right
Visitors
Сейчас 1644 гостей онлайн

ЕЖЕДНЕВНЫЙ ВЕСТНИК НОВОСТЕЙ № 129 Управление по связям с общественностью и СМИ МИД Республики Узбекистан 4 июля 2018г.

 

ЕЖЕДНЕВНЫЙ ВЕСТНИК НОВОСТЕЙ № 129

Управление по связям с общественностью и СМИ

МИД Республики Узбекистан

4 июля 2018г.

ИНВЕСТИЦИИ: Ташкентская область

Предприятие - наше, капитал - иностранный

В Ташкентской области создаются все условия для налаживания прибыльного производства и оказания услуг с помощью иностранных предпринимателей. Их капитал активно направляется в производство и на переработку сельскохозяйственной продукции, выпуск качественных потребительских товаров, создание необходимых объектов инфраструктуры.

За пять месяцев этого года в столичной области зарегистрировано 83 предприятия с участием иностранного капитала. Большая их часть приходится на сферу промышленности - 51. Зарубежные бизнесмены вместе со своими узбекистанскими партнерами не обошли вниманием сельское и лесное хозяйство, рыбоводство, строительство, здравоохранение и систему социальных услуг. Как видно из данных областного управления статистики, на 1 июня нынешнего года в области число предприятий с участием иностранного капитала достигло 677. При этом 402 из них являются совместными предприятиями, а 275 - иностранными.

По числу хозяйствующих субъектов с иностранным капиталом уверенно лидируют Зангиатинский, Кибрайский и Юкоричирчикский районы. Не отстает от них и Ташкентский ра­йон. И это неудивительно. Они находятся рядом со столицей Узбекистана и поэтому особо привлекательны для инвесторов. Но при этом существенным фактором является и то, что здесь понимают - иностранные инвестиции играют большую роль в модернизации экономики. Партнерство с зарубежными предпринимателями позволяет национальным производителям воспользоваться передовыми технологиями и повысить конкурентоспособность.

- Если предприниматели используют устаревшие оборудование и технологии, то их производительность будет низкой и они будут неконкурентоспособными, - говорит главный специалист Ташкентского районного отдела областного управления инвестиций Кобилжон Рихсибоев. - Иностранные инвестиции позволяют решить эту проблему, так как с их помощью наши предприниматели получают доступ к новым технологиям. Это позволяет увеличить производительность труда, что приведет к дальнейшему стимулированию инвестиционных процессов.

В качестве примера он привел деятельность нескольких субъектов предпринимательства. Например, в создании общества с ограниченной ответственностью "Woodlife Nik" приняли участие бизнесмены из соседнего Казахстана. Это предприятие выпускает промышленные холодильники и вентиляционное оборудование. Продукция пользуется спросом. А вот ООО "Perfect Future Medicine" специализируется на производстве медицинских препаратов. В составе учредителей этого предприятия - бизнесмены из Германии. Выпуск парфюмерии и косметических препаратов освоил коллектив совместного узбекско-турецкого предприятия "Акйил интернейшнл лимитед".

Можно привести еще немало хороших примеров. Однако, к сожалению, не везде есть успех с привлечением иностранных инвестиций. Среди отстающих по этому показателю - Бекабадский, Пскентский, Букинский, Аккурганский районы и город Бекабад. Да, они, в отличие от Зангиаты, Кибрая или Янгибазара, существенно отдалены от Ташкента. Но это не повод для оправдания. Иностранные инвесторы вкладывают свой капитал в развитие экономики, например, Каракалпакстана. Расстояние для них не преграда.

Поэтому надо всегда помнить, что для активизации притока иностранных инвестиций требуется дальнейшее развитие инфраструктуры, необходимой для ведения предпринимательской деятельности иностранными инвесторами. Также нужно уделить внимание развитию системы распространения информации о преимуществах и возможностях инвестиционной среды того или иного района. Для стимулирования местных предпринимателей к привлечению иностранного капитала нужно обеспечить их доступ к информации о льготных иностранных кредитных линиях и других вариантах использования иностранного капитала. На эти аспекты и должны обратить внимание руководители районных хокимиятов.

Напомним, что в Узбекистане есть два понятия: "предприятие с иностранными инвестициями" и "предприятие с участием иностранного капитала". В соответствии со статьей 6 Закона "Об иностранных инвестициях" предприятия с иностранными инвестициями - это коммерческие организации, в которых инвестиции составляют не менее 30 процентов акций (долей, паев) или уставного фонда. Одним из учредителей предприятия должно быть иностранное юридическое лицо, зарегистрированное в соответствии с законодательством своей страны, иностранная государственная или международная организация. Они действуют в любых организационно-правовых формах, не противоречащих законодательству.

