right
Visitors
Сейчас 1443 гостей онлайн

ЕЖЕДНЕВНЫЙ ВЕСТНИК НОВОСТЕЙ №149 Управление по связям с общественностью и СМИ МИД Республики Узбекистан 1 августа 2018г.

ЕЖЕДНЕВНЫЙ ВЕСТНИК НОВОСТЕЙ №149

Управление по связям с общественностью и СМИ

МИД Республики Узбекистан

1 августа 2018г.

ПРЕЗИДЕНТ

Результаты аграрных реформ должны отражаться в росте благосостояния народа и стабильности цен

Под председательством Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева 31 июля 2018 года состоялось видеоселекторное совещание, посвященное вопросам ускорения развития хлопчатника, посева повторных культур, эффективного использования приусадебных земель населения и экспорта сельскохозяйственной продукции.

Как известно, на видеоселекторном совещании, состоявшемся 4 июля, был объявлен “Ударный двухмесячник накопления урожая” с 5 июля по 5 сентября. На совещании проанализирована работа, проделанная за минувшее время.

Отмечалось, что отставание в развитии хлопчатника не было устранено, он все еще отстает от нормальных показателей на 8-10, в некоторых местах - на 12-15 дней. Если в аналогичный период прошлого года на одном кусте хлопчатника формировалось 5-7 коробочек, сегодня их количество не превышает 3-5.

Глава государства в качестве основной причины сложившейся ситуации указал на то, что в июне-июле хокимы, руководители секторов, фермеры на местах пустили уход за хлопчатником на самотек под предлогом уборки урожая зерна и посева повторных культур. Не была организована на должном уровне работа по поливу хлопчатника, обработке междурядий и эффективному использованию воды. Изучение показало, что на большинстве полей нет культиваторов, водников и рабочих. Подвергнут критике тот факт, что в некоторых районах хлопковые поля находятся в бесхозном состоянии, хлопчатник испытывает дефицит влаги, что приводит к потере урожая.

По данным республиканских рабочих групп, работа по культивации междурядий хлопчатника совершенно не отвечает требованиям. В ряде районов вследствие привлечения тракторов к другим работам культивация проводится с опозданием, междурядья хлопчатника высыхают и покрываются трещинами. Вследствие отсутствия условий в "домах механизаторов", неорганизованности работы в отрядах и нарядах не используются более 45-50 процентов культиваторов.

Дано указание освободить от занимаемых должностей руководителей всех четырех секторов Зарбдорского, Гузарского, Багдадского и Уйчинского районов.

Отмечалась необходимость своевременного и качественного проведения агротехнических мероприятий на хлопковых полях, полива хлопчатника, обработки междурядий, эффективного использования культиваторов.

В этом году из-за неблагоприятных природных условий увеличилось количество насекомых - вредителей хлопчатника. Учеными выявлено, что уровень выживаемости хлопковой совки после зимовки составляет 76 процентов, что является наиболее высоким показателем за последние годы. При том, что 50-процентная выживаемость хлопковой совки расценивается как чрезвычайная ситуация. А в нынешнем году насекомых в 1,5 раза больше. В связи с этим требуется, чтобы каждый ответственный руководитель взял данный вопрос под контроль, особенно необходимо усилить персональную ответственность фермеров.

Ученые отрасли прогнозируют, что в нынешнем году паутинный клещ распространится на 460 тысячах гектаров, хлопковая совка - на 390 тысячах гектаров, люцерновый клоп - на 42 тысячах гектаров площадей. Поэтому в регионы были направлены 127 ученых во главе с руководителями научно-исследовательских институтов Академии наук и Ташкентского государственного аграрного университета. На защиту хлопчатника от насекомых-вредителей выделено дополнительно 100 миллиардов сумов (курс ЦБ РУ на 01.08.2018, 1$= 7791.88 сум) из бюджета. Однако некоторые руководители секторов все еще равнодушны. Отчитавшись о химической обработке тысяч гектаров площадей, они не достигли реальных результатов. Это говорит о том, что обработка была проведена некачественно и для формальной отчетности. В результате в некоторых областях хлопковая совка повредила хлопчатник на 4-5 тысячах гектаров, под угрозой находятся еще 8-10 тысяч гектаров площадей.

На развитие хлопчатника негативно влияет и неправильная организация оросительных работ. Руководители секторов и работники сельского хозяйства не уделяют достаточного внимания справедливому распределению воды. К примеру, 50-60 процентов выделенной некоторым районам воды направляются на орошение площадей с повторными культурами и приусадебных земель. Вследствие нецелевого использования воды, недостатка водников, отсутствия ночных оросительных работ хлопчатник на 10-15 процентах полей некоторых районов испытывает жажду. Несмотря на конкретное поручение орошать хлопчатник "шербетным" методом, в некоторых районах 60-65 процентов площадей орошаются всплошную. В связи с этим Министерству водного хозяйства и Государственному комитету ветеринарии поручено привлечь своих работников к работам по внесению местных удобрений и орошению хлопчатника "шербетным" методом, закрепить их за фермерскими хозяйствами. В отношении руководителей секторов и фермеров, пользующихся водой неэффективно, будут приняты соответствующие меры.

На совещании рассмотрены вопросы завершения посева повторных культур на площадях, освободившихся от зерна, ускорения работы по заключению договоров и выплате авансовых платежей.

Сегодня с ростом численности и уровня жизни населения на мировом рынке растут потребность и цены на продовольственную продукцию. В таких условиях важной задачей является задействование всех возможностей и расширение заготовки сельскохозяйственной продукции, насыщение внутреннего рынка продуктами питания и увеличение объемов экспорта. Именно с этой целью в текущем году предусмотрено засеять 680 тысяч гектаров освободившихся от зерна площадей повторными культурами. Однако по прошествии более месяца посевная работа на местах не организована на должном уровне и не завершена. В частности, по стране намечено засеять картофелем 25 тысяч 350 гектаров площадей, но до настоящего времени план выполнен на 52 процента.

