right
Visitors
Сейчас 1526 гостей онлайн

ЕЖЕДНЕВНЫЙ ВЕСТНИК НОВОСТЕЙ №132 Управление по связям с общественностью и СМИ МИД Республики Узбекистан 9 июля 2018г.

ЕЖЕДНЕВНЫЙ ВЕСТНИК НОВОСТЕЙ №132

Управление по связям с общественностью и СМИ

МИД Республики Узбекистан

9 июля 2018г.

Визит Президента Узбекистана в Казахстан

Успехи Казахстана радуют Узбекистан как близкого друга и соседа

Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев по приглашению Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева 6 июля 2018 года посетил Казахстан и принял участие в торжественном мероприятии, посвященном 20-летию города Астаны.

Президенты посетили открывшийся недавно международный финансовый центр "Астана". Они ознакомились с созданными в центре условиями для деловых людей, планами на перспективу.

Деятельность центра налажена на основе опыта международных финансовых институтов. Для участников центра предусмотрены налоговые льготы сроком до 50 лет, упрощенные визовый, валютный режимы и преференции в ведении бизнеса.

Глава нашего государства отметил, что этот современный и инновационный финансовый центр является большим достижением братского Казахстана.

Во дворце Независимости состоялось торжественное мероприятие, посвященное 20-летию города Астаны.

Президент Шавкат Мирзиёев искренне поздравил народ Казахстана и Президента Нурсултана Назарбаева с этой исторической датой. Астана является ярким символом нового, независимого и динамично развивающегося Казахстана. В ее облике воплощены богатая культура и традиции, достижения современной архитектуры казахского народа. Этот город стал крупным экономическим и финансовым центром, площадкой для проведения международных форумов и встреч, сказал Шавкат Мирзиёев.

Отмечалось, что успехи Казахстана радуют Узбекистан как близкого друга и соседа. Выражена уверенность, что регулярные встречи и мероприятия выведут дружбу и сотрудничество между нашими народами на еще более высокий уровень.

Как известно, 6 июля 1994 года Верховный Совет Казахстана принял решение о переносе столицы страны из Алма-Аты в Акмолу. Согласно указу Президента Нурсултана Назарбаева от 10 декабря 1997 года город Акмола был официально объявлен столицей Республики Казахстан. 6 мая 1998 года Акмола была переименована в Астану. В соответствии с законом, принятым в 2008 году, установлен государственный праздник – День столицы, отмечаемый 6 июля.

За минувший период территория города значительно расширилась, возведены современные здания. Астана превратилась не только в политический, но и экономический, социальный, культурный центр страны.

Здесь проводятся мероприятия регионального и международного уровня. Так, столица Казахстана принимала у себя международную специализированную выставку 2017 года.

В истории Астаны имеется много важных аспектов и для Узбекистана. Этот город несколько раз посещали Президенты Узбекистана, парламентские и правительственные делегации нашей страны.

Президент Шавкат Мирзиёев 22-23 марта 2017 года посетил с государственным визитом Астану. В результате этого визита сотрудничество между Узбекистаном и Казахстаном получило новый импульс, реализован имеющийся огромный потенциал. Расширены объем взаимной торговли и номенклатура товаров.

Активизировались связи между регионами и деловыми кругами двух стран. Укрепилось культурно-гуманитарное сотрудничество. В рамках 2018 года – Года Узбекистана в Казахстане проводится множество культурно-просветительских, литературных встреч.

Также глава нашего государства принял участие в саммитах Шанхайской организации сотрудничества в июне 2017 года и Организации исламского сотрудничества в сентябре 2017 года, прошедших в Астане.

Официальная Астана одной из первых поддержала инициативу Шавката Мирзиёева об организации встречи глав государств региона. 15 марта текущего года в Астане состоялась первая консультативная встреча глав государств Центральной Азии. Этот исторический саммит стал точкой отсчета нового этапа регионального партнерства, добрососедства и взаимного доверия.

Мероприятия по случаю 20-летия города Астаны стали еще одним поводом для искреннего обмена мнениями. На юбилей также прибыли Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков, Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон.

На торжественной церемонии со своими песнями и танцами выступили и мастера искусств нашей страны. Праздничное мероприятие стало очередным воплощением дружбы и культурной близости наших народов.

Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев в ходе пребывания в Республике Казахстан встретился с Президентом Республики Таджикистан Эмомали Рахмоном. На переговорах обсуждены вопросы дальнейшего расширения узбекско-таджикского сотрудничества, а также вопросы регионального и международного характера, представляющие взаимный интерес.

Главы государств также рассмотрели график предстоящих мероприятий на высшем уровне.

На этом визит Президента Шавката Мирзиёева в Казахстан завершен.

