Налоговые реформы, ориентированные на эффективность

Анализ деятельности налоговой системы показывает необходимость ее коренного совершенствования.

Налоговая система является важным элементом рыночной экономики. Она обеспечивает необходимые ресурсы для реализации государственно-бюджетной политики. Пополняя государственную казну, налоги обеспечивают принцип социальной справедливости, служат стимулирующим фактором развития.

Добросовестная уплата налогов налогоплательщиками — важнейшее условие реализации социальных и экономических задач. Как известно, парламент утвердил Государственный бюджет страны на 2018 год. Его доходная часть предусматривает поступление 62,229 триллиона сумов (курс ЦБ РУ на 06.07.2018, 1$= 7846.27 сум). Причем доходы от прямых налогов должны составить 12 805,4 миллиарда, косвенных — 33 404,3 миллиарда сумов. При этом на текущий год запланировано израсходовать 62 170 миллиардов сумов. Из них 35 034 миллиарда должны быть направлены на социальную сферу. 19 504,3 миллиарда сумов — на просвещение, 9 562 миллиарда — на здравоохранение и т. д. Определены конкретные средства, необходимые для развития культуры, спорта, науки, выплаты социальных пособий нуждающимся, пенсий, заработной платы бюджетникам. Значительные финансы направляются на содержание водного хозяйства, жилищно-коммунальной сферы, питьевое водоснабжение, функционирование правоохранительной системы, многие другие статьи расходов.

Каждый понимает, насколько это важно, однако не каждый считает своим гражданским долгом вовремя и полноценно платить налоги.

К примеру, по результатам налогового контроля, по данным Государственного налогового комитета, всего за одну неделю выявлено 1 741 правонарушение. Это в основном нарушение правил торговли и оказания услуг, невыдача чеков и квитанций, не-соблюдение порядка применения контрольно-кассовых машин, платежных терминалов, необоснованное завышение цен, сдача в аренду зданий, сооружений, жилых помещений без нотариально заверенного договора, несвоевременная сдача деклараций о до-ходах в налоговые органы, незаконное осуществление предпринимательской деятельности, несвоевременное представление налоговой от-четности, просроченная дебиторская задолженность и так далее.

Допущение тысяч и тысяч правонарушений, порой, на первый взгляд, и незначительных, прямо влияет на состояние Государственного бюджета. Это становится сдерживающим фактором в осуществлении намеченных программ.

Необходимости формирования в нашем обществе высокой налоговой культуры. Важно сформировать правильное отношение людей к налогам. К примеру, во многих экономически развитых странах граждане считают для себя честью уплатить налог государству вовремя и в полной мере.

Анализ деятельности налоговой системы Узбекистана показывает необходимость ее коренного совершенствования. 26 июня 2018 года принято постановление Президента «О мерах по коренному совершенствованию деятельности органов государственной налоговой службы». 30 июня глава нашего государства подписал Указ «О Концепции совершенствования налоговой политики Республики Узбекистан». Концепция предусматривает, с одной стороны, меры по повышению эффективности налоговой политики, последовательному снижению налогового бремени, упрощению системы налогообложения и совершенствованию налогового администрирования, с другой — повышение культуры добросовестного налогоплательщика.

Эти две составляющие рассматриваются как важнейшие условия ускоренного развития экономики и улучшения инвестиционной привлекательности страны.

Акцент сделан в первую очередь на обеспечение эффективности налога. Он должен стать рычагом, стимулирующим фактором, а не оставаться тяжким бременем, при котором предприниматель порой принимает решение либо обойти закон, либо прекратить деятельность.

Неэффективные налоги приводят к удорожанию стоимости промежуточной и конечной потребительской продукции, сокрытию реальной численности работников и фонда оплаты труда, реального дохода предприятия. Настало время совершенствования администрирования в налоговой системе, широкого внедрения современных технологий в процессы обмена информацией, предоставления услуг налогоплательщикам.

Утвержденная главой государства концепция предлагает совершенно новый эволюционный подход к формированию государственной налоговой политики. А именно оптимизацию количества налогов, сокращение и упрощение налоговой отчетности, упрощение налогового законодательства, совершенствование форм и механизмов налогового контроля и другое.

С 1 января 2019 года снижается налоговая нагрузка на фонд оплаты труда путем введения единой ставки налога на доходы физических лиц в размере 12 процентов для всех граждан, из них 0,1 процента направляется на индивидуальные накопительные пенсионные счета. Отменяются страховые взносы во внебюджетный Пенсионный фонд, удерживаемые из доходов граждан в виде оплаты труда. Не будет обязательных отчислений в государственные целевые фонды, взимаемые с оборота юридических лиц. Снижены ставки налога на прибыль юридических лиц с 14 до 12 процентов, для коммерческих банков — с 22 до 20 процентов, они увеличены для юридических лиц, оказывающих услуги мобильной связи с 14 до 20 процентов, с отменой для них порядка исчисления налога на сверхприбыль в зависимости от уровня рентабельности.

Эти и другие меры нацелены на снижение налогового бремени и стимулирование налогоплательщиков добросовестно платить налоги.

Каждый понимает, насколько это важно, однако не каждый считает своим гражданским долгом вовремя и полноценно платить налоги.

1 741 – правонарушение выявлено всего за одну неделю по результатам налогового контроля по данным Государственного налогового комитета.

Ежегодно парламент страны заслушивает отчет Счетной палаты. При его рассмотрении акцент делается прежде всего на обеспечение полноты поступлений в Госбюджет, изыскание новых возможностей для расширения доходной базы. В данном направлении есть большой потенциал. В настоящее время начата реализация программы «Каждая семья — предприниматель», которая способствует вовлечению граждан в предпринимательство. Обеспечивается занятость, растут доходы.

Сенаторам на местах необходимо активно включиться в работу по продвижению данной программы, установить строгий парламентский контроль за последовательной реализацией Концепции совершенствования налоговой политики, своевременной и качественной разработкой в разрезе районов и городов «дорожных карт» по расширению налогооблагаемой базы, выявлению дополнительных источников поступлений в бюджет, а также обеспечению его сбалансированности и недопущению возникновения дефицита.

Мухамет ДЖУМАГАЛДИЕВ, председатель Комитета по вопросам бюджета и экономических реформ Сената Олий Мажлиса.

(Источник: газета «Народное слово»)

 
EN AF RU
Актуально

 

Выборы Президента Республики Узбекистан. Декабрь 2016 


 

 Международный инвестиционный форум в г.Ташкенте


 

 Новости Республики Узбекистан (ИА "Жахон")


 


 

 

 

 


 


 

 


111
 

Знаменательные даты
Конференции
СИЭЗ - "Навои"

 

Погода

 

Курсы валют