right
Visitors
Сейчас 921 гостей онлайн

ЕЖЕДНЕВНЫЙ ВЕСТНИК НОВОСТЕЙ № 128 Управление по связям с общественностью и СМИ МИД Республики Узбекистан 3 июля 2018г.

ЕЖЕДНЕВНЫЙ ВЕСТНИК НОВОСТЕЙ № 128

Управление по связям с общественностью и СМИ

МИД Республики Узбекистан

3 июля 2018г.

Официально

Университет Пучон в Ташкенте примет студентов в этом году

Университет Пучон в Ташкенте примет первых студентов по направлениям дошкольного образования, корейского языка, архитектуры и дизайна.

Постановлением Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева от 2 июля одобрено создание Университета Пучон (Южная Корея) в Ташкенте. Как отмечается в документе, открытие филиала очередного зарубежного вуза нацелено на «восполнение многолетней нехватки педагогов и воспитателей в дошкольных образовательных учреждениях страны» и «формирование инновационной среды».

Университет будет готовить кадры в сфере дошкольного образования, архитектуры, дизайна и по другим востребованным направлениям образования, а также вести научно-исследовательскую деятельность в указанных сферах.

Обучение будет вестись на основе учебных планов и программ Университета Пучон на узбекском, русском и английском языках, по очной, заочной и вечерней формам, на платно-контрактной основе, в том числе по образовательным грантам, предоставляемым потенциальными работодателями, а также за счет благотворительных пожертвований, выделяемых на обучение молодежи преимущественно из регионов страны.

Прием в вуз по направлениям дошкольного образования, корейского языка, а также архитектуры и дизайна открывается с 2018/2019 учебного года из числа лиц, имеющих общее среднее, среднее специальное, профессиональное образование.

Выпускникам университета будет выдаваться диплом Университета Пучон, который без дополнительных юридических процедур признается документом о высшем образовании в Узбекистане.

Университет Пучон за счет собственных средств оснастит учебные корпусы, учебно-лабораторную базу, места проживания студентов и другие сооружения вуза мебелью, инвентарем, учебным и научным оборудованием, а также создаст современный информационно-ресурсный центр.

Высшим органом общественного управления деятельностью университета определен его попечительский совет, председателем которого утвержден заместитель премьер-министра Азиз Абдухакимов.

Новый вуз разместится в Чиланзарском районе Ташкента в здании Чиланзарского педагогического колледжа.

(Источник: «Газета.uz»)

ФИНАНСЫ

Сообщение Центрального банка Республики Узбекистан

Центральный банк Республики Узбекистан установил с 3 июля 2018 года следующие курсы иностранных валют к суму для ведения бухгалтерского учета, статистической и иной отчетности по валютным операциям, а также исчисления таможенных и других обязательных платежей *)

1 доллар США – 7846,27

1 ЕВРО – 9166,80

1 российский рубль – 125,06

1 фунт стерлингов – 10362,57

1 южнокорейская вона – 7,04

1 японская йена – 70,90

1 малайзийский ринггит – 1943,11

1 китайский юань – 1185,76

1 швейцарский франк – 7923,92

1 дирхам ОАЭ – 2136,32

1 египетский фунт – 439,81

1 австралийский доллар – 5807,81

1 турецкая лира – 1710,84

1 сингапурский доллар – 5758,31

1 СДР – 11036,33

1 канадский доллар – 5975,83

1 украинская гривна – 298,45

1 польский злотый – 2096,98

1 кувейтский динар – 25948,38

*) Курсы установлены без обязательств Центрального банка Республики Узбекистан покупать или продавать валюты по данному курсу.

(Источник: УзА)

ЭКСПОРТ

Уникальная продукция отправится на экспорт

В Маргилане открылся Республиканский центр развития шелководства и надомничества.

Узбекистан славится тем, что бережно сохраняет самые древние виды, традиции, методы и школы народного прикладного искусства и ремесленничества. Проводимые реформы расширяют возможности развития ремесленничества, предоставляются льготы для представителей сферы, всесторонне поддерживаются передаваемые из поколения в поколение виды ремесленничества. Молодежь обучается ремеслам на основе традиций школы «Мастер–ученик».

В Ферганской области уделяется особое внимание повышению благосостояния населения, обеспечению занятости молодежи, женщин и малообеспеченных семей путем развития ремесленничества. Важным программным документом в этом направлении служит Указ Президента «О мерах по дальнейшему развитию ремесленничества и всесторонней поддержке ремесленников».

В области действуют более 1300 ремесленников. В Маргилане, Коканде, Риштанском районе сформированы свои школы ремесленничества. Организация Республиканского центра развития шелководства и надомничества, безусловно, будет способствовать дальнейшему развитию ремесленничества.