(Источник: УзА)

ИНВЕСТИЦИИ

Саудовский шейх Ажлан Мухаммед Абдулазиз намерен в ближайшие годы инвестировать свыше $2 млрд в региональные проекты в Узбекистане

В планах у шейха – строительство заводов по переработке хлопка-сырца и шелка в Бухарской, Андижанской и Самаркандской областях.

– Я намерен вложить инвестиции в шелководческую, хлопковую и текстильную промышленность и, в частности, инвестировать $2 млрд. Мы уже начали с узбекистанскими коллегами практическую работу. Думаю, что наше партнерство принесет хорошую прибыль, – отметил шейх, являющийся председателем правления компании Ajlan & Brothers Group.

По его словам, он также заинтересован в туристическом сегменте, поэтому намерен построить пятизвездочные гостиницы в Бухаре, Андижане и Ташкенте.

Компания Ajlan & Brothers Group занимается производством готовой одежды и тканей, имеет 45 филиалов и свыше 200 торговых точек в странах Ближнего Востока. Она ведет свой бизнес в Саудовской Аравии, ОАЭ, Бахрейне, Катаре, Кувейте, Йемене, Сирии, Иордании, Ливии и Египте.

(Источник: газета «Uzbekistan Today»)

энергетика

Чистая и дешевая энергия. После модернизации Ташкентской ГЭС электроэнергии хватит на целый район

Гидроэнергетика в Узбекистане является одним из источников дешевой, возобновляемой и чистой электроэнергии с далеко нереализованным потенциалом. В целях повышения эффективности использования водной энергии была принята Программа мер по дальнейшему развитию гидроэнергетики на 2017— 2021 годы, согласно которой предполагается реализовать ряд крупных гидроэнергетических проектов. В их числе капитальная модернизация «под ключ» каскада Нижне-Бозсуйских ГЭС в Зангиатинском районе Ташкентской области, Шахриханских ГЭС в Асакинском районе Андижанской области и Ташкентских ГЭС в Чиланзарском районе Ташкента.

— ГЭС в Ташкенте была возведена еще в 1944 году, и с тех пор здесь не осуществлялся капитальный ремонт. Ее модернизация предполагает полную замену изношенного оборудования на современное и высокоэффективное. Благодаря этому мощности гидроэлектростанции повысятся до 16,6 мегаватт в год и будут производить до 102,2 миллиона киловатт-часов электро-энергии. Много это или мало? Производимой электроэнергии с лихвой хватит на обеспечение целого района. Все модернизационные работы на ГЭС планируется завершить до 2020 года, — отмечает главный инженер проектов Александр Енин.

Генеральным подрядчиком выступает китайская компания «Power Construction Corporation of China, Ltd.» — одна из ведущих в мире в сфере строительства генерирующих мощностей и поставке технологического оборудования. Общая стоимость проекта по модернизации трех ГЭС составляет более 74 миллионов долларов, из которых более 62,9 миллиона долларов на основе льготных кредитов предоставляет Эксим- банк Китая, и 11,1 миллиона долларов составляют собственные средства.

Примечателен и тот факт, что узбекско-китайское сотрудничество в сфере гидроэнергетики не ограничивается только участием иностранного партнера в качестве инвестора. В ходе мероприятия было подписано соглашение между «Power Construction Corporation of China» и Ташкентским институтом инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства, благодаря которому выпускники ташкентского института смогут не только трудоустроиться, но и имеют возможность продолжить образование в ведущих китайских вузах. Уже в этом году первые шесть студентов, которые прошли жесткий конкурсный отбор, смогут продолжить обучение в Китае.

Как отметили обе стороны, данный проект служит яркой демонстрацией серьезных и долгосрочных планов китайской стороны, их заинтересованности в участии и реализации крупных инвестиционных проектов в нашей стране. Такое сотрудничество, несомненно, способствует повышению сотрудничества между двумя нашими странами в научно-интеллектуальной и экономической сферах.

(Источник: газета «Народное слово»)

Международные отношения

Встреча с Президентом Афганистана

Правительственная делегация Республики Узбекистан во главе с Министром иностранных дел Абдулазизом Камиловым, находящая с рабочим визитом в Исламской Республике Афганистан, 8 июля 2018 года была принята Президентом Мухаммадом Ашрафом Гани во дворце «Арг».

В начале беседы Министр передал теплые слова приветствия и добрые пожелания Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева главе Афганистана.

В ходе состоявшейся беседы обсуждены актуальные вопросы двусторонних отношений, прежде всего ход выполнения договоренностей, достигнутых в рамках официального визита Президента Афганистана в Узбекистан и переговоров на высшем уровне в декабре 2017 года. В этом контексте рассмотрены вопросы реализации крупных совместных инвестиционных, транспортно-коммуникационных, торгово-экономических проектов.

На встрече было подтверждено согласие Узбекистана на открытие афганского консульства в г.Термезе.

Стороны также обменялись мнениями по ситуации в Афганистане и в прилегающем регионе.