Государство предоставляет таким предприятиям существенные льготы. Вновь создаваемые предприятия с иностранными инвестициями, в которых вклад иностранного инвестора в денежной форме составляет не менее пяти миллионов долларов, при изменении налогового законодательства вправе в течение десяти лет с момента их государственной регистрации уплачивать налоги и обязательные платежи в порядке, действовавшем на дату их регистрации. В соответствии со статьями 209 и 211 Налогового кодекса от уплаты НДС освобождаются товарно-материальные ценности, передаваемые иностранным инвестором по инвестиционному соглашению, технологическое оборудование, импортируемое в Узбеки­стан инвестором для выполнения его обязательств, а также комплектующие и запчасти при условии, что их поставка предусмотрена условиями контракта.

В соответствии со статьей 33 Закона "О таможенном тарифе" от импорт­ной таможенной пошлины освобождается имущество, ввозимое предприятиями с иностранными инвестициями с долей иностранных участников в уставном фонде не менее 33 процентов для собственных производственных нужд в течение двух лет с момента их государственной регист­рации. Также не облагается пошлиной имущество, ввозимое для личных нужд иностранными сотрудниками, находящимися в Узбекистане в соответствии с заключенными трудовыми договорами. Иностранные юридиче­ские лица, осуществившие прямые инвестиции в экономику Узбекистана на общую сумму более 50 млн долларов, освобождаются от таможенной пош­лины при ввозе продукции собственного производства.

Все преференции, предоставляемые законодательством страны, привлекают иностранных бизнесменов. Они готовы вкладывать свои средствав экономику Узбекистана. Дело  за малым. Не допускать проволочек и волокиты при регистрации предприятий, оперативно решать вопросы и работать в тесном сотрудничестве. Ведь в выигрыше остаются все участники таких проектов. При этом самым существенным фактором является то, что станки и агрегаты обслуживают наши соотечественники, а продукция, выпускаемая в новых цехах, заполняет внутренний рынок и идет на экспорт.

(Источник: газета «Правда Востока»)

Деловой климат: ТУРИЗМ

Лицензии по-новому

В соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 11.04.2018 года «О мерах по дальнейшему сокращению и упрощению лицензионных и разрешительных процедур в сфере предпринимательской деятельности, а также улучшению условий ведения бизнеса» и постановлением главы государства  от 11.04.2018 года «О дополнительных мерах по ускоренному развитию системы оказания государственных услуг» с 1 июня 2018 года внесены изменения в порядок лицензирования туристической деятельности.

Теперь  лицензирование туристской (туроператорской) деятельности передано региональным управлениям Государственного комитета по развитию туризма Республики Узбекистан и департаментам по развитию туризма.

Подача документов для получения лицензии на право осуществления туристской (туроператорской) деятельности осуществляется через Центры государственных услуг или через Единый портал интерактивных государственных услуг.

В связи с этим для получения лицензии на право осуществления туристской (туроператорской) деятельности можно обращаться в региональные управления Государственного комитета по развитию туризма.

(Источник: газета «Uzbekistan Today»)

регионы: ИНФРАСТРУКТУРА

В Узбекистане в течение двух лет направят 700 млрд сумов на развитие Чирчика

В городе планируется создать 1358 новых рабочих мест. Это произойдет благодаря организации 10 новых и расширению еще 12 действующих промышленных предприятий. Кроме того, запланирована реализация 29 проектов в сфере услуг и сервиса, из которых 10 новых, а 19 – будут реализованы на базе действующих.

Власти также намерены возвести 186 многоквартирных домов, построить и отремонтировать 12,6 км внутренних дорог, 136 газораспределительных пунктов, 8,1 км водопроводных и 5,7 км канализационных сетей. В семи махаллях установят двухконтурные газовые котлы.

Кроме того, капитальный ремонт проведут в четырех дошкольных образовательных учреждениях, построят две новых и отремонтируют восемь действующих школ. У Узбекского государственного университета физической культуры и спорта появится свое общежитие на 1200 мест, а в учебном здании Чирчикского государственного педагогического института пройдет реконструкция. Также будут реконструированы две поликлиники, чтобы они могли в будущем принимать в совокупности до 560 пациентов.

Намеченные планы потребуют финансирования в размере 700,7 млрд сумов (курс ЦБ РУ на 04.07.2018, 1$= 7846.27 сум). Из них 17% выделит государство из целевых фондов и местного бюджета. Субъекты предпринимательства, являющиеся инициаторами проектов, оплатят 54% расходов, а банки помогут кредитами, чтобы покрыть оставшиеся 29%.