– В центре будет проводиться работа по поддержке ремесленников и надомных работников, производящих продукцию из шелка, обеспечению работой женщин и инвалидов, содействию молодым предпринимателям-ремесленникам, обучению производству экспортоориентированных тканей из местного сырья, – сказал начальник областного отделения ассоциации «Хунарманд» Расулжон Мирзаахмедов. – В настоящее время в центре действуют семь мастерских. Также открыты галерея национального ремесленничества и ремесленный учебный центр.

Сегодня здесь изучают секреты различных ремесел 400 женщин и молодых людей из Маргилана, Ферганы, Ташлакского и Риштанского районов. В нынешнем году центром планируется производство продукции на $14,5 млн. 

Произведенные в нашей стране ремесленнические изделия вызывают большой интерес у туристов. Центр обязательно займет особое место в широкой пропаганде национального ремесленничества. Прибывающие в Маргилан гости и туристы будут иметь возможность посещать мастерские и знакомиться с процессом производства продукции.

(Источник: газета «Uzbekistan Today»)

 

ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ – ПРИОРИТЕТ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ УЗБЕКИСТАНА

В посольствах Узбекистана в Кыргызстане, Таджикистане и Туркменистане появились должности советников по торгово-экономическим вопросам

Постановлениями Президента Республики Узбекистан с 1 июля 2018 года в штатных расписаниях посольств нашей страны в Кыргызской Республике, Республике Таджикистан и Туркменистане появились должности советников по торгово-экономическим вопросам.

Согласно статистическим данным, в 2017 году товарооборот Узбекистана с Кыргызстаном составил 253,9 млн. долл. США, Таджикистаном – 237 млн. долл., Туркменистаном – 177,3 млн. долл. Всего за этот период взаимная торговля Узбекистана с указанными странами составила 668,2 млн. долл., что почти на 16% больше 2016 года.

(Источник: веб-сайт МИД Республики Узбекистан)

Развиваются узбекско-кыргызские отношения

В посольстве Кыргызской Республики в Ташкенте 28 июня 2018 года состоялся брифинг, посвященный итогам широкомасштабного и взаимовыгодного сотрудничества между нашими странами в первой половине текущего года.

Советник посольства Кыргызской Республики в Узбекистане Кемел Садыков отметил, что между нашими странами активно развивается сотрудничество в области политики, сферах торговли, экономики, транспортной коммуникации, банков и финансов, науки и техники, промышленности, сельского и водного хозяйства, туризма и других сферах.

Благодаря твердой политической воле и неустанной деятельности Президентов двух стран активно развивается взаимное торгово-экономическое сотрудничество. В частности, в течение трех месяцев текущего года объем двухстороннего товарооборота составил 72,7 миллиона долларов США. Это на 47,12 процента больше относительно аналогичного периода прошлого года.

Активизированы связи в сфере туризма. Согласно достигнутым соглашениям по телеканалам Кыргызстана и Узбекистана транслируются видеоролики о туристическом потенциале двух республик. С Федерацией профсоюзов Узбекистана достигнута договоренность о совершенствовании организации отдыха работников областных предприятий и организаций нашей страны в здравницах Иссык-Куля. Первая группа отдыхающих 21 июня отправилась на Иссык-Куль по железной дороге маршрутом "Ташкент – Бишкек – Балыкчи". В целом в нынешнем году планируется поездка на Иссык-Куль более 511 тысяч наших соотечественников.

В транспортно-коммуникационной сфере предпринимаются меры по увеличению авиарейсов, организации новых железнодорожных и автобусных маршрутов и расширению масштаба автомобильных, железнодорожных, авиаперевозок между нашими странами. Задействован автомобильный коридор “Ташкент – Андижан – Ош – Иркештам – Кашгар”. Авиарейсы “Ташкент – Бишкек” и “Бишкек – Ташкент” увеличены до трех раз в неделю. До конца года предусмотрено задействование автобусных маршрутов “Ош – Андижан” и пролегающего через Ташкент “Баткен – Бишкек” и “Исфана – Бишкек”.

Постановление Президента Шавката Мирзиёева «О широком праздновании 90-летия со дня рождения великого писателя и общественного деятеля Чингиза Айтматова» от 2 апреля нынешнего года служит важным фактором в развитии культурно-гуманитарных отношений между нашими странами. В рамках реализации постановления проводятся соответствующие мероприятия. В эти дни в областях осуществляется постановка повести писателя “Белый пароход”. Совместно с Министерством культуры Республики Узбекистан в осенние месяцы планируется организация Дней культуры и искусства Республики Кыргызстан.

(Источник: УзА)

 

Международные отношения

Новый этап узбекско-болгарских взаимоотношений

В Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан 2 июля состоялась встреча с находящейся в нашей стране делегацией Народного собрания Республики Болгария во главе с председателем Группы дружбы «Болгария – Узбекистан» Адленом Шукри Шевкедом.

На встрече председатель Комитета по международным делам и межпарламентским связям нижней палаты А. Жалилов отметил, что корни дружбы узбекского и болгарского народов уходят в древние времена. В настоящее время наши страны сотрудничают в сферах торговли, инвестиций, транспорта, туризма, науки и культуры.