Президент Мухаммад Ашраф Гани, который принимал участие и выступил с обстоятельной речью на Ташкентской международной конференции по Афганистану в марте 2018 года, поблагодарил узбекскую сторону за прилагаемые энергичные усилия по содействию мирному процессу в его стране.

В беседе рассмотрены и другие вопросы узбекско-афганской повестки дня.

(Источник: Веб-сайт МИД Республики Узбекистан)

Привлечение прямых иностранных инвестиций – ключевая задача диппредставительств Узбекистана за рубежом

7 июля 2018 года первый заместитель Министра иностранных дел Республики Узбекистан Ботир Асадов провел в МИД совещание, в работе которого приняли участие руководители структурных подразделений центрального аппарата, а также с помощью видеосвязи главы диппредставительств за рубежом.

Участники заседания были проинформированы о критической оценке со стороны Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева эффективности работы причастных министерств и ведомств по привлечению и освоению иностранных инвестиций и содержании постановления Кабинета Министров №478 от 26 июня 2018 года “О мерах по повышению ответственности руководителей органов государственного и хозяйственного управления, а также органов исполнительной власти на местах за реализацию активной инвестиционной политики”.

Подчёркнуто, что привлечение иностранных инвестиций, прежде всего прямых иностранных инвестиций, является ключевой и приоритетной задачей в деятельности загранучреждений Узбекистана.

В этой связи состоялся откровенный обмен мнениями относительно путей и методов работы по устранению высказанных Президентом Узбекистана замечаний, безусловному решению поставленных задач. Также поручено активизировать продуктивную работу с закрепленными регионами страны и отраслями экономики.

Кроме того, до участников совещания доведено, что в соответствии с Протоколом совещания в Кабинете Министров Республики Узбекистан от 3 июля 2018 года принято решение о внедрении механизма прямого диалога субъектов предпринимательства с органами государственного управления в виде единой площадки открытого обсуждения инвестиционных предложений иностранных инвесторов.

(Источник: Веб-сайт МИД Республики Узбекистан)

В Узбекистане учрежден Центр народной дипломатии ШОС

В китайском городе Циндао 8—10 июня прошел саммит глав государств — членов Шанхайской организации сотрудничества, где Узбекистан вновь выступил с рядом значимых инициатив, направленных на обеспечение безопасности и устойчивого развития. В этом же месяце Президент нашей страны принял решение о создании в Узбекистане Центра народной дипломатии ШОС.

Центр будет содействовать укреплению взаимного доверия и добрососедства, межнационального и межконфессионального согласия, развитию межцивилизационного диалога среди стран ШОС, участвовать в расширении культурно-гуманитарных связей со странами организации. Он послужит всемерному использованию механизмов народной дипломатии для успешного осуществления задач Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017—2021 годах.

В Комитете по межнациональным отношениям и дружественным связям с зарубежными странами при Кабинете Министров состоялось собрание учредителей Центра народной дипломатии ШОС. Наряду с комитетом это Союз молодежи Узбекистана, министерства иностранных дел, культуры, высшего и среднего специального образования, физической культуры и спорта, финансов, Госкомтуризма, Академия наук и Академия художеств Узбекистана, Творческий союз журналистов, Союз писателей. В собрании приняли участие и ответработники аппарата Президента и Кабмина.

С учетом предложений учредителей утвержден устав, состав координационного совета и ревизионной комиссии. Возглавил центр Рахматулло Назаров, член Комитета по вопросам международных отношений, внешнеэкономических связей, иностранных инвестиций и туризма Сената Олий Мажлиса.

Отмечена необходимость тесного сотрудничества всех учредителей для скорейшего начала и организации эффективной деятельности организации с привлечением партнеров по ШОС.

(Источник: газета «Народное слово»)

Законодательная палата Олий Мажлиса Республики Узбекистан

Депутаты заслушали информацию министра здравоохранения

Во второй половине состоявшегося 5 июля 2018 года заседания Законодательной палаты депутаты заслушали информацию министра здравоохранения Республики Узбекистан «О ходе реализации реформ в сфере здравоохранения» и по инициативе фракции Народно-демократической партии Узбекистана – «О практике установления инвалидности в нашей стране и работе, проводимой в деле ее совершенствования».

Как отмечено в информации, представленной по первому вопросу, осуществляется последовательная работа в деле улучшения системы здравоохранения страны, повышения качества оказываемой населению первичной медико-социальной, экстренной и скорой медицинской помощи, специализированных услуг, обеспечения граждан доступными и качественными лекарствами и медицинскими принадлежностями, развития частной медицинской практики.

Приняты направленные на развитие данной сферы, коренное ее реформирование 104 нормативно-правовых акта, в частности, 4 указа, 24 постановления и 9 распоряжений Президента Республики Узбекистан, 37 постановлений и 32 распоряжения Кабинета Министров Республики Узбекистан.

