Самый большой враг – наши стереотипы

Проводимые в нашей стране реформы не дадут ожидаемого результата, пока не изменится образ мышления и психология. Самым большим врагом новшеств в нашем обществе являются наши стереотипы, психологические барьеры, застой в нашем сознании.

Преобразования, осуществляемые главой нашего государства, сталкиваются с рядом преград, начиная с некомпетентности руководящих кадров, адаптации рядового гражданина к новым реалиям  современности,  отставания бизнесэстеблишмента от интенсивности экономических реформ.

Эти реформы проводятся нашим Президентом в ускоренных темпах. Все мы видим, что они начали давать результаты, хотя порой кажутся незаметными. Однако в доведении истинной сути реформ до населения, содействии адаптации людей к рыночным отношениям, изменении сознания наших соотечественников существует много недостатков.

Например, кто виноват в медленном осуществлении преобразований в сфере здравоохранения, несмотря на жесткую критику руководителя государства? В чем причины низкого уровня образовательной системы? Обсуждать и искать виновных можно до бесконечности, но самой большой причиной этих проблем является общественное сознание, которое считается фактором, определяющим процветание общества.

Пока не изменится сознание членов общества, получить результаты от начатых реформ будет затруднительным, как бы глубоко они ни были продуманы и реализованы. Итак, вопросы общественного сознания и идеологии – одни из самых важных.

В этой связи хотелось бы поговорить о наших недостатках. В их числе – лицемерие и подхалимство. На сегодняшний день место конструктивного общения об изменениях, реформах, проблемах в обществе заняло пустословие на собраниях, заседаниях, в телепередачах. И его «темпы» увеличиваются изо дня в день.

Подхалимство не началось с первых дней независимости и даже не во времена советской системы – его корни упираются далеко-далеко. Мы много читали о том, что большинство великих государств, которые возникали на нашей земле, пришли к разрушению по причине того, что придворные и должностные лица вместо выполнения возложенных на них задач соревновались в подхалимстве, восхвалении и интригах, тем самым вводили правителя в глубокое заблуждение и отдаляли его от истинного положения дел. Абдулла Кадыри когда-то сказал: «Благое это дело, когда, приступая к новому, оглядываешься на прошлое». Он имел ввиду умение делать выводы из прошлых ошибок, и не повторять их! К сожалению, эти ошибки прошлого сегодня снова возрождаются, старые изъяны, впитанные когда-то очень давно, оживают.

Самое страшное подхалимство – подхалимство интеллигенции. Потому что именно оно порой вело государство к пропасти. В прошлом году на встрече Шавката Мирзиёева с представителями литературы, СМИ, искусства и культуры интеллигенция поднимала в основном материальные вопросы. Благо, сам Президент упомянул насущные проблемы этой сферы. Примечательно, что представители интеллигенции не высказали ни одного конструктивного мнения. Прозвучали стандартные и пустые фразы, вроде «Все, мы прозрели, теперь будем работать от души и оправдаем ваше доверие!», если не учитывать единственной уместной цитаты Амира Темура, которая была высказана одной поэтессой.

Такие же пустые ответы дали представители политических партий и парламентарии в ответ на критику Президента, прозвучавшую на встрече с ними, прошедшей незадолго до этого. Ни один из них не отважился сказать: я подаю в отставку, потому что не смог оправдать оказанное мне доверие, прости меня, мой народ!

Депутаты и сенаторы, ученые, представители культуры и искусства во время встреч с главой государства не высказали мнения по вопросам, касающимся судьбы государства, острых проблем, ждущих своего решения, предотвращения опасностей и не попытались даже дать ответы на вызовы современности.

Единственной запомнившейся проблемой, которая была обсуждена на этих встречах, стало обсуждение свадеб. С этих пор эта тема тщательно пережевывается в СМИ и социальных сетях. Неужели в узбекской государственности нет другой важной темы в тот момент, когда по всему миру веет запахом третьей мировой войны?

Президент организовал эти встречи для того, чтобы выслушать глас интеллигенции, узнать их мнение о злободневных вопросах страны, получить конкретные предложения по усилению осуществляемых реформ и преобразований. К сожалению, участники этих встреч говорили о мелочах, в основном восхваляли и восторгались. А на вопросы, поднятые Президентом, который не дождался от них ни одного дельного предложения, они ограничились шаблонными фразами вроде «Исполним!» и «Сделаем!» Не удивительно, что глава государства был, по всей видимости, разочарован. Благо, литературовед Шухрат Ризаев, которому не удалось получить слово на встрече, опубликовал свои идеи и мысли по вопросам, которые действительно волнуют нацию, в замечательной статье.