На встрече шла речь о деятельности Законодательной палаты, новшествах в ее работе. Состоялся обмен мнениями по дальнейшей активизации межпарламентских связей по основным направлениям, рассчитанных на ближайшую перспективу.

Адлен Шукри Шевкед отметил, что сотрудничество Болгарии и Узбекистана в последние годы поднялось на новый уровень. Как подчеркнул гость, настоящий визит направлен на дальнейшее развитие межпарламентских связей.

На встрече, состоявшейся в Министерстве иностранных дел Республики Узбекистан, особо отмечалось, что эффективное сотрудничество между Узбекистаном и Болгарией в сфере торговли, туризма, энергетики, охраны природы, транспорта и логистики, науки и образования способствует повышению объема взаимного товарооборота, развитию совместных бизнес-проектов.

В ходе беседы состоялся обмен мнениями о масштабных задачах сотрудничества в сферах промышленности, транспортных коммуникаций, туризма. Рассмотрены перспективные направления создания современных промышленных предприятий.

Делегация Болгарии в этот день также провела переговоры в Государственном комитете по развитию туризма и Государственном комитете по инвестициям Республики Узбекистан.

(Источник: УзА)

Встреча с председателем Кембриджского форума по Центральной Азии

3 июля 2018 года заместитель министра иностранных дел Республики Узбекистан, ректор Университета мировой экономики и дипломатии Абдужабор Абдувахитов в МИД встретился находящимся в нашей стране с визитом председателем Кембриджского форума по Центральной Азии (КФЦА, Великобритания), профессором Сиддхартом Саксеной.

Состоялся обмен мнениями относительно перспективных проектов сотрудничества между Узбекистаном, в частности Университетом мировой экономики и дипломатии, Фондом «Истеъдод», и КФЦА в сферах образования, проведения совместных научно-исследовательских разработок.

В беседе стороны обсудили и другие вопросы, представляющие взаимный интерес.

(Источник: Веб-сайт МИД Республики Узбекистан)

Общество

Я другой такой страны не знаю…

Центр изучения общественного мнения «Ижтимоий фикр» провел социологический опрос «Национальное самосознание узбекистанцев».

Он показал, что в национальном самосознании узбекистанцев наблюдается устойчивое развитие чувства принадлежности и духовного единения со своим народом, историей и национальной культурой. Это чувство характерно для большинства наций, населяющих нашу республику.

Доминирующими установками узбекистанцев в отношении национальности являются принадлежность человека к конкретному народу,  осознание своих исторических корней, территориальная и культурно-языковая принадлежность. Общественному мнению узбекистанцев характерно отсутствие негативных представлений о национальности как об устаревшем понятии и как барьере, препятствующем сближению людей.

Результаты исследования показывают отрицательное отношение узбекистанцев к таким социальным явлениям, как местничество и клановость. Почти половина респондентов (46,2%) отмечают, что местничество и клановость – отрицательные явления, которые мешают развитию нации из-за соблюдения групповых интересов и интересов отдельных кланов.

Абсолютное большинство опрошенных (92%) положительно относятся к фиксации национальности в паспорте, поскольку большинство граждан сегодня ощущают себя прежде всего узбекистанцами.

У более половины респондентов национальность ассоциируется с осознанием человеком своих исторических корней (70,9 %) и общностью людей, имеющих единую территорию, государство, язык и веру и сохранивших свою культурную самобытность (70,7%).

Узбекистанцы выражают свои ощущения принадлежности к своей нации через любовь к земле, на которой они родились, и истории своей страны (74%), духовного единства с народом (65,5%), общности языка – «я говорю и мыслю на родном языке, представителем которого себя ощущаю» (63,2%), образе жизни и культуры, которые основываются на национальных обычаях и традициях (60,8%).

Важно отметить, что молодежь страны глубоко заинтересована в изучении истории, культуры и духовного наследия Узбекистана. На это указали 68,1% респондентов в возрасте 16–29 лет, 68,2% – 30–39 лет.

Результаты исследования фиксируют гармоничное сочетание внутринациональной и гражданской солидарности в качестве объединяющих людей факторов. Опрос показал, что основным объединяющим людей фактором является «государство, гражданская солидарность» (46,9%). Далее следует фактор «нация, внутринациональная солидарность». Стабильно высокой остается оценка объединяющей силы государства и гражданской солидарности для представителей всех национальностей.

Подавляющее большинство опрошенных высоко оценивают положение нашей страны в мировом сообществе. Так, 87,5% отмечают, что Узбекистан – это страна с богатым историко-культурным, литературно-духовным и научным наследием. 62,7% опрошенных считают, что Узбекистан ассоциируется в мировом сообществе как страна, богатая полезными ископаемыми и производимой продукцией. Также респонденты очень высоко оценивают  трудовой потенциал республики.