На содержание учреждений системы здравоохранения, выплату работникам заработной платы, расходы на медикаменты и продовольственную продукцию, укрепление материально-технической базы медицинских учреждений в 2018 году из Государственного бюджета выделено 9,6 триллиона сумов (курс ЦБ РУ на 09.07.2018, 1$= 7813.42 сум), что по сравнению с 2017 годом больше в 1,4 раза.

В отчетный период в целях проведения медицинских осмотров, хирургических, в том числе высокотехнологичных операций, в нашу страну были приглашены 209 зарубежных специалистов. Относительно аналогичного периода 2017 года количество медицинских осмотров увеличилось на 8723, операций – на 452, высокотехнологичных операций – на 289, число прибывших из-за рубежа специалистов увеличилось на 45.

Министр здравоохранения в своей информации остановился не только на осуществленной в сфере работе, но и наличии ряда ждущих своего решения проблем и недостатков. В частности, не на требуемом уровне взаимная интеграция службы скорой медицинской помощи и учреждений первичного звена здравоохранения, амбулаторных поликлиник и учреждений по оказанию стационарной медицинской помощи. Дублируют друг друга некоторые медицинские службы, в частности, службы скорой медицинской помощи и патронажной системы.

Не на должном уровне работа в деле полного охвата населения в регионах патронажными службами, особенно одиноких, престарелых людей, лиц с инвалидностью, хроническими заболеваниями, будущих матерей и детей.

Бригады и автомобили скорой медицинской помощи до сих пор полностью не оснащены современными цифровыми средствами радиосвязи (рациями) и системами GPS-навигации.

По завершению информации министра депутаты выразили свои мнения и предложения по данному вопросу. В частности, подчеркивалась необходимость совершенствования правовых основ системы патронажа и упрощения механизмов ее реализации, укрепления правовой основы для эффективной организации деятельности сельских семейных поликлиник и сельских врачебных пунктов, укрепления социального партнерства с действующими в сфере медицины негосударственными некоммерческими организациями в целях повышения медицинской культуры населения, профилактики заболеваний. Также отмечалось, что создание благоприятных условий для активизации деятельности и расширения сети частных медицинских учреждений, устранение искусственных барьеров, препятствующих устойчивому развитию частного сектора в сфере здравоохранения, также послужат решению имеющихся проблем в системе.

В целях исполнения постановления Президента страны от 8 августа 2017 года «О первоочередных мерах по обеспечению ускоренного социально-экономического развития регионов» в ходе изучений, проведенных депутатами Законодательной палаты во время выезда в регионы в апреле текущего года, в процессе бесед с социально нуждающимися слоями населения и инвалидами было выявлено наличие ряда вопросов касательно установления инвалидности. В этой связи было высказано предложение о заслушивании информации министра здравоохранения.

Как отмечено в информации, представленной министром по данному вопросу, приняты постановления Президента Республики Узбекистан, Кабинета Министров Республики Узбекистан по коренному совершенствованию системы государственной поддержки лиц с инвалидностью, определению инвалидности в республике, разработан и претворен в жизнь ряд нормативно-правовых актов.

В целях всемерной поддержки лиц с инвалидностью в нашей стране 9 марта 2018 года постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан организован Фонд поддержки лиц с инвалидностью.

В настоящее время в системе Службы медико-трудовой экспертизы Министерства здравоохранения действуют Республиканская инспекция медико-социальной экспертизы, 14 главных медико-трудовых экспертных комиссий Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента, 5 районных, 70 межрайонных, 4 городских и 14 специализированных медико-трудовых экспертных комиссий.

В результате осуществленной в первом квартале 2018 года работы количество лиц старше 16 лет и с инвалидностью составило 582,4 тысячи человек, у 12,4 тысячи граждан определена первичная инвалидность.

В целях обеспечения обоснованного определения инвалидности Республиканской инспекцией медико-социальной экспертизы и Главной службой медико-трудовой экспертизы налажено проведение двухступенчатого контроля, изучена работа по осмотру 8 тысяч (64,5 процента) лиц с первичной инвалидностью, из них около 2,5 тысячи прошли повторный контрольный осмотр и по отношению к 13 лицам изменены заключения комиссий медико-трудовой экспертизы.

В целях укрепления здоровья населения, профилактики заболеваний, инвалидности и оказания жителям республики специализированной высокотехнологичной медицинской помощи организованы 10 республиканских специализированных медицинских центров, во всех регионах – многопрофильные детские медицинские центры, оснащенные современным диагностическим и лечебным оборудованием, укомплектованные квалифицированными кадрами.

Для предупреждения рождения детей-инвалидов с наследственными и врожденными заболеваниями, уменьшения случаев инвалидности с детства в настоящее время в 11 регионах республики организованы скрининг-центры «Мать и дитя», в них проводятся медико-генетические исследования семей, относящихся к группе риска по наследственным и врожденным заболеваниям, предотвращается рождение детей-инвалидов.

