right
Visitors
Сейчас 1231 гостей онлайн

ЕЖЕДНЕВНЫЙ ВЕСТНИК НОВОСТЕЙ №89 Пресс-служба МИД Республики Узбекистан 8 мая 2018г.

ЕЖЕДНЕВНЫЙ ВЕСТНИК НОВОСТЕЙ №89

Пресс-служба МИД Республики Узбекистан

8 мая 2018г.

ПРЕЗИДЕНТ

Президент Республики Узбекистан принял заместителя Премьер-министра, министра по делам Президента Объединенных Арабских Эмиратов

Президент Республики Узбекистан ШавкатМирзиёев 7 мая 2018 года принял заместителя Премьер-министра, министра по делам Президента Объединенных Арабских Эмиратов шейха Мансура бин Заида Аль Нахаяна, прибывшего в нашу страну с визитом.

Глава нашего государства, искренне приветствуя гостя, с удовлетворением отметил, что связи между Республикой Узбекистан и Объединенными Арабскими Эмиратами активизировались на всех уровнях, двусторонние отношения во всех сферах поднимаются на качественно новый этап.

В ходе встречи обсуждены основные направления двустороннего сотрудничества, вопросы широкого привлечения эмиратских инвесторов к реализации перспективных проектов в нашей стране, системного развития их деятельности.

Достигнуты договоренности о реализации взаимовыгодных проектов в нефтегазовой, химической промышленности, строительной индустрии, сельском хозяйстве, логистике, туризме, градостроительстве и ряде других сфер.

В свою очередь, шейх Мансур бин Заид Аль Нахаян выразил признательность главе нашего государства ШавкатуМирзиёеву за теплый прием и передал слова глубокого уважения и наилучшие пожелания Президента Объединенных Арабских Эмиратов шейха Халифы бин Заида Аль Нахаяна.

Гость отметил, что правительство Эмиратов полностью поддерживает инициативы, выдвинутые Узбекистаном на международной конференции по Афганистану, состоявшейся в марте текущего года в Ташкенте, и предложения, выдвинутые в рамках Организации исламского сотрудничества. Также шейх Мансур бин Заид Аль Нахаян подтвердил готовность Объединенных Арабских Эмиратов расширять всестороннее взаимовыгодное сотрудничество между нашими странами, в том числе для полной реализации конкретных перспективных инвестиционных проектов.

 (Источник: УзА)

ИНВЕСТИЦИИ

В регионах Узбекистана появится сеть современных торговых центров и магазинов, которые будут специализироваться на продаже морепродуктов

Интересно, что здесь республика пойдет по дорожке, проторенной еще в прошлом веке. В конце 1970-х годов в республике началось массовое строительство магазинов «Океан».

Цель была проста – обеспечить население качественной и дешевой рыбной продукцией. И она была достигнута – если в 1960–70-е годы в бывшем Союзе на прилавках магазинов рыбной продукции практически не было, то к середине 1980-х потребление рыбы на душу населения достигло 18,6 кг.

Для сравнения: сегодня доля рыбы в общем потреблении узбекистанцев крайне мала. Так, например, если в странах Европы в среднем каждый человек съедает 35–40 кг рыбы в год, то в Узбекистане – не более 4 кг. При этом минимально необходимая норма потребления рыбы в стране установлена в размере 12 кг на человека, а в мире этот показатель составляет 16,6 кг.

Новая специализированная сеть магазинов должна появиться до конца 2019 года. Планируется, что, помимо продажи, в этих торговых комплексах будут организованы специальные рестораны и кафе, специализирующиеся на приготовлении блюд из морепродуктов. Подобная практика существовала и в магазинах «Океан».

Многие коренные ташкентцы до сих пор помнят флагманский магазин этой сети, располагавшийся возле бывшей гостиницы «Россия». Кроме того, живую рыбу продавали в специальных бассейнах на всех крупных рынках и в универмагах.         

По словам первого заместителя председателя ассоциации «Узбекбаликсаноат» РухуллыКурбонова, для создания новых торговых комплексов будут использоваться как частные инвестиции, так и государственные.    

– Для увеличения потребления рыбы необходимо направить все наши усилия в одном направлении – мы должны предложить населению удобные формы приобретения морепродуктов. Это небольшие магазинчики, крупные специализированные торговые комплексы, где будет продаваться только рыбная продукция. Они у нас были раньше, и мы их потеряли, – рассказал Курбонов.    

Он также добавил, что в стране запланировано значительное увеличение объемов производства рыбы и, если параллельно не будут создаваться магазины, предприниматели просто не смогут реализовать выращенную продукцию. 

РухуллаКурбонов также прокомментировал возможность увеличения стоимости рыбной продукции из-за использования интенсивных зарубежных технологий. 

– Любая интенсивная технология предусматривает расходы на электроэнергию и комбикорма. Но это не значит, что цена будет резко увеличиваться. На сегодняшний день государство создало для производителей рыбы такие условия, при которых они не платят за землю, воду и другие ресурсы. Новые технологии позволят увеличить продуктивность рыбы с гектара, и это даст возможность не повышать резко стоимость продукции, сдерживать ценовые риски, – отметил он.