Еще одна проблема: несмотря на обозначенные виды и площади повторных культур, из-за отсутствия контроля со стороны руководителей секторов кормовыми культурами засеяны площади вдвое больше предусмотренных. Некоторые руководители секторов все еще не избавились от такой порочной практики, как приписки, из-за чего нет гарантии того, что сведения о повторных культурах достоверны. Так, в прошлом году преувеличенные отчеты о посеве повторных культур на освобожденных от зерна площадях отрицательно сказались на экспорте плодоовощной продукции. В связи с этим Генеральный прокурор должен принять соответствующие меры в отношении ответственных руководителей, нарушивших установленные требования. Ответственные лица должны сделать соответствующие выводы из недостатков, допущенных в прошлом году, и организовать системную работу по выращиванию повторных культур и экспорту продукции.

Посев повторных культур должен быть полностью завершен до 5 августа. Для этого необходимо взять под контроль поставку материально-технических ресурсов в полном объеме, своевременное проведение агротехнических мероприятий, рациональное использование воды.

На совещании отмечалось также неудовлетворительное состояние работы по заключению договоров о закупке продукции повторных культур с перерабатывающими предприятиями, экспортерами и заготовительными организациями. Так, с экспортерами не заключены договоры о закупке 23 процентов продукции повторных культур в Каракалпакстане, 27 процентов - в Ташкентской области, 53 процентов - в Бухарской области. Такая же картина наблюдается по заключению договоров с перерабатывающими предприятиями и заготовительными организациями.

Не заключение договоров в полном объеме отрицательно влияет на выплату фермерам аванса. До настоящего времени перерабатывающие предприятия выплатили лишь 10 процентов аванса, экспортеры - 11 процентов, заготовительные организации - 38 процентов. Кажется, что никого не волнует вопрос о том, что будет с дехканином, если договоры не заключаются, авансы не выплачиваются. Для скорейшего устранения данной проблемы ответственным лицам поручено в пятидневный срок принять меры по заключению договоров о закупке продукции повторных культур и завершению выплаты авансовых платежей в десятидневный срок.

Вместе с тем необходимо взять под строгий контроль выделение в короткие сроки кредитов, необходимых перерабатывающим предприятиям, экспортерам и заготовительным организациям для выплаты, разработать и внедрить эффективную систему поставки продукции повторных культур по заключенным договорам и принять меры по уборке урожая без потерь.

В увеличении объемов заготовки продовольственной продукции и насыщении внутреннего рынка доступными продуктами важное значение имеет также эффективное использование приусадебных земель. В этой сфере в текущем году внедрена новая система, организовано 161 предприятие "Томорка хизмати". На налаживание их деятельности намечено выделить 471 миллиард сумов кредитных средств.

Организован Фонд поддержки фермеров, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель, ему выделено 500 миллиардов сумов. До настоящего времени из фонда на выращивание продукции, организацию теплиц на приусадебных землях, закупку техники и оборудования направлено 62 миллиарда сумов.

В рамках программы “Каждая семья - предприниматель" населению выделено 400 миллионов долларов.

Все это способствует увеличению доходов, обеспечению занятости, улучшению уровня жизни населения через увеличение выращивания продукции, организацию теплиц на приусадебных участках, содержание птицы и скота в домашних условиях.

Однако, несмотря на предпринимаемые усилия, Совет фермеров, дехкан и владельцев приусадебных участков и система "Томорка хизмати" не проявляют достаточной активности в организации эффективного использования приусадебных участков.

- Система, созданная для эффективного использования приусадебных участков, обязана дать результат. Мы будем оценивать ее эффективность по изменению условий жизни населения и цен на внутреннем рынке. Все руководители должны четко понять: приусадебные земли - это занятость населения, источник дохода, - сказал глава государства.

Установлен порядок, в соответствии с которым безработный член семьи, содержащей крупный рогатый скот, 50 голов птицы, при отчислении в пенсионный фонд суммы в однократном размере минимальной заработной платы, получает 1 год гарантированного трудового стажа. Эта льгота способствует тому, чтобы население, занимающееся дехканством дома, особенно женщины и молодежь, могли получать пенсию в будущем. Ответственные лица должны принять меры по эффективной организации новой системы и строго контролировать целевое использование выделенных средств. Прежде всего необходимо организовать посев повторных культур на свободных приусадебных участках. Вместе с тем следует обеспечить размещение и посев в августе-сентябре на приусадебных участках таких "девяностодневных" культур, как лук, чеснок, зелень, с учетом климатических условий каждого региона. Для этого необходимо взять под контроль поставку предприятиями "Томорка хизмати" семян, топлива, минеральных удобрений.

На совещании обсуждены вопросы мобилизации резервов для дополнительных поступлений в местные бюджеты и обеспечения их эффективного использования.

Отмечалось, что по итогам июля налоговыми органами планируется взыскать почти 4,7 триллиона сумов и обеспечить поступление в бюджет дополнительно 889 миллиардов сумов, однако некоторые регионы выполняют план за счет крупных налогоплательщиков. Не организована на должном уровне работа по расширению налогооблагаемой базы за счет охвата налогообложением пунктов торговли, услуг, субъектов малого предпринимательства, работы с бездействующими субъектами. Почти не наблюдается роста числа налогоплательщиков. Хокимы и их первые заместители должны глубоко проанализировать эту ситуацию и серьезнее подходить к работе. Только так можно исправить положение дел в этой сфере.

На совещании рассмотрены также принимаемые меры по выполнению прогноза экспорта продукции и услуг.

По итогам января-июля текущего года по стране ожидается экспорт на 7,2 миллиарда долларов и выполнение прогнозных показателей на 104 процента или почти на 127 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Но эта цифра не отражает роста экспорта во всех сферах. К примеру, в некоторых областях может вырасти экспорт фруктов и овощей, но прогнозные показатели по экспорту промышленной продукции могут быть не выполнены. Для полного достижения прогнозных показателей ответственные лица должны изучить вопрос комплексно и принять необходимые меры.