Абсолютное большинство респондентов (89%) отмечают, что испытывают гордость, когда видят флаг и слушают государственный гимн Узбекистана. Чувство гордости испытывают представители почти всех национальностей, проживающих в республике. Патриотом независимого Узбекистана считают себя 94,4 %.

 Идентификация Узбекистана как своей Родины характерна для большинства респондентов (78,6%). У многих наша республика ассоциируется с родным домом. Это подтверждают и миграционные настроения граждан. Абсолютное большинство опрошенных указали, что не желают жить в другом государстве, так как «лучше Узбекистана нет страны в мире».

Опрос показал, что на формирование национально-гражданских позиций узбекистанцев наибольшее влияние оказывают семья и родители (82,2%). На втором месте в этом отношении находятся учебные заведения (69,2%). На третьем – махалля и общественное мнение (62,4%).

Существенным фактором, влияющим на процессы формирования национального самосознания, являются средства массовой информации, однако роль СМИ несколько снизилась (с 47,8% в 2015 году до 41,1% в 2018-м). Религия и религиозные организации как фактор формирования национального самосознания оказывают свое влияние на каждого третьего (30,5%) респондента.

Большинство населения Узбекистана поддерживает дальнейшее развитие государственного (узбекского) языка и указывает на необходимость принятия мер по улучшению условий и возможностей для его изучения (75,1%).

Исследование показало, что в национальных стереотипах преобладают положительные качества – трудолюбие, честность, душевность, активность, – определяющие поступки человека и общий стиль поведения. При этом восприятие качеств своего народа совпадает с оценкой этих же качеств представителями других национальностей. Так, доминирующими качествами узбеков, по мнению респондентов, являются трудолюбие (78,6%), честность (62,1%), душевность (57,4%), активность (54,6%), скромность (37,7%).

Эффективность национальной политики государства отражается в доверии, которое выражают узбекистанцы представителям различных национальностей, проживающих в стране, в отсутствии неприязни к какой-либо нации.

Взвешенная национальная политика государства отражается в возрастании количества граждан, которые соблюдают в полной мере традиции и обычаи своего народа (53,1%).  

Результаты исследования выявляют потребность узбекистанцев в изучении русского и английского, а также других иностранных языков, их желание повысить свой уровень владения языками.

В целом социологический опрос раскрывает динамичное развитие национального возрождения и рост национального самосознания жителей страны, укрепление в сознании граждан чувства принадлежности к большой единой многонациональной семье, устойчивость благоприятных межнациональных отношений в Узбекистане. Поэтому граждане поддерживают проводимую главой государства политику, которая направлена на укрепление межнационального единства в стране и толерантности узбекистанского общества.

(Источник: газета «Uzbekistan Today»)

наука

В Узбекистане на базе Национального университета создается НИИ физики полупроводников и микроэлектроники

Научно-исследовательский институт физики полупроводников и микроэлектроники создается на базе лаборатории физики полупроводников и микроэлектроники физического факультета Национальном университете Узбекистана. Постановление об этом 25 июня издал Кабинет Министров, сообщила Norma.uz.

Лаборатории института оснастят современным научным оборудованием и обеспечат расходными материалами и комплектующими. Ему передадут уникальный научный объект «Электростатический ускоритель ЭГ-2 СОКОЛ» для изучения влияния воздействия различных видов излучения на свойства полупроводниковых материалов и приборов на их основе.

В НИИ будет организован научный совет по присуждению ученой степени доктора философии (PhD) по специальности физика полупроводников.

Основными задачами института определены проведение фундаментальных и прикладных исследований, реализация инновационных проектов в области физики полупроводников, полупроводниковой микроэлектроники, материаловедения, гелиофизики и альтернативных источников энергии, а также анализ современных мировых тенденций развития отрасли.

Кроме того, НИИ займется разработкой технологий создания новых полупроводниковых материалов и исследованием параметров многослойных структур на их основе, а также созданием современных полупроводниковых приборов разного функционального назначения со стабильными и воспроизводимыми параметрами, востребованных в высокотехнологичных сферах и отраслях экономики.

С 2019—2020 учебного года на базе лабораторий НИИ будут вестись занятия для студентов 2−4-х курсов бакалавриата направлений образования «Физика», «Методика преподавания физики и астрономии», «Биомедицинская физика» и профильных специальностей магистратуры высших образовательных учреждений. Здесь же студенты смогут проходить практику для защиты выпускных квалификационных работ и магистерских диссертаций.

Институт расположится по адресу: Ташкент, Алмазарский район, ул. Янги Алмазар, 20. Сейчас здесь размещен Алмазарский академический лицей при Ташкентском государственном институте востоковедения. Учащиеся лицея продолжат обучение в зданиях института.