(Источник: газета «UzbekistanToday»)

ФИНАНСЫ

Сообщение Центрального банка Республики Узбекистан

Сообщение Центрального банка Республики Узбекистан Центральный банк Республики Узбекистан установил с 8 мая 2018 года следующие курсы иностранных валют к суму для ведения бухгалтерского учета, статистической и иной отчетности по валютным операциям, а также исчисления таможенных и других обязательных платежей 

1 доллар США - 8059,24

1 ЕВРО - 9638,85

1 российский рубль - 128,73

1 фунт стерлингов - 10919,46

1 южнокорейская вона – 7,48

1 японская йена - 73,86

1 малайзийский ринггит - 2044,97

1 китайский юань - 1267,97

1 швейцарский франк - 8063,27

1 дирхам ОАЭ - 2194,24

1 египетский фунт - 457,91

1 австралийский доллар - 6062,16

1 турецкая лира - 1905,66

1 сингапурский доллар - 6040,50

1 СДР - 11533,26

1 канадский доллар - 6269,83

1 украинская гривна - 306,14

1 польский злотый - 2272,51

1 кувейтский динар - 26774,88

Курсы установлены без обязательств Центрального банка Республики Узбекистан покупать или продавать валюты по данному курсу.

(Источник: УзА)

Деловой климат

Госактивы в Ташобласти будут продаваться только на онлайн-аукционах

Продажа госактивов и объектов недвижимости в Ташкентской области — с 10 мая только через электронные торги на торговой площадке E-IJRO.

С 10 мая реализация государственных активов и объектов недвижимости в Ташкентской области осуществляется исключительно через электронные торги в форме онлайн-аукционов на электронной торговой площадке E-IJRO. Об этом сообщила пресс-служба Государственного комитета Узбекистана по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции.

Среди объектов Ташкентской области, выставленных на электронные торги, — лагерь «Орзу» в Ахангаранском районе, зона отдыха предприятия «Агромир-Газалкент» в Бостанлыкском районе, несколько бездействующих детских садов и другие здания и территории.

Информацию об объектах, выставленных на торги, можно получить в территориальном управлении Госкомконкуренции по Ташкентской области по телефонам: 230−41−70, 230−41−80, 230−41−68, а также на сайтах privatization.gkk.uz и e-auksion.uz. Там же приводятся правила участия в аукционе.

 (Источник:«Газета.uz»)

Международные отношения

Встреча с Министром иностранных дел Литвы

8 мая 2018 года Министр иностранных дел Республики Узбекистан Абдулазиз Камилов встретился с прибывшим в нашу страну во главе представительной делегации Министром иностранных дел Литовской Республики ЛинасомАнтанасомЛинкявичюсом.

В ходе состоявшейся беседы стороны обменялись мнениями по практическим аспектам дальнейшего развития двусторонних отношений в политической, торгово-экономической, инвестиционной, туристической, культурно-гуманитарной и других сферах.

Министры с удовлетворением отметили максимально насыщенную важными встречами и мероприятиями программу пребывания в Узбекистане литовской делегации и выразили заинтересованность в продуктивных результатах.

Принимая во внимание, что в г.Ташкент в составе делегации Литвы прибыли руководители ведущих компаний на встрече отдельное внимание было уделено перспективам реализации взаимовыгодных программ и проектов в области торговли, инвестиций, транспорта и логистики. Подчеркивалось, что, несмотря на наблюдающуюся тенденцию динамичного роста двустороннего товарооборота, который в 2017 году превысил 264 млн. долларов США, стороны обладают значительным потенциалом для наращивания сотрудничества на этом важном направлении.

На встрече также рассмотрены некоторые международные и региональные вопросы.

В переговорах принял участие Посол Литвы РемигиюсМотузас.

(Источник: Пресс-служба МИД Республики Узбекистан)

Общество

Соотечественники готовы внести свою лепту в реформы в Узбекистане

В Узбекистане начала работать международная негосударственная некоммерческая организация «Buyuk kelajak».

Это инициатива группы соотечественников, работающих за пределами нашей страны в ведущих зарубежных компаниях, агентствах, вузах.

Создание объединения явилось ответом на встречу Президента Узбекистана в Нью-Йорке в сентябре прошлого года с соотечественниками, живущими в Соединенных Штатах Америки. ШавкатМирзиёев тогда призвал оставаться сопричастными к реформам в Узбекистане, своими знаниями и опытом содействовать его развитию. Выходцы из Узбекистана высказали немало идей, касающихся сфер науки, образования, технологий и других в нашей республике, предложений по привлечению инвестиций, укреплению связей между странами.

Уже с начала нынешнего года стал формироваться экспертный совет «Buyuk kelajak».

Заявки на членство в новой организации продолжают поступать с разных уголков планеты: от США до Японии, от России до Канады. Более ста экспертов, специалистов в области права, финансов, образования, медицины объединились вокруг единой цели: разработать модель эффективного развития Узбекистана до 2035 года, которая станет продолжением реализуемых в стране реформ в соответствии со Стратегией действий. Работа основывается на передовом международном опыте, объективном анализе рынков Узбекистана, а главное, на личном опыте высококлассных специалистов ведущих мировых компаний, выходцев из Узбекистана.

В столице состоялась презентация начала деятельности международной негосударственной некоммерческой организации «Buyuk kelajak». Информационно-аналитическим подразделением организации является экспертный совет «Buyuk kelajak», состоящий из проживающих за рубежом соотечественников.

На презентации отмечалось, что долгое время узбеки за рубежом были оторваны от социально-экономической жизни Узбекистана. По всему миру в разных часовых поясах большое количество выходцев из Узбекистана работает на предприятиях Германии, Японии, других стран, в международных организациях.

