right
Visitors
Сейчас 1312 гостей онлайн

ЕЖЕДНЕВНЫЙ ВЕСТНИК НОВОСТЕЙ №150 Управление по связям с общественностью и СМИ МИД Республики Узбекистан 2 августа 2018г.

ЕЖЕДНЕВНЫЙ ВЕСТНИК НОВОСТЕЙ №150

Управление по связям с общественностью и СМИ

МИД Республики Узбекистан

2 августа 2018г.

ПРЕЗИДЕНТ

Президент Узбекистана принял президента Европейского банка реконструкции и развития

Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев 1 августа 2018 года принял президента Европейского банка реконструкции и развития Суму Чакрабарти.

Тепло приветствуя гостя, глава государства выразил глубокое удовлетворение высокой динамикой развития взаимовыгодного сотрудничества между Узбекистаном и ЕБРР.

С момента проведения встречи в Ташкенте в марте прошлого года сторонами осуществлена большая практическая совместная работа и достигнуты первые конкретные результаты.

За этот период банком выделены кредитные линии на сумму свыше 190 миллионов долларов для финансирования проектов поддержки предпринимательства в нашей стране. В настоящее время на рассмотрении находятся перспективные проекты в сферах развития сельской инфраструктуры и жилищного строительства, модернизации объектов энергетической отрасли и коммунального хозяйства, поддержки бизнеса и других направлениях на сумму свыше 1 миллиарда долларов. Из них в ближайшие месяцы планируется одобрение проектов на сумму до 600 миллионов долларов.

Завершается работа над стратегией ЕБРР по сотрудничеству с Узбекистаном, принятие которой намечено в сентябре этого года.

Кроме того, в ноябре прошлого года в Ташкенте возобновило свою деятельность представительство банка, предусматривается создание его филиалов в регионах страны. Эксперты ЕБРР принимали активное участие в разработке нового порядка, направленного на повышение эффективности подготовки и реализации в Узбекистане инвестиционных проектов с участием международных финансовых институтов.

Ведется также совместная работа над долгосрочной программой реформирования энергетического сектора и развития возобновляемой энергетики в Узбекистане.

На встрече обсуждены вопросы дальнейшего расширения взаимовыгодного сотрудничества, его наполнения новыми программами и проектами, прежде всего в сферах поддержки и разработки стратегий реформ основных отраслей, предприватизационной подготовки предприятий, внедрения механизмов государственно-частного партнерства, комплексного развития регионов, а также привлечения частных инвестиций в экономику.

Сума Чакрабарти высоко оценил осуществляемые в Узбекистане на качественно новом этапе реформы и преобразования в сфере государственного и общественного строительства, либерализации экономики, которые способствуют обеспечению устойчивого развития страны, повышению уровня и качества жизни населения, а также росту авторитета Узбекистана на международной арене.

Глава ЕБРР подчеркнул важность и высказал свою решительную поддержку инициативам Президента Узбекистана, направленным на углубление взаимовыгодного и плодотворного регионального сотрудничества, обеспечение мира, стабильности и процветания в Центральной Азии.

Выразив глубокую признательность главе нашего государства за теплый прием, он подтвердил готовность банка к дальнейшему расширению партнерства с Узбекистаном в целях поддержки проводимых масштабных преобразований в стране, а также укрепления регионального взаимодействия.

(Источник: УзА)

Сума Чакрабарти: Уверены, совместные проекты дадут высокий результат

Сотрудничество между Узбекистаном и Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) успешно развивается. Подчеркивая это, президент ЕБРР Сума Чакрабарти рассказал корреспонденту УзА следующее:

– За последние полтора года в сотрудничестве между Узбекистаном и ЕБРР открылась новая страница.

В ходе моего первого визита в вашу страну в марте прошлого года были намечены перспективные направления взаимодействия в поддержке малого бизнеса и частного предпринимательства, банковско-финансового сектора, модернизации сельской инфраструктуры и энергетической отрасли, организации современных производств в ведущих отраслях экономики.

Сегодня мы обсудили с Президентом Шавкатом Мирзиёевым вопросы реализации широкомасштабных программ и проектов в этих направлениях, дальнейшего расширения взаимовыгодного партнерства. Обменялись мнениями по конкретным направлениям реализации совместных проектов в регионах вашей страны. Рассмотрены вопросы, в том числе, по развитию банковско-финансовой системы, модернизации энергетики, привлечению частных инвестиций в экономику, а также внедрения механизмов государственно-частного партнерства.

Привлечение иностранных инвестиций в вашу страну является важным направлением нашего сотрудничества. Происходящие в Узбекистане масштабные обновления в государственном и общественном строительстве, либерализации экономики, поддержке частного предпринимательства, внедряемые эффективные механизмы привлечения иностранных инвестиций создают прочную основу для активного сотрудничества международных финансовых учреждений с вашей страной. Мы уверены, что наши совместные проекты дадут высокий результат в последовательном развитии экономики и регионов Узбекистана.

(Источник: УзА)

ИНВЕСТИЦИИ: РЕФОРМЫ

Цель - войти в топ-50

 Завершилось общественное обсуждение проекта Стратегии инновационного развития Республики Узбекистан до 2021 года.

Министерство инновационного развития подготовило его для обеспечения прогресса во всех сферах с учетом лучшего зарубежного опыта, достижений мировой науки и техники, передовых идей и разработок. Это соответствует задачам Стратегии действий и Государственной программы-2018, позволит активизировать модернизацию и диверсификацию производства, увеличить его объемы и номенклатуру конкурентоспособных товаров, востребованных внутри страны и за ее пределами. Тем более, что сегодня продукты интеллектуальной деятельности имеют более высокую добавленную стоимость, чем традиционные. Нужно реагировать и на вызовы планетарного масштаба - от изменения климата до ресурсов.