Вместе с тем министр также остановился на некоторых недостатках в этом направлении, подчеркнул, что в настоящее время в республике действуют Национальный центр реабилитации и протезирования инвалидов, 10 территориальных реабилитационных центров, но до сих пор нет реабилитационных центров в Бухарской, Сырдарьинской и Сурхандарьинской областях. Кроме того, в первом квартале 2018 года комиссиями медико-трудовой экспертизы 2049 лицам с инвалидностью выданы направления на трудоустройство, из них центрами содействия занятости трудоустроены лишь 248 (12,1 процента).

В ходе обсуждения депутаты особо отметили целесообразность обеспечения прозрачности процессов медико-трудовой экспертизы, недопущения бюрократизма и волокиты, дальнейшего упрощения механизма работы с документацией, критического пересмотра законодательства, упорядочивающего вопросы инвалидности, принятия единого документа, охватывающего данные вопросы, дальнейшего усиления совместной деятельности комиссий медико-трудовой экспертизы и лечебно-профилактических учреждений Министерства здравоохранения в деле предотвращения инвалидности путем целевого лечения пациентов, стоящих на диспансерном учете.

По итогам обсуждений по обоим вопросам приняты соответствующие постановления Законодательной палаты. В них обозначены конкретные поручения, направленные на устранение имеющихся проблем в сфере.

(Источник: Пресс-служба Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан)

Общество

Узбекистан: Жизненные ценности формируют имидж страны

Центр изучения общественного мнения «Ижтимоий фикр» осуществляет систематические опросы населения с целью изучения духовно-нравственных ценностей и установок граждан Узбекистана в социально-экономической, правовой и политической жизни общества.

Результаты исследований позволяют более полно и многогранно осмыслить процессы, происходящие в нашем обществе, сформировать эффективные подходы к экспертизе принимаемых управленческих решений в аспекте их влияния на состояние и изменения общества. Полученная информация может оказать существенное влияние на работу органов государственной власти и управления, средств массовой информации, общественных объединений по формированию на международной арене образа Узбекистана и узбекистанцев.

Опросы общественного мнения показывают, что в Узбекистане происходит трансформация ценностных ориентаций граждан под влиянием различных факторов, связанных с динамичным развитием общественно-политических и социально-экономических отношений, процессов глобализации в целом. Сильный ценностный фундамент, присущий гражданам страны, – это не только основа политической стабильности, но и база для позитивного состояния и социального самочувствия населения.

Узбекистанское общество, как показывают результаты опросов, остается ориентированным на традиционные ценности – такие, как семья, милосердие, толерантность и миролюбие, солидарность поколений и уважение к старшим, щедрость и гостеприимство, трудолюбие. Важно понимать, что общество, устойчивое в своих ценностях, это не статичное общество. В ходе социологических исследований узбекистанцы демонстрируют огромное желание к динамичному социальному и экономическому развитию. Полученные данные указывают на то, что в стране складывается новая морально-нравственная атмосфера, в общественном сознании постепенно утверждаются ценности, отражающие стремление населения, и особенно молодежи,  к успеху, материальному благосостоянию, карьерному росту, духовно-нравственному совершенствованию.

В ходе опросов общественного мнения выявили доминирование гражданской идентичности среди населения – почти 70% жителей страны считают себя «прежде всего гражданами Узбекистана».  

Существенную роль в процессе самоопределения и конструирования своей идентичности играет приверженность граждан к определенному образу жизни, который обычно трактуется как ориентированный либо на западные, европейские ценности, либо на традиционные, связанные с соблюдением национальных традиций и народных обычаев. Результаты исследования показали, что большинство граждан страны отдают предпочтение традиционному образу жизни, основанному на национальных обычаях и традициях.

При этом жители республики стремятся, чтобы их дети и внуки в будущем также воспроизводили образ жизни, связанный с национальными культурными ценностями. Культурно-историческая принадлежность, традиции, своеобразный «духовный консерватизм» являются для узбекистанцев важными консолидирующими факторами. В то же время почти каждый десятый молодой человек предпочитает вести современный, основанный на западных ценностях образ жизни.

В число наиболее важных для узбекистанцев жизненных ценностей входят благополучная и счастливая жизнь, рождение и воспитание детей, служение отечеству, творческая и профессиональная самореализация.

В ходе исследования респондентам задавали вопрос: «При каких условиях вы смогли бы признать свою жизнь успешной и удавшейся?» Большинство (76,3%) ответили, что основными условиями успешной жизненной реализации  является создание семьи, наличие детей.

Семья и дети, их воспитание и духовно-нравственное развитие стабильно остаются наиболее значимыми ценностями в узбекистанском обществе. Большинство граждан страны считает,  что ответственность за воспитание детей и их успешное взросление несет семья, а их воспитание является важнейшим родительским долгом.