— Это огромный потенциал, — считает член экспертного совета «Buyuk kelajak», заместитель руководителя инвестиционного дивизиона, руководителя блока развития перспективных проектов в ТЭК УК «РОСНАНО» Алишер Каланов. — Мы долго думали, каким же образом можно сплотить соотечественников. Несмотря на то, что мы живем в разных странах, в наших сердцах всегда остается Родина. Нас объединяет любовь к Узбекистану. И когда мы услышали призыв Президента ШавкатаМирзиёева о том, что нужны своей стране, сразу же откликнулись по зову сердца. Сначала нас было немного, но постепенно идею объединиться поддержали и другие. Сейчас «Buyuk kelajak» — это сто высококвалифицированных специалистов. Наша общая идея — поддержка реформ. Будем работать открыто, что позволит привлечь широкий круг профессионалов, представителей экспертного сообщества.

В конце июня нынешнего года в Ташкенте пройдет форум соотечественников, организуемый ННО «Buyuk kelajak». Как сообщил член экспертного совета «Buyuk kelajak», заместитель директора Ассоциации работников правоохранительных органов и специальных служб Российской Федерации по судебно-правовым вопросам Бахром Исмаилов, на его площадке состоится открытое обсуждение основных направлений модели стратегии развития Узбекистана до 2035 года.

—        Участники поднимут актуальные темы, в том числе об использовании искусственного интеллекта в сельском хозяйстве, улучшении качества человеческого капитала, аспектах урбанизации, достижении Узбекистаном ведущих позиций в регионе, — говорит Б. Исмаилов. — На наш взгляд, Узбекистан должен стать локомотивом развития всей Центральной Азии. Мы живем за рубежом и четко видим то отношение, которое складывается сейчас к Узбекистану со стороны мировых инвесторов, крупнейших банков и бизнес-структур. Хотим поддержать этот рост. В свою очередь перед Узбекистаном стоит серьезная задача: войти в число развитых государств мира. Это требует колоссального труда. Мы наблюдаем большой интерес к нашему проекту. В этой связи планируем создать ИКТ-платформу, которая будет называться «Buyuk aloqa». Мы включим в нее различные «облачные» решения, привлечем тысячи

узбекских экспертов, проживающих за рубежом. В любой точке мира они смогут воспользоваться этой платформой. К ней будут иметь доступ министерства и ведомства Узбекистана. Наша задача — весь этот потенциал направить на развитие страны.

В ходе мероприятия был организован телемост с участием экспертов-членов из десяти городов мира: Токио, Стамбула, Москвы, Брюсселя, Копенгагена, Сан-Франциско. Разница в часовых поясах никак не сказалась на содержательности беседы. Со¬отечественники открыто, искренне, по-доброму отзывались о преобразованиях в стране, рассказали, какой позитивный резонанс они вызывают в мире, какой большой интерес к Узбекистану за рубежом.

— Я родом из Ургутского района Самаркандской области, — сказал в прямом эфире ШарофТугизов. — Закончил Самаркандский государственный сельскохозяйственный институт, а также аспирантуру во Всесоюзном институте экспериментальной ветеринарии по специальности вирусология в Москве. С 1991 года в Сан-Франциско. В настоящее время являюсь профессором кафедры инфекционных болезней медицинского факультета Калифорнийского университета. Подготовил проект по организации узбекских биотехнологических тендеров, а также аналитическую монографию по реформированию науки и технологий в Узбекистане.

Презентация нового общественного объединения превратилась в теплую встречу друзей, которые объединены стремлением внести свой вклад в стратегические реформы в Узбекистане.

В мероприятии принял участие и выступил первый заместитель Государственного советника Президента Республики Узбекистан Б. Мавлонов.

(Источник: газета «Народное слово»)

Публикации в СМИ

Посол Узбекистана в России: экономическая дипломатия, несомненно, будет нашей приоритетной задачей

Большое значение в развитии межгосударственных отношений, укреплении взаимного доверия и уважения имеет деятельность дипломатов каждого государства за рубежом. Так и прагматичная внешняя политика, последовательно проводимая в Узбекистане, ставит важные задачи перед посольствами нашей республики в других государствах.

В ходе поездки в Российскую Федерацию наш специальный корреспондент провел беседу с Чрезвычайным и Полномочным Послом Республики Узбекистан в этой стране БахромомАшрафхоновым.

—  Указ Президента ШавкатаМирзиёева «О мерах по коренному совершенствованию системы Министерства иностранных дел Республики Узбекистан и усилению его ответственности за реализацию приоритетных направлений внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности» от 5 апреля 2018 года открыл новый этап во внешней политике Узбекистана. Скажите, какие задачи возлагает данный документ на послов?

— В Послании Президента ШавкатаМирзиёева Олий Мажлису 22 декабря 2017 года и в выступлении на совещании, посвященном деятельности Министерства иностранных дел и посольств нашей страны за рубежом, состоявшемся 12 января 2018 года, перед нами поставлены три важные задачи. Это практическое содействие в экспорте производимой в Узбекистане продукции, активизация работы по привлечению иностранных инвестиций в экономику, развитие туризма и расширение потока зарубежных гостей.

Также в указе главы государства от 5 апреля 2018 года обозначено девять важнейших направлений реформирования системы Министерства иностранных дел.

Суть данного документа заключается в том, что он приводит организационную структуру МИД в соответствие с основными принципами и направлениями внешней политики республики на нынешнем этапе.  Из этого вытекает и наша главная задача — обеспечение полного и безусловного проведения реформ в данном направлении. При этом экономическая дипломатия сегодня стала актуальной задачей.

Думаю, в рамках обеспечения исполнения названного указа будут разработаны соответствующие документы, которые станут для нас программными в осуществлении мер, намеченных на ближайшую перспективу.

— Что вы могли бы сказать о нынешнем состоянии и перспективах отношений между Узбекистаном и Россией?

