Как обеспечить достойную старость. Незамедлительных реформ требует пенсионная система

4,6 миллиона работающих обеспечивают пенсию 3,3 миллиона пенсионеров.

Сегодня большая часть населения постепенно выбывает из трудоспособного возраста, увеличивая тем самым долю пенсионеров. К тому же это происходит в период снижения динамики рождаемости.

Более того, и в динамике ожидаемой продолжительности жизни отмечена благоприятная тенденция роста. Ожидаемая продолжительность жизни в республике с 1991 года значительно возросла — с 66,4 лет до 73,8 лет в 2016 году. А это предполагает активное долголетие после выхода на пенсию.

По оценкам экспертов Центра экономических исследований, в среднесрочной и долгосрочной перспективе рост численности населения старше трудоспособного возраста продолжится. Предположительно доля людей пенсионного возраста в 2020 году составит до десяти процентов от общей численности населения, в 2030-м эта отметка будет выше 13 процентов, а к 2040 году показатель достигнет 15 процентов. Естественно, такой расклад отразится на повышении давления на пенсионную систему и сферу здравоохранения.

Уже сейчас складывающиеся демографические тенденции в отношении численности населения старше трудоспособного возраста говорят сами за себя. По официальным данным, работающие 4,6 миллиона человек обеспечивают пенсию 3,3 миллиона пенсионеров. Это означает, что на одного пенсионера приходится меньше двух работающих.

По основным показателям, характеризующим пенсионную систему, ситуация в Узбекистане в начале 2000-х годов была сравнительно благоприятная. На одного пенсионера в тот период приходилось свыше четырех работающих. Средний размер пенсии покрывал почти 39 процентов средней заработной платы при пороговом значении не менее 30 процентов.

Одним из факторов, повлиявших на текущее положение дел в пенсионной сфере, также является переток трудовых ресурсов в сферу малого бизнеса и частного предпринимательства. Неформальная занятость в виде мелкой розничной торговли, оказания разных услуг частным образом, занятость в сельском хозяйстве и другие часто предполагают отсутствие трудовых договоров и социальной защиты, неуплату налогов и взносов в социальные фонды.

Иными словами, самозанятые работники и владельцы малых фирм вовсе не стремятся в формальный сектор, их вполне устраивает текущий статус занятости. Законодательная защита рабочих мест в формальном секторе также не является достаточным стимулом для перехода в него, так как работники могут относительно выше ценить другие характеристики, как, например, свободу действий и рост заработка.

Таким образом, для предотвращения нарушения устойчивости пенсионной системы в долгосрочной перспективе следует обеспечить опережающий рост численности занятых в экономике по сравнению с ростом численности пожилого населения. Проще говоря, увеличивать численность официально занятых в экономике, а не уменьшать.

Для решения сложившейся ситуации, в частности, стимулирования накопления средств для обеспечения пенсионных выплат целесообразно совершенствовать рыночные механизмы, способствующие увеличению накопительной части пенсионного обеспечения на-селения. Если же не провести реформирование по всем направлениям пенсионной системы и не найти рациональные подходы, а напрямую повышать отчисления с учетом размера доходов, то существует вероятность того, что будет рост «теневой» экономики, сокрытие доходов и другие негативные последствия.

В зарубежных странах это планируется на протяжении длительного срока (до 2030 года — в Японии, до 2027-го — в США), или устанавливается не возраст выхода на пенсию, а максимальный возраст, ранее которого невозможно принудить к выходу на нее (например, 67 лет в Швеции). А право на получение полной пенсии привязано не только к пенсионному возрасту, но и к величине трудового стажа (как во Франции). В ходе пенсионных реформ «потолок» заработной платы, с которой начисляются взносы в пенсионную систему, отменили в Бельгии, Италии, Португалии и Швейцарии.

В большинстве стран мира осуществляется пенсионное обеспечение граждан. При этом, если в одних странах основной упор делается на государственное финансирование пенсионной системы, в других основу составляют пенсионные накопления самих граждан. Что касается стран СНГ, то при проведении пенсионных реформ на перспективу возникла проблема выбора базового пенсионного института в национальных пенсионных системах. Речь о выборе между несколькими развилками, требующими своего выбора.

Первая — какому пенсионному институту отдать предпочтение: сохранить старую систему, базировавшуюся на государственном социальном обеспечении, или внедрять новый институт, основанный на принципах социального пенсионного страхования. Практически все страны СНГ, кроме Армении, отдали приоритет пенсионному страхованию.

Мировая практика показывает, что идеальной государственной системы пенсионного обеспечения не существует. Поэтому выбор каждой страной способов реформирования национальной системы.

Согласно проекту Концепции реформирования системы государственного пенсионного обеспечения, предлагается увеличить минимальный требуемый трудовой стаж с 7 до 15 лет, а также поэтапно повысить пенсионный возраст с доведением до среднемирового уровня, который составляет для женщин 60, для мужчин — 65 лет, а в странах СНГ — 58 и 63 года соответственно.

Лана ЦХАЙ, главный научный сотрудник Центра экономических исследований

(Источник: газета «Народное слово»)

 
EN AF RU
Актуально

 

Выборы Президента Республики Узбекистан. Декабрь 2016 


 

 Международный инвестиционный форум в г.Ташкенте


 

 Новости Республики Узбекистан (ИА "Жахон")


 


 

 

 

 


 


 

 


111
 

Знаменательные даты
Конференции
СИЭЗ - "Навои"

 

Погода

 

Курсы валют