(Источник: газета «Uzbekistan Today»)

Международные отношения

Закон Республики Узбекистан О ратификации Соглашения между Республикой Узбекистан и Турецкой Республикой об экстрадиции

Принят Законодательной палатой 26 июня 2018 года

Одобрен Сенатом 28 июня 2018 года

Ратифицировать Соглашение между Республикой Узбекистан и Турецкой Республикой об экстрадиции (Ташкент, 30 апреля 2018 года).

Президент Республики Узбекистан

Ш. МИРЗИЁЕВ

город Ташкент,

2 июля 2018 года

№ ЗРУ–477

 

(Источник: газета «Народное слово»)

Совещательный орган решил…

Инициативы Президента Узбекистана шаг за шагом воплощаются в жизнь.

В сентябре 2017 года в Нью-Йорке, выступая на 72-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, Шавкат Мирзиёев выдвинул ряд ключевых инициатив, включая принятие в рамках ООН Специальной резолюции Генассамблеи по Центральной Азии.

В рамках этой инициативы в ноябре прошлого года в Самарканде прошла  международная конференция «Центральная Азия: одно прошлое и общее будущее, сотрудничество ради устойчивого развития и взаимного процветания». Тогда участники мероприятия, в числе которых были министры иностранных дел стран Центральной Азии и Афганистана, СНГ, Европы, Азии и США, а также представители международных организаций, включая ООН, ЕС, ОБСЕ, ШОС, ЕБРР,  – полностью поддержали эту инициативу.

И вот на днях, после многомесячного всестороннего обсуждения проекта документ получил практическое воплощение. Интересным оказалось то, что  резолюция «Укрепление регионального и международного сотрудничества по обеспечению мира, стабильности и устойчивого развития в Центрально-Азиатском регионе» принята при соавторстве 55 стран Европы, Северной Америки, Азии, Африки и других континентов, что свидетельствует о признании международным сообществом актуальности инициативы главы узбекского государства. Свою лепту в ее реализацию, помимо наших соседей, внесли Германия, Италия, Канада, Норвегия, Швейцария, Австралия, Южная Корея, Турция, Сингапур, Катар, ОАЭ, Индия.

ЧТО В ЭТОМ ДОКУМЕНТЕ?

В резолюцию вошли ключевые инициативы Узбекистана. В ней упоминаются основные итоги самаркандской конференции, в ходе которой были приняты важные решения и подтверждена приверженность стран региона к укреплению двустороннего и регионального сотрудничества. В документе также выражается полная поддержка со стороны мирового сообщества инициативе лидера Узбекистана о созыве регулярных консультативных совещаний глав государств Центральной Азии.

Отдельное внимание в резолюции ГА ООН уделено усилиям центральноазиатских государств по продвижению мирного процесса и социально-экономического развития в Афганистане, их участию в региональных политических и экономических процессах. В этом контексте в документе подчеркивается важное значение Ташкентской международной конференции по Афганистану «Мирный процесс, сотрудничество в сфере безопасности и региональное взаимодействие» (март 2018 года) как продолжения усилий международного сообщества в поддержку процесса примирения, осуществляемого под руководством и силами самих афганцев.

Единогласное принятие резолюции Генеральной Ассамблеи ООН свидетельствует о полной поддержке международным сообществом нынешнего внешнеполитического курса Узбекистана по налаживанию тесного регионального сотрудничества на основе принципов добрососедства и взаимовыгодного партнерства для эффективного использования потенциала стран в торгово-экономической, транспортно-коммуникационной, культурно-гуманитарной и других сферах в целях обеспечения мирного и устойчивого развития Центральной Азии.

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

По мнению экспертов, благодаря смелой политике Шавката Мирзиёева в отношениях между странами региона произошел фундаментальный сдвиг, что привело к созданию в Центральной Азии совершенно новой политической атмосферы, характеризующейся укреплением политического доверия и интенсификацией взаимодействия.

Директор Центра исследовательских инициатив «Ma’no» Бахтиёр Эргашев:   

– Наступил качественно новый этап регионального сотрудничества, который позволяет говорить о том, что мы переходим к межгосударственной кооперации с участием как государственных, так и негосударственных экономических факторов. И этому во многом помогли готовность всех стран региона, завершение процесса формирования национальной идентичности всех государств.