Но есть и вполне конкретная конечная цель - вхождение Узбекистана к 2030 году в состав 50 передовых стран мира по рейтингу Глобального инновационного индекса, который составляется на базе более чем 80 параметров. В 2015-м мы располагались на 122 строчке из свыше чем 140 государств, тогда как Россия - на 48-й, Беларусь - 53-й, Казахстан - 82-й, а неизменным лидером почти всей последней декады была Швейцария. Однако в следующие два года нашу республику и вовсе в него не включали из-за отсутствия многих показателей. Это означает отставание в области институционального развития, исследований, качества человеческого капитала, благоприятности бизнес-среды и восприимчивости к инновациям. Нашу экономику, как указано в документе, характеризуют технологическая отсталость целого ряда отраслей, высокие затраты на выпуск единицы продукции, низкие производительность труда и доля высокотехнологичного экспорта, недостаточные конкурентоспособность товаров и степень углубленной переработки богатых природных ресурсов.

Нужно совершить качественный и количественный рывок, но этому препятствуют имеющиеся системные проблемы. В проекте первой из них назван низкий уровень взаимосвязей инновационного развития между отраслями экономики и научными учреждениями. Другая - отсутствие необходимой координации в этом направлении со стороны министерств и ведомств, органов власти на местах. Нет также соответствующих среднесрочных и долгосрочных целей и программ на срок от трех до десяти лет.

Предложенная стратегия, "дорожная карта" по ее реализации и целевые показатели до 2030 года опираются на результаты всесторонней оценки инновационного потенциала и научно-технологических прогнозов, составленных с учетом нынешней обстановки в регионе и мире. Важная ее часть - участие всех соотечественниковв трансформации общества, объ­единение капитала и потенциала страны на пути к созданию высокотехнологичного государства с цифровизацией всех направлений жизнедеятельности. Направлять и контролировать работу будет Комиссия по проведению критического изучения и подготовке предложений по реализации Стратегии инновационного развития Республики Узбеки­стан.

Главный приоритет - развитие человеческого капитала как основы инновационного развития, ключевого фактора, определяющего уровень международной конкурентоспособности страны. Для это нужны перемены по нескольким направлениям.

Первое - образование. Разработчики документа отмечают: Узбекистан не участвует в международных программах по оценке качества подготовки кадров, слишком мало ребят посещает детсады (30 процентов) и вузы (9,5 процента). Последняя цифра мала и по региональным, и по мировым меркам. К примеру, в Республике Корея этот показатель - 95 процентов, России - 79, Казахстане - 46. За рубежом он идет вверх, а у нас за 25 лет упал на девять пунктов. К тому же образование не соответствует потребностям экономики. Исследование Всемирного банка показало: 35 процентов наших компаний сталкиваются с трудностями при поиске квалифицированных кадров с дипломом вуза, а в случае промышленных предприятий - почти половина. Высшая школа лишена независимости в определении учебных программ и других вопросах, слабо взаимодействует с бизнесом и недостаточно применяет информационные технологии, а научный потенциал педагогов слишком мал: доля докторов и кандидатов наук - 37,9 процента, и обычно это люди в возрасте.

В стратегии предлагается расширять охват ребят детскими садами и высшими учебными заведениями (в том числе частными, которых пока нет), повышать статус и долю дипломированных наставников, освобождать их время для основной работы путем снижения бюрократической нагрузки, разрешить абитуриентам поступать в несколько вузов, внедрять современные учебные программы, педагогические и smart-технологии, развивать дистанционное, инклюзивное и образование для взрослых, а также открывать полиязычные экспериментальные школы, ведущие занятия на трех языках. Узбекистан войдет в международные исследования навыков чтения, математической и естес­твеннонаучной грамотности PISA, TIMSS и PIRLS, а также внедрит национальную систему оценки качества образования. В высшей школе увеличится доля студентов по естес­т­венным и техническим дисциплинам, укрепят международные контакты, появятся платформы интеграции с бизнесом, образованием и государством, а также форсайт-центры, прог­нозирующие сценарии развития инновационной деятельности.

Второй вектор - наука, разработки, изобретения и трансфер технологий. Пока нет механизма определения приоритетов исследований, нынешние сформулированы слишком широко, а результат - мелкотемье и дублирование, распыление средств. Налицо слабая координация между министерствами и иными структурами, ответственными за научную деятельность, а также между крупными лабораториями и университетами, что мешает целевым межведомственным изысканиям. Не уделяется внимание развитию изобретательской и рационализаторской деятельности. Отсутствует научный анализ исследований с привязкой к крупным инвестиционным проектам и программам развития территорий, почти не работает система продвижения технологий, в этой области не хватает нормативных документов и - особенно остро - квалифицированных специалистов: от инженерно-технических до экономистов, менеджеров, юристов, патентоведов и других. Вследствие коллективного старения кадров снижается вероятность освоения принципиально новых направлений исследований.

На научно-исследовательские и опыт­но-конструкторские разработки (НИОКР) направляется слишком мало средств: в 2016-м - 0,21 процента от ВВП, тогда как в Южной Корее - 4,2, Японии - 3,3, США и Германии - 2,8. Не стимулируется привлечение внебюджетных и частных фондов, в том числе венчурных, недостаточно развиты внутренние источники долгового финансирования. Потому средства в основном бюджетные, а для их выделения на разных этапах жизненного цикла проектов применяется обычно лишь один вариант - безвозмездные гранты, что не всегда эффективно, как подтверждает мировой опыт. Процесс их предоставления непрозрачный и обременительный, а объемы государственного финансирования порой определяются без учета и понимания содержания исследования, график же освоения денег устанавливается безотносительно потребностей ученых.

Для решения этих проблем намечено определять приоритеты развития науки путем глубокого анализа конкурентных преимуществ страны, ввести госзаказ на НИОКР с использованием механизмов проектного управления, создать государственную систему научно-технической информации и специализированное ведомство по содействию коммерциализации объектов интеллектуальной собственности и трансферу технологий, поддерживать научные школы и лаборатории, ведущие фундаментальные исследования на мировом уровне. Расширятся профильные молодежные программы, в том числе с привлечением ученых из регионов в столицу, а в ведущих зарубежных научных цент­рах и университетах станут готовить докторов наук и философии по прорывным и актуальным для Узбекистана направлениям. Предусмотрены четкая регламентация правовой охраны результатов научно-технической деятельности, стимулирование инжиниринговых организаций, а также появление в НИИ и вузах инновационных кластеров, бизнес-инкубаторов и акселераторов, особых технологических зон и парков, фондовых бирж высоких технологий, центров их трансфера, коучинга и коллективного пользования уникальным научным оборудованием.