(Источник: «Газета.uz»)

Узбекистан – страна ТУРИЗМа

Курс – на красоты Байсуна

Переправиться на «УАЗике» через бурную горную речку, подняться вверх по каньону, постоять под водопадом, сделать селфи на маковом поле, увидеть  следы динозавров, утолить жажду прохладной родниковой водой, а потом попасть в соседнее село по каменным ступенькам, проложенным по краю пропасти, потому что другого способа добраться туда нет...

 В течение нескольких дней узбекско-российская группа журналистов смогла увидеть эти и другие природные объекты Байсуна. Экстремальная медиаэкспедиция была организована Госкомэкологии и  Региональным экологическим центром Центральной Азии в рамках проекта «UzWaterAware», финансируемго Европейским союзом, и приурочена к ЦАМЭФ-2018.

Итак, в первый день курс был взят на красивейшие ущелья с завораживающими высоченными теснинами. Сквозь каменные стены просачивается вода, рисуя причудливые портреты и узоры.

Дарбандское ущелье известно тем, что когда-то здесь пролегали караванные пути, проходили армии полководцев. При въезде в него слева –  пещера Зиндомак, спуск в которую почти вертикальный. Узкое ущелье ведет к святыне Хужамойота, месту поклонения здешних жителей.  Как гласит легенда, пытаясь спасти народ от засухи, Хужамой попросил помощи Всевышнего и получил знак, что должен идти в далекое ущелье, где под огромной скалой найдет место, и ударить по нему посохом. Тогда из пещеры с ревом и грохотом  пробился источник воды, полный рыбы.

Далее дорога, медленно петляя среди отвесных скал и крутых поворотов, вывела нас на каньон Каптархона. От постоянного выветривания на его стенах образовались углубления, куда так любят забираться туристы для фото. Сюда приезжают любители горного экстрима, скалолазания, археологии, непознанного.

Кстати, попасть в зону аномальной гравитации можно вблизи села Паданг. Если заехать на склон длиной в 50 метров  и оставить машину на дороге, авто покатится вверх. Разлитая вода также потечет вверх. Пытаясь разгадать тайну, впечатленные представители СМИ вернулись в отель.

На рассвете массмедиа в сопровождении опытных гидов из турсообщества «Таинственный Узбекистан», сев на «УАЗы», отправились в непростой четырехчасовой путь к оврингам. Начался он с ущелья Заурбаши, которое утопает в арчовнике. Потому и воздух тут такой насыщенный. Если посмотреть сверху вниз, можно ощутить себя на высоте Ташкентской телебашни. В небе парят хищные птицы в ожидании добычи, дабы унести ее к себе в гнездо, расположенное где-нибудь на труднодоступном утесе. И так по руслам рек, через самобытные кишлаки, построенные из красной глины, водопады, над пропастями наша команда прибыла  в высокогорное селение. По словам гида – доктора биологических наук Шарофа Эгамбердиева, изоляция и труднодоступность порой рождают удивительные архитектурные решения. Одно из них – овринги. Это рукотворная узкая тропа, пролегающая над обрывами и пропастями, из вбитых в трещины скал стволов арчи, переплетенных ветками, выложенных сверху плоскими камнями и землей. Их постройка – сложное занятие, нередко строительство ведется жителями кишлаков. Порой это единственный путь, связывающий селения зимой с внешним миром. Существует поговорка: «Путник на овринге, как слеза на реснице».

Только  три человека из двенадцати, в числе которых автор строк, поднялись вверх над пропастью по тропе длиной  в пятьсот метров. Наградой стал  белоголовый сип, занесенный в Красную книгу Узбекистана, круживший над нами во всей красе.

Третий день путешествия запомнился одним из самых больших водопадов Узбекистана. Тысячи людей приезжают в Сариасийский район региона посмотреть на Сангардак, а также набрать родниковой воды. Вода, падающая с огромной высоты, разбивается об скалы на мельчайшие брызги, создавая вокруг особый микроклимат. Также  группа журналистов побывала в самобытном и уникальном селении Нилю. На подъезде к нему можно встретить деревья дикой фисташки, инжира, унаби, всюду растут ярко-желтые эремурусы. Его достопримечательностью является чинара в обхвате 25 метров. Рядом – священный пруд с рыбками, за счет которого, как говорят здешние старики, платан так вырос. И дерево, и водоем расположены на территории старой мечети. Как говорит

Ш. Эгамбердиев, уровень воды в пруду в течение года сохраняется на одной отметке. Из него при помощи отводных каналов производится водозабор для 1500 проживающих тут человек. Из глинобитных домов по узким улочкам то и дело пробегают дети в разноцветных тюбетейках с посудой для воды.

(Источник: газета «Uzbekistan Today»)

приложение

О Концепции совершенствования налоговой политики Республики Узбекистан

Указ Президента Республики Узбекистан

Последовательное снижение налогового бремени, упрощение системы налогообложения и совершенствование налогового администрирования являются важнейшими условиями ускоренного развития экономики и улучшения инвестиционной привлекательности страны.