Еще одним изъяном, который тянет назад прогресс, является… тактичность. Да, да, именно она, хотя это понятие, в оригинале имеющее положительную  окраску, на протяжении годов у нас изменило свою суть. На сегодняшний день мы стали заниматься самообманом, не называя несправедливость своим именем, молча проходя мимо неправоты, не выказывая решительного отношения против невоспитанности и бестактности, стесняясь высказать свое мнение в острой ситуации. И называем все это тактичностью. Мы еще и нашли духовное оправдание нерешительности, трусости, безответственности, оправдывая себя тем, что мы тактичны, и продолжаем верить в собственную ложь.

Кстати, о самообмане. Это – величайшее предательство. Не только самого человека, но и всего народа. Потому что толпа, которая лжет самой себе, превращает свою ложь в культ. Строит идолов из своей лжи и начинает им поклоняться. Эти идолы приводят нацию к деградации!

И отношение к религии, и проблемы культуры чтения в массы, и свадебные традиции, и многое другое – это лишь верхушка айсберга. Если мы так и будем бороться с последствиями, а не с причинами, нас постигнет та же участь, что и воина, ведущего бой с тенью, который так и не смог ее победить.

Что же нужно делать, чтобы избежать этого?

В первую очередь мы должны отказаться от лжи! Об этом я говорил и писал уже не раз, но не устаю повторять свою точку зрения снова и снова. Так, экономическое чудо Сингапура, которое служит примером многим в сфере государственного управления, было начато именно с этого шага. Прекратить заниматься самообманом означает сделать приоритетом правду.

Заключать трудовой договор на пять рабочих дней, заставляя сотрудника работать шесть, и при этом выдавать ему пятидневную заработную плату, является обманом! Ежедневно ходить на работу, просиживая с 9 до 6, не ставя перед собой высокой цели, является обманом! Мысли о великом будущем страны, в которой статус и социальное положение учителя, врача, пенсионера являются низкими, это обман!

Утверждение, что проблемы не охваченной образованием и трудом молодежи можно решить при помощи конференций, гала-концертов, фестивалей, является обманом! «Самоотверженность» чиновников, которые не знают, чем заняться, пока им не подскажет глава государства или не поступит поручение свыше, является обманом!

Одним из основных шагов на пути к строительству сильного общества и стабильного государства является усиление моральных устоев. Они имеют воспитательные и ограничительные свойства. Тандем этих двух качеств рождает мораль, этику, благопристойность. Моральные устои воспитывают человека, охраняют его от плохого. А у нас? Чаще всего моральные устои только воспитывают. А что до ограничительной функции, то к сожалению…

Ночные клубы, мини-юбки, узкие брюки, табак и алкоголь, отсутствие интереса к чтению – все это мы причисляем к негативным факторам, но не ограничиваем их на законодательном уровне. Хотелось бы подчеркнуть, речь идет об ограничении, а не запрете! В современном государстве уму непостижимо закрыть ночные клубы, поставить запрет на продажу табачных изделий и спиртных напитков. Но и отсутствие адаптации механизмов их регулирования – это нонсенс!

Ведь во многих зарубежных государствах существует практика не допускать в ночные клубы лиц младше 25 лет, запрета продажи табачных изделий и спиртных напитков лицам младше этого возраста и другие ограничения.

В мире немало стран, которые намного раньше столкнулись с нашими сегодняшними проблемами. Что нам мешает внедрить решения, к которым они пришли методом проб и ошибок?

Одним из самых крупных понятий, наносящих вред прогрессу, является понятие, что бедность – это не порок. Это далеко не так, она на сегодняшний день – порок. Вернее, мириться с ней, не бороться с ней – это порок. Каждый из нас должен принять меры к избавлению от бедности и нищеты. Нельзя быть бедным хотя бы для того, чтобы стать полезным для нашей Родины. Нужно бороться с нищетой для того, чтобы не допустить предательства в ее отношении. Нужно бороться не только с материальной, но и духовной нищетой. Знаете, кто предает Родину? Духовно нищие люди…

Нищета – это собранные на красивые полочки, но ни разу не прочитанные книги. Это газеты, разрезанные и положенные в туалетах. Это мусор, выброшенный на улицу из окна автомобиля. Это накрытый для четырех человек стол, яств на котором хватит для десятерых. Это разговоры, в которых духовность высмеивается, а материальное возвышается. Нищета – это милостыня, не поданная нуждающимся, чапаны, надетые на богачей. Это не мучение от голода, а гордость от сытости. Это сытость во чреве и пустота в разуме.