Расходы на науку предложено довести до одного процента от ВВП, а конкурсную систему отбора проектов пересмотреть в сторону прозрачности процедур. Возможно, соз­дать специальные фонды и банки, финансирующие инновационную деятельность, расширить выделение средств государством и частным сектором на долевых началах, предоставить налоговые льготы, государственные гарантии и кредиты инвесторам, вкладывающимся в производство наукоемкой и высокотехнологичной продукции, которую можно реализовывать на внешнем рынке. Большие перспективы открывает и встраивание малых инновационных предприятий при вузах и НИИ в международные кооперационные цепочки, что увеличит иностранные вложения.

Следующая часть - институциональная реформа и модернизация системы государственного управления, которая прямо влияет на инновационную активность. Здесь авторы стратегии отмечают, что в стране не сформировался системный подход к организации соответствующих структур, их задачи и полномочия зачастую недостаточно четко определены и скоординированы или дублируются, некоторые реально выполняемые функции не прописаны, а официально закрепленные - не соотносятся с возможностями. Каждый из госорганов, как правило, совмещает правоустанавливающую, правоприменительную, надзорную роли и предоставление услуг. Это, среди прочего, ослабляет контроль, размывает ответственность, порождает избыточные согласования и коррупцию. Присутствует многоступенчатость внутренней иерархии исполнительной власти, органы которой продолжают активно использовать административные методы, несовмес­тимые с эффективным функционированием рыночной экономики. Принятие решений чрезмерно централизовано, а местные власти институционально слабы, что тормозит развитие территорий. Дает о себе знать недостаточный уровень внедрения в управленческий процесс современных методов планирования и организации работы, ИКТ, работа официальных структур еще не так открыта и прозрачна, в том числе с точки зрения общественного контроля. Нет систематизированного законодательного регламентирования государственной службы с определением прав, обязанностей, социальных гарантий служащих и объективной оценки их деятельности.

Как быть? Прежде всего формировать нормативную базу для оптимизации структуры органов исполнительной власти, уточнить и разграничить их функции и сферы ответственности, повышать самостоятельность руководителей, укреплять социальное и государственно-частное партнерство, внедрять передовые методы работы, совершенствовать оказание госуслуг с максимально возможным сокращением и упрощением разрешительных процедур. В планах - принятие программ децентрализации госуправления и формирования эффективной системы профессиональной госслужбы, укрепление законодательной и судебной властей, коренной пересмотр нормотворческой деятельности Олий Мажлиса с включением положений ведомственных актов в законы прямого действия.

Также в приоритетах - обеспечение защиты прав собственности, создание конкурентных рынков, равных условий ведения бизнеса и устойчиво функционирующей инфраструктуры. Этому помогут инвентаризация и ликвидация имеющихся противоречий в законодательстве в области ведения бизнеса, закрытие сохранившихся отраслевых квази-минис­терских структур, приватизация неэффективных, искусственно соз­данных государственных монополистических предприятий. Не обойтись без усиления антимонопольных органов, ревизии корпоративного права и мирового опыта корпоративного управления, назначения на ключевые должности профессиональных менеджеров, чье вознаграждение зависит от результатов деятельности компаний. Продолжатся сокращение перечня подакцизных импортных товаров, унификация акцизов на ввозимые и местные, упрощение внешнеторговых операций. Намечается отменить практику продажи продукции, особенно высоколиквидной, только определенным организациям, сократить число товаров и услуг, цены на которые регулируются решениями правительства, а также запретить хокимиятам и иным органам устанавливать максимальную стоимость на отдельные виды продукции. На практике применят научно обоснованные критерии предоставления налоговых, таможенных, кредитных и других льгот и преференций.

Отдельно скажем о решениях, которых давно ждут многие сограждане. Среди обозначенных в проекте инициатив - отмена административных ограничений права собственности, связанных с пропиской, введение земли неаграрного назначения в хозяйственный оборот посредством оформления ее в частную собственность, а также обеспечение прав пользования сельхозугодьями. Принятие необходимых решений запланировано уже на 2019 год.

Как видно, в документе откровенно описаны многие "болевые точки" систем госуправления, экономики, образования и науки. Менять ситуацию в некоторых направлениях уже начали, однако в Стратегии инновационного развития все меры - предпринятые и будущие - обретают упорядоченный характер. Это только на первый взгляд кажется, что названные области далеки друг от друга. Все они взаимосвязаны, и потому важен каждый пункт, призванный навести порядок, отменить ограничения, открыться миру и создать новые возможности, сделать реальной конкуренцию и поддержать только самых достойных. Тогда и удастся добиться амбициозных целей. Да, глядя на приведенные в начале статьи позиции нашей страны в рейтинге Глобального инновационного индекса, кто-то может усомниться в том, что можно покорить топ-50. Но 12 лет - срок более чем достаточный, если действительно работать. Воля для реформ есть. А потому лучше метить высоко.

(Источник: газета «Правда Востока»)

ФИНАНСЫ

Центробанк направил $900 млн на поддержку курса сума в первом полугодии

Центральный банк Узбекистана в первом полугодии осуществил валютные интервенции на поддержку курса сума в объеме 900 млн долларов. Об этом говорится в обзоре денежно-кредитной политики (PDF), который регулятор опубликовал 1 августа.

«Если в первом квартале объем валютных интервенций Центрального банка составил 600 млн долларов, то во втором квартале объемы интервенций составили 300 млн долларов», — говорится в обзоре.

Специалисты ЦБ связывают использование валютных интервенций с сезонным фактором, в частности, во втором и третьем кварталах, когда существенно увеличивается объем денежных переводов физических лиц.

По данным Центробанка, объем денежных переводов в первом полугодии вырос на 14% по сравнению с аналогичным периодом 2017 года до 2,3 млрд долларов.

С начала года доля иностранной валюты в структуре обязательных резервов банков снизилась с 96% до 46% за счет дифференцирования норм резервирования исходя из валюты и сроков депозитов.

 (Источник: «Газета.uz»)

ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ – ПРИОРИТЕТ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ УЗБЕКИСТАНА

Узбекистан – Таджикистан: Укрепляются культурные связи

Делегация во главе с министром культуры Республики Таджикистан Шамсиддином Орумбекзода прибыла с визитом дружбы в Узбекистан.