Вместе с тем результаты изучения показали ряд системных проблем в данной сфере, препятствующих динамичному экономическому росту, повышению деловой и инвестиционной активности, формированию здоровой конкурентной среды, а также обеспечению необходимого уровня собираемости налогов и других обязательных платежей, в числе которых:

первое, высокий уровень налогового бремени для плательщиков общеустановленных налогов, а также значительная разница в уровне налоговой нагрузки между хозяйствующими субъектами, уплачивающими налоги по упрощенной и общеустановленной системе налогообложения;

второе, неэффективная система взимания налога на добавленную стоимость, наличие обязательных платежей, отвлекающих оборотные средства налогоплательщиков, а также приводящие к удорожанию стоимости промежуточной и конечной потребительской продукции и препятствующие развитию кооперации между крупным и малым бизнесом;

третье, высокая ставка налогов на фонд оплаты труда, приводящая к сокрытию налогоплательщиками реальной численности работников и фонда оплаты труда;

четвертое, широкая практика поддержки хозяйствующих субъектов за счет налоговых и таможенных льгот, в том числе индивидуального характера, негативно сказывающаяся на обеспечении здоровой конкуренции в связи с отсутствием действенной системы мониторинга и контроля за эффективностью предоставляемых льгот;

пятое, несовершенство механизмов обмена информацией между государственными органами и организациями, форм и методов электронного администрирования налогов и осуществления налогового контроля;

шестое, отсутствие четкой системы анализа и управления рисками при осуществлении контрольной деятельности, негативно отражающееся на качестве проводимых контрольных мероприятий и препятствующее снижению вмешательства в деятельность добросовестных субъектов предпринимательства;

седьмое, недостаточный уровень собираемости местных налогов и сборов вследствие неэффективности механизмов их администрирования, а также отсутствие полноценного учета и объективного определения стоимости недвижимости и земельных участков.

В целях устранения имеющихся системных проблем, реализации задач по снижению налогового бремени и упрощению системы налогообложения, совершенствованию налогового администрирования, определенных Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах, а также с учетом результатов широкого общественного обсуждения и рекомендаций Международного валютного фонда, Всемирного банка и международных экспертов:

1. Определить основными направлениями Концепции совершенствования налоговой политики Республики Узбекистан:

снижение уровня налоговой нагрузки на экономику, а также устранение диспропорций в уровне налогового бремени между хозяйствующими субъектами, уплачивающими налоги по упрощенной и общеустановленной системе налогообложения;

оптимизацию количества налогов путем их унификации, а также объединение налогов, имеющих схожую налогооблагаемую базу, сокращение и упрощение налоговой отчетности, минимизацию операционных расходов;

обеспечение стабильности макроэкономической ситуации, устойчивости формирования Государственного бюджета Республики Узбекистан и его доходов;

упрощение налогового законодательства, устранение противоречий и коллизий в нормативно-правовых актах в сфере налоговых отношений, усиление защиты прав и законных интересов добросовестных налогоплательщиков;

обеспечение стабильности налогового законодательства и прямого действия норм Налогового кодекса Республики Узбекистан с максимальным ограничением отсылочных норм и подзаконных актов, регламентирующих вопросы налогообложения, в том числе установление в кодексе размеров ставок налогов и других обязательных платежей;

сохранение благоприятного режима для иностранных инвесторов и инвестиций, их всесторонней поддержки и надежной правовой защиты;

совершенствование форм и механизмов налогового контроля, в том числе за счет широкого внедрения современных информационно-коммуникационных технологий, обеспечивающих наиболее полный охват и учет объектов налогообложения и налогоплательщиков, внедрение порядка налогообложения операций, связанных с трансфертным ценообразованием.

2. Принять к сведению, что с 1 января 2019 года в рамках Концепции совершенствования налоговой политики Республики Узбекистан:

а) во-первых, снижается налоговая нагрузка на фонд оплаты труда путем:

введения единой ставки налога на доходы физических лиц в размере 12 процентов для всех граждан, из них 0,1 процента направляется на индивидуальные накопительные пенсионные счета. При этом сохраняется действующий порядок освобождения от налогообложения доходов отдельных категорий граждан в размере 4 минимальных размеров заработной платы;

отмены страховых взносов граждан во внебюджетный Пенсионный фонд, удерживаемых из доходов граждан в виде оплаты труда;

установления, в целях обеспечения устойчивости пенсионной системы, единого социального платежа в размере 25 процентов для бюджетных организаций и государственных предприятий, юридических лиц с долей государства в уставном фонде (капитале) в размере 50 процентов и более, юридических лиц в уставном фонде (капитале) которых 50 процентов и более принадлежит юридическому лицу с долей государства 50 процентов и более, и их структурным подразделениям, а также снижения ставки данного платежа с 15 до 12 процентов для остальных юридических лиц;