Для жителей республики одной из главных ценностей является образование, и они стремятся дать своим детям хорошее образование. В обществе усилилось понимание, что от всестороннего обучения и воспитания детей в дошкольном возрасте зависит успешность дальнейшего образования молодого поколения, так как именно в этом возрасте создаются предпосылки для успешного обучения детей в школе и дальнейшей социализации подрастающего поколения в будущей жизни.

Получение высшего образования, успешная служебная карьера, высокий социальный статус в обществе – эти важные жизненные смыслы также остаются актуальными для многих узбекистанцев, особенно молодых.

В представлении граждан страны наиболее значимыми личностными качествами являются гостеприимство, щедрость и трудолюбие. Так считают 37% жителей страны. По мнению 28% граждан, их отличают патриотизм, любовь и преданность Родине, стремление внести свой вклад в ее развитие и благосостояние. В число наиболее значимых личностных качеств, характеризующих узбекистанцев, вошли бережное отношение к семейным ценностям и национальным традициям(24,9%), добросердечие (28,2%), воспитанность и уважение старших (18%), миролюбие (17,2%).

В то же время многие респонденты (78,4%), считают, что в системе приоритетных ценностей и жизненных установок сейчас происходят противоречивые изменения. По их мнению, сложные процессы, происходящие в современном обществе, резкое увеличение объема и значимости информационных потоков оказывают серьезное влияние на формирование определенной картины мира и трансформацию традиционных норм и ценностей человека, особенно в молодежной среде. Как показали опросы, каждый третий респондент считает, что в мировоззрении современных узбекистанцев прагматические ценности, направленные исключительно на цели личного преуспевания, все в большей степени начинают преобладать над духовными. Данное явление особенно характерно для молодого поколения.

По мнению респондентов, самыми негативными сторонами современной молодежи являются усиление прагматических мотивов в культурно-нравственных установках (17,8%), социальная безответственность, связанная с нежеланием взрослеть (17,4), терпимое отношение к нарушению норм морали (14,1%).

В Узбекистане одной из важнейших задач государственной политики является сохранение для будущих поколений богатого исторического и культурного наследия, обычаев и традиций народа, восстановление духовно-религиозных основ узбекистанского общества, возрождение гуманистических исламских культурных ценностей. Созданы благоприятные условия для повышения национального и религиозного самосознания, свободы и национальной гордости. Наряду с возрождением духовных и религиозных ценностей обеспечены религиозные права и свободы граждан в системе демократического государства и гражданского общества.

Опросы общественного мнения наглядно демонстрируют трансформацию отношения граждан к религии, традициям и обычаям, выражающуюся в увеличении числа посещающих святые места, отмечающих религиозные и народные праздники, проводящих в своих семьях традиционные национальные обряды. Согласно результатам опросов, для 87,6% жителей страны народные и религиозные традиции, обряды и обычаи имеют большое значение, они способствуют развитию общества и государства, обогащают духовную жизнь каждого гражданина. Отмечено, что чем старше гражданин, тем более бережно он относится к соблюдению и исполнению обрядов и обычаев, следование традициям выходит для многих на первый план.

Респонденты старшей возрастной категории в ходе опроса выразили мнение, что молодежь следует воспитывать в духе уважения к представителям других религий и национальностей, просвещать и показывать истинную духовно-нравственную суть ислама, его природу и толерантность, использовать гуманистические исламские ценности в морально-нравственном воспитании подрастающего поколения, оберегать их от религиозного экстремизма и религиозной ограниченности.

Одной из основных жизненных ценностей для узбекистанцев является труд. Каждый четвертый респондент считает, что «труд для человека – это главный признак жизни, пока человек трудится – он жив». В труде жители страны видят средство творческого самовыражения  и самоутверждения в обществе, возможность достижения более высокого социального статуса, а также возможность приносить пользу людям и обществу.

При выборе работы 44,7% граждан обращают первостепенное внимание на возможность получения высокой зарплаты,  43,4% приоритетом считают возможность приносить пользу людям, 34,6% полагают, что работа должна быть в первую очередь творческой и интересной.

В возрастном разрезе диапазон мнений по характеристикам труда, имеющим первостепенное значение, меняется довольно существенно. Так, предпочтение высокой зарплате отдают 50,2% опрошенных лиц в возрасте 30–39 лет. Они же наиболее часто по сравнению с другими респондентами выделяют престижную работу, обеспечивающую высокий социальный статус. Творческую работу, даже если она невысоко оплачивается, но приносит пользу людям, считают наиболее важной половина молодых респондентов в возрасте 18–19 лет, а каждый третий из них отдает предпочтение здоровому климату в трудовом коллективе.