Отношения между Узбекистаном и Таджикистаном имеют многовековую историю. За последние годы связи между двумя странами поднялись на новый уровень. Важным фактором дружбы, добрососедства и взаимовыгодного сотрудничества служат искренние личные отношения между Президентами двух стран.

Делегация Таджикистана побывала в Союзе писателей Узбекистана. В ходе встречи председатель Союза писателей Узбекистана Сирожиддин Саййид, министр культуры Республики Таджикистан Шамсиддин Орумбекзода и другие отметили, что узбекский и таджикский народы связывают многовековые связи дружбы и добрососедства, общая история, единая религия, общность культур, обычаев и традиций, за последние годы по инициативе глав двух государств во всех сферах развивается взаимовыгодное сотрудничество.

Оно также отражается на укреплении связей в сфере литературы. Особое внимание, уделяемое за последние годы развитию национальной литературы, нацеливает отечественных деятелей творчества на литературное сотрудничество с мастерами пера зарубежных, прежде всего, соседних стран.

Таджикский народ ценит великого Навои, узбекскую литературу, а узбекский, в свою очередь, – Абдурахмана Джами и таджикскую литературу. Следует особо отметить, что в Самарканде установлены памятники двум великим гениям узбекского и таджикского народов – Алишеру Навои и Абдурахману Джами. Президент Таджикистана решил переименовать парк отдыха, расположенный по улице Бехзода в Душанбе, в парк имени Низомиддина Алишера Навои и в качестве символа дружбы узбекского и таджикского народов установить в парке памятники Алишеру Навои и Абдурахману Джами. Все это, вне всякого сомнения, послужит укреплению литературных связей между Узбекистаном и Таджикистаном.

– Раньше, в нашей юности, Ташкент описывали, как "хлебный город", – говорит народная поэтесса Таджикистана Зульфия Атои. – Сегодня, став свидетелем огромных преобразований, созидательной работы, проводимой в столице и по всей вашей стране в целом, а также увидев радость на лицах и сияние в глазах народа Узбекистана, захотелось назвать Ташкент городом любви, искренности и духовности. Последние 20 лет не организовывались творческие визиты. Слава Всевышнему, что закончилась эпоха разрыва, начался диалог.

В ходе визита таджикская делегация посетила комплекс Хазрати Имама в столице.

(Источник: УзА)

Международные отношения

Встреча с Послом Туркменистана

2 августа 2018 года Министр иностранных дел Республики Узбекистан Абдулазиз Камилов принял Чрезвычайного и Полномочного Посла Туркменистана Шири Шириева, завершающего свою дипломатическую миссию.

В ходе состоявшейся беседы Министр отметил активную и плодотворную деятельность Посла Туркменистана в нашей стране и высоко оценил его личный вклад в расширение и углубление взаимовыгодных узбекско-туркменских отношений, которые сегодня под руководством глав двух государств вышли на качественно новый уровень стратегического партнерства.

Шири Шириев, со своей стороны, выразил признательность узбекской стороне за созданные благоприятные условия для его успешной работы в качестве Посла.

(Источник: Веб-сайт МИД Республики Узбекистан)

Образование

Узбекистан: Тестовые испытания – уверенный шаг на пути искоренения коррупции

Тестовые испытания – уверенный шаг на пути искоренения коррупции Во всех регионах нашей страны 1 августа начались тестовые испытания для поступления в высшие учебные заведения.

Развитие страны зависит от обладающих глубокими знаниями и профессиональной квалификацией, конкурентоспособных кадров, соответствующих современным требованиям. Осуществляемые под руководством Президента нашей страны Шавката Мирзиёева реформы в системе образования способствуют коренному совершенствованию всех ее звеньев, в том числе высшего образования.

В нынешнем году впервые в истории нашей страны тестовые испытания для поступления в бакалавриат высших образовательных учреждений проводятся за пределами университетов и институтов с целью обеспечить высокий уровень объективности и прозрачности данного процесса.

В соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан "О совершенствовании порядка проведения вступительных тестовых испытаний в бакалавриат высших образовательных учреждений республики" от 16 ноября 2017 года в данном направлении происходят кардинальные положительные изменения. Так, определено, что с 2018/2019 учебного года вступительные тестовые испытания по приему в высшие образовательные учреждения проводятся в период с 1 августа по 15 августа, результаты вступительных тестовых испытаний объявляются на официальном веб-сайте Государственного центра тестирования на следующий день после их проведения. Прием по направлениям образования в сфере культуры, искусства, дизайна, искусствоведения, музыки, спорта и физического воспитания, требующим от абитуриентов особой одаренности, осуществляется по результатам творческих экзаменов без вступительных тестовых испытаний.

Вместе с тем в этом году вступительные тестовые испытания по приему в высшие образовательные учреждения впервые проводятся в павильонах Национального выставочного комплекса «Узэкспоцентр», а также в зданиях колледжей олимпийского резерва в областных центрах и других организаций большой вместимости. Примечательно, что тестирование проводится на основе максимальной открытости и прозрачности процесса, созданы возможности для видеонаблюдения представителями общественности, в том числе родителями абитуриентов, за процессом вступительных тестовых испытаний в режиме онлайн.

Полностью пересмотрено материально-техническое обеспечение проведения тестовых испытаний. Государственный центр тестирования при Кабинете Министров обеспечен современным оборудованием для быстрого считывания результатов тестовых испытаний, что позволит объявить результаты в сжатые сроки.

В соответствии с постановлением главы государства "О приеме в высшие образовательные учреждения Республики Узбекистан в 2018/2019 учебном году" от 3 июня 2018 года утверждены общие квоты приема в высшие образовательные учреждения по подготовке бакалавров в количестве 69 200 человек, в том числе по государственным грантам – 17 654 и на платно-контрактной основе – 51 546. Создание специальный заочных и вечерних отделений, организация на местах филиалов ряда вузов, новых университетов расширили доступ молодежи к высшему образованию. В текущем году документы на поступление в вузы нашей страны подали 675 тысяч 49 человек.