Что касается интеграционных процессов, я всегда говорил о том, что если в Центральной Азии когда-нибудь и будет интеграция, то исключительно на основе транспортных систем. И возникнуть это объединение может только в случае объединения транспортных систем как минимум трех стран региона – Казахстана, Туркменистана и Узбекистана.

Центральная Азия так и не стала самостоятельным субъектом и все еще является объектом воздействия внешних сил. Страны региона до сих пор находятся в процессе формирования своей субъектности. Это очень долгий процесс, показателем которого является то, что государства не смогли самостоятельно сформировать свою региональную повестку дня по интеграции. И все региональные интеграционные проекты оказались мертворожденными. Поэтому сейчас страны Центральной Азии являются участниками интеграционных проектов, предложенных внешними центрами сил – ОДКБ, ЕАЭС, ШОС.

Как мне кажется, повестка дня для региона, предлагаемая Узбекистаном, имеет шанс стать платформой для укрепления регионального взаимодействия и обретения Центральной Азии своей геоэкономической и геополитической субъектности.

Тему формирования центральноазиатскими странами своей субъектности  прокомментировал директор негосударственного научного учреждения «Караван знаний» Фарход Толипов:

– После астанинского саммита глав государств Центральной Азии, прошедшего в марте 2018 года, в глаза бросилось, что российские  экспертные и аналитические круги, а также их СМИ активно стали выражать странные, на наш взгляд, болезненные реакции по поводу этого саммита. Квинтэссенция подобной реакции из разных источников сводится к такой простой формуле: что страны ЦА собрались без участия России. Само это утверждение: «как они позволили себе встретиться без участия России» является не просто некой нервозной реакцией российских экспертов или журналистов, но в каком-то смысле задевает, если так можно выразиться, самолюбие  центральноазиатских государств. Потому что в таких выражениях, как «встретились без участия России» скрыта недопустимость подобных встреч, тем самым отрицается наше право самостоятельно принимать подобные решения. Это можно оценить и как отказ в праве на независимость. То есть этим экспертам мы можем задать вытекающий из этой ситуации вопрос: вы сомневаетесь в нашем праве самостоятельно встречаться, самостоятельно принимать какие-то решения, а значит, отказываете в нашей независимости?

Быть может, вы не имели в виду именно это, но все ваши статьи и комментарии, к сожалению, звучат в такой тональности.

Ну а если  взяться более фундаментально оценивать подобные заявления, то надо вспомнить историю центральноазиатских саммитов, начиная с 1991 года. После распада Советского Союза, оказавшись независимыми государствами, пять республик ЦА проводили самые разные саммиты и создавали региональное объединение, просуществовавшее до 2005 года.

Отвечая на подобные заявления экспертов, замечу, что российское участие в саммитах ЦА началось с 2004 года, когда Москва подала заявку на вступление в ОЦАС (Организация центральноазиатского сотрудничества). Это название центральноазиатское объединение получило в 2001 году, до этого с 1993 года оно носило название Центральноазиатский союз, с 1998 года стало называться Центральноазиатское экономическое сообщество. Названия менялись в связи с задачами, которые становились все более и более амбициозными.

А самое интересное случилось потом. В 2004 году Россия вступает в ОЦАС, а через год, в 2005-м, ОЦАС не стало. Согласитесь, что само вступление РФ в ОЦАС было очень странным, ведь это сугубо региональное объединение. Как там могли участвовать внерегиональные государства, непонятно.  

И здесь хочется спросить у экспертов, возмущенных астанинской встречей без участия Москвы: а что дало былое участие РФ центральноазиатскому объединению?

Дало то, что оно перестало существовать! Причиной того называли, что ОЦАС стало дублировать ЕврАзЭС. Но оно никак не могло дублировать. Даже по своему составу оно отличалось, так как в членах ЕврАзЭС была Беларусь, а странами-наблюдателями были Армения, Молдавия и Украина.

В итоге с 2005 года регион жил порознь, что в свою очередь привело к накоплению массы нерешенных проблем. Саммиты, которые проводились до этого худо ли, бедно ли, как-то локализовывали или замораживали потенциал конфликтности между странами ЦА. Конечно же, водные и пограничные вопросы к тому времени были  еще не решены, и с 2005 года конфликтогенный потенциал стал только наращиваться.

Лед тронулся в 2017 году, когда Шавкат Мирзиёев на конференции в  Самарканде выступил с инициативой ежегодных встреч глав государств ЦА, которую сразу же подхватил Нурсултан Назарбаев и предложил первую встречу провести в Астане.

И сегодня мы можем наблюдать сближение не только народов центральноазиатских государств, но и не менее важное сближение правительств стран ЦА.