На совещании по обсужденным вопросам заслушаны отчеты заместителей Премьер-министра, министров и хокимов.

(Источник: УзА)

Официально

Назначен госсоветник президента Узбекистана по науке, образованию, здравоохранению и спорту

Госсоветником президента по вопросам развития науки, образования, здравоохранения и спорта стал бывший замглавы МИДа Абдужабар Абдувахитов.

Абдужабар Абдусаттарович Абдувахитов назначен государственным советником президента Узбекистана по вопросам развития науки, образования, здравоохранения и спорта, сообщили «Газете.uz» источники в правительстве.

До назначения с февраля Абдужабар Абдувахитов работал заместителем министра иностранных дел, ректором Университета мировой экономики и дипломатии. Он продолжит руководить УМЭДом на должности и. о. ректора.

В 2002−2011 годах был ректором Международного Вестминстерского университета в Ташкенте, в 2011—2012 годах возглавлял Университет мировой экономики и дипломатии, затем был ректором Академии государственного управления при президенте.

На должности госсоветника он сменил Рустама Сабировича Касымова, работавшего на этом месте с ноября 2017 года.

Рустам Касымов стал государственным советником по делам религии вместо Рустама Камилова, о новом назначении которого пока не сообщается.

Кроме того, Рустам Касымов сохранил должность ректора Академии государственного управления при президенте Узбекистана. Ранее он дважды работал заместителем премьер-министра, министром высшего и среднего специального образования (2005−2008 и 2016−2017), возглавлял Университет мировой экономики и дипломатии (2009−2011 годы).

(Источник: «Газета.uz» )

ФИНАНСЫ

Активы банков Узбекистана превысили 185 трлн. сумов

Сумма активов коммерческих банков Узбекистана по состоянию на 1 июля 2018 года составила 185,09 трлн. сумов (курс ЦБ РУ на 01.08.2018, 1$= 7791.88 сум), что на 79,1% выше по сравнению с аналогичным периодом 2017 года. Об этом свидетельствуют данные Центрального банка.

Совокупный капитал банковского сектора в отчетном периоде вырос на 124,4% и составил 23,52 трлн. сумов.

Обязательства банков превысили 161,57 трлн. сумов по состоянию на 1 июля 2018 года, что на 74% больше по сравнению с тем же периодом 2017 года.

Кредитные вложения банков увеличились на 92,5% - до 134,61 трлн. сумов в отчетном периоде. Объем привлеченных депозитов по состоянию на 1 июля 2018 года составил 61,01 трлн. сумов, что на 49,6% выше по сравнению с аналогичным периодом 2017 года.

Национальный банк внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан (Узнацбанк) лидирует по объему активов с показателем 51,54 трлн. сумов (доля в общем объеме активов составила 27,8%). В топ-3 по объему активов вошли «Асака банк» (25,97 трлн. сумов, доля – 14%) и «Узпромстройбанк» (25,97 трлн. сумов, доля – 14%).

Узнацбанк (5,47 трлн. сумов), «Асака банк» (3,11 трлн. сумов) и «Узпромстройбанк» (2,28 трлн. сумов) лидирует по объему капитала.

(Источник: UzDaily.uz)

Деловой климат

Узбекистан: Что мешает развитию бизнеса

Проведен опрос среди представителей ведущих компаний Узбекистана  с целью выявления ключевых трендов и закономерностей, влияющих на развитие бизнеса.

По мнению инициаторов проекта «Ceo Survey» — аудиторской компании «PwC», которая уже на протяжении 21 года проводит и опубликовала результаты в этом году почти полутора тысяч подобных опросов среди крупных компаний разных стран, представители бизнес-сообщества Узбекистана все еще нехотя выходят на контакт с внешним миром в отличие от соседних государств. Поэтому количество респондентов опроса было минимальное.

Те, кто все же решился поделиться своим мнением о проблемах развития бизнеса в республике, постарались судить объективно. Итак,  начнем с позитивной ноты — 70 процентов опрошенных уверены в ускорении роста мировой экономики. Отечественные руководители больше всего ценят вклад глобализации в упрощение движения капитала.   Большинство подчеркивает заслуги глобализации в унификации нормативно-правового регулирования и управления геополитическими рисками.

Отсюда сделан вывод: 87 процентов респондентов уверены в росте доходов своей компании в последующие три года. А вот ответы на вопрос о возможных бизнес-угрозах заставляют призадуматься всерьез. 60 процентов руководителей бизнес-структур считают, что это в первую очередь проблемы с нехваткой квалифицированных кадров. 20 процентов отметили нарушения в цепочке поставок, 23 — отсутствие доверия к бизнесу. Дальше были указаны волатильность цен на энергоносители, сырьевые товары,  невысокие темпы технологических перемен. Опасения также связаны с появлением новых игроков на рынке, киберугрозами, изменениями в поведении потребителей. Как ни прискорбно, последние факты свидетельствуют о недостаточном инновационном развитии бизнеса в стране.

На вопрос, связанный с возможной социальной, экономической и политической нестабильностью, представители бизнеса России, к примеру, ответили, что их беспокоит чрезмерное регулирование, геополитическая напряженность, волатильность валютных курсов. Казахские предприниматели также отметили волатильность валютных курсов и жесткое регулирование, но добавили еще пункт об отсутствии определенности в перспективах экономического роста. Китайские компании остерегаются больше всего усиления налогового бремени, геополитической нестабильности, изменения климата. Узбекских руководителей крупных бизнес-структур беспокоят угрозы терроризма и популизма почти в равных процентах. Немаловажную роль также, по их мнению, могут сыграть и чрезмерное регулирование, недостаточная развитость базовой инфраструктуры и многое другое.

Инициаторы проекта, сравнив результаты опросов соседних государств,  отметили, что всего пару лет назад на вопрос о том, какие государства более важны для сотрудничества и развития бизнеса, представители стран СНГ даже не указывали Узбекистан, а сегодня наша республика занимает четвертое место в топе пяти самых упоминаемых.