б) во-вторых, совершенствуется налогообложение плательщиков общеустановленных и упрощенных налогов с оптимизацией налогов с оборота (выручки), а также критерии перехода на упрощенный режим налогообложения посредством:

отмены обязательных отчислений в государственные целевые фонды, взимаемых с оборота (выручки) юридических лиц;

снижения ставки налога на прибыль юридических лиц с 14 до 12 процентов, для коммерческих банков – с 22 до 20 процентов, а также увеличения для юридических лиц, оказывающих услуги мобильной связи (сотовых компаний) с 14 до 20 процентов с отменой для них порядка исчисления налога на сверхприбыль в зависимости от уровня рентабельности;

снижения ставки налога на прибыль, взимаемого у источника выплаты, по доходам в виде дивидендов и процентов с 10 до 5 процентов;

перевода предприятий, имеющих годовой оборот (выручку) по итогам предыдущего года более 1 миллиарда сумов (курс ЦБ РУ на 03.07.2018, 1$= 7846.27 сум) или достигших установленный порог в течение года, на уплату общеустановленных налогов. При этом установленный порог годового оборота (выручки) в 1 миллиард сумов подлежит пересмотру не реже одного раза в 3 года;

введения для всех субъектов предпринимательства, включая юридических лиц, имеющих оборот (выручку) до 1 миллиарда сумов, налога на имущество юридических лиц, земельного налога и налога за пользование водными ресурсами;

совершенствования порядка расчета и уплаты налога на сверхприбыль, в том числе с введением уплаты роялти;

в) в-третьих, реализуются меры по снижению негативного воздействия совершенствования налоговой политики на плательщиков упрощенного режима налогообложения, путем:

снижения ставки налога на имущество юридических лиц с 5 до 2 процентов с сохранением порядка исчисления налога по повышенным ставкам для юридических лиц, неэффективно использующих здания и сооружения, в том числе по ранее приватизированным объектам;

установления для налогоплательщиков, имеющих годовой оборот (выручку) до 1 миллиарда сумов, порядка исчисления и уплаты налога с оборота (выручки) с базовой ставкой в размере 4 процентов и с возможностью уплаты налога на добавленную стоимость на добровольной основе;

сохранения порядка налогообложения для плательщиков единого земельного налога;

г) в-четвертых, совершенствуется порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость и акцизного налога посредством:

сохранения действующей ставки налога на добавленную стоимость в размере 20 процентов с внедрением полноценной системы зачета налога, конкретизацией налогооблагаемой базы и сокращением числа льгот, а также последующим снижением размера ставки данного налога по итогам 2019 года;

предоставления права отнесения в зачет суммы налога на добавленную стоимость по приобретаемым основным средствам, объектам незавершенного строительства и нематериальным активам, которые в настоящее время включаются в их стоимость;

объединения акцизов и сборов с производителей алкогольной продукции и табачных изделий, установленных на единицу производимой продукции, с зачислением суммы средств в республиканский бюджет для финансирования соответствующих мероприятий.

3. Утвердить обновленный состав Рабочей комиссии по координации разработки проекта Налогового кодекса Республики Узбекистан в новой редакции и отмене неэффективных налоговых и таможенных льгот и преференций в составе согласно приложению.

Рабочей комиссии (Б.Мавлонов):

в недельный срок организовать работу экспертных групп по соответствующим направлениям, в том числе с привлечением к их работе экспертов и представителей бизнеса, имеющих практический опыт в сфере налогообложения;

в срок до 1 ноября 2018 года обеспечить подготовку предложений по отмене неэффективных налоговых и таможенных льгот и преференций, и введению порядка предоставления постоянно действующих налоговых и таможенных льгот соответственно Налоговым и Таможенным кодексами Республики Узбекистан;

в срок до 1 декабря 2018 года обеспечить разработку проекта Налогового кодекса Республики Узбекистан в новой редакции, с привлечением экспертов Международного валютного фонда, Всемирного банка и других организаций, исходя из основных направлений Концепции совершенствования налоговой политики Республики Узбекистан с обеспечением его широкого общественного обсуждения.

Министерству финансов Республики Узбекистан принять меры по организации взаимодействия с Международным валютным фондом и Всемирным банком для обеспечения технического содействия в подготовке проекта Налогового кодекса Республики Узбекистан в новой редакции и реформировании налоговой системы Республики Узбекистан.

4. Кабинету Министров Республики Узбекистан в двухмесячный срок:

а) утвердить комплекс мероприятий, направленный на предотвращение резкого роста административных расходов налогоплательщиков по исполнению налоговых обязательств, предусматривающий:

повышение квалификации работников органов государственной налоговой службы и налогоплательщиков, в том числе по исчислению и уплате налога на добавленную стоимость и налога на прибыль юридических лиц;

упрощение налоговой отчетности и обеспечение ее интеграции с программными продуктами по введению автоматизированного бухгалтерского учета;

программу мер по кардинальному совершенствованию налогового администрирования, включая периодичность уплаты налогов;

внедрение порядка персонализированного учета начисленной заработной платы, необходимого для исчисления пенсии;

б) обеспечить критический пересмотр и сокращение видов деятельности, разрешенных к осуществлению индивидуальными предпринимателями;

в) утвердить перечень государственных органов и организаций, базы данных которых интегрируются в Единую интегрированную информационную ресурсную базу налоговых органов.