По данным Государственного центра тестирования, по количеству абитуриентов, подавших документы на поступление, лидируют Каршинский, Самаркандский и Ферганский государственные университеты. Вузами с самым высоким конкурсом являются Ферганский филиал Ташкентской медицинской академии, где на одно место претендуют 23,2 абитуриента, а также Андижанский машиностроительный институт (18,3), Термезский филиал Ташкентского государственного технического университета (17,6). В нынешнем году начали прием абитуриентов такие новые вузы, как Университет журналистики и массовых коммуникаций Узбекистана, Международный университет туризма "Шелковый путь", Самаркандский институт ветеринарной медицины.

...8.00 утра. В столице тестовые испытания по приему в бакалавриат вузов начались в нескольких павильонах "Узэкспоцентра", в комплексе "Узкургазмасавдо", Межвузовском спортивном комплексе, Республиканской специализированной школе-интернате олимпийского резерва, Республиканском колледже олимпийского резерва и других зданиях большой вместимости. Приняты все меры для обеспечения проведения этого ответственного процесса упорядоченно, в соответствии с установленными нормами и правилами, принципами открытости, прозрачности и справедливости.

Сегодня в павильонах "Узэкспоцентра" тесты сдают абитуриенты Ташкентского государственного юридического университета. По словам ответственного секретаря приемной комиссии университета Отабека Бобожонова, в нынешнем году абитуриенты впервые подали документы в бакалавриат вуза онлайн, то есть через центры государственных услуг на местах. Квота приема в университет на предстоящий учебный год составляет 600 человек. Заявлений на поступление поступило более 7 тысяч.

Организация тестовых испытаний осуществлена в строгом соответствии с установленными порядком и правилами. О серьезной подготовке абитуриентов к тестированию свидетельствует их добросовестный подход к этому ответственному процессу. Многие молодые люди уверены в своих силах и знаниях.

Рядом с комплексом созданы все необходимые условия для родителей абитуриентов. Установленные здесь мониторы напрямую транслируют процесс тестовых испытаний.

– Моя дочь Мухлиса поступает в первый раз, – говорит Малохат Турсунова из Наманганской области. – Многие родители довольны тем, что на всех этапах обеспечивается открытость и прозрачность, предприняты практические шаги по предотвращению и недопущению коррупции.

– Вопросы составлены лаконично и понятно, – говорит Мухриддин Калонов, один из вышедших после сдачи тестов абитуриент из Самаркандской области. – Нет необходимости перечитывать и ломать голову. Чувствуется, что успешное решение теста напрямую зависит от уровня знаний. Честно говоря, прежде некоторые абитуриенты и другие нечистые на руку лица применяли различные уловки на тестировании. Сегодня мы убедились, что подобные негативные явления остались в прошлом.

– Тестовые испытания прошли объективно и прозрачно, – говорит абитуриент из Бухарской области Шухрат Тураев. – Не наблюдал списывающих со шпаргалок или пытавшихся действовать в обход правил. Заданные вопросы не очень сложные, но и не слишком легкие. Все – из школьной программы. Предпринятые меры по обеспечению справедливого проведения тестов усиливают стремление молодежи к получению образования и укрепляют их веру в справедливость.

Действительно, широкая общественность, родители и молодежь признают, что в этом году тестовые испытания организованы в духе объективности и справедливости.

В мероприятии принял участие Премьер-министр Республики Узбекистан А.Арипов.

(Источник: УзА)

искусство

Аслиддин Исаев: "Живопись - мой голос"

Самаркандского живописца, члена Академии художеств Аслиддина Исаева знают и уважают коллеги, ученики и просто ценители прекрасного. Поэтому его персональная выставка "Сияние и очарование цвета", которая открылась в Государственном музее истории и культуры народов Узбекистана, стала долгожданным подарком для поклонников творчества к 70-летию мастера.

Рассказывать о его работах, которые столь же многообразны и метафоричны, как вся наша стремительная жизнь, - непростая задача. Можно долго говорить о начальном периоде, где преобладают натурализм и тяготение к изображению национальных обрядов. Можно углубиться в его тревожный символизм конца 80-х и начала 90-х годов, хорошо отразивший трудности того времени. Но все это лучше оставить искусствоведам. Мы же предоставим слово мастеру (Аслиддин Искандарович не особо любит давать пространные интервью. Представленные размышления художника собирались по крупицам на протяжении нескольких лет при различных обстоятельствах, но, думается, тем они ценнее именно сейчас, когда его работы доступны всем, кто желает прикоснуться к прекрасному).

Выбор пути

В детстве мечтал хоть раз увидеть живого, настоящего мастера кисти. В кишлаке Чоршанбе, где вырос, присутствовало все, чтобы быть художником, и не было ничего, чтобы стать им. Красивая природа, бесхитростные люди, неприхотливый послевоенный быт располагали к мечтам о чем-то большем, необычном. Но отсутствие понимания земляков превращало грезы в дерзость. Сельским труженикам, а одним из них была мама, увлечение рисованием казалось блажью, чудачеством. Пришлось долго и убедительно доказывать, что выбранный путь не временное баловство, что без живописи не представляю жизни, она - мой голос.

Когда впервые увидел в Самарканде настоящих художников - на одной из совместных выставок З. Ковалевской, Р. Тимурова, М. Калантарова, А. Разыкова не мог поверить, что эти улыбчивые, доброжелательные люди, которые так просто общаются между собой и со зрителями, и есть те самые гении, подарившие миру чудесные работы. Думаю, что сегодня нашей молодежи остро не хватает этого ощущения встречи с подлинным искусством, с теми, кто его создает. В Самарканде, к сожалению, до сих пор нет своей галереи изобразительного искусства в сов­ременном ее понимании, где можно регулярно проводить встречи с художниками. "Чорсу", "Айсель", конечно, выручают местных мастеров, но в силу камерности не могут ответить на все их запросы.