— В настоящее время ведется работа по укреплению политических связей с Российской Федерацией, расширению торгово-экономического сотрудничества  и культурно-гуманитарных отношений. Узбекистан и Россия всесторонне поддерживают друг друга и в международных кругах.

За прошедшие четверть века были сформированы прочные связи в двустороннем формате, а также в рамках таких международных структур, как Содружество Независимых Государств, Шанхайская организация сотрудничества, Организация Объединенных Наций. Между двумя государствами налажен постоянный диалог и обмен делегациями.

В годы независимости наблюдались разные периоды в узбекско-российских отношениях. Но следует подчеркнуть, что в наших двусторонних связях с этим государством никогда не было враждебности или противоречивой природы. Россия для Узбекистана долгосрочный,  испытанный временем стратегический партнер.

Не будет преувеличением сказать, что государственный визит Президента Республики Узбекистан ШавкатаМирзиёева в Российскую Федерацию 4—5 апреля 2017 года вывел отношения Узбекистана с Россией на более высокую ступень и по качеству, и по содержанию. Данный визит имеет историческое значение в отношениях двух государств. Был подписан беспрецедентный пакет — более 50 двусторонних договоров и других документов, общий объем торгово-экономических договоренностей превысил 16 миллиардов долларов США. Были обозначены четкие и взаимовыгодные перспективные планы по развитию двустороннего  сотрудничества.

Важнейший результат визита проявляется в установлении открытых и доверительных отношений между Президентом Республики Узбекистан ШавкатомМирзиёевым и Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным.

А это стало прочным фундаментом для дальнейшего развития взаимовыгодных и масштабных партнерских связей.

Если говорить о перспективах наших отношений, то с целью обеспечения последовательного осуществления достигнутых договоренностей разработаны «дорожные карты», охватывающие все сферы сотрудничества. Продолжается работа по своевременному и полному выполнению мер, которые в них предусмотрены.

— Какая работа ведется в области экономического и инвестиционного партнерства между двумя странами?

— В качестве ответа можно привести некоторые примеры значимых достижений 2017 года. Так, объем взаимного товарооборота достиг пяти миллиардов долларов, или по сравнению с 2016 годом вырос на 20 процентов. Отдельно можно отметить, что в этом показателе на 20 процентов возрос и объем экспорта. Объем инвестиций, привлеченных из России по проектам в 11 отраслях, составил 1 миллиард 633,6 миллиона долларов, или 126,4 процента по отношению к предыдущему году. Осуществлено 139 разных двусторонних поездок и мероприятий. В частности, организовано 70 обменов делегациями, 19 бизнес-форумов, 11 культурных обменов. В рамках сотрудничества между регионами осуществлено 13 поездок. Представители четырех областей Узбекистана побывали в восьми территориальных единицах России. В то же время Узбекистан с бизнес-поездками посетили представители пяти регионов России.

Все наши планы на 2018 год связаны с указаниями, поручениями Президента. К их числу относятся доведение объема взаимной торговли до шести миллиардов долларов, обеспечение полного выполнения «дорожных карт»  на текущий год, усиление регионального сотрудничества, в том числе организация поездок представителей областей нашей страны в десять регионов России, а также представителей восьми регионов России  (Башкортостана, Челябинской, Свердловской, Ленинградской, Владимирской, Астраханской, Волгоградской и Саратовской областей) в Узбекистан. Наряду с этим предусмотрено вести работу по развитию паломнического туризма, направленного на посещение святых мест в Узбекистане, и проведение дней Республики Узбекистан в Республике Татарстан.

— Считаете ли вы, что между Узбекистаном и Россией есть направления, которые должны развиваться, но пока остаются вне поля зрения? 

— На сегодняшний день в отношениях между нашими двумя странами нет таких вопросов или направлений, которые остаются вне поля зрения. Как отмечалось выше, по инициативе главы нашего государства внесены большие изменения в философию нашей деятельности. То есть, по всем направлениям двусторонних отношений разработаны «дорожные карты», гарантирующие последовательное развитие. В них обозначены конкретные меры по каждому направлению сотрудничества, сроки их выполнения, ответственные организации. Еще одна особенность: данный документ подготовлен не только Министерством иностранных дел и посольством, а вместе со всеми министерствами и ведомствами, в нем учтены соответствующие мнения всех сторон.

При выполнении той или иной задачи, естественно, могут возникнуть неожиданные вопросы, которые ранее не предусматривались. В таких случаях они не откладываются, а принимаются меры по совместному их изучению с причастными организациями для оперативного решения.

Таким образом, все направления двусторонних отношений с Россией находятся под постоянным контролем, и нет такого, чтобы какой-либо вопрос оставался вне поля зрения. 

— В Российской Федерации многие узбекские граждане ведут деятельность во всех сферах. Большинство из них составляют наемные рабочие. Расскажите об осуществляемой работе по поддержке этой категории лиц.

— Действительно, очень многие наши соотечественники ведут трудовую деятельность в Российской Федерации. В ходе государственного визита Президента ШавкатаМирзиёева в Россию в апреле 2017 года были подписаны Соглашение об организованном наборе и привлечении граждан Республики Узбекистан для осуществления временной трудовой деятельности на территории Российской Федерации, а также Соглашение о взаимном учреждении представительств компетентных органов в сфере миграции. Это в свою очередь будет способствовать защите прав наших граждан в России, облегчению их трудоустройства, предотвращению нарушений их прав со стороны некоторых работодателей. Подписание данных документов является результатом инициативы Президента  по усилению защиты интересов граждан Узбекистана.