Как видите, астанинский саммит, который скромно назвали «консультативной встречей», не начался с чистого листа, он имеет хорошую и содержательную предысторию.  

(Источник: газета «Uzbekistan Today»)

Мероприятия в загранучреждениях Узбекистана

«Узбекистан – страна мечты»

Конференция под таким названием проведена в г.Лахоре основателем Общественного фонда «Qasim Ali Shah Foundation», популярным блогером Касимом Алишахом и Посольством нашей страны в Пакистане.

Принявшие участие в мероприятии ведущие туроператоры провинции Пенджаб были подробно проинформированы о принимаемых в Узбекистане мерах по сохранению бесценных памятников архитектуры, богатого культурного наследия узбекского народа, а также организации самых разных видов отдыха, таких как экологический, охотничий, гастрономический, лечебно-оздоровительный туризм, альпинизм.

Пакистанские туроператоры были также ознакомлены с инициативами Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева по всестороннему развитию и продвижению просвещенного ислама, а также огромным потенциалом нашей страны в области «зиёрат-туризма».

Живой интерес аудитории вызвал фильм об итогах поездки первой группы туристов из Пакистана в Бухару, Самарканд и Ташкент по программе «зиёрат-туризм».

Как отметил в своем выступлении Касим Алишах, в пакистанском обществе сложилось мнение о том, что туризм - это в первую очередь развлечение, и поэтому большое количество пакистанских туристов выбирают страны, где развиты увеселительный вид отдыха. Однако, по его мнению, полученные впечатления от таких поездок быстро забываются и не имеют духовной ценности.

В этом контексте он подчеркнул особенность туристического потенциала Узбекистана, его богатое культурно-историческое наследие, доброжелательность и гостеприимность узбекского народа. Узбекистан является одним из «горячих направлений» для специализированного познавательного туризма, который предполагает знакомство с неповторимой богатой культурой «Тимуридского Ренессанса», а также с историческими объектами, включая мечети, мавзолеи и минареты в древних Хиве, Бухаре и Самарканде.

В рамках конференции пакистанской стороной подняты вопросы об увеличении частоты прямых авиарейсов между нашими странами, необходимости упрощения визовых процедур для туристов из Пакистана, а также высказаны предложения о создании совместных турпакетов в Узбекистан по направлению «студенческий туризм» для учащихся вузов Пакистана.

Посольством также совместно с партнерами проведен «круглый стол» в пакистанской столице, в котором приняли участие представители политических, общественных, деловых кругов, руководители крупных туристических компаний Исламабада и Равалпинди.

(Источник: веб-сайт МИД Республики Узбекистан)

Общество

Для большинства наших соотечественников лучше Узбекистана нет страны в мире. Гражданская солидарность — основа единства

Президентом Узбекистана принято постановление «О подготовке и проведении празднования 27-летия государственной независимости Республики Узбекистан», вызвавшее широкий резонанс у наших соотечественников.

С каким настроем они встречают этот праздник? О чем думают, что переживают? Какой видят свою страну, как оценивают достижения независимости? Это наглядно иллюстрируют результаты социологического опроса Центра изучения общественного мнения «Ижтимоий фикр», проведенного по республике на тему «Национальное самосознание узбекистанцев».

По мнению аналитиков, сейчас, когда страна переживает этап кардинальных перемен, особенно важно отслеживать динамику этого понятия, его структуру, содержательное наполнение, устойчивость благоприятных межнациональных отношений в республике.

Опрос показал, что на формирование национально-гражданских позиций узбекистанцев наибольшее влияние оказывают семья и родители (82,2 процента). На втором месте в этом отношении находятся учебные заведения, на третьем — махалля и общественное мнение.

Существенный фактор, формирующий национальное самосознание, — средства массовой информации, однако роль СМИ несколько снизилась (с 47,8 процента в 2015 году до 41,1 процента в 2018-м). Религия и религиозные организации в этом плане влияют на каждого третьего респондента.

Национальность — не барьер

Опрос показывает, что в национальном самосознании узбекистанцев наблюдается устойчивое развитие чувства принадлежности и духовного единения со своим народом, его историей и культурой. Это чувство характерно для большинства наций, населяющих республику. Исследование подтверждает, что соотечественникам не свойственны негативные представления о национальности как об устаревшем понятии и барьере, препятствующем сближению людей.

Исследование выявило, что абсолютное большинство опрошенных — 92 процента — положительно относятся к фиксации национальности в паспорте гражданина Республики Узбекистан. Полученные данные свидетельствуют, что большинство граждан ощущают себя прежде всего узбекистанцами.

