственна за реализацию единой государственной политики в сфере обеспечения конкурентной среды на товарных и финансовых рынках, антимонопольное регулирование торгов, оценку воздействия актов законодательства на конкуренцию, противодействие принятию решений, ограничивающих конкуренцию.

—Реформа в сфере антимонопольного регулирования нашла отражение и в утвержденной Президентом Гсопрограмме по реализации Стратегии действий по приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017—2021 в Год активных инвестиций и социального развита, — рассказывает первый заместитель председателя Госкомконкуренции Нажмиддин Шарипов, — Программа предусматривает значимые меры, например, дальнейшее сокращение участия государства в экономике, а создание предприятий с участием государства будет осуществляться только с согласия Антимонопольною комитета.

— Мое мнение, что прете антимонопольный орган не решал поставленные перед ним задачи, а занимался в первую юредьзащтой государственной собственности, — считает адвокат Бобур Каримов. И естественно, некоторые функции этот органа в ведении антимонопольной политики, set-щите интересов приватизированных предприятий противоремили друг другу. Поэтому основная функция антимонопольного органа в лице Гэскомконкуренции оставалась на втором плане.

Для ускоренного развития здоровых рыночных отношений в стране при Антимонопольном комитете создается и внебюджетный Фонд содействия развитию конкуренции. Он будет финансировать текущие расходы, заниматься материальным стимулированием и социальным обеспечением, выделять средства на обучение, подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов, оплачивать деятельность зарубежных специалистов, привлекаемых для реализации стратегических задач.

— Нам было поручено разработать стратегию по развитию конкуренции на товарных и финансовых рынках на 2019 — 2023 годы, — говорит заместитель начальника управления НАПУ Фаррух Карабаев. - Что в ней предусматривает создание надлежащего механизма по оценке воздействия на конкуренцию принимаемых нормативно-правовых актов. Вторая важнейшая задача глубокая трансформация антимонопольного регулирования и его механизмов. Третье превентивные механизмы, которые будут внедряться в самих хозяйствующих субъектах.

Это свод внутренних корпоративных правил, стимулирующих строгое выполнение антимонопольного законодательства сотрудниками хозяйствующий субъектов, компаний, которые участвуют в товарных и финансовых рынках Какие новшества предусматривает постановление Президента «Об организации деятельности Агентства по развитию рынка капитала Республики Узбекистан»? Чтобы лучше понять его важность, давайте остановимся на ситуации, сложившейся на самом рынке капитала, где, в частности, вращаются так называемые длинные деньги, то есть со сроком более года. Их формы могут быть разными: банковские займы, акции, облигации, ноты, закладные. Именно здесь аккумулируются свободные сбережения населения, которые могут приносить д о-ход не только хозяину, но и государству через финансирование, например, прибыльных инвестиционных проектов, содействующих выпуску новых товаров, расширению сферы услуг, созданию рабочих мест. Таким образом будет задействована всем известная схема рационального формирования спроса и предложения. Главное, теперь у этих процессов будет свой ответственный регулятор.

— Задачей Агентства витию рынка капитала в первую очередь тельное определения участят рынка делится директор, Атабеқ Назиров, должны соблюдать, и никто извне не них влиять. Агентству представлено немало полономочий, чтобы сделать рынок Узбекистана привлекательным для местных инвесторов.

Агентство, в частности, будет заниматься формированием, развитием и регулированием рынка ценных бумаг и корпоративного управления, защитой прав и законных интересов инвесторов, которые и проводят операции с ценными бумагами, освещением состояния рынка капитала и профессиональных участников, внедрением новых финансовых, инструментов, а также развитием сотрудничества с зарубежными и международными институтами.

- В Узбекистане идет масштабная работа. На эти цели мобилизуются ресурсы в форме инвестиций, - поясняет заместитель председателя Госкомконкуренции Аскар Обидов. — К примеру за 2018 год было мобилизовано свыше 80 триллионов сум. И как раз рынок капитала является тем сегментом, который призван играть ключевую роль в этой сфере. Теперь деятельность нового агентства исходя из набора критериев, в частности, какой удельный вес имеет рынок капитала в формировании объема инвестиций на социально-экономическое развитие страны.

Также образуется внебюджетный Фонд по развитию рынка капитала.

До 20 декабря поручено разработать и внести в Администрацию Президента стратегию развития рынка капитала, чтобы развивать все сегменты финансового рынка, создать равные условия в бизнесе, использовать передовой международный опыт.

— Во всем мире, — продолжает Атабек Назиров, рынок капитала является с одним из основных источников финансирования компаний и экономики в целом как альтернатива банковскому сектору. Наша цель — внедрить в Узбекистане самую оптимальную модель взаимоотношений между участниками финансового рынка.

Это относительно новая для нас практика, необходимые механизмы ее реализации требуют определенного времени для их эффективного внедрения. Но уже то, что указом и постановлениями главы государства предусмотрен отказ от устаревших моделей в экономическом развитии, не останется незамеченным и отечественными, и зарубежными инвесторами, и экономика Узбекистана станет для них более привлекательной и стабильной.

По материалам Информационно-аналитического мультимедийного центра

при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан

 (Источник: газета «Народное слово»)

 
EN AF RU
Знаменательные даты
Конференции
СИЭЗ - "Навои"

 

Погода

 

Курсы валют