(Источник: газета «Народное слово»)

Международные отношения

О встрече с Министром иностранных дел и экспатриантов Палестины

1 августа 2018 года Министр иностранных дел Республики Узбекистан Абдулазиз Камилов встретился с Министром иностранных дел и экспатриантов Государства Палестина Риадом аль-Малки, прибывшим сегодня в г.Ташкент во главе палестинской делегации.

В продолжение регулярного узбекско-палестинского диалога на различных уровнях министры предметно обсудили состояние и перспективы укрепления двусторонних отношений, в том числе в рамках ООН, Организации исламского сотрудничества и других международных организаций.

Как подчеркивалось в беседе, обе стороны одинаково заинтересованы в развитии сотрудничества в политической, торгово-экономической, культурно-гуманитарной и других сферах и готовы для этого изыскивать возможности и резервы.

Узбекская сторона, отмечалось на переговорах, выражает солидарность с палестинским народом в его стремлении к созданию суверенного государства и поддерживает усилия Палестины по урегулированию ближневосточного кризиса путем мирных переговоров.

Главы внешнеполитических ведомств также рассмотрели другие вопросы актуальной повестки дня.

Во встрече принял участие Посол Палестины Мохаммад Таршахани.

(Источник: Веб-сайт МИД Республики Узбекистан)

Узбекско-японский бизнес-форум

31 июля 2018 года в Ташкенте состоялся бизнес-форум деловых кругов Узбекистана и Японии.

Мероприятие организовано Государственным комитетом Республики Узбекистан по инвестициям в рамках визита делегации Японии во главе с сопредседателем рабочей группы по внешней торговле, инвестициям и инфраструктуре фонда "Шелковый путь Япония – Узбекистан" Мамору Секияма в нашу страну. В нем приняли участие руководители министерств и ведомств, компаний и концернов двух стран, ответственных за такие сферы, как внешние экономические связи, торговля, инвестиции, нефть и газ, энергетика, туризм, автомобилестроение, строительство, геология, химия, легкая промышленность, текстиль, производство электронной продукции, фармацевтика, информационные технологии и телекоммуникации, малый бизнес и частное предпринимательство, здравоохранение.

Первый заместитель председателя Государственного комитета по инвестициям, сопредседатель рабочей группы по внешней торговле, инвестициям и инфраструктуре фонда "Шелковый путь Япония – Узбекистан" Лазиз Кудратов, консультант корпорации "Marubeni" Мамору Секияма и другие отметили последовательность развития торгово-экономического сотрудничества между Узбекистаном и Японией.

Развивающаяся экономика Узбекистана, создаваемые возможности и преференции для бизнеса повышают интерес зарубежных деловых кругов, в том числе японских предпринимателей, к активному сотрудничеству с нашей страной.

В бизнес-форуме приняли участие руководители более 50 компаний и субъектов частного предпринимательства из Японии, среди которых главы таких крупных компаний, как «Marubeni Corporation», «Shimizu Corporation», «Japan Tobacco», «Kawasaki Heavy Industries», «Sakai Heavy Industries».

Япония - важный экономический партнер нашей страны. В настоящее время в Узбекистане действуют десять совместных предприятий при участии инвестиций Японии. Это предприятия сфер нефтяной, газовой, химической, энергетической промышленности, машиностроения, производства инженерного оборудования, предоставления транспортных и логистических услуг, торговых операций, туризма. В нашей стране открыты представительства пятнадцати ведущих компаний Страны восходящего солнца.

На мероприятии японские предприниматели ознакомились с экономическим потенциалом Узбекистана, возможностями для сотрудничества в сферах нефтяной, газовой, химической промышленности, электротехники, информационно-коммуникационных технологий. Стороны обменялись мнениями о перспективных направлениях вложения инвестиций в нашу страну, реализации совместных проектов в свободных экономических и малых промышленных зонах, таможенных и налоговых льготах.

– Проводимые в Узбекистане реформы, создание привлекательной среды для инвесторов играют важную роль в увеличении инвестиционного потока, - говорит депутат нижней палаты парламента Японии Кейсукэ Судзуки. – Убеждены, что этот форум откроет новые грани нашего сотрудничества, будет способствовать достижению выгодных соглашений и развитию связей между нашими странами.

На мероприятии подробно обсуждались вопросы инвестиционного сотрудничества между странами в сфере топливно-энергетического комплекса, развития экологически чистых технологий, реализации проектов в области здравоохранения.

Заслушаны доклады, посвященные применению эффективных технологий в добыче газа при участии японских экспертов, улучшению дорожной инфраструктуры, современным подходам к здравоохранению и предоставлению медицинских услуг, международному туризму. Затрагивались вопросы изучения опыта Японии в этих направлениях.

В переговорах по вопросам совместной реализации перспективных направлений в сфере промышленной кооперации приняли участие представители соответствующих министерств, ведомств и бизнеса двух стран. Достигнута договоренность об организации визитов предпринимателей, проведении совместных мероприятий по расширению сотрудничества в различных сферах, связей между представителями бизнеса наших стран.

(Источник: УзА)

ИСТОРИЯ

Стольный город государства Темуридов

Эпоху Амира Темура и его деятельность мудрого и справедливого правителя, созданное им государство описывают многие источники. Что касается столицы - Самарканда, наиболее полные сведения содержат дневник Руи Гонзалеса де Клавихо - главы дипломатической миссии испанского короля Генриха IV при дворе Амира Темура и сочинение арабского историка ибн Арабшаха "Аджаиб ал-Мансур фи-тарихи Таймур" ("Чудеса предопределения в истории Темура", более известное под названием "История Темура"). Главное их достоинство - авторы излагают результаты собственного наблюдения, находясь в гуще жизни самаркандского общества, и личные впечатления от встреч с Сахибкираном.