А если говорить о текущей деятельности по устранению проблем, с которыми сталкиваются наши граждане, то можно привести несколько примеров.

Так, для решения проблемы невыплаты или несвоевременной выплаты заработной платы достигается возмещение и выплата суммы работнику путем непосредственного контакта с работодателем или в сотрудничестве с Международной ассоциацией по правовому содействию трудовым мигрантам. Или в случаях утраты паспорта гражданам восстанавливаются документы, предоставляются необходимая правовая помощь и консультации.

Еще один пример. В 2017 году девять граждан, попавшие в материальное затруднение и совсем не имеющие денежных средств, в порядке исключения были освобождены от консульского сбора, и им бесплатно оформлены сертификаты для возвращения в Узбекистан, на основе благотворительности они обеспечены железнодорожными и авиабилетами.

Для выполнения поручения главы государства по всесторонней поддержке узбекистанцев в России исходя из увеличения числа обращений граждан изучается вопрос об открытии новых консульских учреждений в ряде федеральных округов России. С марта этого года действует новое Генеральное консульство в Санкт-Петербурге. Ожидается, что в 2018 году откроются консульства и в Казани, Ростове-на-Дону, Владивостоке, Екатеринбурге.

Уверен, с началом деятельности этих учреждений появится возможность оказывать качественные консульские услуги гражданам

Узбекистана, проживающим или работающим на всей территории Российской Федерации, своевременно и полноценно решать их проблемы, в целом более эффективно защищать их права.

 (Источник: газета «Народное слово»)

9 мая – День памяти и почестей

Возвращение Дружбы народов

По инициативе Президент ШавкатаМирзиёева бывшему Дворцу Дружбы народов (ныне он называется «Истиклол») вернули прежнее название.

– В целях восстановления исторической справедливости, увековечения благородных качеств и ценностей народа важно вернуть мемориальный ансамбль «Дружба народов», посвященный семье Шамахмудовых, на площадь в центре нашей столицы, – отметил глава государства, выступая недавно на видеоселекторном совещании.

– В мире немного стран и наций, которые могут гордиться такими высокими человеческими качествами, которые проявила семья кузнеца ШаахмедаШамахмудова, принявшая в годы войны 15 детей, – сказал Президент. Также он добавил, что улице в Шайхантахурском районе Ташкента будет возвращено имя Шамахмудовых, а также станции метро, площади и дворцу «Истиклол».

Соцсети в эти дни буквально запестрели комментариями, в которых подчеркивается, что подвиг семьи Шамахмудовых стал символом огромного вклада узбекского народа в победу над фашизмом, и возвращение памятника  на прежнее место «не просто справедливое решение, а незабываемое уникальное событие, за что огромная благодарность и низкий поклон нашему Президенту!»

Напомним, что в самом начале Великой Отечественной войны, когда в Среднюю Азию потянулись многочисленные составы с эвакуированными жителями европейской части СССР, семья Шамахмудовых взяла на воспитание 15 осиротевших детей, среди которых были русские, белорусы, молдаванин, украинец, латыш, татарка, еврейка, немка и казах.

Дом Шаахмеда и его жены Бахри стал маленьким уголком доброты в хлебном городе Ташкенте. Глава этой интернациональной семьи был награжден орденом Знак Почета», а Бахри-опа гордо носила звание «Мать-героиня». Шамахмудовы стали прототипами романа РахматаФайзи «Его величество человек» и известных художественных кинолент «Ты не сирота», «Ленинградцы – дети мои».

Посвященный подвигу Шамахмудовых монумент был установлен в Ташкенте 26 мая 1982 года и простоял на своем почетном месте почти 26 лет. Жители и гости Ташкента любили отдыхать и фотографироваться у расположенной в его центре скульп-

турной композиции, запечатлевшей кузнеца и его супругу в окружении усыновленных ими детей.

Но утром 12 апреля 2008 года живущие поблизости люди, направляясь на работу, буквально остолбенели: на месте привычного символа «хлебного города» чернел квадрат свежевырытой земли, словно образовавшийся за ночь свежий могильный холмик. Скоро на этом месте была разбита солидная клумба с яркими цветами.

Памятник был отправлен властями Ташкента на окраину города: его установили рядом с постом ГАИ, за столичным вещевым рынком (бывшим «Ипподромом»). По сообщению ташкентского хокимията, «перенос монумента с утратившим актуальность названием «Дружба народов» был вызван необходимостью переименования дворца искусств «Халклардустлиги» во дворец «Истиклол».

Если первое время памятник на новом месте выглядел хорошо, и периодически на нем можно было даже видеть букетики цветов, то затем о нем начали забывать. Горожане стали редко посещать его, поскольку добираться до него долго и неудобно. Народная тропа к монументу и в прямом, и в переносном смысле практически заросла.

Но благодаря Президенту

ШавкатуМирзиёеву монумент, символизирующей подвиг и благородство узбекского народа в войне против фашизма, с задворок города и истории перебрался на свое законное место в центр столицы.

(Источник: газета «UzbekistanToday»)

Украинская дочка узбечки ЗухрыНаврузовой

... Летом 1971 года к нам приехали гости из украинского города Конотоп. Мои дедушка и бабушка чрезвычайно обрадовались им. Нашу радость разделили соседи и родственники — все село. Когда красивая женщина украинка 40 лет бросилась к ним в объятия, называя их “Дадажон” («Отец»), “Онажон” («Мама»), все заплакали.

Оказалось, что это украинская дочка моей бабушки ЗухрыНаврузовой. Позднее наши семьи часто ездили друг к другу на Украину и в Узбекистан, поскольку нас сроднила война. Великая беда проявила во всей красе великодушие узбекского народа.