Что нас объединяет?

Результаты исследования фиксируют гармоничное сочетание внутринациональной и гражданской солидарности. Опрос показал, что основным объединяющим людей фактором является государство, гражданская солидарность (46,9 процента). 89 процентов опрошенных испытывают гордость, когда видят Государственный флаг и слушают Государственный гимн Узбекистана. Эти показатели остаются стабильно высокими для представителей разных национальностей.

Исследование раскрыло стойкий рост показателя гордости за свою нацию и ее богатую историю, любви к земле, на которой родились и жили предки, наблюдается устойчивое повышение чувства принадлежности к своей национальности, выражающееся в позиции «говорю и мыслю на родном языке». Большинство поддерживает дальнейшее развитие государственного языка и указывает на необходимость мер по улучшению условий и возможностей для его изучения — 75,1 процента (в 2015 году — 68,4 процента).

Патриотом независимого Узбекистана считают себя 94,4 процента, при этом истинную любовь к Родине особенно отмечает молодежь. Молодые люди глубоко за¬интересованы в изучении истории, культуры и духовного наследия Узбекистана. На это указало 68,1 процента респондентов в возрасте 16—29 лет и 68,2 процента — 30—39 лет.

Исследование показало, что в национальных стереотипах, определяющих поступки человека и общий стиль поведения, преобладают положительные качества. При этом восприятие характеристик своего народа совпадает с их оценкой представителями других национальностей. Так, доминирующими качествами узбеков, по мнению респондентов, являются трудолюбие (78,6 процента), честность (62,1 процента), душевность (57,4 процента), активность (54,6 процента), скромность (37,7 процента).

Абсолютное большинство респондентов указало, что независимость Узбекистана дала им уверенность в завтрашнем дне.

А такие социальные явления, как местничество и клановость, вызывают у большинства узбекистанцев отрицательную реакцию. Согласно опросу, почти половина опрошенных (46,2 процента) отмечает, что они мешают развитию нации из-за соблюдения групповых интересов. При этом даже респонденты, считающие, что местничество и клановость — обычное явление, подчеркивают, что их проявление не должно быть в ущерб интересам народа (38,6 процента).

Мы — в мировом сообществе

Сравнительный анализ мнений узбекистанцев о положении и месте Узбекистана в мировом сообществе подтверждает высокий уровень патриотизма и гражданского самосознания населения республики. Подавляющее большинство опрошенных высоко оценивает положение страны на международной арене. Так, 87,5 процента отмечают, что Узбекистан — страна с богатым историко-культурным, литературно-духовным и научным наследием. 62,7 процента респондентов считают, Узбекистан ассоциируется в мировом сообществе с государством, богатым полезными ископаемыми и производимой продукцией. Также участники опроса очень высоко оценивают трудовой потенциал республики.

Идентификация Узбекистана как своей Родины характерна для большинства узбекистанцев (78,6 процента). Это подтверждают и миграционные настроения узбекистанцев. Абсолютное большинство опрошенных указало, что не желают переезжать в другое государство, так как «лучше Узбекистана нет страны в мире».

Тем не менее сравнительный анализ с предыдущим опросом выявил снижение числа людей, которые не хотят временно уезжать в другую страну (74,8 процента) и категорически против возможного намерения их детей жить за границей (76,4 процента). 48,9 процента не желают, чтобы их дети отправились за границу на учебу или работу. А 31,6 процента узбекистанцев, напротив, готовы отпустить детей в зарубежные страны для этих целей.

Толерантность и согласие: прогноз благоприятный

Опросы свидетельствуют о единодушной оценке этносоциальной сущности нашего общества, которая выражается в том, что «Узбекистан — многонациональная стра¬на, здесь конституционно гарантированы равные права для всех граждан независимо от национальной принадлежности и вероисповедания». Причем в 2017 году с этим согласились 88 процентов респондентов, а в 2018-м — уже 91,3 процента.

Исследование показало, что большинство узбекистанцев выражают доверие представителям разных национальностей, живущим в стране, отмечают отсутствие неприязни к какой-либо нации.

Опрос демонстрирует, что празднование гражданами страны общегосударственных, религиозных и семейных праздников является показателем толерантности узбекистанского общества и положительных этнических стереотипов. Взвешенная национальная политика отражается в возрастании количества людей, которые соблюдают в полной мере традиции и обычаи своего народа. Более половины опрошенных — 53,1 процента — признались в этом.