Из источников известно, что город, процветавший в домонгольскую эпоху как крупный экономический, торговый и культурный центр Мавераннахра, был разрушен войсками Чингизхана и потерпел большой урон в людском потенциале, был лишен оборонительных сооружений и подвергся грабежам. Однако те же источники сообщают, что он довольно быстро оправился от разрушений и восстановил статус, вновь стал городом многолюдных базаров и процветающего ремесленного производства. Об этом говорит и арабский путешественник Ибн Баттута, побывавший здесь в 30-х годах XIV века.

Первый раз Темур посетил Самарканд в 1366-м. После провозглашения его правителем Мавераннахра на курултае в Балхе в 1370-м с армией двинулся к городу. Расположился к северо-востоку от него в местности Канигил ("глинистое место"), орошаемой арыком Оби-Рахмат.

По мере завоевательных успехов Сахибкирана здесь возводились дворцы и величественные общественные сооружения. Однако ставка Темура с оградами и богато украшенными юртами внутри оставалась основным его местопребыванием. Отсюда в Самарканд он выезжал изредка, только для решения неотложных административных и военных проблем, и часто останавливался в построенных там медресе и ханаках.

Город стал объектом приложения творческих помыслов и строительных усилий великого правителя, задавшегося целью украсить свою столицу монументальными дворцами и сооружениями.

Таким его увидели участники посольства во главе с Руи Гонзалесом де Клавихо, прибывшие сюда в 1404 году. Когда миссия испанского короля, преодолев огромное расстояние, спустилась с перевала Тахта-Карача в долину Зарафшана, перед ней раскинулась панорама столицы, утопающей в зелени. Это первое впечатление затем было детализировано в дневнике де Клавихо, который отметил, что Самарканд расположен в долине и окружен оборонительной стеной с глубокими рвами. Город внутри стен по площади больше Севильи, обладает снаружи многочисленными поселениями и жилыми домами, которые образуют предместья среди виноградников и садов.

Но что же представлял собой стольный город Амира Темура в эпоху расцвета? Прежде всего следует уточнить, что на практике это были два города. Один - древний (на месте городища Афрасиаб) - в начале XIII века уступил свою роль второму, сложившемуся за южной оборонительной стеной первого (в основном скрытого под современной застройкой). Его-то отстраивал и благоустраивал Сахибкиран.

Он включал цитадель, собственно городскую территорию (хисар) и обширные пригороды. Внутри цитадели функционировала крупная государственная оружейная мастерская, где работали иноземные ремесленники. В XIV-XV веках она была мощным крепостным ядром с системой двойных стен и башен, дворцовыми комплексами и мастерскими, а также домами знати в южной части.

Территория хисара была стихийно заст­роена жилыми кварталами, ремесленными мастерскими, торговыми и культовыми сооружениями и прорезана разной ширины изогнутыми улочками. К XIV веку она начала приобретать вид городской структуры, несущей черты планового преобразования, не доведенного, однако, до полного завершения. Сохранились элементы топографии, такие как крупные здания соборной мечети, медресе, мавзолеи, функционировали оживленные базары, караван-сараи. По воле Амира Темура город начал менять свой облик. В небывалом масштабе развернулось строительство оборонительных стен, светских и мемориальных ансамблей, а также торговых комплексов.

Выяснено, что официальной границей хисара была стена с башнями, построенная Сахибкираном в 1371-72 годах и окружавшая площадь вместе с цитаделью длиной около 4,1 квадратных километра. Вдоль стены выкопали глубокий ров, через который в районе ворот устроили мосты. В этой стене было шесть ворот, от них улицы вели к центру города, где сходились вблизи больших базаров.

Северо-западные ворота носили название Шейхзаде. От них начиналась кратчайшая дорога в Бухару, которая в начале XV века именовалась Куча-Малик. Северо-восточные - Аханин (или Железные) известны также как ворота кладбища-мазара Кусама. Из них дорога вела к комплексу этого почитавшегося мазара. В юго-восточном фасе отмечены единственные ворота Фируза. В южной стене размещены двое - Сузангаран и Кяризгох. Первые (Ворота игольщиков), вероятно, названы по традиционно существовавшему здесь внутреннему ремесленному кварталу, прилегавшему к ним. Вторые позже были переименованы в Ворота Ходжи Ахрара, так как вели в пригородную махаллю, где жил этот шейх. В западной стене у стыка с цитаделью находились ворота базара Чорсу, откуда шла улица к центральным (Регистан). Они именовались также Чорраха, так как от них расходились четыре дороги в пригородные махалли.

В Самарканде эпохи Амира Темура при том, что это был административный и культурный центр, огромную роль играли территории, где проживали и работали ремесленники, находились торговые лавки, в которых продавали местные товары и привезенные из разных стран. Здесь, как и в других городах Востока, мастерские совмещались с лавочками. Выделены особые ряды изготовителей оружия, стрел, кольчуг, ножей.

Раскопки выявили остатки мастерских медников и ювелиров в восточной части Регистана. Обнаружены печи, обломки тиглей, шлаки цветных металлов, металлические слитки. Наиболее ценной находкой стал комплекс из 60 латунных и бронзовых предметов - кувшины, котелки, подставки, ажурные крышки, весы, ложечка, сферические сосуды. Многие из последних парадно украшены чеканным орнаментом, инкрустированы золотом и серебром, несут надписи с именами заказчиков-владельцев.

Основная созидательная деятельность Сахибкирана была связана со строительством в Самарканде величественных сооружений и упорядочением инфраструктуры города и расширением главных улиц. Центральную он начал расширять и благоустраивать в конце своего правления. Общей задачей было протянуть ее до ворот Чорсу. Однако при жизни правителя завершен только первый участок, а позднее работы не проводились.