Поздоровавшись со всеми, она познакомила нас с мужем Николаем и сыном Володей. Они у нас гостили около месяца. Жители села по очереди принимали их у себя, почитали как своих родных и подарили им памятные подарки из Бухары.

Наташа опа с первых же дней освоилась, и чувствовала себя здесь своей. Хотя я тогда была маленькой девочкой, но зорко наблюдала за ее действиями. В народе говорят, «Что посеешь, то и пожнешь». Зухрабиби отличалась своим укладом жизни. У Наташа опа я увидела бабушкины качества — сообразительность, чистоплотность и аккуратность. Со дня приезда она начала ухаживать за родителями. Подметала двор, убиралась в доме, стирала. Моему братику Надыру был всего годик. Опа помогала маме ухаживать за ним. Теперь понимаю, что это было отголосками того, что в детстве она получила такую же заботу.

Еще мне запомнилось одно обстоятельство. В махалле был сосед по имени Гафуржонака. Иногда он выпивал, и все сельские дети в страхе бегали от него. Когда у нас жили гости, мой братишка Нуриддин трех лет, часто плакал. Тогда Наташа опа успокаивала его словами «Дам шав, ана, пойиГафуржономад», то есть «Не плачь, а то сейчас придет Гафуржон». Мы тогда были поражены тем, что украинка так точно говорит на диалекте нашего села. 

В годы Второй мировой войны детей, эвакуированных из Украины, привезли и в Шафирканский район. Семьи, у которых была такая возможность, брали детей на воспитание. И тогда мой дед – ИмомиддинГаффоров привел в наш дом девочку Наташу 8-и лет.

"Я так обрадовалась, когда из стольких детей он выбрал меня — маленькую девочку...

Но до сих пор не знаю, почему он так поступил, что во мне ему понравилось...» говорила она своему названному брату — моему отцу. 

Наташа опа до 18 лет росла в семье старшей из двух сыновей и дочери. Училась в русскоязычной школе в районном центре Шафиркане. Позднее ее старшие сестры из Украины разыскали Наташу. Родственники приехали за ней, получили согласие родителей и забрали к После началась переписка. Моя бабушка пекла для нее бухарский патыр на сливочном  масле, вместе с сухофруктами, теплыми вещами отправляла посылки для дочери Наташи.

Ведь все равно она оставалась для нее дочкой, а для моего отца сестрой. Это продолжалось до конца жизни моих дедушки и бабушки. Теперь я пониманию, что так они делились с ней родительским теплом и любовью.

В 1974 году наши родственники, муж и жена Кахрамонака и Набияхонопа вместе с сыном Рустамжоном, взяли с собой дедушку и бабушку, брата Нуриддина и поехали на Украину — к Наташе. Вот случай, который мне рассказал мой дед, тронет любого человека: "Дочка повезла нас на электропоезде в путешествие по Украине. Однажды она встала в середину вагона и громким голосом заявила: «Дорогие соотечественники, познакомьтесь, это мои узбекистанские родители - ИмомиддинГаффоров и ЗухраНаврузова. Когда мои биологические родители погибли на войне и я была эвакуирована в Узбекистан, они приняли меня в свою семью. В течение 10 лет кормили и воспитывали меня. Я до конца жизни в долгу перед ними. Мне захотелось рассказать вам об этом!..». Все захлопали. Люди подходили и обнимали нас, благодарили от имени братского украинского народа. Я даже не предполагал, что мне окажут такой почет на Украине...»

Спустя год, в 1975 году мой отец НасриддинГаффоров в течение месяца гостил на Украине. Его принимала дома сестра Наташа опа, приглашали другие родственники, приглашали и угощали. Волею судеб, мой младший брат Нуриддин в 1986–1988 годах

проходил военную службу на Украине. Семья Наташи также навещала его и заботилась. В 1990 году мой брат Якубака был в служебной командировке на Украине и встречался с Наташей опа.

Вторая мировая война сплотила людей. Ведь у всех была схожие горечь и боль утраты. Например, у моей бабушки и названной матери Наташи опаЗухрабиби брат пропал на войне. 

Она до конца жизни надеялась, что брат вернется и постучится в дверь. К сожалению, мы, только повзрослев, поняли такие благородные качества бабушки, ее тоску по брату.

Только теперь мы понимаем цену благородных качеств нашего народа, проявившихся в тяжелые годы — доброту, гуманизм. Многих уже нет с нами, но жива высокая надежда: мы гордимся тем, что являемся представителями, продолжателями такого великодушного народа.

Конечно, такое благородство и великодушие были присущи не только моим родным бабушке и дедушке, но и всему народу Узбекистана. Ведь наш народ в те годы принял и приютил более миллиона человек, эвакуированных из мест ведения боевых действий. Из них более 200 тысяч были детьми.

Об этом не забудет никто — ни мы, ни народы Украины, Беларуси и России, у нас нет права забывать об этом!

ЗиёдаГаффорова,

ответственный работник Республиканского центра духовности и просветительства

(Источник: УзА)

Узбекистан – страна ТУРИЗМа

Экскурсия с сурдопереводом

Путешествия по стране становятся доступными и для лиц с ограниченными возможностями. Так, в Фергане по программе  «Ўзбекистон бўйлаб саёҳатқил!» была организована экскурсия для учащихся из специализированной школы-интерната для глухих детей г. Кувасая.

Учащиеся  отправились в путешествие по «шелковой столице» Узбекистана, где они посетили знаменитую фабрику «Ёдгорлик». В популярной дестинации иностранных туристов им представилась счастливая возможность попробовать свои силы в ткацком искусстве.