Учителя и ученики

Часто задают вопрос об учениках, и я всегда теряюсь в поисках ответа, так как никого специально не готовил до последнего времени. Это раньше у каждого живописца были подмастерья, которые растирали пигмент, делали краски и потом, видя, как работает мастер, учились. Сейчас краски продаются в магазине, а изобразительное искусство включено в школьную программу. Не могу отнести к своим ученикам тех ребят, которые приходят за советом, или для кого провожу мастер-классы. Они сами должны называть имя учителя. Например, своими наставниками считаю Рузы Чарыева, Рашида Тимурова и Григория Улько, дружбой с которыми всегда гордился. В их же ряду - Леонардо да Винчи, Эль Греко, Микалоюс Чюрлёнис, чья живопись по сей день волнует мою душу. Если они не учили меня держать в руках карандаш или кисть, это не означает, что они не могут быть моими педагогами. К сожалению, бывает наоборот: когда те, кто официально учит рисованию, губит талант художника авторитаризмом, неприятием иного видения исполнения творческой задачи. Потом такой калека от искусства боится отойти от академизма и рождает мертвые работы на потребу публике. А ведь художнику важна именно внутренняя свобода, чтобы его творческому полету никто не мешал.

Наша школа

Когда говорят о самаркандской школе живописи, многие понимают под этим исключительно развитие станковой живописи начала-середины ХХ века и связанные с этим периодом имена - Усто Мумина, Льва Бурэ, Павла Бенькова и другие. Безусловно, эти художники внесли большой вклад в развитие изобразительного искусства не только древнего города, но и Центральноазиатского региона в целом. Однако для меня самарканд­ская живопись начинается с росписей дворца Афросиаба. Часто прихожу в музей, чтобы проникнуться древним духом Согдианы. Восхищаюсь работой неизвестных мастеров, которые тонко чувствовали цвет, находили идеальные композиционные решения. Эти росписи - вечные учителя живописи. Духовным наставником считаю комплекс Шахи-Зинда, который напоминает о бренности жизни и непреходящих ценностях. Мастера, которые оформляли эти мавзолеи, подбирали цвет и орнамент, были одними из мудрейших художников своего времени.

Как понять искусство

Чтобы понимать живопись, нужно иметь соответствующий уровень образования. Если зритель воспитан исключительно на реалистическом искусстве, ему трудно будет воспринимать что-то иное. Так не только в живописи. Можно только представить, как отнесся бы поклонник творений Моцарта из ХVIII века к джазу или современной рок-музыке. А как воспринимали тех же импрессионистов в XIX столетии? В то же время в основе всего лежит академизм. Не познав основ рисунка, композиции, техники исполнения, нельзя судить об изобразительном искусстве в целом.

Другой вопрос - некие струны души, которые задевает или не задевает произведение искусства. Например, очень нравится ранний Пикассо, а вот поздние его работы далеки от моего духа. Искусство там, где человека заставляют остановиться и задуматься.

Сейчас немало людей, которые считают себя знатоками этой сферы, они умеют долго и очень складно говорить о той или иной картине, творчестве художника. При этом часто сами ничего по-настоящему не чувствуют по отношению к предмету разговора, лишь повторяют ранее сказанное. Их называю игроками. Они обладают энциклопедическими знаниями, это прекрасные ораторы, но живопись или любое другое искусство для них - постамент для собственного памятника. Не хватает настоящих искусствоведов, которые понимали бы творчество художников и могли донести его до зрителя, который, не осознавая того, остро нуждается в таком искреннем диалоге.

Для справки:

Аслиддин Исаев удостоен ордена "Дустлик", диплома Академии художеств за лучшее произведение национального характера, награжден Золотой медалью академии за выдающиеся заслуги в области изобразительного искусства. Является участ­ником многих международных выставок, в том числе в Болгарии, Чехии, Польше, Германии, Индии, США, Японии, Франции, Англии, Испании и Италии. Его картины хранятся не только в музеях страны, но и известных галереях мира.

(Источник: газета «Правда Востока»)

Узбекистан – страна ТУРИЗМа

В родном селе ибн Сино будет возведен уникальный комплекс

В Пешкунском районе Бухарской области Узбекистан в селе, где родился наш великий предок Абу Али ибн Сино, будет построен крупный комплекс.

В рамках исполнения Указа Президента нашей страны «О дополнительных организационных мерах по созданию благоприятных условий для развития туристского потенциала Республики Узбекистан» от 3 февраля текущего года и постановления «О мерах по ускоренному развитию туристского потенциала города Бухара и Бухарской области на 2017-2019 годы» от 19 мая 2017 года предусмотрено строительство крупного объекта для демонстрации богатого наследия нашего великого предка, внесшего бесценный вклад в развитие мировой науки, приобщения людей к здоровому образу жизни, а также в целях увеличения туристского потока.

Каждый объект комплекса, занимающего 5 гектаров, будет отличаться своеобразием. При этом наибольшую территорию займет Центр народной медицины, в котором будут организованы каменный хаммам с паровым эффектом, сандал, помогающий при лечении болезней ног, лечение пиявками, массажные кабинеты. Посетителям здесь предложат катык и каймак из коровьего молока, насыщенные лекарственными травами, фруктовые соки, а также настойки из лекарственных трав. Будут организованы лечение медом, солью, растительным маслом, прогулки на свежем воздухе.

Несомненно, вызовет интерес и экопарк, который появится на территории. В нем будут выращивать абрикосы, орехи, джиду, лекарственные свойства которых отмечал Ибн Сино. На территории сада будут организованы прогулки на лошадях и верблюдах, что также полезно для здоровья людей.

В комплексе намечено создание уголка научных работ, рукописей, пособий и брошюр великого лекаря. Будет налажена торговля лекарственными растениями.

С увеличением потока посетителей внедрят и другие услуги. Например, в построенной 4-звездочной гостинице на 100 мест для гостей создадут все удобства. Еще одно важное новшество – для посетителей Афшоны будут организованы авиа-, железнодорожные и автобусные перевозки по доступным ценам. Намечено отремонтировать подъездные дороги к комплексу, в том числе проходящие через соседний Вабкентский район.

- В комплексе в целях пропаганды жизни, творчества и деятельности Абу Али ибн Сино намечается организовывать семинары, встречи и «круглые столы» с участием ученых, - говорит заместитель хокима Пешкунского района по вопросам инвестиций и туризма Шохрух Омонов. - Вместе с тем будут налажены поездки медицинских работников нашей страны в комплекс и мемориальный музей великого лекаря. Здесь выпускники медицинских колледжей смогут традиционно принимать присягу Абу Али ибн Сино. Победители республиканского смотра-конкурса «Последователи Абу Али ибн Сино», проводимого среди студентов высших образовательных учреждений и колледжей медицинского профиля, будут награждаться в этом комплексе.