По его приказу началась работа по оформлению кварталов, в структуре которых обычно выделены общественные комплексы, иногда очень крупные. Осуществлено спрямление улиц, по их линии должны были располагаться мастерские и лавки, концентрируя ремесла в определенных участках (зачастую традиционно здесь существовавших). В квартале обязательно были мечеть, баня, небольшая площадь с хаузом, чайханой и пунктами уличного питания, базарами. Эта наметившаяся при Темуре структура получит развитие и стандартизацию в последующее время вплоть до XIX века.

При нем начинают оформляться основные доминанты города. В Самарканде это  центральная базарная площадь Регистан с торговыми зданиями и общественными комплексами. Вырабатывается система размещения крупных архитектурных сооружений (медресе, мечетей, ханака) по принципу "кош", обращенных лицевыми фасадами друг к другу.

Большие строительные работы велись и за пределами городских стен. Там существовали округа и загородные махалли. У ворот с внешней стороны также возникали базары, что требовало обширных площадей. По мере удаления от них шли небольшие селения, усадьбы с садами, чем являются, по сути, чорбаги самого Темура, богатые дворцово-парковые комплексы городской элиты и военной знати.

Среди утопающей в зелени округи Сахибкиран возвел двенадцать чорбагов с дворцовыми павильонами, цветниками и водными бассейнами. Лучшие специалисты садового искусства из Ирана, строители и архитекторы из Алеппо, Дамаска, Багдада трудились над возведением этих роскошных ансамблей в округе Самарканда.

О садовых дворцах говорится, что они были украшены резьбой по мрамору, которым оформлен весь интерьер и колонны. Стены также покрыты поливными кирпичиками разных тонов с преобладанием голубого и золотого, с разнообразными мотивами растительного орнамента. Применена мозаика из слоновой кости и эбенового дерева, драгоценных камней - сердолика, рубина и других. По окончании постройки внутри расстилались ковры. Все это с точностью подтверждает результаты раскопок, например, чорбага, дворца Давлетабад.

Таким образом, изучение разнообразных источников - как археологических, так и письменных, эпиграфических - позволяет с определенной степенью полноты составить портрет Самарканда, оценить место, которое он занимал в венце городов Востока, которых также коснулась рука преобразователя Амира Темура.

Маргарита Филанович.

Старший научный сотрудник Института истории Академии наук,

кандидат исторических наук.

(Источник: газета «Правда Востока»)

ПРИЛОЖЕНИЕ

О противодействии экстремизму

Закон Республики Узбекистан

Принят Законодательной палатой 12 июня 2018 года

Одобрен Сенатом 28 июня 2018 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Цель настоящего Закона

Целью настоящего Закона является регулирование отношений в области противодействия экстремизму.

Статья 2. Законодательство о противодействии экстремизму

Законодательство о противодействии экстремизму состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.

Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан о противодействии экстремизму, то применяются правила международного договора.

Статья 3. Основные понятия

В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:

экстремизм – выражение крайних форм действий, направленных на дестабилизацию общественно--политической обстановки, насильственное изменение конституционного строя Республики Узбекистан, насильственный захват власти и присвоение ее полномочий, возбуждение национальной, расовой, -этнической или религиозной вражды;

экстремистская деятельность – деятельность по планированию, организации, подготовке или совершению действий, направленных на:

насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение территориальной целостности и суверенитета Республики Узбекистан;

захват или присвоение властных полномочий;

создание незаконных вооруженных формирований или участие в них;

осуществление террористической деятельности;

возбуждение национальной, расовой, этнической или религиозной вражды, связанной с насилием или публичными призывами к насилию;

изготовление, хранение, распространение или демонстрация материалов, содержащих угрозу общественной безопасности и общественному порядку, а также изготовление, хранение, распространение или демонстрация атрибутики или символики экстремистских организаций;

осуществление массовых беспорядков по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной, этнической или религиозной ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы;

публичные призывы к осуществлению указанных в абзацах четвертом – десятом настоящей статьи действий;

финансирование экстремизма – деятельность, направленная на обеспечение существования и функционирования экстремистской деятельности, выезда лиц за границу или передвижения через территорию Республики Узбекистан для участия в экстремистской деятельности, прямое или косвенное предоставление либо сбор любых средств, ресурсов, иных услуг экстремистским организациям или лицам, содействующим или участвующим в экстремистской деятельности;

экстремист – лицо, участвующее в осуществлении экстремистской деятельности, а также осуществившее выезд за границу либо передвижение через территорию Республики Узбекистан для участия в экстремистской деятельности;

экстремистская группа – два или более лиц, осуществляющие по предварительному сговору -экстремистскую деятельность либо покушение на ее осуществление;

экстремистский материал – предназначенный для распространения документ или иная информация на любом носителе, публично призывающая к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающая или публично оправдывающая необходимость осуществления такой деятельности;

экстремистская организация – организация, в отношении которой по основаниям, предусмотренным законом, принято вступившее в законную силу решение суда о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности.

Статья 4. Основные принципы противодействия экстремизму

Основными принципами противодействия экстремизму являются:

законность;

приоритет прав, свобод и законных интересов человека;

гласность;

неотвратимость ответственности.

Статья 5. Основные направления государственной политики в области противодействия экстремизму

Основными направлениями государственной политики в области противодействия экстремизму являются:

реализация мер по предупреждению экстремизма, в том числе повышение правового сознания и правовой культуры населения, формирование в обществе нетерпимого отношения к экстремизму, а также устранение причин и условий, способствующих его проявлениям;

своевременное выявление и пресечение правонарушений в области экстремизма, устранение их последствий, а также обеспечение принципа неотвратимости ответственности;

международное сотрудничество в области противодействия экстремизму.

Статья 6. Запрещение экстремистской деятельности на территории Республики Узбекистан

На территории Республики Узбекистан запрещается:

экстремистская деятельность в любых ее проявлениях;

использование при создании юридических лиц наименований, содержащих обозначения, тождественные или сходные до степени их смешения с наименованием экстремистских организаций.