Результаты исследования выявляют потребность узбекистанцев в изучении русского, английского, а также других иностранных языков, их желание повысить свой уровень владения ими.

В целом социологический опрос раскрывает динамичное развитие национального возрождения и самосознания узбекистанцев, укрепление у граждан чувства принадлежности к большой единой многонациональной семье, устойчивость благоприятных межэтнических отношений в Узбекистане.

(Источник: газета «Народное слово»)

Образование

Что меняется в школах?

Назначенный на прошлой неделе министр народного образования Шерзод Шерматов освободил от должностей всех начальников управлений и отделов центрального аппарата МНО.

Решение было принято на основе поручения Шавката Мирзиёева по обновлению кадрового состава ведомства. Глава МНО заявил, что деятельность министерства основана на трех принципах: качество, справедливость и прозрачность.

«Только те, кто может следовать этой цели и трем основным принципам, останутся в министерстве, а с теми, кто не готов, мы попрощаемся», – сказал министр.

В Кабинете Министров республики состоялось видеоселекторное совещание, посвященное исполнению намеченных Президентом Шавкатом Мирзиёевым задач по кардинальному преобразованию системы народного образования и его совершенствованию в соответствии с требованиями времени.

Несколькими днями ранее состоялось собрание в Кабинете Министров, которое вел Премьер-министр Абдулла Арипов. Отмечалось, что Президент в целом не удовлетворен нынешним состоянием сферы, потому что, несмотря на данные соответствующие задания, не наблюдается ощутимых изменений. В связи с этим основные руководители системы освобождены от занимаемых должностей.

Превращение работников системы образования в «помощников» в общественных работах негативно сказалось на качестве их работы. К сожалению, несмотря на то, что главой государства приняты соответствующие документы по запрещению принудительного труда, отдельные должностные лица на местах все еще не могут отказаться от старых привычек.

На заседании отмечалось, что теперь такие явления будут полностью устранены и лица, совершающие подобные деяния, могут получить наказание, вплоть до привлечения к уголовной ответственности.

Безответственное отношение к обеспечению необходимых условий для работы учителей, необеспеченность средствами в достаточном объеме привели к снижению их авторитета. Это послужило причиной ухода из сферы лучших кадров, особенно преподавателей-мужчин. В конечном итоге был нанесен ущерб единству образования и воспитания.

Как отмечалось, теперь будут приняты меры по достойному стимулированию и повышению заработной платы учителей. Этот процесс будет осуществляться поэтапно. В частности, для полноценной работы учителей будет улучшена инфраструктура школ, построены новые школьные здания. Это, в свою очередь, предоставит возможность для привлечения в школу квалифицированных кадров, в том числе учителей-мужчин.

Основная задача учителя – передача знаний. К сожалению, в течение прошедшего времени нанесен ущерб этой жизненной логике. Помимо того, что педагогов принудительно привлекали к общественным работам, практиковались частые вызовы на собрания, принуждение к заполнению различных бумаг. В результате у усердных учителей не оставалось времени для приумножения своих знаний и навыков, получения информации о новшествах в системе современного образования.

Премьер-министр отметил, что новый руководитель министерства народного образования должен устранить создавшуюся ситуацию, и в этом направлении Ш. Шерматову были даны необходимые задания.

На видеоселекторном заседании отмечались выполнение школами задач, поставленных непосредственно Министерством народного образования, недопустимость распространения власти хокимов или других должностных лиц на систему образования, отказ от практики вызова работников системы на заседания.

В настоящее время в школах страны учатся 6 млн детей. Если они получат глубокие знания, мы достигнем будущего, о котором мечтаем.

Теперь будет обеспечена прямая адресная доставка средств, выделяемых системе образования. Главное – эти средства будут распределяться министром народного образования. Всесторонняя поддержка системы образования, в частности МНО, станет важной задачей для всех руководителей.

На заседании внимание было уделено проблеме учебников – самому важному источнику образования. Если учебник будет качественным, доступным и раскрывает суть предмета – это станет главным фактором достижения основной цели.

В последние годы внимание обращалось не на содержание учебника, а на его автора. К сожалению, при этом основной критерий соизмерялся понятием: этот учебник написал знакомый такого-то лица. Ситуация достигла такой степени, что не только специалисты, но даже и школьники стали находить ошибки в учебниках.

Более того, сколько средств было затрачено на издание новых учебников буквально через 2–3 года. Между тем законы точных наук – математики, химии, физики – остаются неизменными. И ясна цель нового составления и издания учебников. Ведь не секрет, что это, конечно же, служило интересам авторов и издателей.