Особенно приятно удивил молодое поколение дом-музей керамики ТохираХайдарова в Риштане, который пропитан национальным духом и традиционным стилем ремесленничества. Керамист радушно встретил гостей и в подробностях рассказал на наглядных примерах об истории гончарного искусства, что, безусловно, было познавательным для маленьких путешественников.

В программе было и знакомство с  историческим наследием Коканда. Жемчужина города – дворец Худоярхана произвел большое впечатление благодаря красочной отделке майоликой и мозаикой на фасаде здания, внутреннему интерьеру комнат прошлых столетий, богатому декоративному орнаменту величественных потолков и старинным люстрам на них.

По словам сурдопереводчика, такая благоприятная возможность, безусловно, играет немаловажную роль в духовном становлении и гармоничном развитии воспитанников школы-интерната.

Такой маленький шаг на пути развития внутреннего туризма подарил огромное счастье, яркие эмоции и впечатления детям с ограниченными возможностями, что, естественно, порадовало всех организаторов путешествия.

(Источник: газета «UzbekistanToday»)

ПРИЛОЖЕНИЕ

О дополнительных мерах по созданию условий для развития активного предпринимательства и инновационной деятельности

Постановление Президента Республики Узбекистан

В стране особое внимание уделяется всесторонней поддержке и стимулированию активного предпринимательства, внедрению инновационных идей и технологий, созданию необходимых условий для ускоренного развития науки и инновационной деятельности, способствующих повышению социально-экономического потенциала территорий и устойчивому росту уровня жизни и благосостояния населения.

Вместе с тем, результаты проведенного анализа свидетельствуют о наличии ряда системных проблем, препятствующих дальнейшему улучшению условий для развития активного предпринимательства и инновационной деятельности в стране, в числе которых:

первое, не налажен системный анализ передовых и современных инновационных разработок, технологических проектов-стартапов и рынка инноваций с учетом имеющейся ресурсной базы и потенциала регионов;

второе, не осуществляются должным образом привлечение инвестиций в инновационные проекты-стартапы, содействие и координация деятельности талантливых предпринимателей, осуществляющих активное внедрение инноваций в сферу производства и оказания услуг;

третье, сохраняется низкий уровень деловой среды в сфере инновационного развития, особенно на местах, а также дефицит предпринимателей, имеющих необходимые навыки по разработке и продвижению инновационных и успешных технологических проектов-стартапов;

четвертое, отсутствует база данных инновационных идей, разработок и технологий, остается неразвитой практика создания новых ресурсов и передачи опыта бизнес-структурам;

пятое, слабо разработаны механизмы поддержки рынка инновационных разработок, отсутствует координация эффективного использования инновационных идей, а качество инновационных разработок не отвечает требованиям рынка;

шестое, не уделяется должное внимание привлечению выпускников технических высших образовательных учреждений и талантливой молодежи в сферу инновационных разработок, технологических проектов-стартапов, а также созданию бизнес-инкубаторов;

седьмое, неэффективно проводится работа по популяризации среди населения инновационного предпринимательства, сохраняются технические и психологические барьеры при вовлечении в разработку и продвижение инновационных продуктов и услуг.

В целях устранения имеющихся проблем и создания благоприятных правовых и организационных условий для развития активного предпринимательства, формирования и функционирования рынка инноваций, а также продвижения местных и зарубежных инновационных разработок в реальный сектор экономики:

1. Согласиться с предложением Министерства инновационного развития Республики Узбекистан о создании на условиях государственно-частного партнерства центров инновационных идей, разработок и технологий в Республике Каракалпакстан, областях и городе Ташкенте (далее – центры), осуществляющих разработку, апробацию и освоение инновационных проектов-стартапов, трансфер и коммерциализацию результатов инновационной деятельности.

Определить, что центры осуществляют свою деятельность на коммерческой основе и с момента создания освобождаются сроком на пять лет от уплаты всех видов налогов.

2. Основными задачами центров определить:

глубокое исследование потенциала и ресурсных баз регионов с целью создания новых и современных видов производства и услуг;

развитие инновационного менеджмента с целью оказания поддержки инновационным идеям, разработкам и технологиям;

разработку, апробацию и освоение инновационных проектов-стартапов по производству новой и востребованной продукции (работ, услуг), в том числе с использованием передовых методов и технологий, применяемых за рубежом;

проведение маркетинговых исследований рынка инноваций, формирование рынков сбыта производимой инновационной продукции (работ, услуг), разработку рекомендаций для их ориентации и адаптации к требованиям рынка;

организацию работ по поиску инвесторов и потребителей инновационной продукции (работ, услуг), в том числе путем развития кооперации между субъектами инновационной инфраструктуры;

консультирование широкого круга заинтересованных лиц по вопросам осуществления инновационной деятельности, организацию рекламных и выставочных мероприятий, направленных на популяризацию среди населения и субъектов предпринимательства инновационных идей, разработок и технологий;

развитие инновационного сотрудничества с производственными предприятиями, научно-исследовательскими и образовательными учреждениями, стартапами и другими партнерами в приоритетных отраслях промышленности и сельского хозяйства с целью реализации совместных инновационных проектов;

продвижение и коммерциализацию разработанных и успешно апробированных результатов инновационной деятельности.