Глава 2. Меры противодействия экстремизму

Статья 7. Меры по предупреждению экстремизма

Мерами по предупреждению экстремизма являются:

повышение правового сознания и правовой культуры населения, формирование в обществе нетерпимого отношения к экстремизму;

вынесение официального предупреждения о недопустимости осуществления экстремистской деятельности;

внесение представления о недопустимости осуществления экстремистской деятельности юридическим лицом;

запрещение ввоза, изготовления, хранения, распространения и демонстрации экстремистских материалов;

запрещение финансирования экстремизма;

приостановление деятельности юридического лица;

признание организации экстремистской.

Меры по предупреждению экстремизма могут включать в себя и иные меры в соответствии с законодательством.

Статья 8. Повышение правового сознания и правовой культуры населения, формирование в обществе нетерпимого отношения к экстремизму

Повышение правового сознания и правовой культуры населения, формирование в обществе нетерпимого отношения к экстремизму осуществляется путем:

проведения разъяснительной работы;

организации правового воспитания и образования;

разработки учебно-методической и научной литературы по вопросам противодействия экстремизму;

укрепления культурных традиций, духовного, нравственного и патриотического воспитания;

организации и проведения научно-практических мероприятий;

совершенствования образовательных программ с учетом основных направлений государственной политики в области противодействия экстремизму.

Повышение правового сознания и правовой культуры населения, формирование в обществе нетерпимого отношения к экстремизму может осуществляться и иными путями в соответствии с законодательством.

Статья 9. Официальное предупреждение о недопустимости осуществления экстремистской деятельности

При наличии достаточных и предварительно подтвержденных сведений о готовящихся противоправных действиях, содержащих признаки экстремистской деятельности, и при отсутствии оснований для привлечения к ответственности должностное лицо государственного органа, осуществляющего деятельность по противодействию экстремизму, выносит должностным лицам и физическим лицам, допускающим проявление экстремизма, официальное предупреждение в письменной форме о недопустимости такой деятельности с указанием конкретных оснований его вынесения.

При несогласии с официальным предупреждением лицо, которому оно объявлено, вправе обжаловать его вышестоящему должностному лицу соответствующего государственного органа, осуществляющего деятельность по противодействию экстремизму, или в суд.

Статья 10. Представление о недопустимости осуществления экстремистской деятельности юридическим лицом

В случае нарушения закона юридическим лицом, свидетельствующего о наличии признаков экстремизма в его деятельности, прокурор либо другое должностное лицо государственного органа, осуществляющего деятельность по противодействию экстремизму, вносит его должностному лицу представление о недопустимости указанных нарушений и устанавливает срок для их устранения. Если в установленный срок эти нарушения не устраняются, а также в течение года со дня внесения представления выявлены новые факты, свидетельствующие о наличии признаков экстремизма, деятельность юридического лица на основании представления прокурора либо другого должностного лица государственного органа, осуществляющего деятельность по противодействию экстремизму, приостанавливается на срок до шести месяцев или запрещается решением Верховного суда Республики Узбекистан.

При несогласии с представлением о недопустимости осуществления экстремистской деятельности лицо, которому оно внесено, вправе обжаловать его вышестоящему государственному органу, осуществляющему деятельность по противодействию экстремизму, его должностному лицу или в суд.

Статья 11. Запрещение ввоза, изготовления, хранения, распространения и демонстрации экстремистских материалов

На территории Республики Узбекистан запрещается ввоз, изготовление, хранение, распространение и демонстрация экстремистских материалов, атрибутики и символики экстремистских организаций, а также их распространение и демонстрация в средствах массовой информации либо сетях телекоммуникаций, в том числе во всемирной информационной сети Интернет.

Материалы, ввозимые, изготовляемые, хранимые, распространяемые и демонстрируемые на территории Республики Узбекистан, а также в средствах массовой информации либо сетях телекоммуникаций, в том числе во всемирной информационной сети Интернет, признаются экстремистскими в порядке, установленном законодательством.

Экстремистские материалы, атрибутика и символика экстремистских организаций в установленном порядке подлежат уничтожению или удалению. При невозможности уничтожения или удаления экстремистских материалов, атрибутики и символики экстремистских организаций, размещенных в средствах массовой информации либо сетях телекоммуникаций, в том числе во всемирной информационной сети Интернет, доступ к ним ограничивается.

Невыполнение лицом, предоставляющим услуги по доступу к сетям телекоммуникаций и всемирной информационной сети Интернет, требования государственного органа, осуществляющего деятельность по противодействию экстремизму, об уничтожении, удалении экстремистских материалов или ограничении доступа к ним, влечет ответственность в порядке, установленном законодательством.

Статья 12. Запрещение финансирования экстремизма

Финансирование экстремизма на территории Республики Узбекистан запрещается.

В целях недопущения финансирования экстремизма осуществляются контроль операций с денежными средствами или иным имуществом, внутренний контроль и принимаются меры по надлежащей проверке со стороны организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.

Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны безотлагательно и без предварительного уведомления приостановить операцию, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет юридического или физического лица, и (или) заморозить денежные средства либо иное имущество лиц, причастных к экстремистской деятельности.

Порядок приостановления операций, замораживания денежных средств или иного имущества, возобновления операций лиц, предоставления доступа к замороженным денежным средствам или иному имуществу лиц, причастных к экстремистской деятельности, устанавливается Департаментом по борьбе с экономическими преступлениями при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан по согласованию с заинтересованными министерствами, государственными комитетами и ведомствами.

Статья 13. Приостановление деятельности юридического лица

Деятельность юридического лица приостанавливается решением суда в случае его причастности к экстремистской деятельности по заявлению государственного органа, осуществляющего деятельность по противодействию экстремизму.

Решение суда о приостановлении деятельности юридического лица может быть обжаловано в установленном порядке.

Приостановление деятельности политических партий осуществляется в порядке, установленном законодательством.

Перечень юридических лиц, деятельность которых приостановлена в связи с их причастностью к экстремистской деятельности, размещается на официальных веб-сайтах Министерства юстиции и Верховного суда Республики Узбекистан.