Счетной палате совместно с Государственным налоговым комитетом Республики Узбекистан в срок до 1 января 2019 года провести изучение достоверности базы данных министерств и ведомств, используемых для исчисления налогов и других обязательных платежей и разработать «Дорожные карты» по обеспечению их достоверности.

5. Государственному комитету Республики Узбекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру совместно с Государственным налоговым комитетом, Министерством финансов и другими заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Комплекс мер по внедрению механизма определения рыночной стоимости недвижимого имущества юридических лиц с учетом передового зарубежного опыта по проведению массовой оценки.

6. Министерству экономики совместно с Министерством финансов, Центральным банком и Государственным комитетом Республики Узбекистан по статистике в срок до 1 августа 2018 года обеспечить разработку прогноза основных макроэкономических показателей развития Республики Узбекистан на 2019-2021 годы, с использованием современных методов стратегического планирования и прогнозирования и с учетом мер по реформированию налоговой системы, определенных настоящим Указом.

7. Заместителю Премьер-министра – министру финансов Республики Узбекистан Кучкарову Д.А.:

предусмотреть в бюджетном послании на 2019 год установленные настоящим Указом нормы и правила;

одновременно с представлением проекта Государственного бюджета Республики Узбекистан на 2019 год внести в Кабинет Министров среднесрочные бюджетные ориентиры параметров Государственного бюджета Республики Узбекистан на 2020-2021 годы;

при разработке Государственного бюджета Республики Узбекистан на 2019-2021 годы обеспечить его сбалансированность без учета расходов, финансируемых за счет внешних заимствований.

8. Установить, что руководители Государственного налогового комитета, Государственного таможенного комитета, Министерства финансов, а также их заместители, председатель Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимы областей и города Ташкента несут персональную ответственность за выполнение прогнозных параметров бюджетов бюджетной системы.

9. Для укрепления финансово-бюджетной дисциплины и обеспечения сбалансированного исполнения Государственного бюджета Республики Узбекистан:

министерствам и ведомствам, доверительным управляющим, а также государственным поверенным, начиная с 2019 года, обеспечить безусловное начисление дивидендов хозяйственными обществами с государственной долей в уставном капитале 50 процентов и более, а также отчислений в Государственный бюджет Республики Узбекистан государственными унитарными предприятиями в размере 30 процентов от их чистой прибыли в соответствии с законодательством;

Государственному комитету Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции в срок до 1 сентября 2018 года пересмотреть минимальные ставки арендных платежей по государственной собственности с учетом особенности каждого региона;

Государственному налоговому комитету Республики Узбекистан принять жесткие меры по обеспечению полноты сбора налогов и других обязательных платежей, максимальной легализации трудоустроенных граждан и увеличения фонда оплаты труда;

Министерству финансов и Государственному налоговому комитету Республики Узбекистан совместно с Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента по согласованию со Счетной палатой Республики Узбекистан в двухмесячный срок утвердить в разрезе районов и городов «Дорожные карты» по расширению налогооблагаемой базы, выявлению дополнительных источников поступлений в бюджет, а также обеспечению его сбалансированности и недопущению возникновения дефицита, предусмотрев конкретные пошаговые действия и строгую ответственность органов государственной власти на местах, государственной налоговой службы, финансовых и других органов, а также их должностных лиц.

10. Государственному налоговому комитету, Государственному таможенному комитету, Министерству финансов, Министерству экономики, Министерству юстиции Республики Узбекистан, Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента совместно с Национальной телерадиокомпанией Узбекистана, Узбекским агентством по печати и информации, другими заинтересованными министерствами и ведомствами организовать на системной основе широкое разъяснение сути и содержания настоящего Указа, в том числе в средствах массовой информации и сети Интернет.

11. Генеральной прокуратуре, Счетной палате, Государственному налоговому комитету, Государственному таможенному комитету, Министерству финансов совместно с Торгово-промышленной палатой Республики Узбекистан в двухмесячный срок внести предложения по усилению мер, направленных на пресечение фактов уклонения налогоплательщиков от уплаты налогов и других обязательных платежей, повышение ответственности физических и юридических лиц за их несвоевременную и неполную уплату.

12. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н., Генерального прокурора Республики Узбекистан Муродова О.Б. и первого заместителя Государственного советника Президента Республики Узбекистан Мавлонова Б.М.

Президент Республики Узбекистан Ш. МИРЗИЁЕВ

Город Ташкент, 29 июня 2018 года

 

(Источник: УзА) 

 
EN AF RU
Конференции