Социологические исследования демонстрируют, что политика в иерархической структуре ценностей узбекистанцев занимает важное место, их волнуют не только повседневные заботы и проблемы, они проявляют активный интерес к политическим процессам и событиям. Это закономерно и объясняется активной модернизацией и глубокими реформами в различных отраслях жизни государства и общества, осуществляемыми в рамках Стратегии действий.  Граждане всесторонне поддерживают позитивные изменения, происходящие в стране, и стремятся содействовать им.

Как показали результаты опроса, большинство узбекистанцев (76,4%) считают себя сторонниками демократического, правового государства. Данный показатель является стабильным на протяжении последних лет.

В наибольшей степени демократические ценности присущи респондентам, имеющим высокий уровень образования. Процент сторонников демократического, правового государства выше среди граждан в возрасте от 21 до 40 лет.

Результаты исследований убедительно свидетельствуют о возрастающей социальной активности и гражданском самосознании, повышающейся сопричастности граждан к процессам, происходящим в стране. Отвечая на вопрос: «Несет ли человек моральную ответственность за свою страну и решение ее проблем?» – абсолютное большинство граждан (88,4%) ответили положительно.

Чувство ответственности за свою страну характерно для большинства жителей регионов республики, мужчин и женщин, представителей различных социальных слоев. В возрастном аспекте это чувство увеличивается пропорционально возрасту: чем старше граждане, тем большую ответственность они ощущают за судьбу своей страны, за ее будущее, за то, в каком государстве будут жить их дети и внуки.

В целом, как показывает многолетний опыт изучения жизненных ценностей узбекистанцев, они определяют поведение граждан, выбор пути экономического развития и формы управления страной. При этом стоит отметить, что ценности меняются очень медленно, этот процесс может занять несколько поколений.

Узбекистанцы испытывают гордость за свою страну, богатое историческое и культурное наследие, национальные традиции и духовно-нравственные ценности, которые бережно сохраняются нашим народом и передаются из поколения в поколение. Первостепенная задача каждого гражданина заключается в сохранении и передаче подрастающему поколению высших ценностей нашей национальной культуры – добра, милосердия, толерантности, уважения к старшим и сохранении семейных ценностей, благородстве и трудолюбии.

Рано УБАЙДУЛЛАЕВА,

академик АН республики, директор Центра изучения общественного мнения «Ижтимоий фикр».

(Источник: газета «Uzbekistan Today»)

 

приложение

О дополнительных мерах по дальнейшему совершенствованию системы внешней трудовой миграции Республики Узбекистан

Постановление Президента Республики Узбекистан

Отметить, что несмотря на осуществляемые меры по упорядочению процессов внешней трудовой миграции, заключению международных соглашений по организованному набору граждан для осуществления трудовой деятельности за рубежом, созданию благоприятных условий по обеспечению их безопасного следования к месту работы за пределы республики, все еще сохраняются большие потоки нелегальной трудовой миграции.

Продолжают оставаться низкими показатели организованного трудоустройства граждан за рубежом, а также обеспечения занятости лиц, вернувшихся из трудовой миграции.

В целях дальнейшего совершенствования системы внешней трудовой миграции, кардинального расширения ее организованных форм, обеспечения защиты трудовых и социальных прав граждан, выезжающих на работу за пределы республики, расширения вовлечения в предпринимательскую и трудовую деятельность вернувшихся из-за рубежа трудовых мигрантов, а также последовательной реализации задач, определенных Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах:

1. Установить, что с 1 сентября 2018 года зарегистрированные в Республике Узбекистан юридические лица вправе осуществлять деятельность по:

трудоустройству граждан Республики Узбекистан за рубежом на основании лицензии, выдаваемой Министерством занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан;

подтверждению профессиональной компетенции граждан Республики Узбекистан, выезжающих для осуществления трудовой деятельности за рубеж, включая уровень владения профессиональными навыками и иностранными языками, на основании аккредитации, проводимой Министерством занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан.

Определить рабочим органом Министерства занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан, выполняющим функции по рассмотрению заявлений о выдаче лицензии и аккредитации, подготовке необходимых документов Агентство по внешней трудовой миграции при Министерстве занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан (далее – Агентство).

2. Создать при Министерстве занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан Фонд поддержки и защиты прав и интересов граждан, осуществляющих трудовую деятельность за рубежом (далее – Фонд) со статусом юридического лица.