3. Установить следующие основные условия государственно-частного партнерства при создании центров:

земельные участки, пустующие помещения, необходимые для создания центров и строительства сопутствующей инфраструктуры (наличие транспортных развязок, автостанций, автостоянок и т. п.), выделяются частным партнерам безвозмездно, в порядке исключения, на основе прямых переговоров;

выбор земельных участков для строительства зданий центров производится в установленном порядке органами государственной власти на местах по согласованию с Министерством инновационного развития Республики Узбекистан;

учредителями центров выступают государственный и частные партнеры на паритетной основе;

соглашение о государственно-частном партнерстве заключается на срок до двадцати лет со дня государственной регистрации центров;

профиль деятельности центров сохраняется в течение всего срока действия соглашения о государственно-частном партнерстве;

возмещение расходов центров на государственную регистрацию объектов интеллектуальной собственности осуществляется за счет средств Фонда поддержки инновационного развития и новаторских идей;

государственный партнер обязуется содействовать созданию условий по стимулированию внедрения инноваций в отрасли экономики, в том числе расширению возможности коммерциализации выпускаемой продукции в рамках государственных закупок;

права и обязанности государственного и частных партнеров, а также другие условия государственно-частного партнерства закрепляются в соглашениях, заключаемых между государственным и частными партнерами по согласованию с Наблюдательным советом Фонда поддержки инновационного развития и новаторских идей.

4. Принять к сведению, что Указом Президента Республики Узбекистан от 22 января 2018 года № УП-5308 «О Государственной программе по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах в «Год поддержки активного предпринимательства, инновационных идей и технологий» на срок до 1 января 2023 года от уплаты всех видов налогов и обязательных платежей, за исключением единого социального платежа, освобождены:

создаваемые венчурные фонды, софинансирующие высокотехнологичные предпринимательские проекты-стартапы;

высокотехнологичные проекты-стартапы, софинансируемые из венчурных фондов;

научно-исследовательские учреждения, инновационные центры, проектно-конструкторские бюро по доходам, полученным от продажи (передачи в пользование) предпринимателям собственных новых технологий;

организации по трансферу новых технологий в отечественное предпринимательство по доходам от указанной деятельности.

Рекомендовать руководителям органов государственного и хозяйственного управления создание с учетом их отраслевой специализации корпоративных венчурных фондов, средства которых направляются на финансирование исследований и разработок центров, в том числе путем вхождения в их уставный капитал.

5. Установить, что:

для центров предусматривается резервирование средств Фонда поддержки инновационного развития и новаторских идей в размере не менее 10 процентов от общего объема финансирования инновационных проектов;

при создании центров на условиях государственно-частного партнерства государственным партнером могут выступать Министерство инновационного развития Республики Узбекистан, другие государственные органы, предприятия и организации;

основные критерии отбора частных проектов определяются государственным партнером;

при расторжении соглашения по инициативе частных партнеров 
их расходы на создание центров не возмещаются, незавершенный строительством объект передается в государственную собственность 
и проводится повторный поиск частных партнеров в соответствии с настоящим постановлением;

подведение к строящимся зданиям центров всех необходимых внешних инженерно-коммуникационных сетей, коммунальной инфраструктуры осуществляется за счет АО «Узбекэнерго» – в части электрической энергии, АО «Узтрансгаз» – в части газоснабжения, АК «Узбектелеком» – в части телекоммуникационных сетей, Республиканского дорожного фонда при Кабинете Министров Республики Узбекистан – в части строительства автомобильных дорог, средств бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов областей и города Ташкента – в части водоснабжения, канализации и строительства автостанций с учетом сроков, установленных в соглашении о государственно-частном партнерстве по созданию центров;

по мере ввода в эксплуатацию зданий центров органы государственной власти на местах организуют удобные транспортные маршруты и ритмичную работу пассажирского транспорта.

6. Рекомендовать коммерческим банкам широкое участие в реализации центрами инновационных идей, разработок и технологий, в том числе путем выделения центрам и другим субъектам предпринимательства льготных кредитов.

7. Министерству инновационного развития и Государственному комитету Республики Узбекистан по инвестициям обеспечить:

в двухмесячный срок поиск потенциальных инвесторов и заключение с ними соглашений о создании центров на условиях государственно-частного партнерства, определенных настоящим постановлением;

совместно с Министерством иностранных дел и Министерством внешней торговли Республики Узбекистан в двухмесячный срок проведение переговоров с представителями международных и зарубежных организаций, финансовых институтов с целью привлечения к участию в создании центров, в том числе выделения грантовых и спонсорских средств;

в месячный срок внесение в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложений об образовании при Министерстве инновационного развития Республики Узбекистан Единого центра коммерциализации разработок центров, осуществляющего всестороннее содействие центрам в расширении возможности коммерциализации выпускаемой продукции, в том числе в рамках государственных закупок;

совместно с Национальной телерадиокомпанией Узбекистана, Национальным информационным агентством Узбекистана, Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента широкое освещение и доведение до населения и субъектов предпринимательства сути и значения настоящего постановления.

Разрешить Министерству инновационного развития Республики Узбекистан создавать центры в районах (городах) с применением условий настоящего постановления.

8. Кабинету Министров Республики Узбекистан, Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента в трехмесячный срок обеспечить по заявкам государственных и частных партнеров выделение для создания центров земельных участков или пустующих зданий, в том числе высвобождаемых за счет оптимизации средних специальных, профессиональных образовательных учреждений либо предусмотреть их размещение в зданиях центров государственных услуг, сооружаемых по типовым проектам.

9. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А. Н., заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Холмурадова С. Р., Генерального прокурора Республики Узбекистан Муродова О. Б. и министра инновационного развития Республики Узбекистан Абдурахмонова И. Ю.

Президент Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев

Город Ташкент, 5 мая 2018 года. 

(Источник: УзА)

 
EN AF RU
Конференции