На днях в Бухарском областном хокимияте состоялась презентация планов, касающихся строительства комплекса в Афшоне. В ней приняли участие представители турецкой компании “Medifemo Assistance”.

За счет средств в размере 51 миллиона долларов США компании “Alke group companies”, созданной при учредительстве “Medifemo Assistance”, в селе Афшона будет возведен комплекс наследия Абу Али ибн Сино. С этой целью хокимиятом Пешкунского района и компанией “Alke group companies” был подписан меморандум. Завершается разработка проекта, учитывающего традиции и стили национального зодчества, климатические особенности.

Планируется, что строительство комплекса начнется осенью этого года и завершится к августу 2019 года.

(Источник: УзА)

ПРИЛОЖЕНИЕ

О мерах по кардинальному улучшению инвестиционного климата в Республике Узбекистан

Указ Президента Республики Узбекистан

Отметить, что в целях создания в стране максимально благоприятного инвестиционного климата для привлечения прямых инвестиций реализованы масштабные меры по либерализации экономики, реформированию государственного управления, ограничению вмешательства в деятельность субъектов предпринимательства, сокращению и упрощению лицензионных и разрешительных процедур, обеспечению свободного доступа к товарам (работам и услугам), а также созданию в регионах необходимой инфраструктуры.

Ускоренными темпами осуществляется реформа налоговой политики и таможенно-тарифного регулирования, направленная на снижение налогового бремени и упрощение системы налогообложения для инвесторов, поддержку здоровой конкурентной среды.

Вместе с тем все еще имеют место бюрократические барьеры и препоны в работе с инвесторами, особенно на местах, заключающиеся в отсутствии должной поддержки со стороны хокимиятов всех уровней инициатив инвесторов, четкой координации работ министерств и ведомств в данном направлении, что препятствует укреплению доверия к последовательности государственной политики по формированию благоприятного инвестиционного климата.

В целях дальнейшего улучшения инвестиционного климата в стране, стимулирования привлечения прямых инвестиций, укрепления доверия инвесторов к последовательности государственной политики в данном направлении и повышения ответственности государственных структур в работе с инвесторами:

1. Установить с 1 августа 2018 года порядок, в соответствии с которым:

добросовестно действующему инвестору и субъекту предпринимательства возмещается имущественный ущерб, возникший по причине доверия законной силе принятого в отношении них административного акта государственного органа (должностного лица), полагаясь на законную силу которого, использовали имущество, совершили сделку или иным образом воспользовались предоставленными выгодами и преимуществами, в случае последующего признания данного акта недействительным или его отмены;

вопрос отмены или изменения административного акта государственного органа (должностного лица), в случаях если это затрагивает законные интересы добросовестного инвестора и субъекта предпринимательства, рассматривается в судебном порядке, за исключением случаев, если его сохранение создает угрозу общественным интересам.

2. Определить, что с 1 сентября 2018 года:

принятие решений об изъятии земельных участков для государственных и общественных нужд допускается исключительно после проведения открытого обсуждения с заинтересованными лицами, земельные участки которых планируется изымать, а также оценки выгод и издержек;

снос жилых, производственных помещений, иных строений и сооружений, принадлежащих физическим и юридическим лицам, при изъятии земельных участков разрешается после полного возмещения рыночной стоимости недвижимого имущества и убытков, причиненных собственникам в связи с таким изъятием;

убытки, причиненные физическим и юридическим лицам в результате вынесения незаконного административного акта государственного органа (должностного лица), подлежат возмещению государством, в первую очередь за счет внебюджетных средств соответствующих органов с последующим взысканием с виновного лица в регрессном порядке.

3. Установить, что изъятие земельных участков для государственных и общественных нужд допускается исключительно в следующих целях:

предоставление земель для нужд обороны и государственной безопасности, охраняемых природных территорий, создания и функционирования свободных экономических зон;

выполнение обязательств, вытекающих из международных договоров;

обнаружение и разработка месторождений полезных ископаемых;

строительство (реконструкция) автомобильных и железных дорог, аэропортов, аэродромов, объектов аэронавигации и авиатехнических центров, объектов железнодорожного транспорта, мостов, метрополитенов, тоннелей, объектов энергетических систем и линий электропередачи, линий связи, объектов космической деятельности, магистральных трубопроводов, инженерно-коммуникационных сетей;

исполнение генеральных планов населенных пунктов в части строительства объектов за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан, а также в других случаях, прямо предусмотренных законами и решениями Президента Республики Узбекистан.

4. Внедрить с 1 октября 2018 года следующие новые механизмы предоставления земельных участков для осуществления инвестиционной деятельности:

долгосрочная аренда земельного участка несельскохозяйственного назначения на срок до 50 лет, но не менее срока, указанного в заявлении, для реализации инвестиционных проектов;

реализация через аукцион права постоянного владения земельными участками для строительства объектов недвижимости (гостиниц, торговых объектов, культурно-развлекательных комплексов, объектов бытового обслуживания, образовательных и медицинских организаций, дорожной инфраструктуры и др.).

5. Предоставить право:

хокимам районов (городов) осуществлять отвод земельного участка несельскохозяйственного назначения в долгосрочную аренду предприятиям с иностранными инвестициями на срок до 50 лет, но не менее срока, указанного в заявлении, для реализации инвестиционных проектов в порядке, устанавливаемом Кабинетом Министров Республики Узбекистан;

Председателю Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимам областей и города Ташкента заключать инвестиционные договора с иностранными инвесторами при реализации инвестиционных проектов с долей иностранных инвестиций в эквиваленте не более 10 миллионов долларов США, в пределах полномочий и в порядке, установленных законодательством;

Жокаргы Кенесу Республики Каракалпакстан, кенгашам народных депутатов областей и города Ташкента принимать решения о реализации неиспользуемых объектов государственной собственности (за исключением объектов, перечисленных в приложениях №№ 1 и 2 к постановлению Президента Республики Узбекистан от 16 июня 2017 года № ПП-3067 «О мерах по дальнейшему совершенствованию процедур реализации объектов государственной собственности»), совокупная площадь которых составляет свыше 2000 кв.м., но не более 5000 кв.м., для реализации инвестиционных проектов.