Определить основными задачами Фонда финансирование расходов по:

оказанию правовой и социальной защиты, а также материальной помощи гражданам, подвергшимся насилию, принудительному труду и дискриминации, нарушению трудовых и иных прав, попавших в сложное финансовое положение и оставшихся без документов, устанавливающих личность, средств к существованию в период осуществления трудовой деятельности за рубежом;

медицинскому обслуживанию граждан, которым в период нахождения в трудовой миграции потребовалась медицинская помощь по причине травмы, несчастного случая, в случае невозможности оплатить стоимость оказанных медицинских услуг за счет средств трудового мигранта с последующим возмещением оплаченных средств указанными гражданами;

перевозке тел граждан, умерших в период нахождения в трудовой миграции за пределами республики, а также граждан, получивших увечье или тяжелые травмы во время трудовой деятельности за рубежом, приведшие к потере трудоспособности, в случае подтверждения соответствующими органами государства трудоустройства;

возвращению граждан, ранее направленных на работу за рубеж в рамках организованного набора и выдворенных (депортированных) вследствие нарушения законодательства страны пребывания, с последующим возмещением оплаченных средств за счет указанных граждан, а также возвращению граждан, которым иностранные работодатели не обеспечили оговоренные условия трудоустройства;

созданию в регионах республики и оснащению центров предвыездной адаптации, профессиональной подготовки, обучения и тестирования по знанию иностранных языков, подтверждения профессиональной компетенции граждан, выезжающих для осуществления трудовой деятельности за рубеж;

созданию и оснащению представительств Агентства за рубежом;

проведению информационно-просветительских мероприятий по вопросам совершенствования системы организованного трудоустройства граждан за рубежом, направленных на предотвращение нелегальной трудовой миграции.

3. Определить источниками формирования доходов Фонда:

единовременную безвозмездную финансовую помощь, выделяемую из Государственного бюджета Республики Узбекистан в размере 200 миллиардов сумов (курс ЦБ РУ на 09.07.2018, 1$= 7813.42 сум);

резервирование средств организаций, осуществляющих отправку граждан для осуществления трудовой деятельности за рубеж в рамках заключенного лицензионного соглашения с Министерством занятости и трудовых отношений, в размере 50 тысяч долларов США, с условиями пополнения средств в случае расходования резервируемой суммы, а также возвращения средств в случае прекращения действия лицензии на право трудоустройства граждан за рубежом;

доходы от размещения свободных средств на депозитах коммерческих банков;

благотворительные пожертвования физических и юридических лиц, а также другие источники, не запрещенные законодательством.

4. Министерству занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан в месячный срок внести в Кабинет Министров проект правительственного решения по утверждению:

Положения о порядке лицензирования деятельности по трудоустройству граждан Республики Узбекистан за рубежом;

Положения о порядке аккредитации юридических лиц, занимающихся деятельностью по подтверждению профессиональной компетенции граждан Республики Узбекистан, выезжающих за рубеж для осуществления трудовой деятельности;

Положения о порядке организованного набора граждан Республики Узбекистан для осуществления трудовой деятельности за рубежом;

обновленного Положения об Агентстве по внешней трудовой миграции при Министерстве занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан;

Положения об организации деятельности Фонда поддержки и защиты прав и интересов граждан, осуществляющих трудовую деятельность за рубежом, предусматривающего в том числе порядок формирования и использования его средств.

5. Установить, что с 1 августа 2018 года:

отменяется порядок выдачи разрешения на осуществление трудовой деятельности за рубежом с внедрением процедуры добровольной регистрации граждан, выезжающих за рубеж для осуществления трудовой деятельности по частным трудовым контрактам, в порядке, устанавливаемом Министерством занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан;

вводится порядок добровольной уплаты гражданами, осуществляющими трудовую деятельность за рубежом, ежегодных страховых взносов во внебюджетный Пенсионный фонд при Министерстве финансов в сумме четырех с половиной кратного размера минимальной заработной платы, с включением периода, за который уплачены платежи, в трудовой стаж в установленном порядке.

6. Министерству занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан в месячный срок внести в Кабинет Министров предложения по внедрению механизма создания на условиях государственно-частного партнерства социально ориентированных предприятий, деятельность которых направлена на создание новых рабочих мест с минимальным уровнем рентабельностью, предусмотрев направление на эти цели средств Фонда общественных работ при Министерстве занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан.

7. Освободить Агентство от всех видов налогов и обязательных отчислений в государственные целевые фонды.

8. Министерству иностранных дел совместно с Министерством занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан в месячный срок внести в Кабинет Министров проект правительственного решения по включению ответственных работников из числа управленческого персонала Агентства в перечень должностных лиц, которым выдается дипломатический паспорт Республики Узбекистан.

9. Министерству занятости и трудовых отношений совместно с Министерством юстиции Республики Узбекистан и другими заинтересованными ведомствами в двухмесячный срок внести предложения об усилении административной и уголовной ответственности за нарушение трудового законодательства, а также об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.

10. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Абдухакимова А.А., Генерального прокурора Республики Узбекистан Муродова О.Б., первого заместителя Государственного советника Президента Республики Узбекистан Мавлонова Б.М. и министра занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан Кудбиева Ш.Д.

Президент Республики Узбекистан  Ш.МИРЗИЁЕВ

Город Ташкент,

5 июля 2018 года.

(Источник: УзА) 

 
EN AF RU
Конференции