На заседании внимание было уделено созданию учебников в соответствии с международными стандартами. Были даны необходимые задания в этом направлении.

В стране важным вопросом остается координация с современными требованиями инфраструктуры школ.

Как отмечалось, большинство зданий школ двух- или трехэтажные. Между тем нет никаких препятствий для строительства четырех- или пятиэтажных школ. Наоборот, это позволит улучшить условия в школах, создавать предметные кабинеты, предоставит возможность для охвата большего числа учащихся. В результате неиспользования возможностей на многих территориях дети учатся в три смены.

На совещании подчеркивалось, что в проекте «Типовая школа» внимание следует обратить на создание в школах необходимых удобств для учащихся. Для их всестороннего развития целесообразно использовать и внутренние возможности. В этом направлении был отмечен опыт одной из школ Сергелийского района столицы. Дело в том, что в ней заложен сад учащихся, в котором у каждого школьника есть свое деревце. Учащийся заботится о дереве, своевременно осуществляет полив. Это занимает важное место в воспитании ребенка, вместе с формированием в нем чувства любви к природе способствует и возрастанию чувства ответственности. А получаемая с садов прибыль может быть использована в интересах учащихся.

Давая необходимые задания по повышению авторитета учителей, глава государства особо отметил: я не буду уважать того, кто не уважает учителя.

Действительно, учитель должен быть обладателем самой авторитетной профессии в обществе. И для этого будут предприняты все меры. Ибо именно такой подход обеспечил ускоренный прогресс в Японии и Сингапуре – странах, которые считаются одними из самых развитых в мире.

На заседании заместителям Премьер-министра, руководителям министерств и ведомств, принимавшим участие в заседании посредством системы видеоконференцсвязи, председателю Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимам областей и города Ташкента и ответственным работникам соответствующих организаций были даны задания по рассмотренным вопросам.

(Источник: газета «Uzbekistan Today»)

 

приложение

О повышении размеров заработной платы, пенсий, стипендий и пособий

Указ Президента Республики Узбекистан

В целях дальнейшего неуклонного повышения доходов и уровня жизни населения, усиления социальной поддержки граждан республики:

1. Повысить с 15 июля 2018 года размеры заработной платы работникам бюджетных учреждений и организаций, пенсий, стипендий и пособий в среднем в 1,07 раза.

2. Установить с 15 июля 2018 года на территории Республики Узбекистан минимальные размеры:

заработной платы – 184 300 сумов в месяц (курс ЦБ РУ на 04.07.2018, 1$= 7846.27 сум);

пенсии по возрасту – 360 460 сумов в месяц;

пособия инвалидам с детства в размере 360 460 сумов в месяц;

пособия престарелым и нетрудоспособным гражданам, не имеющим необходимого стажа работы, в размере 221 190 сумов в месяц.

3. Определить, что все виды надбавок и доплат к заработной плате и к пенсиям, компенсационные и другие выплаты, установленные в отношении к минимальной заработной плате, производятся с 15 июля 2018 года от определенного настоящим Указом размера минимальной заработной платы.

4. Министерству финансов совместно с Министерством занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан и другими заинтересованными министерствами и ведомствами, Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и г. Ташкента, организациями и учреждениями, финансируемыми из Государственного бюджета Республики Узбекистан, обеспечить своевременный пересчет размеров пенсий, стипендий и должностных окладов работников бюджетных учреждений и организаций исходя из положений настоящего Указа.

5. Расходы, связанные с повышением заработной платы работников бюджетных учреждений и организаций, пенсий, пособий и стипендий, произвести за счет Государственного бюджета Республики Узбекистан и внебюджетного Пенсионного фонда при Министерстве финансов Республики Узбекистан.

Хозрасчетным предприятиям и организациям производить с 15 июля 2018 года повышение размеров заработной платы в соответствии с минимальной заработной платой, установленной настоящим Указом, за счет повышения эффективности производства и снижения затрат труда.

6. Признать с 15 июля 2018 года утратившим силу, за исключением пункта 6, Указ Президента Республики Узбекистан от 20 ноября 2017 года № УП-5245 «О повышении размеров заработной платы, пенсий, стипендий и пособий».

7. Министерству юстиции совместно с Министерством финансов Республики Узбекистан в месячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа.

8. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А. Н. и заместителя Премьер-министра – министра финансов Республики Узбекистан Кучкарова Д. А.

Президент Республики Узбекистан Ш.МИРЗИЁЕВ

Город Ташкент, 2 июля 2018 года.

(Источник: УзА) 

 
EN AF RU
Конференции