right
Visitors
Сейчас 1037 гостей онлайн

Соответствие законодательства Узбекистана в области СМИ международным стандартам

Одним из важнейших прав человека является право на свободу убеждений, свободное их выражение. Информация, доступ к ней, возможность ее анализа и оперативного использования, распространения — основная ценность и условие развития человека в современном обществе.

В Узбекистане созданы все условия для обеспечения реальной свободы слова, плюрализма мнений, открытого выражения людьми своих убеждений. Свидетельством этого является динамичное развитие и свободное функционирование около 1,5 тысяч СМИ, из которых более  60 процентов — негосударственные. Только за последние годы вновь созданы и начали вещание на всю страну такие государственные каналы, как «Madaniyat va Marifat», «Dunyo Boylab», «Navo», «Oilaviy», «Diyor», «Bolajon», «Mahalla», «UzHD», негосударственные — «Milliy TV», «Uzreport TV», «ZOR TV», «Sevimli» и «MY5». Они представляют всю палитру мнений и убеждений, в них — собственный взгляд и отношение к самым важным событиям в стране.

Гарантом свободы деятельности СМИ в нашей стране в первую очередь выступает развитая законодательная база. В Конституции Республики Узбекистан закреплено право каждого на свободу мысли, слова и убеждений, искать, получать и распространять любую информацию. В развитие данных норм принято более 20 законов — «О средствах массовой информации», «О гарантиях и свободе доступа к информации», «О принципах и гарантиях свободы информации», «О защите профессиональной деятельности журналиста», «Об авторском праве и смежных правах», «О телекоммуникациях», «О почтовой связи», «О радиочастотном спектре», «Об информатизации» «О рекламе» и другие.

Важно, что наличие специальных законов, регулирующих деятельность СМИ, создает целостную систему правовых актов, обеспечивает правовую определенность в отношениях в сфере и способствует реальной реализации свободы СМИ. В данном случае в Узбекистане последовали примеру таких стран, как Австрия, ФРГ, Швеция, в конституциях которых уделяется особое внимание свободе СМИ, имеются специальные законы о печати. Однако в некоторых странах отсутствие целостности законодательства значительно усложняет деятельность СМИ.

Немаловажное значение для свободы информационной сферы имеют государственные субсидии, социальные заказы и гранты, а также деятельность негосударственных институтов поддержки и развития СМИ. Это Фонд поддержки и развития независимых печатных СМИ и информационных агентств, Национальная ассоциация электронных СМИ, Творческий союз журналистов и другие организации. В частности, за последние годы на развитие сферы из Государственного бюджета было выделено более 16 миллиардов сумов.

Кроме того, для СМИ предоставлены широкие налоговые и таможенные льготы и преференции. Это позволяет им ежегодно направлять миллионы и миллиарды сумов на дальнейшее укрепление экономической самостоятельности и независимости СМИ, повышение их конкурентоспособности.

 Порядок регистрации и лицензирования, приостановления или прекращения деятельности СМИ из года в год упрощается, расширяются права и обязанности учредителя, редактора, журналиста.

В частности, прежде национальным законодательством не допускалась регистрация СМИ, если местонахождение учредителя или одного из учредителей, либо издателя расположено за пределами страны. Сегодня такое ограничение снято. Правом на учреждение СМИ в стране обладают юридические и физические лица Республики Узбекистан. Не допускается лишь учреждение СМИ юридическими лицами, в уставном фонде которых доля иностранных инвестиций составляет тридцать процентов и более. При этом все СМИ, независимо от их формы собственности, обладают одинаковыми правами и полномочиями, гарантиями свободной деятельности.

Это не только соответствует передовой практике, но и выгодно отличается от опыта других стран, существенно ограничивающих право иностранных подданных или компаний на учреждение СМИ.

Четкое законодательное закрепление порядка прекращения деятельности СМИ имеет важное значение в обеспечении их свободы. В данном контексте законы Узбекистана тоже считаются наиболее либеральными по сравнению с некоторыми странами. Так, Законом «О средствах массовой информации» установлено, что приостановление и прекращение выпуска СМИ осуществляется только по решению суда или самого учредителя. В то время как в некоторых странах прекращение работы СМИ осуществляется решением самого регистрирующего органа, либо ведомством сферы.

Конституция Узбекистана, Закон «О принципах и гарантиях свободы информации» закрепляют гарантии прав на поиск, запрос, получение, исследование, распространение, использование и хранение информации. В соответствии с принятыми за последние годы законами — «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления», «Об электронном правительстве» и другими — госорганы, общественные объединения обязаны обеспечивать каждому возможность ознакомления с информацией, затрагивающей его права, свободы и законные интересы.

Однако свобода доступа к информации не может быть абсолютной, особенно если она затрагивает такие важнейшие понятия, как безопасность общества, честь и достоинство людей. Здесь без ограничений обойтись просто нельзя. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод допускает ограничения свободы выражения мнения в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия.

Важно отметить, что в Узбекистане веб-сайты и страницы блогеров не регистрируются, как в некоторых развитых странах. Но они могут обратиться в регистрирующий орган об их регистрации в качестве СМИ, что позволяет им в полной мере воспользоваться предусмотренными законодательством для СМИ и журналистов привилегиями, гарантиями и возможностями. На сегодняшний день в стране функционирует около 30 тысяч веб-сайтов в домене «Uz», из которых более 360 действуют в качестве интернет-СМИ.

Доступ к веб-сайтам в стране может быть ограничен только в одном случае, если владелец веб-сайта, в том числе блогер, в нарушение Закона «Об информатизации» допускает использование своего веб-сайта для призыва к насильственному изменению существующего конституционного строя, территориальной целостности страны; пропаганды войны, насилия и терроризма, а также идей религиозного экстремизма, сепаратизма и фундаментализма, распространения информации, возбуждающей национальную, расовую, этническую или религиозную вражду, а также порочащей честь и достоинство или деловую репутацию граждан, допускающей вмешательство в их частную жизнь и т. д.

В Узбекистане также законодательно установлена ответственность журналистов за достоверность информации. Так, Законом «О защите профессиональной деятельности журналиста» наряду с правами закреплены обязанности журналиста проверять достоверность подготавливаемых материалов и предоставлять объективную информацию, придерживаться принципа презумпции невиновности, уважать права и свободы, честь и достоинство личности. Журналист не может использовать профессиональную информацию в личных целях, публиковать факты о частной жизни физического лица, а также использовать аудио- и видеозаписывающие средства без согласия источника информации или автора.

Это абсолютно правильно, особенно в условиях глобализации, формирования информационного общества, когда особую актуальность приобретают вопросы соблюдения прав и законных интересов граждан на защиту от посягательств на их честь и достоинство, вмешательства в частную жизнь. В законодательстве нашей страны предусмотрены нормы, направленные на обеспечение прав граждан и юридических лиц на защиту их деловой репутации, предусмотрены наказания за клевету и оскорбления как распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство человека. Свобода выражения мнения не может быть превыше права человека на уважение чести и достоинства. Эти нормы законодательства Узбекистана полностью соответствуют международно-правовым актам и опыту других демократических государств мира.

 
EN AF RU
Конференции