Статья 14. Признание организации экстремистской

В Республике Узбекистан признание организации экстремистской осуществляется в судебном порядке.

Организация признается экстремистской, если хотя бы одно из ее структурных подразделений (отделение, филиал и представительство) осуществляет экстремистскую деятельность.

Заявление о признании организации экстремистской подается в Верховный суд Республики Узбекистан Генеральным прокурором Республики Узбекистан.

Перечень организаций, в отношении которых имеется вступившее в законную силу решение суда о признании их экстремистскими и запрете их деятельности на территории Республики Узбекистан, подлежит опубликованию на официальных веб-сайтах Министерства юстиции и Верховного суда Республики Узбекистан.

Глава 3. Субъекты противодействия экстремизму

Статья 15. Государственные органы, осуществляющие деятельность по противодействию экстремизму

Государственными органами, осуществляющими деятельность по противодействию экстремизму, являются:

Служба государственной безопасности Республики Узбекистан;

Генеральная прокуратура Республики Узбекистан;

Министерство внутренних дел Республики Узбекистан;

Министерство юстиции Республики Узбекистан;

Государственный таможенный комитет Республики Узбекистан;

Департамент по борьбе с экономическими преступлениями при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан.

Служба государственной безопасности Республики Узбекистан координирует деятельность государственных органов и иных субъектов, осуществляющих и участвующих в деятельности по противодействию экстремизму.

Государственные органы, указанные в настоящей статье, осуществляют деятельность по противодействию экстремизму в пределах своих полномочий, предоставленных законодательством.

Статья 16. Участие других государственных органов, иных субъектов в мероприятиях по противодействию экстремизму

Государственные органы, не указанные в статье 15 настоящего Закона, иные организации и граждане в пределах своих полномочий и порядке, установленном законодательством, участвуют в мероприятиях по противодействию экстремизму.

Глава 4. Ответственность за осуществление экстремистской деятельности

Статья 17. Ответственность физических лиц за осуществление экстремистской деятельности

За осуществление экстремистской деятельности граждане Республики Узбекистан, иностранные граждане и лица без гражданства несут ответственность в соответствии с законом.

В случае добровольного отказа от участия в экстремистской деятельности, сообщения об этом соответствующим государственным органам и активного способствования предотвращению наступления тяжких последствий и реализации целей экстремистов лицо освобождается от ответственности в соответствии с законодательством.

Статья 18. Ответственность организаций за осуществление экстремистской деятельности

За осуществление экстремистской деятельности организации подлежат ликвидации, а их деятельность запрещению.

Ликвидация организации осуществляется на основании решения суда.

При ликвидации организации, признанной экстремистской, принадлежащее ей имущество конфискуется и обращается в собственность государства.

Статья 19. Ответственность региональных, международных или зарубежных организаций за осуществление экстремистской деятельности

В случае признания Верховным судом Республики Узбекистан региональной, международной или зарубежной организации (ее отделения, филиала, представительства), зарегистрированной за пределами Республики Узбекистан, экстремистской, деятельность данной организации (ее отделения, филиала, представительства) на территории Республики Узбекистан запрещается, и она (ее отделение, филиал, представительство) ликвидируется, а принадлежащее ей (ее отделению, филиалу, представительству) имущество, находящееся на территории Республики Узбекистан, конфискуется и обращается в собственность государства.

Запрет деятельности региональной, международной или зарубежной организации (ее отделения, филиала, представительства) влечет за собой:

аннулирование аккредитации в установленном порядке;

запрет пребывания на территории Республики Узбекистан иностранных граждан и лиц без гражданства в качестве представителей данной организации;

запрет на ведение любой финансово-хозяйственной и иной деятельности на территории Республики Узбекистан;

запрет публикации в средствах массовой информации любых материалов от имени данной организации на территории Республики Узбекистан;

запрет распространения на территории Республики Узбекистан материалов запрещенной организации, а также информационной продукции, содержащей ее материалы;

запрет на проведение массовых мероприятий, а также участие в них представителей запрещенной организации.

Министерство иностранных дел Республики Узбекистан со дня получения копии решения Верховного суда Республики Узбекистан о признании региональной, международной или зарубежной организации (ее отделения, филиала, представительства) экстремистской, запрещении ее деятельности на территории Республики Узбекистан, прекращении деятельности отделения, филиала, представительства такой организации, расположенной на территории Республики Узбекистан, в установленном порядке уведомляет об этом по дипломатическим каналам соответствующее иностранное государство с указанием причин запрета и последствий, связанных с запретом.

Глава 5. Заключительные положения

Статья 20. Международное сотрудничество Республики Узбекистан в области противодействия экстремизму

Международное сотрудничество в области противодействия экстремизму осуществляется в соответствии с законодательством и международными договорами Республики Узбекистан.

Государственные органы, осуществляющие деятельность по противодействию экстремизму, имеют право направлять в компетентные органы иностранных государств запросы о предоставлении необходимой информации и отвечать на их запросы, а также осуществлять иное взаимодействие в установленном порядке.

Статья 21. Ответственность за нарушение законодательства о противодействии экстремизму

Лица, виновные в нарушении законодательства о противодействии экстремизму, несут ответственность в установленном порядке.

Статья 22. Обеспечение исполнения, доведения, разъяснения сути и значения настоящего Закона

Государственным органам, осуществляющим деятельность по противодействию экстремизму, обеспечить исполнение, доведение до исполнителей и разъяснение среди населения сути и значения настоящего Закона.

Статья 23. Приведение законодательства в соответствие с настоящим Законом

Кабинету Министров Республики Узбекистан:

привести решения правительства в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить пересмотр и отмену органами государственного управления их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.

Статья 24. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу по истечении трех месяцев со дня его официального опубликования.

Президент Республики Узбекистан Ш. МИРЗИЁЕВ

город Ташкент,

30 июля 2018 года

№ ЗРУ–489

(Источник: газета «Народное слово») 

 
EN AF RU
Конференции