6. Одобрить предложения Министерства юстиции, Министерства экономики и Государственного комитета Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции о:

снижении минимального размера доли иностранных инвестиций в уставном фонде предприятия с иностранными инвестициями с 30 до 15 процентов;

отмене требования по обязательному участию иностранного юридического лица в качестве участника предприятия с иностранными инвестициями;

снижении минимального размера уставного фонда предприятия с иностранными инвестициями с 600 миллионов сумов (курс ЦБ РУ на 02.08.2018, 1$= 7791.88 сум) до 400 миллионов сумов;

снижении размера государственной пошлины за государственную регистрацию предприятий с иностранными инвестициями в три раза;

определении минимального размера уставного фонда акционерного общества в 400 миллионов сумов;

отмене обязательного порядка заключения экспортных контрактов на плодоовощную продукцию по ценам не ниже цен, опубликованных АО «Узагроэкспорт», а также таможенного оформления плодоовощной продукции, проводимого без заключения экспортного контракта, на основании инвойса, по ценам не ниже цен, указанных на официальном веб-сайте АО «Узагроэкспорт».

7. Заместителю Премьер-министра Республики Узбекистан – председателю Государственного комитета Республики Узбекистан по инвестициям Холмурадову С.Р.:

обеспечить скоординированность действий уполномоченных органов по вопросам привлечения и всесторонней поддержки иностранных инвестиций исходя из компетенции каждого из них;

проводить заслушивание ежемесячных отчетов руководителей министерств, ведомств, хозяйственных объединений, Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и г. Ташкента, советников по торгово-экономическим вопросам о реализации государственной инвестиционной политики с оценкой хода выполнения ключевых задач в данной области, в том числе с применением возможностей информационно-коммуникационных технологий;

расширить привлечение иностранных инвестиций путем организации международных конференций, семинаров, крупных инвестиционных форумов для широкого информирования иностранных инвесторов об экономическом потенциале страны, созданных благоприятных условиях для ведения бизнеса.

8. Возложить персональную ответственность на:

руководителей комплексов Кабинета Министров Республики Узбекистан, министерств, ведомств и хозяйственных объединений – за эффективную реализацию принятых решений по развитию инвестиционного климата, оказание необходимой поддержки иностранным инвесторам, качественное и оперативное рассмотрение инвестиционных заявок, проведение согласовательных процедур по инвестиционным заявкам, а также социально-экономическое развитие и решение проблемных вопросов в области инвестиционной деятельности;

председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и г. Ташкента – за оказание всей необходимой поддержки иностранным инвесторам, оперативное рассмотрение инвестиционных заявок с налаживанием прямого и открытого диалога с инвесторами, систематическим проведением личного приема инвесторов, обеспечение доступа к соответствующей инфраструктуре, предоставление земельных участков, выдачу разрешительных документов, своевременное проведение согласовательных процедур по инвестиционным заявкам, системный мониторинг реализации инвестиционных проектов;

руководителя Государственного комитета Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции – за проведение тщательной инвентаризации бездействующих или незавершенных строительством объектов, неэффективно используемых производственных помещений и земель для размещения на них инвестиционных проектов с участием прямых инвестиций;

председателя АО «Узбекэнерго», председателя АО «Узтрансгаз», министра жилищно-коммунального обслуживания Республики Узбекистан, председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и г. Ташкента – за строительство и подключение производственных площадей инвесторов к внешней инфраструктуре, бесперебойное обеспечение инвесторов электрической энергией, природным газом, водой, а также внешними канализационными сетями в соответствии с их производственными потребностями;

председателя Торгово-промышленной палаты Республики Узбекистан – за оказание инвесторам консультативной помощи в реализации инвестиционных проектов в регионах республики.

9. Предоставить право иностранным гражданам и лицам без гражданства, инвестировавшим в Республику Узбекистан в размере не менее 8500-кратного минимального размера заработной платы, установленного в Республике Узбекистан на момент внесения инвестиций, в виде приобретения акций и долей хозяйственных обществ, а также создания иностранного предприятия, получать многократную трехлетнюю визу с возможностью неограниченного количества продления срока ее действия без необходимости выезда с территории Республики Узбекистан.

Министерству внутренних дел Республики Узбекистан внести предложения по внедрению порядка присвоения статуса «Почетный гражданин» иностранным лицам, внесшим значительные инвестиции в приоритетные сферы экономики страны.

10. Утвердить Программу мер по повышению инвестиционной привлекательности страны согласно приложению.

Возложить на руководителей министерств и ведомств персональную ответственность за своевременную и эффективную реализацию мероприятий, предусмотренных в Программе мер.

11. Государственному комитету Республики Узбекистан по инвестициям совместно с Национальным агентством проектного управления при Президенте Республики Узбекистан в срок до 1 января 2019 года разработать и внести в установленном порядке проект унифицированного законодательного акта в области инвестиционной деятельности, направленного на создание максимально благоприятных условий для инвестирования.

12. Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан установить жесткий контроль за безусловным соблюдением всеми органами государственного управления и иными организациями, независимо от подчиненности, действующего законодательства по защите прав и гарантий инвесторов с принятием действенных мер по предотвращению нарушения установленного законодательства и привлечению к ответственности виновных должностных лиц.

13. Министерству юстиции Республики Узбекистан в двухмесячный срок:

совместно с Государственным комитетом по инвестициям, Государственным комитетом по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру, Министерством экономики и другими заинтересованными ведомствами внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа;

провести инвентаризацию ведомственных нормативно-правовых актов на предмет выявления в них норм и положений, препятствующих или затрудняющих инвестиционную деятельность, с принятием мер по их устранению.

14. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н., заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан – председателя Государственного комитета Республики Узбекистан по инвестициям Холмурадова С.Р., Генерального прокурора Республики Узбекистан Муродова О.Б. и первого заместителя Государственного советника Президента Республики Узбекистан Мавлонова Б.М.

Президент Республики Узбекистан Ш.МИРЗИЁЕВ

Город Ташкент,

1 августа 2018 года

(Источник: УзА) 

 
EN AF RU
Конференции