Нищета – это сердца в гробу роскоши...

Все мы знаем, что совершенство – в гармонии формы и содержания. Пока мы этого не достигнем, мы не сможем стать счастливыми. Не достигнем своей цели. Вспомните самый главный из семи известных заветов Жалолиддина Руми: «Или будь таким, как видим, или видим таким, как есть!»

Сегодня многие в нашей стране, и прежде всего чиновники, заняты восхвалением Стратегии действий. Но практической работы по ее положительному воздействию на человека из того, самого дальнего села очень мало. Даже агитация среди ветеранов, среди трудового населения очень слаба. Такое впечатление, что Стратегия принята только для Ташкента и других крупных городов.

А в конце года или в завершение пятилетки эти самые чиновники  выйдут перед Президентом и дадут великолепный отчет о том, что построено столько-то домов, столько-то мостов, усилена социальная защита населения. Но в этих красивых отчетах не будут отражены причины того, почему в крови простых, трудолюбивых сельских женщин не повысился уровень гемоглобина, почему не снизился дефицит йода у детей, не будет ни слова о том, что далеко не у каждого ребенка имеется возможность есть каждое утро молочную кашу, колбасу, сливочное масло.

Может, кто-то надеется, что глава государства не задаст этих вопросов? Зря! Президент обязательно спросит про все. Потому что он не боится назвать вора вором, а честного честным. Он не успокоится до тех пор, пока Стратегия действий не изменит к лучшему жизнь простого сельского труженика.

За всеми этими злободневными вопросами стоят вопросы национального сознания и идеологии. Жизнь убеждает в том, что  сегодня  необходима новая идеология. Нам надо отложить свои тюбетейки в сторону и подумать серьезно о том, какая идеология нам нужна. Это очень тяжелый выбор. Ведь период, в котором мы живем, является сложным.

Взглянем на мир из космической точки: человечество строит высокие здания, но имеет поверхностное терпение; дороги наши широки, а мышление узкое; тратим много, а распоряжаемся мало; возводим большие дома, а семьи наше сок-

ращаются; имеем много условий для облегчения жизни, но не имеем времени; лидируем в науке, а разум наш слабеет; у нас высокий уровень медицины, а здоровье наше не в лучшем состоянии.

Мы много говорим, а думаем мало. И улыбаемся мало. Много смотрим телевизор, много спорим, но мало читаем, мало молимся. Изо дня в день мы расширяем круг своих интересов, но ежечасно сужается круг наших ценностей. Почему в нас растет ненависть, а любовь к жизни угасает? Мы щедры в злобе и скупы в ласке. Мы умеем бороться за жизнь, но не умеем жить. Мы добавляем годы к жизни человека, но не можем подарить жизнь годам.

Мы справились с покорением космоса, но равнодушны к проблемам ближнего. Очищаем атмосферу, а загрязнения души не устраняем. Смогли подчинить своей воле атом, но не смогли совладать со своей алчностью. Много пишем, но мало изучаем. Мы научились спешить и забыли, что такое ждать. Корысть в нас возросла, а чувства уменьшились. Создаем новые сорта цветов, а чувства и ощущения у нас устарели.

Сегодня мы живем в век парадоксов – век крупных людей, но мелких личностей, быстро растущих интересов и сложных отношений.

Без идеологии не будет эффективно существовать общество. И здесь есть несколько направлений для выбора. Сложность его в том, что ни один из них не идеален. У каждого из них есть негативные последствия. У нас сегодня нет возможности выбора между хорошим или плохим, лишь выбор между плохим и менее плохим, между вредным и менее вредным. Но и тут мы не должны ошибаться, надо действовать обдуманно, семь раз измерить перед тем, как отрезать. Ситуация усложняется тем, что у нас мало времени. Очень мало…

Саид-Абдулазиз ЮСУПОВ,

член Консультативного совета по развитию гражданского общества при  Президенте Узбекистана

(Источник: газета «Uzbekistan Today»)

 
EN AF RU
Актуально

 

Выборы Президента Республики Узбекистан. Декабрь 2016 


 

 Международный инвестиционный форум в г.Ташкенте


 

 Новости Республики Узбекистан (ИА "Жахон")


 


 

 

 

 


 


 

 


111
 

Знаменательные даты
Конференции
СИЭЗ - "Навои"

 

Погода

 

Курсы валют